ГЕРОЙ РУССКОГО РОКА В РАЗНОЦВЕТНОЙ ФУТБОЛКЕ

Концерт Сергея Чигракова собрал накануне поздним вечером в «Максимилиансе» массу народа, в тысячный раз доказав, что народная любовь не всегда зависит от наличия клипов на TV и в целом присутствия в медийном поле. Хиты от Чижа проверены временем и хоровым пением у костра, вряд ли найдется большое количество народа, кто ни разу не затягивал на даче с друзьями: «А не спеть ли мне песню о любви...» В середине 90-х «Чиж и Co» с легкой руки Бориса Гребенщикова окрестили едва ли не главными надеждами русского рока, но Чиграков возложенной на него миссии не оправдал. Выдав какое-то сумасшедшее количество монументальных хитов на небольшом отрезке времени, музыкант никуда не делся, продолжал активно гастролировать со своим коллективом и изредка записывать альбомы, но новую «Вечную молодость» или «Перекресток» так и не написал. Сам Чиграков на эту тему отзывался вполне себе «пофигистично», объясняя, что на заре своей музыкальной карьеры его группа показала, что умеет, и затем уже не ставила своей задачей кого-то и чем-то удивить. Мол, что нам баян вверх ногами перевернуть или что-то вроде того? Так что если зритель вчерашнего концерта последние лет 15 не следил пристально за группой, то он практически ничего не потерял, тексты всех песен в любом случае воспроизводились в памяти почти безотказно.

53-летний поседевший герой русского рока всегда стоял в стороне от политических и социальных тем. Чиж никогда не был большим оратором, так что ждать от очередного концерта «Чиж и Co» в Казани высказываний на столь актуальную нынче тему «С кем вы, мастера культуры?» не стоило. Хотя отечественный рок-н-ролл и слегка потрясывает в связи с сегодняшним политическим моментом, когда на одной стороне оказались такие гиганты жанра, как Юрий Шевчук и Андрей Макаревич, а на другой, к примеру, еще один рок-ветеран Александр Ф. Скляр. Но за всем этим не к Чигракову, хотя разноцветная помятая футболка и внешний вид артиста, словно приехавшего прямо со съемок фильма про Вудсток-69, не оставляли сомнений в том, какие именно убеждения разделяет старый русский хиппи.

ИСПОВЕДЬ АМЕРИКАНСКОГО ЛЕТЧИКА В НОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Так что никаких политических заявлений от Чижа зрители не дождались, он вообще не любитель болтать с залом и ограничился благодарностями в финале. Все оставшееся время музыкант был малоэмоционален, лишь иногда улыбался, глядя на то, как его песни из «золотого фонда русского рока» тепло принимает публика, сам же предпочитая петь с закрытыми глазами. Только на главном бессмертном хите группы «О любви» Чиж иногда прищуривался, глядя на аудиторию, словно в тысячный раз пытаясь понять феномен этой песни не собственного сочинения, которая позволяет каждому (а текст композиции, кажется, в зале знали все) почувствовать себя причастным к рок-поэзии.

Все было привычно — Чиж и его постоянный партнер по группе Михаил Владимиров обменивались длинными гитарными соло, публика не без помощи допингов проникалась действом все сильнее. Первый взрыв эмоций вызвал выдающийся народный музыкальный боевик «Фантом». Исповедь американского летчика, сбитого над Вьетнамом советским асом, которая в нынешнем политическом контексте выглядит совершенно особым образом, вызвала бурю восторга и приступ хорового пения, в котором вполне можно было обнаружить и патриотические нотки. На этом фоне вполне себе антивоенная композиция «Я занимаюсь любовью, а не войной!», которая вполне могла бы стать гимном отечественных хиппи, но так и не стала, заметно опоздав по времени, не вызвала такой бури восторга.

ПУБЛИКА НЕ СОБИРАЛАСЬ «ЗАНИМАТЬСЯ ВОЙНОЙ»

Публика в «Максимилиансе» была довольно разношерстной, что характерно для подобных мест, где бывает не до конца понятно, то ли ты на рок-концерте, то ли на дружеской вечеринке с застольем. Но юные «готки» и солидные дамы в коктейльных платьях немногим младше героя вечера отплясывали одинаково удало под песню «На поле танки грохотали». А «белые воротнички» в пиджаках позитивно, но яростно откликнулись на знаменитую строчку «Хочу чаю, аж кончаю», сами при этом держа в руках кружку с совершенно другим напитком, причем явно не первую за вечер. Небольшие конфликты между интеллигентными «очкариками» за «место под солнцем», периодически возникавшие в связи с действительно большим наплывом зрителей, тут же легко гасились, аудитория, в соответствии с заветами любимого артиста, не собиралась «заниматься войной».

Сам Чиж «держал фасон» достойно, кайфовал от общения с собственной гитарой (естественно, не обошлось без обязательной порванной струны), а выход на бис завершил своей знаменитой песней, которую полагается слушать в период сердечных переживаний, с той самой великой строчкой: «Когда уходит любовь, начинается блюз». И хотя, в сущности, рок-н-ролл давно уже мертв, такие концерты позволяют окунуться в тот самый мир «вечной молодости», в те лихие 90-е, от которых мы стоим все дальше, а ностальгируем все больше. По самым разным причинам.