Одним фактом своего появления электромобиль Tesla Model S фактически произвел революцию в автомобильном мире. Первая модель с электромотором, которая красиво выглядит, а по ходовым качествам и практичности почти не уступает своим бензиновым и дизельным конкурентам-одноклассникам. Но есть ли у Теsla слабые места, решили выяснить корреспонденты «БИЗНЕС Online», которые первыми в Казани провели профессиональные испытания автомобиля. Объектом тестирования стала топовая версия Tesla Model S P85+, местом для испытаний — самая быстрая стационарная гоночная трасса в России «Казань Ринг», а в качестве экспертов выступили известные автогонщики Татарстана.
СИЛА — В ИДЕЯХ
С момента своего первого появления в 2006 году американские электромобили Tesla вызывают повышенный интерес. Однако первая модель — двухместный электро-родстер на базе Lotus Elise — привлекла внимание по большей части автожурналистов да немногочисленных фанатов электромобилей. Но Model S, дебютировавшая в 2012-м году, существенно изменила отношение к электромобилям и в целом произвела мини-революцию в автомобильном мире. Неслучайно такой авторитетный человек в американской автопромышленности, как Стив Салин, бывший гонщик и основатель успешной компании по производству спорткаров Saleen Incorporated, дал такую характеристику новому электрическому авто: «Компания Tesla создала совершенно новый класс автомобиля подобно тому, как Ford Mustang в 1964 году создал класс «пони-каров».
Следущие факторы сделали проект Tesla Model S уникальным.
- Модель получила неофициальное название «гаджет на колесах» благодаря инновационному подходу к обеспечению взаимодействия автомобиля и управляющей им электроники. Этим она заинтересовала поклонников цифровых технологий.
- Впервые электромобиль обрел выдающиеся ходовые качества, благодаря чему он может на равных конкурировать со многими «бензиновыми» машинами подобного размера, имеющими «драйверский» характер. Это привлекло внимание обеспеченных водителей-энтузиастов, никогда прежде не обращавших внимание на автомобили с электродвигателями.
- Сама бизнес-модель, связанная с продвижением и обеспечением эксплуатации и сервиса Tesla Model S, стала оригинальным явлением в автомобильном мире, что обеспечило дополнительный интерес к проекту со стороны деловых и даже политических кругов.
СИЛА — В ТЕХНОЛОГИЯХ
То, что электромобили могут претендовать на значительную долю рынка транспортных средств в новом веке, стало понятно еще в конце века минувшего. Вопрос был только в сроках. Модели с электромотором не пытается создать сейчас только очень ленивый автопроизводитель (существует даже несколько российских машин, например, El Lada). Другое дело, что полноценными транспортными средствами большинство из них могут считаться довольно условно. Главные минусы — низкий запас хода и посредственные динамические характеристики. Порой кажется, что автогиганты просто не понимают, на какую целевую аудиторию рассчитаны электромобили, потому и конструируют неказистые на вид и медленные машины, с запасом хода не более 200 километров.
Но в 2003-м году к делу создания электромобиля нового поколения подключилась группа молодых амбициозных инноваторов и предпринимателей из Кремниевой долины, основавших компанию Tesla motors. Главным действующим лицом проекта стал Илон Маск, один из основателей платежной системы PayPal и компании SpaceX, которая производит космические корабли и ракеты-носители. Среди инвесторов проекта есть и короли интернета: основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, вице-президент eBay Джеффри Сколл и другие не менее яркие личности. В той же Кремниевой долине основатели Tesla видели большое количество потенциальных покупателей экологичных электромашин, людей богатых, успешных, креативных, знающих толк и в науке, и в IT-технологиях, и в стиле, и, конечно же, в автомобилях. Именно для такой аудитории и была предназначена Tesla Model S.
