«МЫ С ИСПОЛКОМОМ ПОСТОЯННО СУДИМСЯ...»

Прокурор Набережных Челнов Александр Евграфов вчера рассказал, насколько больше внеплановых проверок предприятий имели бы бизнесмены автограда, если бы значительная часть заявок надзорных органов не отсеивалась прокуратурой. Евграфов встретился с предпринимателями в рамках проекта «Еженедельный деловой обед для первых лиц» и заодно ответил на вопросы журналистов — в частности, об обещанном экс-мэром Василем Шайхразиевым возврате городу земель, переданных в пользование с нарушениями.

Особенных подробностей по этому вопросу прокурор пока не раскрыл — работа специальной проверяющей комиссии, собранной после коррупционного скандала в Челнах, еще не завершена. Но, по крайней мере, стало известно, что в августе городу было возвращено порядка 1,8 га земель.

«Часть земель вернулась, и сейчас в суде рассматривается еще ряд исков об отмене решений по обращению земли в собственность, — сообщил Евграфов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». — В конце августа, например, 12 участков, проданных по сомнительным схемам, были возвращены городу. Площадь сейчас не вспомнить, но, учитывая, что город по регламенту выделяет максимум по 15 соток, можно примерно посчитать».

В ответ на вопрос о том, как вообще земли уходили на сторону незаконно под носом у прокуратуры, Евграфов сообщил, что нарушения при выделении земель муниципалитетом — ситуация стандартная, прокуратура судится с исполкомом в этой связи регулярно. «Почему вы считаете, что прокуратура этого не видела? — усмехнулся Евграфов. — Могу сказать, что ведущие лица исполнительного комитета прокуратурой ежегодно привлекаются к административной ответственности, просто мы это особо не афишируем. Такие решения по земле — это текущая работа. 10 исков в год, связанных с выделением земли, — это стабильный показатель».

Прокурор также уточнил, что иски включают в себя требование не только «отобрать» какой-либо участок, но и выдать, например, нуждающимся семьям, многодетным в частности. «При этом я не могу сказать, что исполком работает не идеально, а мы — идеально, — отметил Евграфов. — Возможно, где-то проглядели. Но никогда за все время работы в Челнах мне не поступило ни одного обращения: мол, давайте-ка оставим такой-то участок за таким-то господином. У нас с прежним мэром была нормальная договоренность: если мы считаем, что закон нарушается, мы пишем протест, и если они не согласны с нашим протестом — исполком его отклоняет, а мы подаем в суд. Мы с исполкомом постоянно судимся».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», успел ли прокурор познакомиться и обсудить вопросы взаимодействия с новым мэром, Евграфов ответил отрицательно — с Наилем Магдеевым он виделся всего дважды: на сессии, где Магдеев был представлен горсовету, и на его первом деловом понедельнике.

«СУМЕЛ БЫ Я НЕ ПРОГОРЕТЬ?»

Отметим, что на встречу с прокурором предпринимателей пришло меньше, чем обычно, — на этот раз деловой обед состоялся при участии не более десятка бизнесменов. Евграфов не оставил этот факт без внимания. «Может, это и хорошо, что гостей сегодня мало, — констатировал он. — Значит, у предпринимателей нет нужды обращаться к прокурору...»

Евграфов отметил интересную закономерность: к примеру, из 18 проверок самих надзорных органов прокуратурой лишь две были инициированы обращением предпринимателей. Между тем в этом году прокуратура отменила 12 незаконных постановлений контролирующих органов, привлекла к ответственности 22 должностных лица и завела 4 административных дела. Кроме того, Евграфов сообщил, что в его ведомстве была создана рабочая группа для отработки обращений со стороны бизнеса, однако никто не обращается. Тем не менее вопросы о давлении надзорных органов на бизнес на встрече прозвучали. Предваряя их, Евграфов предложил статистику работы прокуратуры с контролерами. Он рассказал, что в течение 2014 года прокуратура города отказала надзорным органам в проведении внеплановых проверок в 64% случаев.

