Налоговая система в современной России, порождающая централизацию бюджетных отношений, вызывает и безответственность чиновников перед населением, считает независимый аналитик Александр Айвазов. Поэтому необходимо в корне менять саму идеологию в этой сфере, а также принципы и формы сбора налогов. В своей статье постоянный автор «БИЗНЕС Online» Айвазов выдвигает свои идеи по модернизации отечественной системы налогообложения, в результате которой, по мнению автора, власти на местах окажутся подконтрольны населению.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Сергей Рогов ввел разделение функций государства на традиционные — оборона, правопорядок и госуправление, и современные — развитие интеллектуально-человеческого потенциала: расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру и экономическое развитие. Сегодня в мире через госбюджеты тратится в среднем на современные функции 17,8% ВВП, а на традиционные — только 5,3%, а в развитых странах эти показатели составляют 25% и 3,9%, соответственно. В России все наоборот — большая часть госрасходов до начала финансового кризиса шла на выполнение традиционных функций, расходы на которые превышали 7% ВВП, что на треть больше среднемирового показателя и в 1,8 раза больше, чем у развитых стран. А на современные функции российское государство тратило всего 4,7% ВВП, что в 3,8 раза меньше среднемирового показателя и в 5,3 раза меньше, чем у развитых стран. Соотношение расходов на традиционные и современные функции в России составляло почти 2:1, что соответствует государству XIX века.
СОЗДАНИЕ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Более того, нынешняя система налогообложения отражает идеологию властной вертикали. Основные налоги концентрируются в федеральном центре, в регионах остается лишь небольшая часть налогов, и совсем мизерные налоги попадают на местный уровень. Из-за этого на каждом нижнем уровне возникает недостаток налоговых поступлений для покрытия даже минимальных расходов, и необходимая сумма добавляется вышестоящим органом управления, если нижний уровень «ведет себя правильно». Следовательно, нехватка доходов для покрытия расходной части бюджетов более низкого уровня является как бы уздой, благодаря которой вышестоящий орган управления подчиняет себе нижестоящий.
И когда любой избиратель или предприниматель приходит к местному чиновнику нижнего уровня и требует от него выполнения своих функциональных обязанностей, говоря, что он живет за счет его налогов, тот спокойно отвечает, что деньги для формирования местного бюджета он получает от вышестоящей организации и подчиняется только ей. Отчитываться же перед населением чиновник не обязан, т.к. он подотчетен только вышестоящему начальству, т.е. тому, кто обеспечивает его бюджетными средствами и платит ему зарплату, а может при случае и уволить с работы. Такая централизация бюджетных отношений и порождает безответственность чиновников перед населением.
Поэтому необходимо в корне поменять саму идеологию налогообложения, а также принципы и формы сбора налогов, для чего я предлагаю традиционные функции государства покрывать за счет госбюджета, а современные — через общественные фонды потребления и развития, у каждого из которых должен быть свой собственный постоянный источник налоговых поступлений. Для начала я предлагаю ликвидировать выплату подоходного налога через бухгалтерию работодателя. Тогда работники должны будут лично ежемесячно уплачивать подоходный налог со всех своих доходов в фонд «местного самоуправления», точно так же как они уплачивают ежемесячные платежи за коммунальные услуги. А работодатель должен будет ежемесячно сообщать в местные налоговые органы величину выплаченной им заработной платы своим работникам.
В этот же фонд «местного самоуправления» малый бизнес должен уплачивать «вмененный налог» за свою предпринимательскую деятельность, а население — налог на имущество. Когда бюджеты местных органов власти будут формироваться за счет налогов с населения и с малого бизнеса, тогда местная власть будет подконтрольна местному населению. И любой житель или предприниматель может прийти в органы местного самоуправления и заявить: «Это я вам плачу зарплату, и вы обязаны выполнять мои требования!» Или строго спросить: «А куда вы деваете полученные от меня налоги?» Более того, местные чиновники будут кровно заинтересованы в развитии малого бизнеса и не будут пытаться вставлять ему палки в колеса с целью выжать из него взятки за любые разрешения или допуски: «Кто платит, тот и заказывает музыку!»
А бюджет региональных властей должен будет складываться из налога на прибыль и на землепользование. Тогда региональные чиновники будут кровно заинтересованы в привлечении и развитии всех видов бизнеса в своем регионе. И не нужно будет заводить представителей президента по привлечению инвестиций, которые начнут административными мерами «привлекать» инвестиции в регионы. Экономический механизм, стимулирующий привлечение новых инвестиций, сам будет работать автоматически, т.к. от его работы будут зависеть зарплаты и преференции региональных чиновников.
