РОСАВИАЦИЯ ДАЛА ДОБРО

Прага может вернуться в расписание международного аэропорта Казань. Вылеты из Казани в столицу Чехии одобрены с лета 2015 года. Согласно достигнутым в сентябре договоренностям между авиационными властями России и Чехии в Праге, предварительно согласованы рейсы чешских авиаперевозчиков в Казань, Волгоград и Воронеж. Соответствующий меморандум появился на официальном сайте Росавиации. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в ведомстве, еженедельно может совершаться не более пяти вылетов по каждому маршруту. В Росавиации поясняют, что точное число рейсов станет известно, когда перевозчики подадут заявку и она поступит на рассмотрение авиационных властей РФ.

Интерес к перевозкам по новым направлениям в Россию проявляют две авиакомпании — главный национальный перевозчик «Чешские авиалинии» и низкотарифная Smart Wings, которая принадлежит чешскому чартерному оператору Travel Service Airlines.

О том, что чешские авиаперевозчики интересуются возможностью полетов в столицу Татарстана, сообщалось еще в прошлом году. С 2010 года рейсы в Прагу осуществляла авиакомпания «Татарстан», которая летом этого года была признана банкротом. В результате регулярное авиасообщение с Прагой было прервано.

Возвращение Чехии в расписание международного аэропорта Казань еще шире открывает международные авиаворота столицы Татарстана. Так, недавно стало известно, что в ближайшее время из казанского аэропорта могут возобновиться рейсы в немецкий Мюнхен авиакомпании «Оренбургские авиалинии». Представители международного аэропорта Казани отметили тогда, что на переговоры с европейскими перевозчиками оказывают влияние санкции и непростая международная обстановка, но Казань прилагает максимальные усилия для возврата и пражского направления.

ЕЩЕ ОДИН ШАГ К КАЗАНСКОМУ ХАБУ

По оценкам председателя госкомитета Татарстана по туризму Сергея Иванова, Чехия была, есть и будет популярным направлением. Поэтому регулярный рейс Казань – Прага действительно очень необходим. «Чехия является популярным направлением для туристов из Татарстана и ближайших регионов, это первое, — отметил Иванов в разговоре с «БИЗНЕС Online». — Во-вторых, мы рассчитываем также на обратный туристический поток в Россию. Для этого и нужен регулярный рейс».

Возобновление авиасообщения важно и с деловой точки зрения. Чехия входит в Топ-15 стран мира, у которых наибольший объем внешней торговли с Татарстаном. Хотя после кризиса 2008 - 2009 годов он просел почти в 10 раз — с $1,4 млрд. до $154 млн. в 2013 году, тем не менее это серьезная цифра. Напомним, что недавно татарстанская делегация побывала в Чехии, где президент РТ Рустам Минниханов встречался с президентом Чехии Милошем Земаном.

Возвращение Чехии в расписание международного аэропорта Казань еще шире открывает авиаворота столицы Татарстана

Исторически республика имеет давние связи с Чехией, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» генеральный директор билетного оператора AVT Азамат Сабиров. Например, в Карловых Варах предпочитают отдыхать татарстанские VIP-персоны. «Безусловно, возвращение авиарейсов скажется на турпотоке, хотя определенный перерыв заставил людей переориентироваться на другие прямые и чартерные направления», — отметил Сабиров.

Но Прага интересна как транзитный пункт для полетов по другим направлениям в Европе. В этой связи у аэропорта Казани также открываются неплохие перспективы, поскольку из столицы РТ уже совершаются рейсы в такие крупные хабы, как Москва, Стамбул или Хельсинки. «Это будет интересное направление, — отмечает Сабиров. — Четыре хабовых рейса — в Стамбул, Москву, Хельсинки и Прагу — и Казань будет иметь большие перспективы в плане «разлетки». Напомним также, что «Оренбургские авиалинии» вскоре планируют начать совершать регулярные перелеты в Мюнхен (в 2011 году попытка «Ак Барс Аэро» организовать регулярное авиасообщение со столицей Баварии закончилась неудачно.

Сергей Иванов
Сергей Иванов: «Мы рассчитываем также на обратный туристический поток в Россию. Для этого и нужен регулярный рейс»

В целом расширение географии полетов выгодно для «Ак Барс Аэро», которая наращивает свою активность на направлениях Приволжского федерального округа. Фактически за счет партнеров удастся придать дополнительный плюс казанскому аэропорту как авиационному хабу, дополнив его Прагой и еще одним пунктом «разлетки» в Европе. Люди полетят в Казань и из соседних регионов, что даст загрузку региональным направлениям в ПФО.

Вместе с тем, Сабиров с тревогой отметил экономические проблемы туристической отрасли. Изменения в налоговой системе (налог на имущество с кадастровой стоимости, обсуждаемый ввод туристических сборов за выезд за рубеж и так далее) затрагивают бизнес напрямую.

ТУРИСТЫ ВЕРНУТСЯ В ЧЕХИЮ, НО НЕ В ТАКОМ ОБЪЕМЕ

Оценить открывающиеся возможности «БИЗНЕС Onlinе» предложил экспертам отрасли.

