ТАТАРСТАНЦЫ И РАЛЛИ-КРОСС

Ралли-кросс в 2014-м совершил стремительный рывок на автоспортивный Олимп. Еще год назад под крылом международной федерации автоспорта (ФИА) было всего пять турниров с наивысшим статусом — чемпионат мира. Все они фактически являются элитарными, имеют большую зрительскую аудиторию и мощный спонсорский интерес. А в текущем сезоне на самый верх решено поднять и соревнования по ралли-кроссу в топовом зачете Supercar. Специалисты предполагали такое развитие событий. Ведь заезды сверхмощных машин по красивым закрученным трассам отличаются высокой зрелищностью, а накал борьбы в силу специфики спорта всегда на высочайшем уровне.

Для российских болельщиков, а особенно татарстанских, это стало великолепной новостью. Ведь в нашей республике ралли-кросс — одна из главных дисциплин автоспорта, в которой местные гонщики активно выступают и достигают больших успехов. Тимур Тимерзянов — трехкратный чемпион Европы, Ильдар Рахматуллин — двукратный вице-чемпион Европы, Тимур Шигабутдинов и Расуль Минниханов в этом году поднимались на подиумы этапов чемпионата Европы. Артур Егоров выиграл в 2014-м кубок России, а главным претендентом на титул был Айдар Нуриев.

Немаловажный факт: участниками гонок по ралли-кроссу выступают представители высшей элиты Татарстана — за руль садится и сам президент Рустам Минниханов. Причем результаты он показывает весьма впечатляющие. Среди ведущих ралли-кроссменов можно отметить такие заметные фигуры, как Джаудат Миннахметов — генеральный директор ГКУ «Фонд газификации энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ», Ирек Миннахметов — руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», Радик Миннахметов — директор стадиона «Казань Арена». Совсем недавно закончил выступления в ралли-кроссе народный артист Татарстана Салават Фатхетдинов.

Кстати, в большой группе поддержки, которая поехала на турецкий этап чемпионата мира, находились как раз Салават Фатхетдинов, Расуль Минниханов, Артур Егоров, Айдар Нуриев. А за неделю до отъезда Тимерзянова на гонку в Стамбул состоялась его красочная встреча с поклонниками и прессой в автосалоне официального дилера Peugeot «Барс Авто». Ведь в этом сезоне трехкратный чемпион Европы выступает на спортивном Peugeot 208T16. Заодно Тимерзянов поучаствовал в презентации обновленного седана бизнес-класса Peugeot 508 и горячего хэтчбека Peugeot 208 GTi, который стал прообразом его боевой машины.

НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ

Несколько слов о спортивной и технической части чемпионата мира, единственным российским участником которого является Тимерзянов. Сейчас в нем стартуют полноприводные машины-монстры класса Supercar с двухлитровыми турбомоторами мощностью 560 - 600 л.с. Они в два раза мощнее, чем их раллийные собратья класса WRC из мира классического ралли. О недюжинных технических возможностях болидов красноречиво говорит такой факт: разгон с места до 100 км/ч занимает менее 2 секунд! А теперь представьте, что на дорожки трека одновременно выпускают по 6 - 10 таких машин.

Неимоверный грохот моторов, свист турбин, громкие всхлипывания перепускных клапанов наддува, вой трансмиссий, мощные отстрелы из глушителей — над ареной состязаний раздается невероятная какофония звуков, которая заставляет удвоенно биться сердца настоящих фанатов автоспорта. А ведь почти в каждом заезде неизбежно начинаются контактные столкновения, которые порой приводят к эффектным авариям. В общем, зрителям на ралли-кроссе скучать не приходится.

Предтечей мирового первенства был чемпионат Европы в топовом зачете Supercar. Накануне сезона 2013 года раскруткой турнира занялись специалисты из крупного американского медиахолдинга IMG, который набил руку на освещении различных спортивных турниров. Почуяв золотую жилу в плане получения прибыли с продаж прав на освещение эффектнейших состязаний, американцы рьяно взялись за дело. В первую очередь были внесены изменения в правила гонок — такие, чтобы можно было организовать прямые телетрансляции с этапов. Такой шаг даже вызвал негодование у части консервативных гонщиков, многие из которых ушли из турнира. Но время показало, что американцы оказались правы.

А для повышения внимания, они пригласили в чемпионат ряд звезд автоспорта первой величины: экс-чемпиона мира по ралли Петтера Сольберга, экс-чемпиона мира «Формулы-1» Жака Вильнева, двукратного чемпиона ДТМ Маттиаса Экстрема, «короля джимханы» Кена Блока. Плюс целый ряд звездных пилотов рангом пониже. Чемпионат Европы 2013 года прошел на ура, и ФИА дала добро на присвоение первенству элитного статуса чемпионат мира. К 9 европейским этапам добавили 2 гонки в Америке: одну в Северной (Канада), а другую в Южной (Аргентина), а также азиатский этап в Турции.