Дабы вывести зарплату из «тени», я предлагаю полностью ликвидировать единый социальный налог на заработную плату, который работодатели перечисляют в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Тогда они перестанут платить зарплату своим работникам в конвертах, а просто будут сообщать в налоговые органы ее величину. Также я предлагаю ликвидировать налог на добавленную стоимость (НДС) и ввести вместо него налог с продаж. Таким образом, будут ликвидированы наиболее одиозные для развития малого и среднего бизнеса налоги и начисления, душащие бизнес. А для выплат пенсий и пособий по социальному страхованию я предлагаю создать фонд «Забота нации», который должен будет формироваться исключительно за счет налога с продаж.
Для формирования этого фонда необходимо законодательно установить тот процент от размера ВВП России, который будет поступать в фонд «Забота нации» от любой продажи, будь это бутылка кефира бабушки-пенсионерки, или Maybach какого-нибудь олигарха, или тонна нефти либо кубометр газа, отправленные за рубеж. По моим расчетам он может быть равен примерно 10% российского ВВП, тогда больше никогда не возникнет проблема дефицита пенсионного фонда, а размеры пенсий наших пенсионеров будут зависеть не от избирательных кампаний, а от величины российского ВВП. Формирование фонда «Забота нации» будет священной обязанностью всех граждан и предприятий России, как дань младших поколений перед старшими. И никаких накопительных или страховых выплат из фонда делаться не должно, т.к. накопительная система — это личное дело каждого человека, которая может применяться исключительно в добровольном порядке.
Я так же предлагаю создать фонд «Здоровье нации», который должен будет формироваться за счет акцизов от продажи алкоголя и табака. Если кто-то гробит свое здоровье и здоровье окружающих его людей, употребляя спиртные напитки и куря сигареты, то все средства, полученные от акцизов на продажу алкоголя и табака, должны идти на повышение уровня здоровья нации. При этом я предлагаю ввести обязательное медицинское страхование всех граждан страны из фонда «Здоровье нации», для чего раз в год каждый россиянин должен в обязательном порядке пройти диспансеризацию, на основании которой будет определен уровень его здоровья и составлена медицинская страховка на определенную сумму. Размер страховки будет полностью зависеть от уровня здоровья данного человека и должен покрывать затраты на необходимое ему возможное лечение. С этой страховкой гражданин России сможет обращаться в любое лечебное заведение РФ независимо от места его проживания и формы собственности данной клиники.
Еще один фонд, который я предлагаю организовать, — это фонд «Будущее нации». Из этого фонда должны оплачиваться все расходы на дошкольное воспитание подрастающего поколения, его образование в школах и вузах, а также на фундаментальную науку и культуру, т.к. вся педагогическая, профессиональная и научная подготовка квалифицированных кадров и воспитание нового поколения россиян — это и есть способ формирования будущего нашей нации. Этот фонд должен формироваться за счет поступлений от налогов на богатства наших недр типа налога на добычу полезных ископаемых. Богатства наших недр принадлежат всему обществу и в первую очередь будущим поколениям, поэтому они должны обязательно облагаться высокими налогами, из которых и будет формироваться фонд «Будущее нации». Тогда нация не будет красть будущее у новых поколений, как это происходит сейчас (экспорт нефти, газа и т.д.), а эти богатства будут идти на воспитание, обучение и профессиональную подготовку молодых россиян.
Я категорически против строительства платных дорог в России, т.к. следствием этого будет возврат в средневековье, сужение межрегионального товарооборота и рост цен на товары массового спроса. Для решения «второй российской беды» я предлагаю сформировать фонд «Дороги России», в который должны полностью поступать все акцизы на нефтепродукты. Все поступления в этот фонд должны быть законодательно поделены на три части в определенной пропорции: для финансирования дорог федерального значения, регионального значения, а также местных дорог и улиц в населенных пунктах. Тогда каждый автовладелец будет знать, куда идут те средства, которые взяты у него в качестве акцизов на бензин или дизтопливо. Сейчас же никакой связи между собранными у автовладельцев в качестве акцизов деньгами и дорогами, на которых автовладельцы разбивают свои машины, просто не существует.
А традиционные функции государства — на оборону, обеспечение правопорядка, государственное управления и т.д. — должны покрываться за счет поступлений от таможенных и экспортных пошлин и прочих подобных доходов, которые, собственно, и являются продуктом деятельности государства. Когда все поступления от экспортно-импортных операций, налогов типа «налога Тобина» и т.д. станут финансовой основой деятельности государственной власти, тогда она просто вынуждена будет проводить протекционистскую политику, т.е. политику защиты национальных производителей и национальной экономики. Если же этих доходов не будет хватать на аппарат управления и силовые структуры, то это будет означать, что или он слишком большой для России, или этот аппарат очень плохо и неэффективно работает, или он позволяет корпорациям прятать свои финансы от государства в офшоры, уводя их от налогообложения. А это коррупция.
