ОТВОЕВАЛИ У ДИСКОТЕКИ

Как выяснилось, казанскому зрителю вовсе не обязательно сидеть в театре, реконструкция которого обошлась в 1 млрд. рублей. Он готов смотреть экспериментальные спектакли и в здании бывшей швейной фабрики, где само понятие сцены как таковое отсутствует. Публика и актеры находятся на одном уровне. В театре на Булаке прошла премьера спектакля «Игра в шахматы» по мотивам нетленного произведения «Ромео и Джульетта» великого Уильяма Шекспира. Примечательно, что во время представления актерами не было произнесено ни единого слова и играли они в непривычном для себя пространстве.

Когда театр на Булаке только открывался, то соседствовать ему приходилось с ночным клубом. Зрительный зал находился на втором этаже, а танцпол — на первом. И нередко во время спектакля шумные соседи доставляли актерам и зрителям неудобства. Порой доходило до курьезных моментов, когда шум действительно мешал повествованию. Актеры пытались обыграть пикантные ситуации, но и это не всегда получалось. Театр, наверное, так и умер бы, если бы руководство «не подсуетилось» и не взяло в аренду и первый этаж помещения.

В прошлом сезоне там устраивались различные концерты, заседания клубов по интересам, а в этом решили использовать пространство под театральную площадку, на которой будут ставиться исключительно экспериментальные постановки.

АКТЕРЫ КАК ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

«Игра в шахматы» — это пластический перфоманс. «После разножанровых более классических спектаклей мы решили немного изменить политику актерского существования, — говорит главный постановщик театра Рустам Фаткуллин. Нам интересны новые направления, которые мы можем исповедовать в своей практике. Мы решили попробовать такую форму, как пластический перфоманс, хотя он имеет больше отношение к танцевальной и цирковой культуре. В «Игре в шахматы» мы соединили его вместе с драматическим искусством».

Рустам Фаткуллин

И действительно, в первые минуты зрителю вообще трудно понять, что происходит. Настолько непривычным является зрелище. Актеры, которых в постановке насчитывается 11 человек, с помощью танца и жестов пытаются рассказать тебе досконально известный сюжет. При этом режиссер сознательно запутывает зрителя. Здесь нет такого, чтобы одну роль от начала до конца играл один и тот же актер. Они постоянно меняются ролями внутри спектакля, как в игре в шахматы, где некоторые фигуры вдруг вылетают из поля зрения, а потом возобновляют свою роль уже в новом амплуа и с новым смыслом. Это основной каркас спектакля, на котором держится сюжет. Учитывая узнаваемость произведения, зритель, особенно поначалу, постоянно вдумывается, на каком месте повествования в данный момент находится спектакль.

«Постановка построена по принципу поэтической метафоры», — говорит Фаткуллин. У каждого возникают свои ассоциации. Есть основная линия, четко выдержанная конструкция, и в ней есть импровизационные моменты, которые, в общем, дают для зрителя тот воздух, пространство и ощущение, которое он сам и считывает».

УЙТИ СО СПЕКТАКЛЯ СУХИМ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

Поначалу, как это порой бывает в театре, зрители довольно долго «входят» а спектакль. Так как публика в основном молодая, то первые 20 минут можно было наблюдать, как некоторые из гостей постоянно переписывались по телефону. Однако со временем происходящее на сцене сумело захватить и их. Для большей выразительности элементом сценического повествования был небольшой резервуар с водой. Его режиссер использовал для придания большей трагичности финальной сцене. Джульетта, к примеру, умирала в этом микробассейне, и тело ее плавало на поверхности воды... Кстати, зрителям первых рядов нужно знать, что сухими с этого спектакля им не уйти. Часть брызг с импровизированной сцены попадает и на них. В этот момент от такого 5D-эффекта все негодование написано на лицах пострадавшей публики, особенно у девушек, ибо они, видимо, переживали за свой макияж. Однако никто своего недовольства после окончания спектакля так и не высказал.

На постановку «Игры в шахматы» ушло 25 рабочих дней. Так как основным средством выражения здесь является язык тела, то чувствуется, что актеры находятся в хорошей физической форме. Спектакль планируют показывать раз в месяц.

В КАЗАНИ ПОЯВИТСЯ СВОЙ ВИКТОР ЦОЙ

В целом впечатление от «Игры в шахматы» остается позитивными. Это, конечно, не театр в его классическом понимании, однако такого рода эксперимент вполне заслуживает внимания. Единственное, отсутствие декораций и скудность сценического инвентаря бросается в глаза. По словам режиссера, со временем на сцене в спектакле появится видеопроекция, которая, видимо, немного сгладит ситуацию.

Если вы готовы воспринимать новые необычные театральные формы с приставкой «эксперимент», то «Игре в шахматы» можно посвятить один вечер. Если вы приверженец классических театральных традиций, то время лучше не тратить.

Сцена на втором этаже «Театра на Булаке» будет использоваться для относительно классических, более привычных для зрителя форм драматического и комедийного жанра. Возможно, в течении сезона появится и театр абсурда. Первый этаж полностью будет отдан под эксперименты. Кроме того, в этом сезоне появится большое количество моноспектаклей. «У нас сегодня не очень большая труппа, — уверяет Фаткуллин. 8 человек с нами работают с 2010 года. В прошлом сезоне я набрал еще шестерых актеров. В ближайшее время так же начнется кастинг в наш театр. В этом году я обещал труппе, что у каждого актера, кто работает с нами с момента основания театра, в репертуаре появится свой моноспектакль. Заодно мы узнаем, смогут ли ребята на протяжении полутора часов удерживать на себе внимание зала».

Продолжатся эксперименты и с ночными спектаклями. В прошлом году в репертуаре театра появилась постановка Golden Boys с легкими элементами стриптиза. Нередко представление начиналось и в 23:00, поэтому зрители уходили из театра за полночь. По мнению корреспондента «БИЗНЕС Online», это больше похоже на шоу для «офисной» публики, кто не захотел пятничным вечером идти в паб или ночной клуб, идут на классический спектакль, тем не менее аншлаги на этом представлении постоянны. Главный режиссер пообещал, что в этом сезоне в афише появится еще один ночной спектакль с маркировкой 18+.

25 сентября в «Театре на Булаке» состоится еще одна премьера, билеты на которую давно уже раскуплены. Спектакль «Цой» — это психоделическая драма, где жизнь музыканта развернута в неожиданно остром ключе. Фаткуллин уверяет, что им удалось найти актера, вокал которого очень похож на оригинал. Вполне возможно что этот спектакль потеснит по популярности «Зиму» по Евгению Гришковцу, которую труппа с успехом играет уже несколько лет и которая является визитной карточкой театра.