НЕКУРОРТНАЯ ПОГОДКА

Турция как и Россия имеет меньшую часть территории в европейской части света, а большую — в азиатской. Поэтому в спорте эти страны именуются то европейскими, то азиатскими в зависимости от того, что выгоднее в каждой конкретной ситуации. В данном случае выгоднее было преподнести турецкий этап в качестве азиатского. Ареной для состязаний выступила формульная трасса «Истанбул-парк», которая в 2005 - 2011 годах принимала турецкий этап «Формулы-1». Для постройки ралли-кроссового трека длиной 1,3 км была выбрана часть асфальтовой секции формульного полотна, и к ней добавили грунтовые дорожки так, чтобы пропорция составила 60% асфальта и 40% гравия.

Предполагалось, что гонка вызовет высокий интерес как у местных фанатов автоспорта, так и у многочисленных туристов. В прессе прошла обширная рекламная кампания. Правда, произошла существенная накладка по датам. В эти же выходные проходил первый российский этап «Формулы-1», и большая часть внимания в автоспортивном мире была подчинена этому событию. Турецкий ралли-кроссовый этап и в этом случае собрал довольно приличную зрительскую аудиторию, но трибуны не смогли полностью заполниться даже в финальный день гонки. Повлияло и расположение автодрома — вдалеке от города, на окраине промышленного района, куда не ходит общественный транспорт, а услуги такси обходятся в копеечку. Хотя стоимость билетов можно назвать умеренной — 89 турецких лир (около 31 евро).

Иностранцы составляли на вскидку примерно 10% зрителей. Наибольшую активность при этом проявляли болельщики из Латвии, их флаги были самыми крупными и развевались почти на всех трибунах. Погода не баловала во время всего уикенда. Температура находилась в районе 16 - 18 градусов, постоянно дул прохладный ветер, периодически накрапывал дождь. «Привезли с собой плавки на всякий случай. Думали, покупаемся в море, а теперь они пригодятся, чтобы сходить вечером в баньку, отогреться», — шутили русскоязычные зрители.

КОЛЕСА НА ЧАСТИ

С началом субботних заездов поводов для оптимизма у наших болельщиков поубавилось. В первом из четырех квалификационных заездов (хитов) Peugeot 208T16 Тимерзянова показывал не самую высокую скорость. Хотя его напарник Тимми Хансен, наоборот, был одним из быстрейших. Причина такой разницы выяснилась быстро. На машине Тимура стоял двигатель, который использовался уже в 9-й гонке, и его ресурс подошел к своему концу. Менять мотор просто так в ралли-кроссе нельзя. На весь сезон из 12 этапов выделено только 3 силовых агрегата. Если все они вышли из строя, то можно ставить четвертый, но тогда в турнирной таблице будет начислен штраф в 15 очков. Здесь стоит отметить, что на отдельно взятом этапе гонщик может набрать максимум 30 очков. Двигатели для команды Peugeot-Hansen готовит французская компания Oreca. В попытке выжать максимум они несколько перестарались, и в 2014-м больше всего сгоревших моторов было именно у этого коллектива. Для Тимми пришлось ставить четвертый двигатель на 9-м этапе. Тимур же старался дотянуть до финальной гонки на последнем «легальном» моторе, чтобы не допустить потери очков. Но жертвовать пришлось скоростью.

Второй хит и вовсе начался хуже не придумаешь. На старте казанцу досталась крайняя левая стартовая позиция. А уже спустя несколько десятков метров дорожка превращается в узкое бутылочное горлышко с бетонными блоками в виде стенок. Машины стартовали одновременно и подошли к сужению трассы бампер в бампер. Никто не хотел уступать, и крайняя машина Тимерзянова притерлась к бетонному ограждению. В месте стыка двух бетонных блоков от контакта диск колеса с шиной отделились от ступицы и укатились в сторону. Каким-то чудом Peugeot под номером 1 не получил повреждений кузова. Но о продолжении заезда речь уже не шла.

К третьему и четвертому хитам воскресного дня механики смогли восстановить машину. Однако решить проблему с нестабильно работающим мотором было уже невозможно. С немалым трудом казанец пробился в дюжину пилотов — участников полуфиналов. И команда приняла непростое решение заменить силовой агрегат, чтобы получить шанс на прохождение Тимура в финал. Ведь второй пилот Тимми с новым мотором был абсолютно быстрейшим в хитах и установил рекорд круга с существенным отрывом от ближайшего конкурента.

