Казахстан и Татарстан планируют развивать сотрудничество, особенно в нефтехимии и машиностроении

УВЕЛИЧИТЬ ТОВАРООБОРОТ: НА ТРЕТЬ ИЛИ В ТРИ РАЗА?

Татарстан и Казахстан, несмотря на «экономические трудности», планируют удержать существующий между республиками товарооборот в миллиард долларов. Об этом сегодня в Доме правительства на брифинге по итогам визита делегации РТ в Астану заявил министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов.

Планов по увеличению взаимной торговли он не раскрыл. В 2008 году, когда в Казани состоялся форум руководителей приграничных регионов Казахстана и России, товарооборот между двумя республиками составлял $700 млн., и тогда говорилось о возможном увеличении этого показателя в три раза к 2011 году. Удалось увеличить лишь на треть, и теперь главное, судя по словам министра, не потерять наработанное. Сегодня Зарипов пояснил, по каким направлениям будет строиться сотрудничество. Главным образом речь идет о нефтехимии и машиностроении.

Напомним, двухдневный визит татарстанской делегации начался 19 сентября с открытия в Астане бизнес-форума, в котором приняли участие около 30 компаний из РТ и 80 компаний из Казахстана. Крупный бизнес представляли гендиректор ОАО «Татнефть» Наиль Маганов, гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, руководитель ОАО «Ак Барс Холдинг» Иван Егоров и другие. Затем в тот же день президент Татарстана Рустам Минниханов дал старт дням Татарстана в Казахстане и провел ряд встреч.

Как сообщил Зарипов, в Астане рассматривалась возможность участия нефтяников Татарстана в разработке и капитальном ремонте скважин казахстанских месторождений. Кроме того, Казахстан добывает около 80 млн. т нефти в год, из которых 68 млн. идет на экспорт, остальное — на переработку. «У них есть планы по дальнейшему увеличению глубины переработки своих углеводородных ресурсов», — рассказал Зарипов. На днях он заявлял казахстанским СМИ, что в Татарстане поставлена аналогичная задача: максимально перерабатывать объемы производимой нефти — до 21 млн. т из добываемых 32 миллионов. Сейчас перерабатывается 14 млн. тонн. «В прошлом году был построен нефтехимический комплекс, на котором уровень переработки тяжелой сернистой нефти доходит до 97 процентов. Практически мы уходим от мазута», — сказал министр. Также казахстанские СМИ сообщали о готовности Татарстана участвовать в строительстве нефтеперерабатывающего завода, у республики есть «и подготовленные специалисты, и проекты».

«Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез» заинтересованы в казахстанском рынке

В казахстанском рынке сегодня заинтересованы «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез». «Казахстан интересуют поставки светлых нефтепродуктов, полимеров для производства труб для ЖКХ, полиэтилена, полипропилена», — перечислил Зарипов.

Впрочем, тут не все гладко. Как писала газета «БИЗНЕС Online» накануне визита в Казахстан, местные парламентарии обратились к премьер-министру страны Кариму Масимову с просьбой повлиять на ситуацию, сложившуюся в результате действий поставщика полиэтиленового сырья «Казаньоргсинтеза». В своем депутатском запросе они высказывают озабоченность тем, что действия предприятия из Казани делают продукцию местных производителей труб неконкурентоспособной, и просят изменить правила игры в рамках Таможенного союза. В разговоре с «БИЗНЕС Online» авторы запроса заявили, что «Казаньоргсинтез» дает сырье, «в каком хочет объеме, когда хочет дает, по какой цене хочет»...

КАЗАХСТАН НАМЕРЕН КУПИТЬ В ТАТАРСТАНЕ «ТОРНАДО»

Что касается машиностроения, то КАМАЗ планирует в этом году продать на местном рынке около 4 тыс. грузовиков и еще около 1,5 тыс. собрать непосредственно в Казахстане на совместном предприятии, рассказал министр.

Планирует увеличить свое присутствие и чистопольская компания «Бетар», которая сейчас занимает 70% рынка по своим видам продукции, рассказал министр. «Хорошо работает» на казахстанском рынке ПОЗиС, а Зеленодольский завод им. Горького подписал с управлением главнокомандующего Военно-морских сил Вооруженных Сил Республики Казахстан меморандум о сотрудничестве в военно-технической сфере.

Переговоры с Казахстаном газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов: «Перспективы сотрудничества с Казахстаном очень хорошие. Были проведены переговоры, завод презентовал свои материалы. С казахстанской стороны был большой интерес. В октябре казахстанская делегация посетит наш завод, на основании этого посещения будет приниматься решение о контрактах».

