«ЧЕРНЫЙ РЕГИСТРАТОР» И ЕГО ДРУЗЬЯ

Как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель комитета земельных и имущественных отношений (КЗИО) исполкома Казани Ратмир Шайдуллин, пропажа была обнаружена в ходе плановой инвентаризации муниципального нежилого фонда. КЗИО направил по своим объектам запросы в Росреестр и с удивлением обнаружил, что у части из них появились новые собственники. Комитет тут же обратился в правоохранительные органы.

Уже в июле следственный комитет РФ по РТ (СКР) распространил пресс-релиз о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего государственного регистратора — 29-летнего Радика Минязова и троих его предполагаемых сообщников: 30-летнего Диаса Насыбуллина, 38-летней Алены Новиковой и 30-летнего Артема Садрисламова. Они подозреваются по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере») и ч. 3 ст. 285.3 («Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений, повлекшее тяжкие последствия») УК РФ.

Детская музыкальная школа № 7 им. А.С.Ключарева
Помещение в здании Детской музыкальной школы предстоит вернуть городским властям

Мошенники воспользовались тем, что у данных объектов не было регистрации в Росреестре, сделали первичную регистрацию по несуществующим (то есть поддельным) документам. По версии следствия, в мае-июне 2013 года злоумышленники внесли в единый государственный реестр прав недостоверные сведения, зарегистрировав помещения на подставных физлиц. Любопытно, что, как считает следствие, данные «мертвых душ» Минязов брал из договоров о купле-продаже квартир 90-х годов. На следующем шаге недвижимость переводили на юрлица, подконтрольные преступной группе, и продавали за живые деньги.

Первоначально речь шла о 7 «уведенных» объектах на сумму более 16,9 млн. рублей. В частности, это помещения на улице Кремлевской, Нариманова, подвалы в домах на улицах Ново-Азинская, Даурская, Космонавтов и Павлюхина. Однако, как становится ясно теперь, украдено было на порядок больше. По словам Шайдуллина, в деле уже 20 похищенных объектов общей площадью 8,5 тыс. кв. метров. Максимальный размер ущерба он оценивает в 487 млн. рублей. При этом инвентаризация продолжается, так что, возможно, и это только вершина айсберга.

Ратмир Шайдуллин
Ратмир Шайдуллин признает, что мошенническая схема оказалась возможной из-за того, что часть муниципальной недвижимости не была поставлена на учет в Росреестре

НА ЛЕКАРСТВО ОТ МОШЕННИКОВ НЕ ХВАТИЛО ДЕНЕГ

Случившееся заставляет задуматься о юридической защите муниципальной собственности. Руководитель КЗИО признает, что мошенническая схема оказалась возможной из-за того, что часть муниципальной недвижимости не была поставлена на учет в Росреестре.

«Отмечу, что ввиду дефицита бюджета выделить средства на постановку на учет всех объектов муниципальной недвижимости не представляется возможным, — рассказал «БИЗНЕС Online» председатель КЗИО Шайдуллин. — Поэтому не у всех помещений есть кадастровые и технические паспорта, но все объекты казны включены в реестр муниципальной собственности. Реестр ведется в электронной программе «Система автоматизированного учета муниципального имущества», которая успешно применяется в работе многих муниципалитетов РФ. Когда КЗИО передает муниципальному учреждению или предприятию объект недвижимости из казны, то тогда право оперативного управления или хозяйственного ведения регистрируется в Росреестре одновременно с правом муниципальной собственности на объект. Само право муниципальной собственности регистрируется бесплатно, самым дорогостоящим является изготовление кадастрового паспорта на объект. К примеру, изготовление технической документации на помещение площадью 500 квадратных метров обходится казне примерно в 11 тысяч рублей».

Здание на Право-Булачной
Помещение в здании на Право-Булачной улице было незаконно продано

Теперь, после того как на техпаспорта и первичную регистрацию «не поскупились» предполагаемые мошенники, потребуются усилия, чтобы отсудить имущество обратно. По словам председателя КЗИО, на сегодня все 20 похищенных объектов арестованы, а некоторые уже возвращены в казну.

«Судебная практика такова, что муниципалитет вернет все, что принадлежит городу, поскольку объекты были проданы по фиктивным документам. По всем объектам подготовлены и направлены в суд исковые заявления. Надеемся, что суд примет во всех случаях справедливое решение о возврате объектов в казну», — с уверенностью говорит Шайдуллин.

Татарстанское управление Росреестра комментировать «БИЗНЕС Online» ситуацию отказалось, предложив дождаться результатов следствия. В пресс-службе ведомства лишь пояснили, что основной фигурант дела Минязов уволился из управления в ноябре 2013 года по собственному желанию. Тем не менее редакция по-прежнему готова предоставить Росреестру возможность для изложения своей позиции по данному нерядовому случаю. Ведь от уверенности покупателей в чистоте приобретаемых объектов во многом зависит деловой климат на рынке недвижимости республики.

Заседание КЗИО
Заседание КЗИО

«НЕТ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили масштаб хищения и подводные камни, которые могут ожидать предпринимателей при покупке муниципальной недвижимости через посредников.

