КАК КУРИЦА ЛАПОЙ

В октябре мы планируем на один день поменять местами детей и взрослых. Родители придут в детский сад, и целый день проведут в группе вместо своих малышей. Зачем это нужно?

Практически каждому родителю я говорю о необходимости игры и важности детства у ребенка. Сегодня в эпоху потребления молодые папы и мамы нацелены на то, чтобы дать ребенку хорошее образование практически с пеленок. С самого раннего детства они начинают его «дрессировать», пичкают различными знаниями, не отдавая отчет, для чего это нужно и как это может повлиять на качество жизни малыша. То, во сколько лет он научился читать и писать, складывать и вычитать двузначные числа, никак не коррелируется с ощущением счастья и радости в жизни.

Часто главным критерием выбора детского сада для мамы становится программа, точнее, обещание, с какого же возраста там начнут изучать тот или иной предмет, научат читать и писать. Сложно донести до родителей, что это не так важно и намного актуальнее научить его играть, общаться, выстраивать отношения со взрослыми и детьми, прививать ценностные ориентиры, обеспечить психологический комфорт и безопасность. Преждевременные, не используемые знания для ребенка — это колоссальная и ненужная нагрузка. Английский, татарский, китайский для малыша в три года — это просто нереализованные амбиции родителей, на мой взгляд. Многим хочется, чтобы в три-четыре года их малыш уже играл на каком-нибудь инструменте и танцевал. А он физически не может этого делать в таком возрасте, потому что мозг для этого еще не созрел. Пока ему гораздо важнее переливать воду, пересыпать крупу, то есть развивать мелкую и крупную моторику и экспериментировать.

КАК ГАДЖЕТЫ МЕНЯЮТ СОЗНАНИЕ ДЕТЕЙ

Дети приходят в школу интеллектуально развитыми, умеют читать, складывать двузначные числа, решать несложные примеры, но пишут как курица лапой. Для родителей умение ребенка клеить, вырезать, лепить не является приоритетом. А именно эти навыки напрямую связаны с умением писать каллиграфическим почерком. В начальных классах педагоги сетуют на то, что дети плохо пишут. А все потому, что в дошкольном детстве мало развивали руку.

Зато все дошкольники умеют пользоваться планшетом. Известен ставший уже хрестоматийным пример, когда восприятие у детей меняется под воздействием современных гаджетов. Ребенок едет в электричке и видит, как на поле пасутся овцы. Для того чтобы лучше рассмотреть животных, он проводит определенным жестом по стеклу, как это делается на планшете, чтобы увеличить изображение.

ПОМЕНЯТЬСЯ МЕСТАМИ

У родителей нет ощущения того, что ребенок точно так же может уставать, что у него есть такие же эмоции, что иногда ему хочется побыть одному. Поэтому мы решили дать мамам и папам возможность окунуться в жизнь своего малыша. Родитель приходит в детский сад, где его уже по умолчанию все любят и ценят, переодевается, моет руки и идет завтракать. Затем сразу его ждет математика. После чего в другом кабинете — английский. После нужно переодеться и пойти на хореографию, потанцевать. Дальше мы снова переодеваемся, занимаемся рисованием, потом одеваемся и идем гулять. Погуляли, переоделись, пообедали, дальше тихий час... Вся деятельность строго зарегламентирована, свободного времени просто не остается. А вместе со свободной игрой исчезает и ребенок... Мы хотим дать возможность почувствовать родителю, что, как бы это ни было интересно, у малыша тоже может возникнуть желание сказать: «Отстаньте вы все от меня. Я просто хочу сесть и полистать книжку, поиграть». Мы, взрослые, имеем такую возможность. Сами решаем, когда можно выпить чашку чая или поболтать с коллегами, или посмотреть телевизор... А у ребенка этой возможности нет. Нам хочется, чтобы родители почувствовали, какая колоссальная нагрузка ложится на малыша. И это естественно, что у ребенка возникает протест, что он с утра плачет, не хочет идти в детский сад, это нормально. У него нет пока другого опыта выражения своих эмоций — только слезы, недовольство или истерика. Я могу себе позволить, скажем, сегодня не выйти на работу, потому что все достало. Ребенок испытывает то же самое, но взрослые решают все за него.