«Сейчас все проверки контролирующие органы обязаны согласовывать с прокуратурой, — напомнил Евграфов. — В начале года мы проверяем общий план, отсеивая одинаковые проверки от разных ведомств. Таким образом в этом году отсеяно 392 плановые проверки. Что касается внеплановых, на которые мы тоже даем добро, то на 64 процента заявлений о проведении внеплановой проверки прокуратура Челнов в этом году ответила отказом».

Александр Евграфов (справа)
Александр Евграфов (справа)

Такое количество отказов, по словам Евграфова, часто связано с тем, что надзорные ведомства предлагают провести внеплановую проверку предприятия незадолго перед проверкой по графику, или с некачественным составлением документов самими проверяющими. В целом же, с точки зрения прокуратуры, защита предпринимателей — вопрос сложный, поскольку в 90% случаев они обманывают друг друга.

«Предприниматели жалуются, что их обманывают, ни за что привлекают к уголовной ответственности — это основная тенденция в жалобах, — отметил прокурор. — Но если посмотреть глубже, то жалующийся сам обманул такого же предпринимателя. Кого защищать — этого или того? На мой взгляд, государство должно защищать двух, чтобы никто не остался обманутым. Ведь когда человек вкладывается в какой-нибудь проект, он к прокурору не подходит советоваться, а потом спрашивает: как вы допустили, что я ввязался в эту авантюру? Все знают, что бизнес открывается на свой страх и риск. Я никогда не был предпринимателем — с одной стороны, завидую им, с другой — страшно боюсь в это ввязываться. Сумел бы я? Возможно, прогорел бы через полгода».

«СОТРУДНИКИ ПРОКУРАТУРЫ БЕРУТ ОЧЕНЬ МНОГО КРЕДИТОВ...»

В вопросе защиты от всевозможных инспекций предприниматели требовали от прокурора конкретных рецептов. Так, гендиректор сети магазинов «Gambrinus-авто» Рамиль Хусаинов спросил, как защититься от пожарной инспекции, если она уже на пороге. «Прокуратура, к сожалению, не совсем скорая помощь, — пошутил Евграфов. — Но у пожарных должны быть соответствующие документы, разрешающие проверку. Мы недавно столкнулись с одним из контролирующих органов, проведшим незаконную проверку. Предприниматель подал в суд и выиграл его, хотя у него реально были нарушения. Выиграл, потому что никаких заявлений — оснований для внеплановой проверки — не было. А что касается пожарных, то сейчас ведь есть оценка пожарного риска. Заказываешь такую оценку, и на пять лет пожарные забывают к тебе дорогу».

В камерной обстановке предприниматели отважились задать прокурору и несколько каверзных вопросов. Например, как обстоят дела с коррупцией в самой прокуратуре — были ли прецеденты выявленных порочащих фактов внутри ведомства? Евграфов на это ответил, что при нем таких фактов не было — ни один сотрудник челнинской прокуратуры не был привлечен к уголовной ответственности из-за коррупции.

Владелец сети проката спортинвентаря «Экстрим» Рустам Валеев транслировал «вопрос из народа». «В народе говорят, чтобы узнать последние тенденции в мире автомобилей, загляни на парковку прокуратуры, — сказал Валеев. — Я сам живу неподалеку от прокуратуры, часто проезжаю и убеждаюсь в справедливости этих слов».

Прокурора вопрос не смутил — он ответил и за свой автомобиль, и за авто своих подчиненных. «Если машина стоит около прокуратуры, это не значит, что она принадлежит нашим сотрудникам, — заметил он для начала. — А моя машина называется Mitsubishi Outlander. Новая абсолютно — я ее купил два года назад, у меня еще 300 тысяч кредита. Сотрудники тоже берут очень много кредитов. По понедельникам я провожу совещания, и буквально каждый месяц к нам приходит представитель банка и предлагает кредиты. И все сотрудники интересуются процентами».