Фактически новая машина построена вокруг огромной и мощной плиты-батареи, которая занимает все днище кузова. Любопытно, что батарея не является монолитом, а состоит из 7 тыс. пальчиковых литий-ионных элементов Panasonic, точно таких же, какие используются в ноутбуках. К плите присоединены подрамники подвесок с тормозами от Mercedes-Benz W211, в заднем подрамнике располагается мощный электромотор. По идее, на таком основании можно надстроить какой угодно кузов, и уже в 2015 году должно начаться производство заводского полноприводного кроссовера и кабриолета одной из сторонних фирм. Главное же, что использование мощных батареи и электромотора позволило обеспечить Tesla Model S выдающуюся динамику и хороший запас хода — до 502 км на одном заряде в идеальных условиях (по циклу NEDC).
СТИЛЬ И МОДА ДОРОГОГО СТОЯТ
В итоге машина получалась недешевой. Чтобы не включать в сделки посредников, создатели Tesla решили полностью отказаться от услуг дилеров. По всем Соединенным Штатам и в некоторых странах Европы Tesla построила сеть собственных салонов продаж. Там, где таких салонов нет, доступен заказ через интернет. За самую простую модель Tesla Model S 60 с мощностью электромотора 225 кВт (306 л.с.) в США необходимо заплатить $68 070 (примерно 2,6 млн. рублей по действующему курсу). На другом ценовом полюсе находится Tesla Model S P85 (именно ее тестировал «БИЗНЕС Online») мощностью 310 кВт (421 л.с.). В США такая машина стоит от $87 070 (около 3,4 млн. рублей). Покупателям из России к этим суммам необходимо прибавлять НДС (18%), акциз, утилизационный сбор, стоимость доставки и оформления документов, оплату услуг посредника. В итоге базовая Tesla Model S P85 дорожает как минимум на 1,7 млн. рублей. Это немало, но все равно обращаться к перевозчикам приходится, что оказывается дешевле, чем ввозить машину самостоятельно как физическому лицу. Однако машины для американского рынка рассчитаны на зарядку только однофазным током (до 80 А и напряжением до 240 В), что является большим минусом за пределами США. Владельца «американской Tesla» ждут в России и другие неудобства. Не работает навигация, а для радио доступны только четные частоты.
Поэтому для отечественных покупателей более интересная европейская версия Tesla, рассчитанная на зарядку как от одно-, так и от трехфазной сети напряжением до 400 В, и не имеющая проблем с навигацией и радио. Правда, стоит такая машина заметно дороже. Например, Tesla Model S 60 обойдется покупателю в сумму от 70 415 евро (около 3,5 млн. рублей), а Tesla Model S P85 — от 99 365 евро (около 5 млн. рублей). Еще 6,2 тыс. евро (около 310 тыс. рублей) добавляет к цене пакет Plus, в который входит углепластиковый спойлер на крышке багажника, более жесткая подвеска с измененными характеристиками пневмобаллонов, утолщенные стабилизаторы и «разноразмерные» покрышки спереди и сзади. Именно такой топовый вариант Tesla Model S P85+ после растаможивания, оформления и доставки в Казань в июле 2014 обошелся президенту компании FIX Дмитрию Еремееву примерно в 6,5 млн. рублей. Сейчас такая же машина будет стоить дороже.
«Переплата за европейскую Tesla конечно немаленькая, но она, на мой взгляд, оправдана. Ведь заряжать машину приходится часто, и разница в скорости зарядки может достигать 2 - 3 раз. К тому же для «американок» при запитывании от обычной розетки нужны специальные переходники, которые не отличаются высоким качеством, или приходиться делать скрутки. Поэтому американские версии Tesla Model S считаются неликвидом на вторичном рынке, а вот б/у «европеек» в продаже почти не встретишь», — говорит хозяин электромобиля.
ЗАРЯЖАЙ!
Раз уж речь зашла о зарядке, то стоит рассказать об этом процессе чуть подробнее. Электромобили Tesla Model S имеют встроенное зарядное устройство. Но если пытаться подзаряжать батарею большой емкости от домашней однофазной сети при помощи переходников, то процесс полной зарядки может занять более 30 часов! Здесь важно учесть, что вам потребуется электророзетка с заземлением. Процесс зарядки батареи можно ускорить вдвое, если при заказе машины добавить в список опций второе зарядное устройство, работающее параллельно с первым. Это обойдется еще в $4 тыс. (около 153 тыс. рублей).
