СТРАХ ПЕРЕД МАНЬЯКАМИ И ПЕДОФИЛАМИ

Дом на дереве или штабик — это один из ярких элементов уличного детства, который у многих ассоциируется со свободой. Современные дети не строят штабики и шалаши. И если в Волжске, небольшом провинциальном городке, до сих пор есть самодельные постройки на деревьях, то в Казани их можно увидеть в лучшем случае на окраинах. Ритм жизни, планировочные решения мегаполиса не дают возможности «творить»... Все в жизни наших детей становится регламентированным, заранее спланированным нами, взрослыми. В результате мы можем получить поколение, не способное принимать решения, рисковать, нести ответственность. Я уже не говорю о нестандартном мышлении.

Современные типовые детские игровые площадки предполагают стандартный тип поведения. Конечно, мне могут возразить, что и раньше были стандартные площадки в детском саду. Но тогда еще был двор, жизнь после детского сада и школы. На улице ребенок получал огромный опыт социализации. Были дети постарше и помладше, и со всеми приходилось как-то ладить. Дети часто пропадали на стройках, у гаражей. Там, где не было тотального контроля взрослых. Это то, что привлекало. Возможно, родители не знали о многом, но ребенок получал достаточную долю риска, самостоятельно принимал решение, нес ответственность за свои поступки. А сейчас этого нет. Страх родителей перед возможными маньяками и педофилами не позволяет отпускать детей на улицу. Но если нет такой возможности, то нужно создавать условия для общения и взаимодействия со своими сверстниками. В противном случае, меняя систему образования, мы не получим нужного результата. Вчерашний ребенок должен обладать компетенциями, которые позволят ему чувствовать себя комфортно в условиях меняющегося мира. Но мы не создаем условия, когда что-то пытаемся регламентировать, втискивая жизнь ребенка в заданные рамки режима, наших амбиций.

УЛИЧНЫЙ ПРОЕКТ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ

У нас на площадке перед детским садом есть веревочный парк. Первая реакция родителей на его появление — это страшно и опасно для ребят. Но мы показываем родителям, что нужно отпускать ребенка. Это «безопасная опасность». Дом на деревьях — вещь также необходимая: ребенок получает возможность рисковать, принимать решение именно в том возрасте, когда есть контроль и можно направить воспитательное воздействие в нужном направлении. Показать, что хорошо и что плохо.

Дома на деревьях мы будем строим с участием родителей и детей. Во-первых, для того, чтобы ребенок понимал, что он что-то в этом мире может изменить. Его вбитый гвоздь скрепляет часть будущего дома. Родителям тоже важно включаться в процесс. Это не просто совместное времяпрепровождение, это совместные эмоции радости, когда что-то получилось; огорчения, когда что-то пошло не так. В современном обществе детям не хватает опыта накопленного в совместной с родителями детальности.

Данный «уличный проект» — попытка уйти от стандартных детских площадок, так как современные дворы не позволяют детям получить необходимый опыт взаимодействия, свободной игры, который был раньше; попытка хотя бы в детском саду подарить детям пространство, где они могут уйти от правил, устанавливаемых взрослыми. Да, у нас есть санитарные правила, которые мы вынуждены соблюдать. Но на нашей площадке обычную горку может заменить просто веревочная лестница, здесь домик из прутьев будет стоять не на земле, а на высоте 50 - 60 сантиметров. Для ребенка, в котором метр роста, это хорошая высота. И ему нужно будет самостоятельно принимать решение, как на нее забираться. На площадке будут различные элементы, которые ребенок сможет трансформировать под свои нужды. К примеру, бревнышки он может превратить в стулья или стол... Также появятся зона воды и песка, уличный конструктор, из которого ребенок сможет возводить стены, перегородки и при желании построить домик.

УРБАНИСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Этот проект — результат качественных исследований и размышлений через социальное проектирование, участниками которого были в том числе и дети. Весной в Казани в центре современной культуры «Смена» проходила «Неделя урбанистики». Известный российский урбанист Святослав Мурунов провел исследование с нашими детьми, состоялся воркшоп по проектированию с архитекторами, психологами, преподавателями и просто родителями. В процессе дети показывали, чего им не хватает, что интересно. Урбанисты и опытные психологи наблюдали за ними и делали свои выводы.

По результатам нашего исследования мы дали техническое задание казанскому строительному университету. Какие-то решения архитекторов пришлось перерабатывать заново, потому что безопасность детей на этих сооружениях никто не отменял.