Нынешняя налоговая система как будто специально создана для проведения «оптимизации налогообложения», т.е., проще говоря, для ухода от уплаты налогов наиболее крупными и богатыми налогоплательщиками, которые могут нанять грамотных юристов и экономистов, способных максимально запутать ситуацию и вывести огромные средства из-под налогообложения. Более того, она абсолютно непрозрачна и неподотчетна обществу. Упрощение системы налогообложения и формирование общественных фондов, которые должны пополняться автоматически и находиться под общественным контролем, создаст абсолютно иную социальную ситуацию в стране. Каждый россиянин тогда будет четко знать, куда и в каком размере поступают взятые с него налоги, и сможет это контролировать лично. Сейчас же все налоги поступают в общие «закрома Родины», откуда они распределяются кулуарно, стимулируя рост коррупции.
СОЗДАНИЕ 3ПИФА «РОССИЯНЕ»
Четыре года тому назад, когда по всей стране обсуждалась проблема, чем займется Владимир Путин после ухода с президентского поста, в газете «Московские новости» вышла моя статья с предложением о создании ЗПИФа «Россияне», который мог бы возглавить уходящий президент. Для перехода с экстенсивной топливно-сырьевой модели развития экономики к интенсивной и инновационной я предлагал на основе стабфонда создать закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Россияне», в котором все средства фонда могли бы распределяться на паи поровну между всеми гражданами РФ, начиная от новорожденных младенцев и заканчивая глубокими старцами. Закрытым этот паевой фонд должен быть потому, что своими паями граждане России наделяются только при его организации, а в дальнейшем — или вновь родившиеся граждане, или получившие российское гражданство. Но ни один держатель пая не должен иметь права продажи, дарения или передачи своего пая кому-либо еще.
Таким образом, мы ушли бы от государственной формы собственности, ничейной по сути, хотя дивиденды от нее получает не все общество в целом, а отдельные чиновники, управляющие государственной собственностью от имени этого общества. Средства ЗПИФа должны были бы использоваться как коллективная форма собственности, а присвоение доходов от этого использования должно осуществляться в частной форме. Поэтому фонд мог бы стать подлинной школой рыночной экономики для всех россиян. Индустрию коллективных инвестиций открыла миру Америка. В настоящее время в США паевые инвестиционные фонды являются не только самым популярным инструментом частных инвестиций, но и важнейшим звеном американской финансовой системы.
ЗПИФ «Россияне» кроме базовых средств стабилизационного фонда мог бы постоянно пополняться доходами от сырьевой ренты, получаемой от продаж российского сырья. Кроме того, в него необходимо передать все государственные предприятия и госкорпорации, а также государственные пакеты акций крупных монополий, таких как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Сбербанк» и т.д. Тогда не чиновники будут распоряжаться государственной собственностью, не отвечая при этом за результаты хозяйственной деятельности, а конкретные управляющие компании и наемные менеджеры будут организовывать работу этих корпораций, получая небольшой процент от доходов руководимых ими фирм. В США ПИФы по закону должны выплачивать не менее 98% прибыли на дивиденды своим пайщикам, только 2% идет на оплату услуг менеджерам самих ПИФов.
ЗПИФ «Россияне», делая точечные инвестиции по основным приоритетным направлениям развития российской экономики, смог бы осуществить полную ее модернизацию и превращение в современную и конкурентоспособную на мировом рынке. При этом фонд должен осуществлять не столько прямое финансирование и строительство новых предприятий и других объектов, сколько создавать благоприятные условия, осуществлять поддержку и совместное инвестирование важнейших проектов развития российской экономики. Инвестиции фонда могут охватывать от 10% до 51% капитала проектов развития, а остальные вложения могут привлекаться как из российских, так и из иностранных государственных и частных источников. Тогда на каждый рубль инвестиций самого фонда будут вкладываться 5 - 6 рублей российских и иностранных инвестиций. Задача фонда — показать привлекательность этих проектов и гарантировать надежность вложений для частных инвесторов.
В России крайне плохо обстоят дела с жилым фондом: большинство россиян не имеют собственного жилья и живут в ужасающих условиях. В 1990-х годы наши либеральные догматики без критического осмысления собезьянничали у американцев ипотечную форму жилищного строительства и стали развивать исключительно ее, абсолютно не понимая, что она не соответствует потребностям и уровню развития России. «Либеральные обезьяны» просто не поняли, что, прежде чем американцы перешли к массовому ипотечному строительству, они смогли сформировать жилищный фонд за счет государственных и частных вложений. А современная рыночная экономика требует от рабочей силы высокой мобильности, и средний американец 13 раз за жизнь меняет место жительство в поисках работы. И везде он может легко арендовать подходящее для него и его семьи жилье.
