ЗАЩИТИТЬ ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ

Любопытный, граничащий с курьезностью, иск рассмотрел в начале октября Арбитражный суд РТ: главное выставочное предприятие РТ — ОАО «Казанская ярмарка» (КЯ) — защищало свою деловую репутацию от некоей Жанны Андреевой. Как выяснилось, речь идет о соорганизаторе традиционной для КЯ выставки «Домашний ZOOпарк» и руководителе казанского фелинологического клуба «Ак Барс».

«Наше сотрудничество заключалось в том, что мы предоставляли Андреевой на безвозмездной основе выставочные площади, — рассказала на судебном заседании представитель КЯ Анна Набиуллина. — Она, в свою очередь, выступала соорганизатором выставки кошек». Но выставочный центр, который до поры до времени устраивали эти условия, в этом году их вдруг пересмотрел. Напомнив, что цель ОАО — получение прибыли, юрист истца назвала бесплатные площади для соорганизатора «коммерчески невыгодным решением». Хотя изначально, по ее словам, у КЯ в этом партнерстве была своя стратегия — привлечь аудиторию и потенциальных партнеров на будущие выставки. И расчет оправдался. «Сегодня у нас появился партнер, который готов платить за выставочные площади, услуги и оборудование», — рассказала Набиуллина в суде.

В связи с этим клубу Андреевой предложили участвовать в «Домашнем ZOOпарке» «на общих условиях». Она посчитала такое сотрудничество невыгодным и отказалась, при этом поместив свой эмоциональный отклик на произошедшее в интернете: на двух страницах «ВКонтакте» и двух в Facebook. Содержание комментария в выставочном центре расценили как «порочащие сведения». В частности, Андреева написала о том, что «Казанская ярмарка» якобы предлагала ей неофициально оплатить право участия в выставке — 80 тыс. рублей. «Эти сведения не соответствуют действительности», — настаивала представитель выставочного центра в арбитраже. По ее словам, Андреевой всего лишь сообщили, что «участие в выставке без оплаты не предусмотрено». КЯ требовала от недавнего партнера удалить недостоверные сведения и опровергнуть их «тем же способом». Сама «виновница» события ни на одном из судебных заседаний не появилась, не было от нее и представителей. В результате иск был удовлетворен.

Выставки – это, по сути, кошачьи конкурсы красоты
Выставки — это, по сути, кошачьи конкурсы красоты

ТО ЛИ ДРУЖЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ, ТО ЛИ «ВОЙНА»

Члены клубов любителей кошек и владельцы питомников согласились говорить с «БИЗНЕС Online» об инциденте только на условиях анонимности. Понять их можно — «кошачий» мир крайне тесен. В Казани сегодня два активно работающих клуба любителей кошек: «Ак Барс» и «Алиса-Бест», руководители которых некогда вышли из одного клубного объединения «Престиж», рассказал о подоплеке конфликта знакомый с ситуацией источник. Каждый клуб хорош по-своему, но основное для них — проведение выставок. «Алиса-Бест» проводит две-четыре выставки в год, а «Ак Барс» — каждый месяц. И понятно, что каждый из них старается привлечь к себе побольше владельцев питомников, в том числе из других городов.

Выставку «Домашний ZOOпарк» на КЯ начали проводить в 2009 году. Первым ее соорганизатором выступил клуб «Престиж». «Кошачьи выставки, имевшие хороших спонсоров, тогда проходили как масштабный праздник, все клубы получали приглашение к участию», — вспоминает собеседник нашего издания. КЯ изначально предусмотрела для своих помощников бонусы. «Престиж» тоже работал на бесплатных площадях. Более того, в первый год выставочный центр даже выделил ему средства на эксперта. Но три года спустя на месте «Престижа» оказался клуб «Ак Барс» во главе с Андреевой. По одной из версий, она сумела получить лицензии на ближайшие даты выставок. Как объясняют в клубах, все работают в одной международной системе. Для того чтобы провести выставку, нужно получить лицензию на конкретную дату в штаб-квартире в Германии. Если один клуб получил лицензию, другой в этом городе и на расстоянии 200 км от него провести выставку уже не может... А в этом году в такой же ситуации оказалась и сама Андреева. «Об этой выставке договаривались давно, Жанна взяла лицензию, — рассказывают в «Ак Барсе». — В связи с тем, что выставка была перенесена, ей пришлось согласовывать и перенос лицензии. И вдруг в последний момент ее поставили перед фактом платного участия в выставке». Но, на самом деле, причина в другом, полагают в «Ак Барсе» — просто КЯ предпочла иметь дело с клубом «Алиса-Бест»: «В одно время не может быть выставки двух клубов по одной системе. То есть клуб «Алиса-Бест» провел выставку по другой системе. Это не совсем корректно».