Мурат Ахмеров — директор А Develop:

— Славу богу, что проходит инвентаризация и появляются «подснежники». Вечно веревочке не виться... Видимо, с последними событиями и связана смена руководства КЗИО. Ранее было все непрозрачно, зато сейчас забюрократизировано. Приобрели объект, попытались оформить участок под ним, обратились в комитет, здание попытались через суд признать самостроем. В итоге, понимая, что дело заведомо проигрышное, КЗИО упорно судился во всех трех инстанциях, забрав у нас год. Это время мы не могли использовать здание.

Если вернуться к вопросу о хищении, то здесь важно знать, был ли так называемый «отмыв» объекта. То есть возникает вопрос, перепродавали ли украденные объекты несколько раз или нет. Но даже если была перепродажа, то сделку можно развернуть. Допустим, если были подложные документы и было несколько покупателей, которые совершили сделки купли-продажи, и выявлена аффилированность (условно, отец продал сыну, в компаниях был один учредитель), то сделки могут быть аннулированы. А если же в цепочке оказались три-четыре покупателя, по которым не доказана аффилированность, то они являются добросовестными приобретателями, и тут уже суд решает. Суд будет определять на свое усмотрение, так что риск есть, что может пострадать частный бизнес. Схема, когда за короткое время объект несколько раз продают, означает, что, скорее всего, пытаются спрятать концы в воду. Из-за этой цепочки перепродаж у следующего покупателя нет официального доступа к истории объекта.

Если поразмышлять по ситуации с историей муниципальных объектов, то знаю, что на рынке Казани некоторые игроки сталкиваются с тем, что после приобретения объекта оказывается, что он состоит в реестре в МЧС и является объектом гражданской обороны, то есть бомбоубежищем. Данные об этом засекречены, и Росреестр не обладает этой информацией. В итоге после прохождения регистрации может выясниться, что ваше помещение является бомбоубежищем и его нельзя использовать по другому назначению.

Что касается суммы ущерба — 487,5 миллионов рублей, то, если усреднить, это более 9 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости. Это хороший бизнес-центр (размером с главный корпус «Каравана») или торговый центр типа «Бахетле» в Авиастроительном районе.

Здание на Галактионова
Помещение в здании на улице Галактионова было продано по поддельным документам

Айрат Гатин — генеральный директор ООО «Юридический центр «Правосудие»:

— Совершая любую сделку, предприниматель должен проявлять должную степень осмотрительности, особенно при приобретении недвижимости. В частности, необходимо получить как можно больше информации о приобретаемом имуществе и о его собственниках, узнать, не имеется ли притязаний третьих лиц на этот объект. Однако и эти действия не могут служить стопроцентной гарантией того, что покупатель не станет жертвой мошенников.

Такие преступления не могут быть совершены без участия должностных лиц, обладающих теми или иными полномочиями, и, как правило, злоумышленники стараются тщательно скрыть следы преступлений, создавая различные схемы с перепродажей такого имущества.

Доказать совершение преступлений организованной преступной группой в данном случае будет тяжело. В любом случае тот факт, что была совершена серия преступлений и совершалась она группой лиц по предварительному сговору, безусловно, является отягчающим обстоятельством, которое и обусловит более суровое наказание. Учитывая особо крупный размер ущерба, преступники должны понести справедливое и соразмерное наказание.

Анастасия Гизатова — директор АН «Счастливый дом»:

— К нам часто обращаются, как те, кто хочет купить, так и те, кто хочет продать по сомнительным схемам. Первая категория — это те, кто хочет купить недвижимость, будь то юрлицо или «физик», через муниципальный аукцион. Тут много схем. Второе — это социальная ипотека. Не секрет, что очень много людей, которые оказывают в этом деле услуги, как потом выясняется, — мошенники. Мы такими вещами не занимаемся, отговариваем от сомнительных сделок.

Что касается подложных документов, то «БИЗНЕС Online» уже писала о том, что в какой-то момент Росреестр приостановил регистрацию земельных участков в некоторых районах Казани, например, в Салмачах, из-за огромного числа подложных документов.

Здание на Чернышевского
Здание на улице Чернышевского

Сегодня проблема в том, что регистратор в России не может определить подлинность документа, так как нет единой информационной базы ни по доверенностям, ни по документам по собственности. Если регистратор направляет допзапросы, то это задерживает сделку на месяц. Причем, что интересно, запросы регистратор делает не по электронке, а по почте России, которая только по Казани идет три дня. Следует признать, сегодня в этой сфере нет достаточной автоматизации и электронного документооборота.

Что касается инвентаризации, то сегодня реестр государственного имущества напоминает большую амбарную книгу, где какая-то информация может быть и потеряна.

Сложилось такое впечатление, что участники многих сомнительных сделок знают, что с объектами не все в порядке. Отчасти об этом говорит и низкая цена. Мой совет: брать с собой на сделку юриста, специализирующегося на недвижимости. Что же касается шансов вернуть муниципальное имущество, то здесь встанет вопрос о добросовестности приобретателя, который неоднозначно трактуют наши суды. Тут следует смотреть на ресурсы и возможности обеих сторон.