ПОЗДНО ЗАМЕНИЛИ

Зная о замене мотора на новый, российские болельщики воспрянули. Хотя был повод для беспокойства. Полуфиналы получились неравномерными. В одном оказались два быстрых гонщика топ-уровня и четыре слабых, обычно с трудом набирающих очки. В другом из 6 участников, что ни имя — то пилот разной степени звездности. Тимерзянову пришлось стартовать с последнего места в компании столь же быстрых водителей, как и он сам. Обгонять на треке в Турции очень сложно, со старта все растянулись согласно своим стартовым местам. И Тимур стал одним из немногих, кто смог совершить обгон. Но это максимум, которого удалось достичь. Пилот из Казани так прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС online» ситуацию: «В моем полуфинале собрался сильнейший состав пилотов, которые оба дня ехали намного быстрее меня. На моей машине поменяли мотор, но надо не забывать, какую колоссальную мощность развивают силовые агрегаты ралли-кроссовых машин. В любом случае нужно хотя бы несколько кругов, чтобы прикатиться, почувствовать новый двигатель. Моторы не одинаковые по своим характеристикам, есть нюансы, нужны регулировки, а здесь без подготовки сразу в бой. В то же время у соперников прикатанные и не менее быстрые машины, сами они профи. Попытка пролезть в стартовом узком месте чревата, это я уже почувствовал на своем опыте. А обогнать на трассе очень сложно здесь. В реальности я мог полагаться только на удачу, но соперники не допускали ошибок. Что же, такие гонки бывают. Вешать нос не будем. Испытаем машину перед финальной гонкой в Аргентине и постараемся там взять максимум. Учитывая, как поехал с новым мотором мой напарник Тимми, шансы на высокий результат есть».

НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН

Результаты гонки оказались несколько обескураживающими, как и весь сезон. Напомним, что прежде главным турниром в мировом ралли-кроссе был чемпионат Европы в классе Supercar. И два последних года там уверенно доминировал наш Тимерзянов на проверенном временем Citroen DS3. А сейчас переход в чемпионат мира и такое резкое падение результатов. Основная причина — применение новой техники. Вот, что рассказал сам Тимур: «Здесь важно понимать, что переход на новые модели машин — это тоже важная часть автоспорта. В этом году основные соперники использовали проверенные в прежние годы модели авто, а наш коллектив решил перейти на полностью новые Peugeot 208T16. Здесь играет роль и заводская поддержка Peugeot, ведь годовой бюджет команды составляет миллионы евро, находить столь крупные суммы на постройку боевых машин совсем непросто в наше время. Только один болид класса Supercar обходится в 300 - 450 тысяч евро. И надо сказать, что 208T16 оказался весьма удачным и быстрым. Просто у каждой новой спортивной машины неизменно есть так называемые «детские болезни». Почти весь год мы их находили и устраняли. А к концу сезона «Пыжик» поехал, да как! Во второй половине сезона это однозначно быстрейшая машина, что подтвердила и турецкая гонка, все лучшие времена здесь на счету Тимми. И только собственные ошибки в финальном заезде стоили ему победы. Впрочем, по очкам за турецкий этап он набрал такую же сумму, что и победитель финала Андреас Баккеруд».

«БУДУ СТАРАТЬСЯ ДЛЯ ВАС»

В этот момент казанский чемпион не выглядел сильно расстроенным, хотя только что провел фактически самую нерезультативную гонку в сезоне. В беседах с друзьями и болельщиками он не скрывал, что с текущим сезоном уже все ясно и сейчас идет работа на будущее. Важная работа, плоды которой могут иметь далекоидущие последствия. Предлагаем вам в финале репортажа узнать точку зрения Тимерзянова на текущее положение дел.

«Перед началом следующего года мы имеем лучшую машину в чемпионате мира. Осталось в межсезонье доработать ряд выявленных моментов, поддержку в этом вопросе нам окажет непосредственно завод Peugeot. У французов огромный опыт в постройке быстрых и надежных спортивных машин, поэтому в них мы не сомневаемся. А значит, на 2015 год можно будет ставить максимальные задачи. Хотелось бы поблагодарить зрителей за ту поддержку, которую мне оказывают. Был приятно растроган количеством и отношением болельщиков во время казанской встречи в «Барс Авто». Очень обрадован большому количеству моих соотечественников и друзей здесь на турецкой гонке. Я всегда ощущаю вашу поддержку, и она придает мне силы в непростых ситуациях, которые периодически происходят. Хотелось бы отметить, что мои выступления на таком высоком уровне возможны прежде всего благодаря спонсорам, особенно таким как Нижнекамский шинный завод с брендом Viatti. Сейчас начнем подготовку к финальной битве в аргентинском Сан-Луисе. Есть большое желание закончить сезон на мажорной ноте. В личном и командном зачете изменения уже вряд ли возможны, поэтому буду стараться показать максимум в гонке без оглядок на ресурс мотора, командную стратегию и прочее. Уверен, будет интересно. Прямую трансляцию можно будет смотреть на сайте организатора чемпионата мира, а состоится гонка в последние выходные ноября. Не пропустите, буду стараться для вас!»