От обсуждения подробностей Мистахов уклонился, но, как стало известно «БИЗНЕС Online», речь идет о строительстве для Казахстана трех боевых кораблей проекта 21632 «Торнадо». «Казахстану нужны три «Торнадо», — рассказал источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной отрасли. — Поставки предположительно будут в 2017 - 2019 годах. Казахстанская сторона планирует направить заявку на корабли в октябре».

Согласно данным известного ВПК-портала militaryrussia, «Торнадо» — корвет класса «река-море», экспортная версия малого артиллерийского корабля проекта 21630. На этих кораблях предполагается установка систем вооружений в экспортном исполнении, возможны вариации по системам вооружений под конкретного заказчика.

Проект 21632 (корабль спроектирован в ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро») предлагается в нескольких вариантах: артиллерийского и ракетного корабля. Какой из них выберет Казахстан, пока неясно.

ШИННИКИ СОЗДАДУТ В КАЗАХСТАНЕ ПРОИЗВОДСТВО, ФЕРМЕРЫ ПОСТАВЯТ КОРОВ

Соглашения о сотрудничестве также были подписаны между минпромом РТ, национальным агентством по экспорту и инвестициям «Казахинвест» и между татарстанской и казахстанской академиями наук.

«Мы посетили особую экономическую зону «Астана», где приятно было увидеть наших шинников из Нижнекамска, которые неплохо продают свою продукцию и вторым этапом планируют развивать восстановление использованных шин», — продолжил Зарипов. Как пояснил источник «БИЗНЕС Online» в ТД КАМА, под первым этапом подразумевается строительство и запуск завода по производству грузовых шин ЦМК, который уже функционирует в Нижнекамске. А под вторым — строительство в Нижнекамске завода по восстановлению грузовых шин, а также создание локальных производств по восстановлению протекторов. Предполагается, что собственный завод должен закрывать потребности близлежащих регионов, а региональные заводы по восстановлению протекторов должны быть созданы на удаленных территориях и подчиняться дилерам или дочерним предприятиям компании, в том числе и в Казахстане. Казахстан по объему отгружаемой продукции шин КАМА занимает среди рынков стран СНГ, после того что случилось на Украине, первое место.

Среди точек роста первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов назвал и сотрудничество с компанией «Кремонини груп», у которой в Казахстане на стадии завершения строительство завода по переработке говядины. «Кремонини груп» и министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ еще в июле 2014 года договорились о создании в РТ откормочных площадок для скота, который, в свою очередь, будет направляться на различные заводы итальянской компании (в Оренбурге, в Казахстане). В РТ площадки планируется разместить в Лениногорском и Бугульминском районах.

Планируется установить регулярные рейсы между Казанью и Астаной. Заинтересован Казахстан в получении лесного материала из Сабинского района, где расположен «наш суперсовременный питомник». «Надо посмотреть, какие еще товары народного потребления мы можем поставлять в Казахстан, — заявил Зарипов. — Мы почувствовали взаимный интерес по всем направлениям — и промышленность, и наука, и сельское хозяйство».

По его словам, на следующий год запланирован визит в Татарстан бизнес-кругов Казахстана, во время которого более конкретно будут рассматриваться различные проекты.

«КАЗАХСТАН ВПЕРЕДИ НАС ПО НАЛОГАМ, К ИХ ОПЫТУ СТОИТ ПРИСМОТРЕТЬСЯ»

Эксперты в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» выделили сферы, где поучиться следует Татарстану.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Во время этого визита мы встречались с первым вице-премьером и с президентом Казахстана. Речь шла о целом ряде вопросов. Решали вопросы двойного налогообложения, потому что из-за этого были вопросы у «Татнефти». Хозяева высказались за продолжение отношений с КАМАЗом, потому что этих машин там очень много. К нашему судостроению проявило интерес министерство обороны Казахстана. Очень большой интерес вызвала выставка, где была представлена продукция 30 наших, татарстанских предприятий. По результатам нашего визита будет готовиться дополнительное соглашение о продолжении взаимодействия с нашей академией наук, с вузами. На бизнес-форуме, который там прошел, мы еще раз убедились, что их очень заинтересовал наш Иннополис. А для нас была интересна их система поддержки инвесторов и отечественных товаропроизводителей. Казахстан впереди нас по налогам, к их опыту в этой сфере стоит присмотреться. Стоит отметить, что мы еще раз убедились в их очень добром отношении к Татарстану на всех уровнях. Это братский народ с большой татарской диаспорой. С ними нужно поддерживать связь хотя бы потому, что Казахстан в ряде вопросов идет впереди России. Их опыт для нас очень полезен.