Мир владельцев четвероногих оказался вовсе не пушистым, а конкурентным и агрессивным
Мир владельцев четвероногих оказался вовсе не пушистым, а конкурентным и агрессивным

Заводчики показывают свою осведомленность в конфликте Андреевой с КЯ: «Понятно, что это клубы конфликтуют между собой». Они считают, что владельцам кошачьих питомников влезать в их разборки не совсем этично: «Мы стремимся быть вне политики. И вне зависимости от клуба, в который входим, сами определяем, на какой выставке нам наиболее интересно быть». Владельцы питомников по разведению кошек выступают за то, чтобы клубы были дружественными: «Один клуб — это застой, два — хоть какое-то соревнование. Но когда это соревнование переходит из дружеского соперничества в войну, это не совсем приятно». И даже подсказывают достойный выход из ситуации, клубы могли бы объединиться: «В Москве два раза в год проходит выставка «Содружество», в которой задействованы несколько систем одновременно. В идеале «Ак Барс» и «Алиса-Бест» могли бы снять одно помещение и провести там выставку сразу по трем системам, как это могут сделать две дружественные организации».

«КЛУБ НЕ ВОСПРИНЯЛ СТАНДАРТНЫЕ УСЛОВИЯ»

Традиционно на протяжении 6 лет соорганизаторами выставки «Домашний ZOOпарк» выступают различные кинологические и фелинологические клубы Казани, сообщили «БИЗНЕС Online» на КЯ. «В этом году мы неожиданно столкнулась с тем, что клуб любителей кошек, который впервые пригласили для участия в проекте два года назад, не воспринял стандартные для всех участников выставок и ярмарок условия работы, — рассказали там. — Президенту МФЦ «Ак Барс» Жанне Андреевой сообщили, что возможность участия в выставке предоставляется на основании договора и оплаты стоимости площади, регистрационного сбора, услуг, дополнительного оборудования... К сожалению, реакцией на эту информацию были не конструктивные переговоры по согласованию условий участия...»

«Домашний ZOOпарк» на «Казанской ярмарке» ежегодно посещает порядка 6 тысяч горожан
«Домашний ZOOпарк» на «Казанской ярмарке» ежегодно посещают порядка 6 тыс. горожан

В выставочном центре не умаляют заслуг недавнего партнера: «Сотрудничество с Жанной Андреевой в проведении 4-й и 5-й специализированных выставок «Домашний ZOOпарк» позволило посетителям познакомиться с многообразием пород кошек». За это МФЦ «Ак Барс» был отмечен дипломом выставки. В то же время на КЯ подчеркивают, что любой клуб при проведении выставки на территории выставочного центра получает «колоссальные возможности»: развитую инфраструктуру, позволяющую не только комфортно организовать конкурсный процесс, но и дать возможность многочисленным любителям животных стать активными зрителями и покупателями. «Кафе, развлечения для малышей, программа с конкурсами и показательными выступлениями — все это позволяет привлекать на выставку порядка 6 тысяч посетителей ежегодно, — утверждают организаторы выставки. — Они целенаправленно приходят сюда целыми семьями». Здесь считают, что «именно успешная продажа животных на выставке кошек, которая напрямую зависит от целевого посетителя, — ключевой показатель ее успешности для владельцев четвероногих». Хотя в действительности успешность «Домашнего ZOOпарка» складывается из множества составляющих. Один из них — это экспозиция животных. Например, в этом году в том же павильоне №1, где проходила международнвя выставка кошек (кстати, пушистых питомцев впервые оценивали по двум ринговым системам TICA и ICU), были выставлены и крысы. Конкурсы с их участием — например, «Крысиные бега» или показы одежды «Дефиле от кутюр — тоже традиционно собирают множество зрителей. А по соседству — в павильоне №2 — в это же время проходила международная выставка собак «Серебряный ирбис-2014», за титул кандидата в интерчемпионы ранга CACIB соревновались 899 собак 154 пород.