Да, на площадке нет ярких цветов. Но для ребенка этот момент не так важен. Это тот колоссальный опыт приобретения нестандартных решений, возможность выбора. По мнению психолога Льва Выготского, игра является той деятельностью, в которой у ребенка развивается внутренняя речь, способность к логическому запоминанию,
абстрактному мышлению, эмоциональной саморегуляции и умению действовать по правилам. Игра создает основу, на которой ребенок пробует и упражняется в том, что будет ему необходимо во взрослой жизни. У современных детей остается все меньше времени и возможностей для свободной игры: на улицу не выйдешь, да и не с кем, на неделе пять кружков, а еще садик, школа, уроки и дополнительные занятия, начиная с младенчества. Педагоги и специалисты по работе с детьми все чаще бьют тревогу: дети гиперактивные, плохо концентрируются и ничем не интересуются, не умеют дружить и вообще разучились играть во что-то, кроме компьютерных игр.

Поэтому возможность просто покопаться в песке (можно даже замок не строить), попинать мяч, побегать с палкой или поиграть в куклы вместе с другим детьми может оказаться гораздо более развивающим занятием, чем заучивание новых цифр и букв. Наш формат детской площадки дает возможность детям играть, причем играть в то, во что хотят они, изменяя и модернизируя пространство по своему желанию.

КАК БОРОТЬСЯ С ВАНДАЛИЗМОМ

Учитывая то, что в строительстве площадки будут принимать участие сами дети, вопрос вандализма снимается сам собой. Сейчас уже существующий веревочный парк пользуется огромной популярностью у ребят. То, что должно быть перекладиной, некоторые малыши используют как качели.

Мы попытались из площадки сделать открытое общественное пространство. Соседским детям тоже было интересно, что же построено на территории нашего детского сада. Они перелезали через забор, охрана их прогоняла, и у детей появился протест. Они начали поджигать веревки и вырывать бревна. Контакта у нас с ними не получалось, потому что они сразу убегали. Только после того, как один мальчик застрял на заборе, мне удалось вразумить его компанию. Я попросила его привести остальных пацанов и сказала: «Вы будете пользоваться парком, но вам придется его реставрировать». Они поучаствовали в этих работах и сейчас спокойно приходят, реализуют свою двигательную активность. И желание что-то ломать у них пропало.

И в детском саду, и в школе, и дома мы вынуждены ограждать ребенка от взаимодействия с внешним миром. Это результат небезопасности проживания в городских условиях.

Но нужно расширять ощущения детей, расширять границы их обитания. Подъезд, дом, улица — это все наше родное. И там можно что-то делать, обустраивать, не проходить мимо. Понятно, что такое ощущение формировать очень сложно. Если даже ребенка учат этому в детском саду или школе, то оттуда он все равно возвращается домой, в семью. А как правило, большая часть молодых современных родителей выросла с сознанием, что от них ничего не зависит. Поэтому очень важно в подобные «уличные проекты» вовлекать не только детей, но и родителей. В следующий раз папа уже не выкинет мусор в окошко автомобиля в присутствии ребенка в своем дворе. Может быть, это звучит утопично, но мне кажется, что перемены со временем все же произойдут.

КУРСЫ «КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДРЕЛЬЮ»

У меня средний сын с удовольствием строит свой штаб. Мне, конечно, удобнее было бы не давать ему гвоздь и молоток. Проще посадить его рядом и никуда не выпускать. Но это медвежья услуга, которую мы оказываем своим детям. Надо перебороть в себе страхи. Просто потому, что в свободной игре ребенок приобретает бесценный опыт. Если что-то случится сейчас, то в следующий раз он будет гораздо аккуратнее. А если его лишить этого опыта, то через 20 лет он начнет посещать курсы дополнительного образования для взрослых из серии «как правильно прибить гвоздь или повесить зеркало». Сейчас подобные курсы в большом количестве появляются на рынке дополнительных образовательных услуг. Потому что именно из-за родительских ограничений и четкой регламентированности жизненного процесса малыша многие повзрослевшие дети отродясь не видели дрели и не знают, как ею пользоваться. Чем лучше социальные условия, тем больше взрослые хотят оградить своих чад от внешних раздражителей. Но чем мудрее человек, тем больше опыта достается его ребенку. Он проходит через испытания, сложности, зарабатывает карманные деньги с 12 - 14 лет, подметая улицы или работая курьером, даже если финансовое положение позволяет родителю избежать подобной участи для ребенка. Если своего ребенка ограждать от всего, то он не будет знать ценности заработанного рубля, не научится взаимодействовать с обществом. И потом кусать локти будет уже поздно.

Почему раньше дети строили свои дома и шалаши? Потому что для ребенка это конструирование своего пространства, которого он лишен дома. Детскую сделали мама с папой, железную дорогу купил папа, потому что в детстве у него такой не было, немецкую куклу — мама по тем же причинам. То есть мы для детей создаем то пространство, какое хотим сами. Маме хочется, чтобы все лежало по полочкам, папе — чтобы свет включался определенным образом. Ребенок не участвует в этом процессе. Он пытается раскидать что-то, создать свой беспорядок, его тут же «ломают» и заставляют сделать так, как хотя взрослые. Поэтому домики и штабики появлялись на деревьях, потому что взрослые до них не дотягиваются.

Наталья Реснянская