Пожар на Вьетнамском рынке по масштабам сопоставим с тем, что произошел в прошлом году в Новой Туре

ПОЖАР НА ВЬЕТНАМСКОМ РЫНКЕ: ВОТ И ВЕСЬ БАЗАР

В Казани вчера произошел один из крупнейших пожаров за последние годы, по масштабам сопоставимый с тем, что случился в мае прошлого года на рынке в Новой Туре. ЧП в центральном павильоне Вьетнамского рынка началось около 15:30. Первоначально возгорание произошло в небольшой обувной точке, откуда огонь «разбежался» по всему одноэтажному зданию из сэндвич-панелей. Через полчаса над ним поднимался высокий столб густого черного дыма, из-под которого пробивались языки пламени.

Сообщение в МЧС о возгорании павильона ООО «Витарус» на улице Журналистов, 100, поступило в 15:45. Сначала выехало 10 автоцистерн, первоначально заявлялось, что площадь пожара составляет 500 кв. метров. Однако пожар распространялся и в итоге «вырос» почти в 6 раз — до 2,3 тыс. «квадратов». В 16:30 пожару был присвоен высший — четвертый — уровень сложности, на его ликвидацию бросили дополнительные силы — от МЧС были уже задействованы 162 человека и 35 единиц техники.

Узнав о пожаре, на рынок примчались предприниматели, причем многие успели приехать еще до сотрудников МЧС (в выходной день на рынке были только охранники), пытались вытаскивать тюки с вещами, но огонь распространялся слишком быстро — многое спасти не успели. Огонь полыхал, и сотрудники МЧС встали между пожаром и предпринимателями кордоном — слишком велик был риск покалечиться в огне. Там, где огня не было, предприниматели и продавцы, кашляя и закрывая лицо платками, кидались в помещения и вытаскивали товар, складывая его во дворе рынка. Небольшая площадка на безопасном расстоянии от огня была завалена клетчатыми «челночными» сумками и мешками, тут же в грязи лежали манекены.

Несколько парней азиатской внешности, размахивая руками, кричали друг на друга. Рядом пожилой вьетнамец — видимо, хозяин — грубо отчитывал девчонку-азиаточку — та сидела на куче тряпья и навзрыд плакала. Другие торговцы хаотично бегали, пытаясь с разных сторон прорваться в горящее здание.

Сотрудники МЧС следили за тем, чтобы обезумевшая толпа предпринимателей не мешала проехать пожарным машинам. В какой-то момент показалось, что пламя стало уменьшаться, но вот дым, наоборот, повалил сильнее. Через несколько минут пламя вновь разгорелось, в горящем здании с треском начали падать перекрытия.

Неожиданно один из автомобилей, стоящих за территорией рынка, с визгом сорвался с места. Сотрудник МЧС едва успел отскочить в сторону.

— Ты что, совсем?! — закричал он водителю.

— Товар у меня там! — в отчаянии кричал не сдержавшийся предприниматель и подогнал машину практически к пылающему зданию. В легковушку начали закидывать тюки. После чего сотрудники МЧС более плотно перегородили выход и не пускали во двор машины предпринимателей, а их самих начали вытеснять с площади — пожар разгорался все сильнее, а те были готовы вытаскивать товар из огня голыми руками.

«ДАЖЕ ПЫТАТЬСЯ ЧТО-ТО ВЫТАЩИТЬ БЫЛО БЕСПОЛЕЗНО»

Три женщины в стороне остекленевшими глазами наблюдали за паникой коллег-предпринимателей — спасать их товар уже не было никакой возможности.

— И как теперь жить? — еле слышно спрашивает первая тихим, поникшим голосом. — Товара было на 4 миллиона. Все что есть. Кредит только что на миллион взяла.

Вторая, держась за сердце, рассказывала корреспонденту «БИЗНЕС Online».

— Мы все из первого зала, который загорелся. Даже пытаться что-то вытащить было бесполезно. Это же тряпки — горят как бумага.

— Возьми, — протянул ей стоящий неподалеку мужчина таблетку валидола. Та взяла лекарство и тяжело прислонилась к машине.

Тем временем дым появился над соседним кирпичным зданием склада. Одни предприниматели там стали выбрасывать из его окон пакеты с вещами. Другие — складывать их в мешки и выносить за территорию рынка.

— Спал сегодня тяжело, — сказал пожилой мужчина. — Все снилось, что я кашляю, задыхаюсь.

— У меня тоже какое-то тревожное чувство вечером было, — соглашается его молодой собеседник. — Никогда не верил в интуицию, а тут...

Оказалось, это отец и муж одной из предпринимательниц. Открылась точка по продаже шапок в том же злосчастном первом зале всего месяц назад. Товар на 200 тыс. сгорел без остатка.

— Никогда у нас в семье не занимались бизнесом, — рассказал отец семейства корреспонденту «БИЗНЕС Online». — А тут дочка уперлась: хочу попробовать. Сложились всей семьей, насобирали. Вроде бы, торговля пошла. Уехала сегодня за следующей партией товара. И вот... Бизнесмены!

МАДАМ КОЙ УЗНАЛА О ПОЖАРЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА

Спустя час на пожаре появилась директор ООО «Витарус» (компания, управляющая рынком) Дао Тхи Кой. Расстроенная, но не растерянная, мадам деловито общалась с кем-то по телефону, обходила территорию, что-то спрашивала у пожарных. Ее белая шляпка с большими полями явно диссонировала с происходящим.