Участники кошачьих клубов, с которыми удалось пообщаться «БИЗНЕС Online», не разделяют устремлений КЯ, считают, что выставки четвероногих питомцев невозможно сделать коммерческими. «Это узкосоциальное мероприятие, на котором могут быть посетители, а может и не быть вообще, — отмечают они. — К тому же вся прибыль от посетителей идет самому выставочному предприятию. А экспонентские средства (плата за участие в выставке) тратятся на оплату экспертов, призового фонда, полиграфии. Например, экспертам оплачивается проезд, гостиница и сама работа. Накладных расходов очень много». По некоторым данным, первого соорганизатора выставки тоже поставили перед фактом: деньги, получаемые от участников, должны проводиться через кассу выставочного центра. «Мы еще понимаем, что можно работать бесплатно, но не себе же в минус», — характеризуют эту ситуацию в клубах. Фелинологи утверждают, что смысл клубной работы — это не только коммерческая составляющая: «В данном случае играют роль не только деньги. Если клуб из года в год проводил выставки, это определенный статус».

Участники клубов любителей кошек считают, что выставки их четвероногих питомцев невозможно сделать коммерческими
Участники клубов любителей кошек считают, что выставки их четвероногих питомцев невозможно сделать коммерческими

КОШАЧЬИ КОНКУРСЫ КРАСОТЫ: НИКАКОЙ КОММЕРЦИИ

Андреева на тему взаимоотношений с КЯ говорить наотрез отказалась, пояснив, что у нее, а также у юрлиц, в которых она директор и учредитель, нет и никогда не возникало никаких гражданско-правовых и договорных отношений с ОАО «Казанская Ярмарка». «Я даже не в курсе, что на меня подавали в суд, меня никто не извещал о том, что назначено судебное заседание с моим участием», — заявила она «БИЗНЕС Online». Однако на тему своего увлечения кошками Андреева готова беседовать сколько угодно.
«Уже много лет в Казани проходят выставки кошек, — рассказала она. — В нашем городе работают три клуба любителей этих четвероногих: наш межрегиональный фелинологический центр «Ак Барс», «Алиса-Бест» и «Престиж». Все они состоят в международной фелинологической федерации World Cat Federation (WCF). Наш клуб проводит семинары для обучения заводчиков, ветеринарные семинары, приглашая лекторов из других городов. То есть мы занимаемся просвещением. Кроме того, организуем международные выставки кошек с целью повышения качества их племенного поголовья. Ведь что такое выставка? Приезжают лицензированные эксперты WCF со всей России и из-за рубежа, отсматривают кошек, описывают их, указывают на их достоинства и недостатки, говорят заводчикам, над чем нужно поработать».

«Выставка — это, по сути, конкурс красоты, на котором выбирают лучших, то есть наиболее соответствующих стандарту кошек, — отмечает Андреева. — Именно на них заводчики показывают результаты своей селекционной работы, а также демонстрируют, как должен выглядеть настоящий представитель той или иной породы. Чтобы люди знали, например, что «вислоухих британцев окраса вискас» не существует в природе... Еще клуб занимается оформлением документов для племенного разведения кошек: регистрирует вязки, проводит актировки, выписывает метрики на котят, оформляет родословные и титульные сертификаты. Иначе говоря, мы занимаемся пропагандой цивилизованного содержания и разведения этих животных. И все. Никакой коммерческой деятельности у клуба любителей кошек нет, это объединение людей по интересам».