В России же жилищный фонд явно недостаточен и часто находится просто в ужасающем или аварийном состоянии. Именно поэтому средний россиянин меняет место жительство только полтора раза за всю свою жизнь — в 9 раз реже среднего американца. Поэтому развитие ипотеки в России — это не что иное, как новое издание крепостничества, которое «прикрепляет» человека к его жилью и снижает мобильность рабочей силы до нуля. У нас необходимо сначала создать мощный жилищный фонд, чтобы любой россиянин при переезде к новому месту работы мог легко и свободно взять в аренду любое подходящее для него помещение. И желательно, чтобы оно было уже с мебелью.
В СССР государство недоплачивало своим работникам, но при этом более или менее старалось обеспечить их бесплатным жильем, построенным за счет государства. Сейчас также строится бесплатное, социальное жилье для неимущих слоев населения, которые составляют 10 - 15% населения страны; ипотека доступна еще 10 - 15% населения. Остальные же 70 - 80% россиян, у которых нет средств на ипотеку, но по уровню доходов они не могут претендовать и на социальное жилье, полностью лишены перспективы иметь нормальное благоустроенное жилье. Вот для этих 70 - 80% и должна существовать система строительства «доходных домов», которые могли бы сдаваться в аренду. Это могут быть как многоэтажные дома в спальных районах городов, так и одноэтажные коттеджные поселки вокруг крупных городов, но не с элитными, а с домами экономкласса.
Один рубль, вложенный в строительство, по расчетам экономистов, за счет мультипликативного эффекта принесет в фонды и бюджеты разных уровней 1,7 рубля налоговых поступлений. Причем если частному бизнесу выгодна будет сдача в аренду только дорогого элитного жилья, то ЗПИФ «Россияне» может спокойно удовлетвориться и небольшой ежегодной арендной платой от стоимости недорогого жилья. Причем стоимость строительства особенно коттеджных поселков, построенные за счет современных индустриальных технологий, может быть в два раза дешевле, чем в городских условиях. И ЗПИФ «Россияне» способен финансировать ежегодно строительство 100 млн. кв. м нового жилья, что поможет увеличить госбюджет примерно на 10 - 15%.
Еще одним направлением инвестиционной деятельности ЗПИФа «Россияне» может стать создание кластера по производству свинины на базе Орловской, Курской, Липецкой и Белгородской областей. Поголовье свиней в России сейчас насчитывает примерно 17 млн. голов, но при этом мы ежегодно закупаем за границей порядка 700 тыс. т свинины. На Орловщине создан уникальный Знаменский селекционно-генетический центр, способный обеспечить высокопродуктивной селекцией товарное производство 12 млн. голов свиней в год или производство примерно 1 млн. т свиного мяса. Таким образом, создав подобный кластер в этом регионе, мы не только можем за три-пять лет полностью закрыть потребности России по свинине, но и осуществлять экспорт свинины за рубеж. Причем, по расчетам специалистов ЗСГЦ, себестоимость производства товарной свинины не будет превышать 70 - 80 рублей за 1 килограмм.
Но для полной реализации этого проекта необходимо построить около 100 товарных репродукторов на 120 тыс. свиней каждый, 20 элеваторов, десятки комбикормовых заводов и убойных цехов, хладокомбинатов и многое другое. Это огромный объем работы с полной загрузкой на несколько лет для строителей и промышленности Орловской и соседних областей. Более того, вокруг этих товарных репродукторов и крепких фермерских хозяйств с помощью сельских администраций можно создать плотный пояс из крестьянских подворий (ЛПХ), которые можно объединить договорными отношениями с крупными хозяйствами по откорму свиней. Их только нужно избавить от забот по обеспечению кормами, ветеринарным обслуживанием и от реализации откормленных свиней. Это работа для сотен и тысяч предприятий малого бизнеса, которые могли бы обслуживать ЛПХ.
И таких проектов по России можно набрать сотни, которые обеспечат при помощи ЗПИФа «Россияне» комплексное развитие тех регионов страны и сфер экономики, в которые невыгодно инвестировать крупным корпорациям и частному бизнесу. Это и будет способствовать формированию у нас гражданского общества.
Александр Айвазов
Справка
Александр Эрвинович Айвазов — экономист, политолог, публицист, независимый аналитик.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.