Сергей Пасечник — генеральный директор магазина путешествий Companion SP:

— Конечно, наши туристы любят комфорт, и прямой авиарейс из Казани в Прагу давно всех избаловал. Все привыкли к такому удобному способу перелета. Люди предпочитают те направления, на которые есть прямой вылет из Казани. Если бы у авиакомпании «Татарстан» на тот момент не было такого мрачного шлейфа, может быть, этот рейс и не был бы отменен. Татарстанцы давно облюбовали такой курорт, как Карловы Вары. Всем это удобно, есть даже одна наша гостиница, в которой у татарстанцев есть свои привилегии. Чехию часто выбирали для профилактики здоровья, большим спросом пользовались санатории. Карловы Вары уже лет 10 пользуются спросом.

К сожалению, после закрытия прямого авиарейса в Прагу чешские туры стали пользоваться меньшим спросом. Люди стали искать какие-то альтернативные варианты: Словения, Венгрия, Италия или Франция. Курортов много, можно попробовать лечение самыми разными водами или грязями. После возобновления прямого авиарейса в Чехию наши туристы туда, думаю, вернутся. Вопрос в том, сколько их осталось, любителей именно этой страны. Поэтому пока трудно сказать, что будет в 2015 году. Многое зависит от политической атмосферы и от состояния экономики.

Диляра Насыбуллина — руководитель туристической компании «Евразия»:

— После закрытия прямого авиарейса из Казани в Прагу наши туристы частично переориентировались на другие направления. Но часть все-таки осталась верна Чехии, они летят через Москву. Конечно, когда был прямой вылет из Казани, это было намного удобней. Именно из-за преимущества прямого вылета наши туристы больше стали летать в теплые страны — Турцию, Египет.

Сейчас в Европу поток уменьшился еще и в связи с повышением курса валют. В рублях такие путевки стоят очень дорого. Поэтому спрос на Европу снизился очень существенно. Чехию выбирают, как правило, люди в возрасте, которым тепло средиземноморских курортов особо не нужно. Чехия всегда считалась «недорогой Европой», поэтому туда едут еще и из-за этого. Я думаю, что возобновление прямого авиарейса Казань – Прага обязательно скажется на увеличении пассажиропотока наших туристов в Чехию. Но тот объем пассажиропотока, который был раньше, вряд ли вернется. Из-за повышения курса валют все стало настолько дорого, что многие выбирают другие направления.

ТУРБИЗНЕС МОЖЕТ ПРОСЕСТЬ НА 30 - 40 ПРОЦЕНТОВ

Приветствуя возвращение Праги, турбизнес с осторожностью смотрит в будущее на фоне сложной политической атмосферы и падающей экономики страны. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что вряд ли удастся загрузить пять рейсов в Прагу, и напоминают об отпечатках пальцев, которые с Нового года требуются на «шенген».

Влада Саетова — заместитель директора салона путешествий «КиВи Тур»:

— Туристы спрашивают Чехию довольно часто, причем их привлекают разные направления — и отдых в санаториях, и экскурсионные туры, и деловые туры. Поездки на Новый Год пользуются большим спросом, потому что вся Европа в это время очень дорогая, а в Чехии цены достаточно демократичны.

Раньше несколько туроператоров консолидировали один или два рейса в две недели. Сейчас туристы добираются в основном через Москву. Если стоимость билета из Казани будет разумной, думаю, удастся заполнить один или два рейса в неделю.

Честно говоря, в туризме сейчас идет большой спад из-за проблем в экономике, банкротства туроператоров. И прогнозировать следующее лето сложно, так как зима вообще сложное время для туристического бизнеса.

Ильдар Ахметвалиев — учредитель и гендиректор ЗАО «Интурцентр»:

— Думаю, направление будет пользоваться спросом. У нас привыкли ездить в Карловы Вары. На протяжении многих лет туда ездят люди нашей республики поправлять здоровье. Считаю, достойное направление.

К сожалению, этот год ничего хорошего не принес туристическому рынку — рухнули туркомпании, вырос доллар, повлиял и конфликт на Украине. Если такая ситуация продолжится, туристический поток в лучшем случае не увеличится. Однозначно, рейсы пять раз в неделю не заполнятся. Максимально — два раза.

Скорее всего, рынок просядет процентов на 30 - 40, может быть, даже на 50. Мы видим, как лопаются крупные туроператоры, мелкие компании закрываются, потому что не могут вести деятельность в связи с маленьким турпотоком. Народ боится обращаться в турфирмы. К этому руку приложили и СМИ, чиновники с экранов телевизоров делают непродуманные заявления о том, что не стоит ездить за границу, нельзя доверять турфирмам. Конечно, очень хочется, чтобы развивался внутренний рынок, но не за счет таких потрясений.

Виктор Степанцов — генеральный директор «Казань-Интур»:

— Чехия всегда была популярным направлением. У нас традиционно летали в Карловы Вары, там есть республиканский санаторий «Ульрика». Да и сама Прага — красивый исторический город. Есть места, куда можно ездить бесконечно. Прага — один из таких городов.

Очень сложно прогнозировать, каким будет турпоток из Казани. С Нового года для получения шенгенской визы нужно будет сдавать отпечатки пальцев. Пока не совсем понятно, где их будут брать — в Казани или Москве. От этого и будет зависеть загрузка рейсов.

Туризм вообще зависит от всех катаклизмов — и финансовых, и природных. Все прошлые годы Чехию поддерживало то, что очень многие чиновники ездили отдыхать именно туда. Эта страна считалась довольно престижным направлением. В связи с последними политическими, экономическими событиями, скорее всего, для туризма будет сложный год.