В различных городах России, прежде всего в Москве, уже устанавливают зарядные станции различных стандартов, позволяющие производить ускоренную зарядку при наличии правильных переходников-адаптеров. Можно купить компактную станцию ускоренной зарядки и в личное пользование. Например, Дмитрий приобрел и установил такую за 40 тыс. рублей (трехфазная, 220 В, 32 А, 22 кВт, производство — Китай), она позволяет осуществлять полную зарядку аккумуляторной батареи всего за 4 часа.
Одна из причин уверенного распространения машин Tesla в США — это наличие там огромной сети фирменных станций ускоренной зарядки под названием Supercharger. В зависимости от версии электромобиля они заряжают постоянным током с напряжением 400 В и мощностью от 90 до 150 кВт, за 20 минут заряжается полбатареи. Более того, на этих станциях владельцы Model S могут заряжать батареи своих электромобилей бесплатно! «Суперчарджеры» расположены по всей территории США, хотя и неравномерно. И в этом году уже появились «тесловоды», которые пересекли страну — от Тихого до Атлантического океана, не потратив ни цента на топливо!
Один из секретов такой щедрости бизнесменов— умелое использование солнечной энергии. На крыше-козырьке многих «Суперчарджеров» установлены солнечные батареи. Они за день накапливают столько электричества, что даже после зарядки всех электромобилей клиентов, его остается еще очень много, и остатки перенаправляются в местные электросети. А в стоимости каждой Tesla заложено по $2 тыс. на строительство новой заправки Supercharger. Для владельцев Tesla существуют и дополнительные бонусы, такие как бесплатные места на платных парковках, разрешение на движение по выделенным автобусным полосам и другое.
Что касается расхода электричества на ходу, то для Tesla Model S P85 он составляет 30 - 55 кВт*ч/100 км — в зависимости от темпа езды. Реальный запас хода при езде по Казани составляет 200 - 250 км даже с учетом постоянно работающего климат-контроля. Владельцы, которые уже пользовались машиной зимой, отметили, что она легко заводится в 20-градусные морозы, и даже при обычной неэкономичной езде запас хода составляет не менее 150 километров. И это с учетом работы электроотопителя, который быстро прогревает салон.
КРАСОТА — ЭТО ТОЖЕ СИЛА
Следующий важный момент — дизайн. Его решили сделать таким, чтобы даже форма кузова говорила о характере машины. Надо отметить, что «живьем» Tesla Model S смотрится даже эффектнее, чем на фотографиях, особенно в красном цвете и с шикарными черными дисками. По форме кузова и размерам она напоминает Audi RS7 и Jaguar XFR. Да и по ценам в России машины находятся в одной ценовой нише. Model S — довольно практичный хэтчбек со складывающимся вторым рядом сидений. А в багажнике у него может быть два дополнительных детских сиденья, которые достаются из-под пола и устанавливаются «против движения». В итоге число мест в машине обозначается как 5+2. Сам багажник довольно большой — 745 литров, хотя под ним расположен электромотор. А ведь есть еще багажная ниша под передним капотом емкостью 150 литров.
А самый интересный элемент в салоне Tesla находится в центре передней панели — и это огромный 17-дюймовый планшет с сенсорным управлением. На его экране отображается навигация на основе Google-карт, с него можно выходить в интернет, а главное — с помощью планшета производится управление большинством функций в автомобиле. Можно отрегулировать климат-контроль и потребление электричества при зарядке, поднять/опустить кузов при помощи пневмоподвески, открыть/закрыть люк в крыше, настроить усилие на руле или уровень рекуперации энергии, включить/выключить фары и электронные ассистенты движения, управлять медиасистемой и многое другое. Кроме того, посредством планшета скачиваются обновленные бесплатные прошивки для автомобиля.