— Около часу дня сегодня звонила охранникам, — рассказала она «БИЗНЕС Online». — Хорошо смотрите, никого не пускайте, чтобы не было пожара, как в «Караваево». В три часа посмотрела в интернете — пожар. Тут же мне звонят. Я говорю: почему сами не тушили? У нас есть система пожаротушения. Не могли, говорят, вызвали пожарных.

Кой рассказала, что прошедшим летом установила новую систему пожаротушения за 7 млн. рублей. Почему она не сработала, сейчас не понятно — это и будет выяснять Кой.

Как оказалось, охранник обнаружил задымление в павильоне и самостоятельно попытался ликвидировать возгорание в одной из торговых точек. Истратил один огнетушитель, пошел за вторым, но когда вернулся, зайти в помещение из-за сильного задымления было невозможно. Его коллега тем временем вызывал пожарную охрану.

Кой сообщила «БИЗНЕС Online», что об ущербе говорить рано, но в сгоревшем павильоне было 312 торговых точек и 7 магазинов. Есть ли страховка или нет, она не знает. Собственником здания является физлицо Мунир Закиров.

— Раньше были пожары из-за замыкания, пришлось восстанавливать два зала, и какую-то страховку он людям давал, — рассказала она.

Предприниматели в разговоре с «БИЗНЕС Online» рассказали, что было застраховано здание, но сам товар они не страховали. Думали, что обойдется, и хотели сэкономить. Судя по всему, о возмещении потерь речи тут быть не может.

«А ТУРУ-ТО КТО ПОДЖЕГ?»

Пожарные тем временем работали на пределе. Одна машина сменяла другую — всего их было около 20.

— Керосином, что ли, тушат! — в сердцах высказывается мужчина лет 40. — Столько времени справиться не могут. У них, говорят, не только вода, кислород в баллонах кончился.

Несколько предпринимателей ведут разговор на тему, кто мог поджечь рынок. Ни у кого не возникала даже мысль о коротком замыкании («Мы там ни чайники, ни микроволновки не используем») или неосторожном обращении с огнем («Санитарный день — никого не было»). Однозначно: поджог.

Светловолосая бизнес-леди, как и многие другие, потерявшая в пожаре весь свой товар (детскую одежду на полмиллиона рублей), не собирается опускать руки. «Нужно арендовать точку в другом месте, отрабатывать убытки! — констатирует она. — Главное, не в Туре».

Начинает накрапывать спасительный дождь, становится легче дышать — запах гари в какой-то момент уже стал невыносимым. Мало того, успокаивается и огонь. В клубах дыма отчетливо виднеется пугающий металлический скелет здания. Пресс-секретарь МЧС по РТ Андрей Родыгин докладывает по телефону: «Близлежащие здания удалось отстоять!»

Рядом, буквально в 10 - 15 метрах, находились другие павильоны и большой склад.

«ЧТО С НИМ? СЕРДЦЕ. НАВЕРНОЕ, ВСЕ ПОТЕРЯЛ...»

Пожарные окончательно вытеснили предпринимателей с территории рынка и буквально закрыли перед ними ворота — доступ только сотрудникам МЧС. Но предприниматели смиряться с потерями не желали. Одна женщина почти в истерике кричала своим «коллегам», что рынок надо брать штурмом. Молодой человек попытался перемахнуть через бетонную стену, но девушка буквально за куртку удерживала его от отчаянного шага.

— Успокойся, ты сам сгоришь!

— Да мне уже все равно, ты не понимаешь! — прокричал он по-татарски.

Через несколько минут двое парней с криками «Где скорая?!» пронесли его на руках.

— Что случилось? — испуганно спрашивают очевидцы.

— Сердце. Наверно, все потерял. Вот вам и весь базар, — ответил мужчина.

По данным МЧС РТ, ликвидировать открытое горение пожарным удалось только в 20:45. Полностью огонь потушили в 21:10. Как выяснилось, так долго с пожаром не могли справиться из-за трудностей с водой. «Ближайшие противопожарные водоемы находятся в неисправном состоянии, — пояснил замначальника отдела организации пожаротушения ГУ МЧС России по РТ Марат Фазылзянов. — Длительное горение связано с большой пожарной загрузкой, вплотную шли торговые ряды, осуществлялось складирование продукции. В связи с неудовлетворительным водоснабжением и отсутствием воды на объекте произошло увеличение площади пожара и обрушение».

Подполковник внутренней службы Владимир Шуреев — замначальника отдела дознания управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РТ, рассказал, что рассматриваются две версии: электротехническая и неосторожное обращение с огнем. «С утра здесь работали системщики, которые проводили пусконаладочные работы по восстановлению работы системы автоматической пожарной сигнализации. Систему перезагрузили, при перезагрузке АПС отключается, что, скорее всего, и способствовало позднему обнаружению возникновения пожара, — сказал он. — Человеческий фактор исключить пока не можем. Первоначально пожар возник в одной из торговых точек. Рынок не работал. Помещения были закрыты. Охранник, проводя обход территории, обнаружил задымление».

Сегодня на Вьетнамском рынке первый после пожара торговый день. О том, как он проходит, читайте вскоре на сайте «БИЗНЕС Online».