Шамиль Агеев (справа): «Нужно поддерживать связь хотя бы потому, что Казахстан в ряде вопросов идет впереди России. Их опыт для нас очень полезен»

Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы КАМАЗа:

— Для нас Казахстан как был, так и остается одним из главных экспортных рынков. В прошлом году мы в этой стране продали порядка 3,4 тысячи грузовых автомобилей. Из них порядка 1,3 - 1,4 тысячи мы произвели непосредственно в самом Казахстане. И тенденцию на увеличение присутствия на рынке Казахстана мы будем сохранять. Для нас это ключевой зарубежный рынок. И нет никаких причин от него отказываться или уменьшать свою долю. Наоборот, мы планируем только наращивать здесь свое присутствие в первую очередь за счет увеличения доли рынка.

Андрей Грозин — заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ:

— В условиях санкций отношения с Казахстаном как раз и становятся особенно актуальными. Проблема в том, что Казахстан, являясь членом Таможенного союза и перспективным членом Евразийского экономического сообщества, которое будет организовано в январе 2015 года, стал по большому счету не слишком отделим от российской экономической системы. В Казахстане сейчас и на экспертном, и на государственном уровне очень активно обсуждается тематика влияния санкций и антисанкций на экономику этой страны. Люди выстраивают стратегию противодействия, выстраивают способы использования этих санкций для продвижения своих экономических интересов. И если отбросить политические экивоки, Россия и Казахстан в экономическом смысле сейчас являются почти тождественными государствами. Да, есть определенная разница в тарифах, в списке товаров, которые введены в льготную категорию. Но если сравнивать с экономическим партнерством США с Мексикой и США с Канадой, большой разницы нет с партнерством России, Казахстана и Беларуси. Да, всегда есть поле для отстаивания своих национальных экономических интересов, но наши страны уже выработали одинаковую стратегию, по которой они живут.

А Татарстан сейчас в силу особенности своего экономического, культурного и политического положения является особенным субъектом Российской Федерации. Это было особенно ярко продемонстрировано на примере Крыма, когда именно посредническая миссия Казани во многом сняла опасения и беспокойство, которые были у крымских татар. Мы же видели, что было в начале марта в Крыму и насколько резко потом эти опасения от присоединения к Российской Федерации снизились. В этом, конечно, есть заслуга руководства Чеченской Республики, но в большей степени руководства Татарстана. Именно визит делегации Татарстана снял большое количество необоснованных опасений, которые были у крымских татар. Заслуга Татарстана состоит и в том, насколько безболезненно прошел референдум и последующие процедуры формального присоединения Республики Крым к Российской Федерации. И эта заслуга уже отчасти оценена.

А применительно к нашему разговору я хотел бы отметить, что Казахстан — тоже тюркская страна, которая долгое время существовала в рамках Российской Империи, а затем Советского Союза. У нас общая судьба, мы привыкли друг к другу, у нас схожая ментальность. У нас крепко связанные за много десятков лет системы экономики. Поэтому наши китайские друзья говорят, что они тоже хотят построить хорошие отношения с центральноазиатскими республиками, но у них не хватает того, что есть у России. А что есть у России? Это некая практически неосязаемая общность. Мы настолько привыкли друг к другу, что иногда наши бизнесмены понимают друг друга буквально с полуслова. У нас абсолютное взаимопонимание, «дружба и любовь». Люди говорят на одном языке, и даже то партнерство, которое было заключено между нашими министерствами обороны... Менялись люди, но подход всегда оставался один и тот же. Все прекрасно понимали, что именно партнерство с предприятиями Татарстана необходимо, чтобы, с одной стороны, реформировать и модернизировать свои старые системы, а с другой, чтобы защищать собственную страну. И в остальных сферах то же самое. Нашим политикам и нашим бизнесменам очень просто и очень легко говорить друг с другом.

Виктор Дьячков — генеральный директор группы компаний ICL:

Рынок Казахстана интересен нашей группе компаний возможностями реализации проектов в области ИТ для государственных, муниципальных и коммерческих организацией. Пока речь идет только о возможностях автоматизации сферы розничной торговли и участия в проектах «безопасный город». Хотя наше астраханское подразделение уже работало по заказам от Каспийского трубопроводного консорциума несколько лет тому назад, все же о перспективах можно будет говорить не раньше, чем после начала реализации первых проектов в Казахстане.