Так, у самых первых экземпляров Tesla Model S обнаружилась проблема: иногда при пополнении энергии от домашней электросети, силовой кабель сильно нагревался. Случались и пожары. Расследование показало, что такие инциденты происходили только в домах с некачественной электропроводкой. Тем не менее Tesla разослала всем клиентам (прямо в машины!) программу, после установки которой, системы электромобиля могли самостоятельно распознавать начало перегрева и автоматически снижать потребление электричества на четверть. Фактически это первый случай в истории, когда вместо массового отзыва дефектных машин на фирменные СТО, техническая проблема была устранена удаленно — по интернету.
ПЕРЕЗАГРУЗКА
Кстати, в случае возможных неполадок мастера Tesla могут делать диагностику автомобиля и устранение проблем также через интернет. Особенно это удобно в странах, где нет официальных представителей компании, как, например, в России. И Дмитрий уже столкнулся с ситуацией, когда ему пришлось звонить производителю. Автомобиль периодически «зависает» во время стоянок, и чтобы «оживить» его, приходится делать полную перезагрузку — выключать/включать зажигание и сам планшет. Впрочем, американцы после недавней интернет-диагностики заявили, что это происходит, скорее всего, из-за модема Yota, которым дополнительно пользуется хозяин в автомобиле для доступа к высокоскоростному интернету, и посоветовали найти другого провайдера.
Любопытно, что рядом параметров Tesla Model S можно управлять посредством смартфона. Например, с помощью приложения для Apple iPhone возможно контролировать заряд батареи; закрыть/открыть электромобиль; прогреть или охладить салон перед поездкой; «приказать» машине моргнуть фарами или бибикнуть, чтобы быстрее найти авто на стоянке (правда, трудно себе представить, что такая машина может затеряться на парковке в ряду седанов и внедорожников); открыть/закрыть люк в панорамной крыше... Можно осуществлять поиск автомобиля по карте, включая отслеживание движения (и контролировать перемещения водителя).
Количество функций периодически увеличивается. Конечно, подобные опции порой доступны сейчас и при установке некоторых охранных систем, но у всех Tesla эти функции имеются уже «в базе». При этом стоит отметить, что в мире ездит уже более 30 тыс. Model S и ни одна из них не была успешно угнана. Для того чтобы осуществить хакерский взлом этого электромобиля, нужно обладать очень высоким уровнем подготовки, либо осуществлять криминальный угон. Но в обоих случаях пользоваться угнанной машиной будет проблемно. Во-первых, надо будет сразу изымать из недр электромобиля спрятанную глубоко внутри SIM-карту, при помощи которой отслеживается местоположение машины. Но даже если это сделать, то машину легко вычислить из-за их немногочисленности, да и запчасти продает только сам производитель по VIN-коду. Поэтому угон Tesla практически не имеет никакого смысла.
СИЛА — В ПРОСТОТЕ
Наигравшись с экраном планшета, мы обратили внимание и на другие детали интерьера. А он оказался вполне традиционным для модели бизнес-класса. На рулевой колонке обнаружились обычные ручки переключателей, в данном случае мерседесовские, недаром Daimler AG владеет частью акций Tesla. Блок управления электропакетом на дверях и кнопки «мультируля» — самые обыкновенные. В стеклянную крышу вмонтирован огромный люк. Пол довольно высокий, ведь под ним находится батарея. Поэтому на задних сиденьях высоким пассажирам находиться будет неудобно, подушка расположена низко относительно пола. При этом задние седоки лишены ручек на потолке, нет ни подлокотника, ни карманов на спинках передних сидений, управление климатом или музыкой также недоступно. В отделке используется кожа, алькантара, пластмасса и настоящий углепластик. Но интерьер дорогим совсем не выглядит и по визуальному восприятию, и в качестве сборки/подгонки он уступает почти всем конкурентам в своей ценовой категории. Хозяин автомобиля полностью с этим согласился.