КРАЙНЕ КОНКУРЕНТНЫЙ И АГРЕССИВНЫЙ МИР

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась мнением экспертов о казанских выставках кошек, а также о конфликте между КЯ и Андреевой.

Конкурсы с участием крыс традиционно собирают множество зрителей
Конкурсы с участием крыс традиционно собирают множество зрителей

Елена Миленькая — руководитель питомника сибирских и невских маскарадных кошек Angel Neva:

— Работа заводчика, по мнению обывателей, — это повязал кота и кошку, продал котят, что-то заработал. К сожалению, массу таких «разведенцев», предлагающих своих якобы породистых котят, можно встретить на сайтах Avito и на птичьем рынке. Котят продают в месячном возрасте без документов и прививок, не говоря уже об остальном. Чаще всего малыши оказываются больными, продавца же потом найти невозможно. А котенок, купленный у заводчика, в том числе на выставке, обязательно имеет метрику или родословную, ветеринарный паспорт, где проставлены прививки, приучен к лотку, когтеточке и, как правило, может самостоятельно питаться. Иными словами, готов переехать в новую семью. На выставке у эксперта можно получить оценку животному. Кроме того, оно может поучаствовать в шоу и на ринге. Это очень зрелищно не только для заводчиков, но и для посетителей выставки. Помимо праздника это еще и просветительская работа. Здесь можно задать интересующие вопросы заводчикам той иди иной породы. Хотелось бы поучаствовать в Казани в выставках еще и по другим системам. В этом плане интересна выставка «Содружество», которую проводят дважды в год в Москве.

Мария Прокофьева — президент клуба любителей кошек «Престиж»:

Подобный инцидент может испортить деловую репутацию кому угодно. Хотя не думаю, что «Казанская ярмарка» сильно пострадает — отзывы в соцсетях читают в основном кошатники, а клубная среда не очень широкая. Тем не менее компания вправе защищать деловую репутацию. На месте «Казанской ярмарки» я бы тоже обиделась. Они создали все условия: предоставили помещения, разместили рекламу по городу — фактически никаких забот, лишь бы денег не просили, потому что у соорганизаторов кошачьих выставок их нет... На мой взгляд, случившееся вредит самому фелинологическому движению. Кошки — мягкие и пушистые, а эта история показала всю изнанку. Меня с самого начала поражало, что «кошачий» мир такой крайне конкурентный и агрессивный. Хотя по большому счету делить нечего. Даже если клубы проводят частые коммерциализированные выставки, это не те деньги, ради которых стоило бы драться. Это же не водка и не наркотики, тут ни у кого нет сверхдоходов. Поэтому думаю, что это исключительно вопрос честолюбия и самореализации. Это ведь всего лишь кошки и больше ничего. Занимаясь ими, ты не станешь ни депутатом, ни президентом. А люди так серьезно к этому относятся, что теряют голову и достоинство.

Сергей Стрикун — управляющий партнер консалтинговой компании В.В Group:

— Информация, выкладываемая в социальные сети, на сегодня как никогда публична. Только аудитория «ВКонтакте» составляет 270 миллионов человек. В соответствии с частью 2 статьи 152 Гражданского кодекса России, сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (юрлица) и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же СМИ. Однако группу «ВКонтакте», если полагаться на закон «О СМИ», можно назвать средством массовой информации лишь с большой натяжкой. Фактически же это очень мощный распространитель информации. Безусловно, публикация материалов в социальных сетях может повредить репутации, равно как и стать в умелых руках очень ценным PR-инструментом. Данный случай ни в коем случае не нужно считать курьезным. Он показателен. Так мы можем судить о том, что наши предприниматели просто не умеют адекватно защищать свои права и позицию. Кроме того, показательна значимость «кулуарных» переговоров за закрытыми дверями. И так повсюду, маска официоза скрывает многое. С другой стороны, очень многие надеются на «халяву» (в данном случае на бесплатные площади). Странно, что госпожу Андрееву так обидело нежелание «Казанской ярмарки» работать бесплатно.