А потом начинается школа с шестью уроками, после которой нужно идти к репетитору, потому что когда-нибудь предстоит сдавать ЕГЭ. У ребенка постоянно идет контроль и регламентация деятельности. А потом, как я уже писала в прошлом блоге, наступает вуз, родители со своей стороны сделали все по максимуму, дали хорошее образование, оберегали от всех невзгод, а тут контроль исчезает. И при этом молодому человеку говорят: ты должен начать зарабатывать деньги и нести ответственность за свои поступки. А когда он этому мог научиться?

Почему в детстве важны игры? Потому что когда у ребенка появляется свободное время, он учится его планировать и решать, что ему делать и когда.

СПАТЬ ПРИДЕТСЯ НА КОВРИКАХ

В качестве эксперимента родителям предлагается практически та же программа, что и у детей. Логические ребусы, творческие задания, уроки лепки и аппликации. Два года назад мы принимали высокопоставленных гостей, и по программе визита нужно было совместно с детьми наклеить на бумагу определенную картинку. Нас еще просили сделать самое простое задание. Ну что может быть проще, чем оторвать скотч и приклеить шапочку мишке? И когда у чиновника получилось это сделать с четвертого раза, ребенок воскликнул: «Ну как же долго, ведь все это очень просто».

Взрослых будут кормить так же, как и их детей. Часто у родителей возникает вопрос, доедает ли их чадо в садике? Есть определенные нормы, и ребенок, также имеет право выбора, что есть и сколько. Некоторые родители просили разрешения взять вторую половинку. Но у нас в группе 16 малышей, значит, должно быть не больше взрослых. Многие с воодушевлением восприняли эту идею и с чувством юмора. Спрашивали на собраниях: «Булочки-то на обед будут, а тихий час?» Со стульями у нас проблем не будет, они на железных ножках, взрослых выдержат. А вот с кроватями... Придется, наверное, спать на ковриках...

ВЗРОСЛЫЕ АМБИЦИИ

Нас не учат быть родителями. Классическое взаимодействие между бабушками, дедушками и молодой семьей стремительно меняется. Институт бабушек и дедушек уходит в прошлое. Раньше традиции воспитания передавалась из поколения в поколение, потому что бабушки больше занимались детьми. Сейчас они работают, поэтому семейная преемственность прервана. Психологи утверждают, что дети, воспитанные бабушками, более успешны, отзывчивы и эмоциональны. Они лучше знают, что такое мораль, счастье, дружба. Конечно, увеличился информационный поток, какие-то методики воспитания, образования можно посмотреть в интернете. Но эти знания тоже нужно переосмысливать.

В плане образования своего ребенка родителей начинает «клинить», когда до школы остается один год. В этот момент практически невозможно достучаться, они дергают и себя, и ребенка. Начинают бегать по подготовительным курсам, и эта гонка подрывает здоровье детей. Буквально единицы прислушиваются, и говорят себе стоп. Что изменится в жизни ребенка, если к школе он будет читать 40 слов в минуту, а не 100? Это опять-таки вопрос взрослых амбиций. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение, умение думать и анализировать. Не сад должен ребенка готовить к школе, а школа должна готовиться к ребенку, любому: вундеркинду, проблемному, активному, читающему. В детском саду важно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. Хорошие оценки в школе далеко не всегда являются залогом успешной жизни. Принципиально важно учить малышей не счету и письму, а развивать, готовить к обучению. Цель детского сада: эмоционально, коммуникативно, физически, психически развивать ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформировать способность и желание учиться, научить ребенка взаимодействовать с внешним миром, дружить, любить, дать компетенции, которые помогут ему найти себя, свое дело в нашем стремительно меняющемся мире...

Наталья Реснянская