— У меня ранее был BMW 7-й серии, и там, например, уровень комфорта находится на более высокой ступени. В Tesla же нет ни доводчиков дверей, ни встроенных в сиденья массажеров и вентиляции. Сами сиденья не такие удобные, качество отделки уступает. Музыка звучит гораздо проще, и список можно продолжать. Но если в Model S сделать все по высшему классу, то и цена станет заоблачной. Мне кажется, здесь грань была соблюдена достаточно правильно. И кстати, на Tesla мне нравится ездить гораздо больше, чем на «семерке» BMW. Я один из тех, кто положительно относится к электромобилям и готов пропагандировать их массовое применение. Ведь они экологичны, бесшумны, неприхотливы и экономичны в эксплуатации. Это машины нашего ближайшего будущего, которые доступны уже сегодня. Поэтому при езде на Model S испытываешь особенные чувства, близкие к восторгу.
Еще Tesla привлекает надежностью, в ней попросту нечему ломаться. Гарантия на батарею и электромотор — 8 лет, в машине нет множества традиционных агрегатов, которые могут выходить из строя, куда надо заливать различные жидкости. Ни традиционного мотора, ни коробки передач, нет радиатора, водяного насоса и далее по списку. А те элементы, которые используются, — подвеска, электронные блоки АБС и ESP, тормоза и другое — взяты из числа агрегатов, хорошо проверенных на других машинах. Поэтому все очень надежно и добротно. А с той же BMW 7 у меня постоянно были какие-то проблемы, из-за которых приходилось регулярно делать внеплановые визиты на СТО.
СИЛА — В СКОРОСТИ
Изучив машину в статичном положении, мы с нетерпением начали ездовые испытания. И во время поездки по гоночному треку выявилось немало любопытных деталей. В первую очередь впечатлила невероятная стартовая динамика Tesla Model S P85. Все дело в том, что электромотору не нужно время на раскачку в отличие от бензиновых или дизельных оппонентов. Вся максимальная мощь и тяга двигателя доступны сразу, с нулевых оборотов. Поэтому при разгоне с места уровень ускорения такой, что в спинку сиденья не просто вдавливает, а буквально впечатывает. И это несмотря на наличие в салоне четырех человек. После этого не удивляешься, что при замерах динамики разгона на гоночном дрэг-стрипе в США серийная модель смогла разогнаться до 100 км/час за 3,9 секунды и преодолеть 400 м с места за 12,371 секунды. Оба результата являются весьма достойными.
Второй интересный момент — Model S никогда не едет «накатом», и стоит отпустить педаль газа, как начинается так называемое рекуперативное торможение. Когда происходит подзарядка аккумуляторов от энергии торможения, соответственно машина в этот момент ощутимо замедляется. В итоге динамичная езда фактически превращается в бесконечную череду разгонов и торможений, а наката как такового просто не бывает. Немудрено, что при активной езде уже через пару кругов пассажиров начинает слегка укачивать. Однако стоит поехать спокойно и Tesla становится покладистой и дружелюбной машиной.
Впечатляет и минимальное шумовое сопровождение при активной езде. Мотора практически не слышно, лишь едва уловимое подвывание, похожее на троллейбусное. Зато сразу ощущается, что шумоизоляция машины далека от идеальной и уступает практически всем бензиновым и дизельным конкурентам с равной стоимостью. В салон хорошо проникает шум от шин, мелких камушков и песка, стучащих по аркам, явственно слышны звуки, создаваемые соприкосновением с набегающим потоком воздуха.
СИЛА НЕ ДЛЯ СПОРТА
В теории Tesla Model S P85 должна быть очень быстрой на гоночном треке. Ведь помимо ураганного разгона у нее очень низкий центр тяжести, находящийся ниже оси колес, а подвеска — многорычажная. Поэтому проверить возможности Tesla мы решили на самой быстрой стационарной гоночной трассе в России — «Казань Ринг», а экспертами попросили выступить автогонщиков-профессионалов.
Первым за руль сел Ильдар Рахматуллин — двукратный вице-чемпион Европы по ралли-кроссу, а также победитель первых двух гонок на новом сочинском автодроме класса «Формула-1».
«Меня попросили не стирать резину, поэтому будем ехать аккуратно, но быстро — с улыбкой начал свой комментарий Ильдар, а затем продолжил после преодоления половины трассы. — Подвеска мягковата для экстремальных прохождений поворотов, машина не предназначена для такой езды. Шины хоть и низкопрофильные, 21-дюймовые, но для трека тоже не подходят, чувствуется, как они слегка подворачиваются при агрессивной атаке виражей. Непривычно, что не слышно звук мотора, иногда это сбивает с толку».
Tesla напористо стартует и разгоняется до 140 км/ч, но потом темп ускорения резко уменьшается. А бензиновые и дизельные машины драйверского толка со схожей мощностью продолжают активно разгоняться и после такой скорости. В конце самой длинной 800-метровой прямой «Казань Ринга» электрокар достиг в лучшей попытке только 180 км/ч, хотя бензиновые машины схожей мощности развивают здесь около 240 км/ч. Тормоза хорошие, понравились. «В целом для представительского класса все достаточно быстро, комфортно, и управляемость на уровне. Для повседневного активного перемещения — в самый раз, а для спортивной езды машина не подходит», — подытожил профессиональный пилот.
Такие же нюансы отметил и Руслан Романов — автогонщик и заместитель генерального директора трассы «Казань Ринг», добавив несколько своих впечатлений: «Масса машины больше двух тонн и она отчетливо чувствуется при торможении с высоких скоростей. С учетом этого и динамика, и управляемость впечатляют. При превышении разумной скорости чувствуется небольшая недостаточная поворачиваемость, нос машины сносит наружу поворота, и система стабилизации включается в работу. На мой взгляд, действует ESP вполне адекватно, и мне быстро ехать не мешает. Понравилась на редкость информативная педаль газа, ведь тяга у машины всегда максимально возможная и ровная по своей характеристике, без провалов или всплесков, как у бензиновых моторов».
А расстроило, что Tesla на гоночной трассе выдерживает только 1 круг длиной 3,5 км в боевом режиме, и то не полностью. После чего она самостоятельно переходит в щадящий режим работы. Например, если на первом круге удалось показать максимальную скорость 180 км/ч, то начиная со второго круга выше 150 км/ч машина не разгоняется. Падает и темп разгона весьма ощутимо. По данным хронометража время лучшего круга — 1 минута 49,5 секунд. Насколько это быстро? В тот же день мы испытывали в таком же режиме 204-сильный хэтчбек KIA pro c’eed GT с 1,6-литровым турбомотором, и он смог пройти по трассе только на 2 секунды медленнее. Хотя это далеко не самый быстрый из хот-хэтчей», — вынес свой вердикт спортсмен, знающий «Казань Ринг» как свои пять пальцев.
НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭПОХИ
Итак, мы выяснили, что Tesla Model S P85+ обладает недюжинным динамическим потенциалом, но только если речь идет о коротких дистанциях. Стремительный и бесшумный старт со светофора, уверенный и быстрый обгон при езде с разрешенной ПДД скоростью позволяют водителю Tesla чувствовать себя королем дорог общего пользования. Но на гоночных трассах она пока уступает своим прямым конкурентам по цене и мощности. Впрочем, для любителей «погонять» тюнинговые компании Америки уже начали создавать «заряженные» версии электрокаров.
Для большинства же поклонников марки важно иное. Tesla Model S — это первый электрокар с красивым дизайном и достойными ходовыми качествами, который позволяет относительно уверенно передвигаться в пределах доступности источников электричества. Он способен удивлять и радовать свежими, необычными ощущениями и эмоциями. Не случайно сейчас среди владельцев Model S преобладают успешные люди с нестандартным мышлением, которые могут позволить себе машину не как у всех. А пройдет еще несколько лет, недостатки электромобилей будут устранены, а цена станет более доступной. Сейчас Tesla планирует строительство крупного аккумуляторного завода в Калифорнии, который позволит существенно снизить себестоимость машин и сделать их более доступными. Да и конкуренты не сидят сложа руки. Возможно, эра автомобилей действительно началась.
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.