Назир Киреев

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

— Назир Талипович, насколько знаю, вы предложили кардинальное решение проблемы автомобильных заторов в Казани. Довольно неожиданно, ведь мы знаем вас прежде всего как человека, занимающегося промышленными вопросами...

— Просто я, как и многие, находящиеся за рулем и сталкивающиеся ежедневно с автомобильными пробками, невольно задумывался о проблеме, и, как рядовой автомобилист, в частном порядке в небольшой записке предложил воспользоваться известным мне мировым опытом решения проблем заторов. Сразу хочу отметить, что в Казани для улучшения дорожного движения сделано очень много — изменения поистине революционные. Особенно поражаются масштабам перемен гости столицы, не посещавшие нас лет 7 - 8. Столицу Татарстана они воспринимают как очень современный, а многие и как лучший город России. В том числе и из-за дорог. Тем не менее проблемы остаются. Предлагаемые некоторыми организациями меры по улучшению ритма работы светофоров, допуску въезда в отдельные районы в разные дни недели в зависимости от четности или нечетности номеров, созданию зон парковок для последующей пересадки на городской транспорт способны дать только ограниченный результат. Необходимы решения, которые бы в корне изменили ситуацию с заторами на все обозримое будущее, и, мне представляется, такое решение есть.

— В чем суть предложения?

— В математике применительно к гидравлическим системам с большим количеством каналов, имеющих различные препятствия для потоков (а каналы можно сравнить с дорогами в плане пропускной способности), достаточно просто находят предельные решения в виде создания обводных каналов, не имеющих препятствий. Пропускная способность казанских дорог значительную часть суток находится на пределе. Но даже в свободные часы ездить по ним некомфортно из-за большого количества светофоров. Выход — в создании «обводных» скоростных трасс, не имеющих светофоров, с большим количеством полос при одностороннем движении.

— Но Казань — уже сформировавшийся мегаполис, и для таких дорог ее придется перестраивать заново...

— В том-то и дело, что география города позволяет создать такие трассы. Пока еще позволяет... Что мы имеем сегодня? Почти все районы Казани загромождает транзитный для них транспорт, например, для Вахитовского района это автомобили, переезжающие из Приволжского района в Кировский. Вахитовскому району они не нужны, как и этим машинам Вахитовский район. Следовательно, транспорту надо предложить маршрут без заезда на его улицы.

Для решения проблемы заторов, как правило, предлагают строить кольцевые дороги. В Москве, например, строят уже четвертое (!) кольцо. Проехать становится можно, но время в пути возрастает нередко в разы, город задыхается в дополнительных выхлопах. В то же время во многих странах от кольцевых дорог перешли к вариантам почти прямых трасс от одного центра мегаполиса до другого без пересечений и светофоров. Например, в Токио между районами типа наших Приволжского и Кировского почти по диагонали построены специальные магистрали. Полотна таких трасс расположены на пролетах, которые опираются на мощные колонны высотой минимум 12 метров и нередко проходят над строениями в несколько этажей. На «высоте» они, в свою очередь, объединены в собственные сети посредством многоуровневых развязок. В итоге транзитный транспорт может двигаться в любую часть Токио, не съезжая на дороги, проложенные по земле. В Токио автомобиль, оказавшийся на наземной дороге, либо «прописан» в данном районе, либо приехал в этот район. Грандиозные надземные магистрали стали неотъемлемой частью архитектуры японских городов. Впечатляют многоуровневые развязки, достигающие нередко высоты в 50 и более метров. Несмотря на свою дороговизну, «небесные» дороги Токио себя полностью окупают. И впечатления от езды по ним фантастические! До, казалось бы, очень отдаленного района города доезжаешь за 15 - 20 минут.

Главный городской хайвей, от Казанки до Приволжского района

1.jpg
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

ПО НЕЗАНЯТЫМ ЗЕМЛЯМ

— Вы предлагаете построить в Казани такие же «небесные» трассы?

— Понятно, что по экономическим соображениям мы не скоро сможем себе их позволить. Ведь это все равно что построить над городом бетонный мост длиной в десятки, а то и сотни километров. Его стоимость составит много сотен миллиардов и не рублей, а долларов. Но в Казани есть возможность построить такие трассы по... земле. Пока еще есть! И они будут на несколько порядков дешевле токийских «небесных» сетей. При этом предлагаемая схема позволит не просто решить проблему заторов от транзитного транспорта на все обозримое время, но и создать комфортную, в чем-то даже лучшую чем в Токио, систему городского движения. Скажу больше, по скорости перемещения она будет даже быстрее, чем метро. И Казань может стать первым городом России по организации сквозных хайвеев внутри города, что преобразит столицу республики.

Трасса вдоль Волги в Приволжский район

2.jpg
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Ключевая часть схемы — правый берег Казанки, от Кировской дамбы до Дворца единоборств. Трасса, проложенная по правобережью, вбирая транспорт Кировского, Московского, Авиастроительного и Новосавиновского районов, по мостовому переходу через Казанку (который потребуется построить), от Дворца единоборств к Советской площади (береговая линия подходит почти к ней) и далее мимо ипподрома и «МЕГИ», «доставит» его в самый центр Приволжского района. Это займет не более 12 - 15 минут. А сегодня этот транспорт заполоняет проспект Ямашева, улицы Чуйкова, Чистопольская, Тукая, Московская, Правобулачная, Нариманова, Карла Маркса, Горького, Вишневского, Ершова и движется далее тоже по перегруженным улицам.

От правобережья Казанки в южную часть Приволжского района предлагается проложить трассу вдоль Волги, правее Кировской дамбы, и далее мимо вокзала, речного порта, вдоль Среднего Кабана к сердцу Приволжского района. Время передвижения составит не более 15 - 18 минут.

Выезд из Казани на существующий мостовой переход через Волгу

3.jpg
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

— Как эта схема «привязана» к выездам из Казани?

— Математический подход в случае незамкнутых гидравлических систем требует, чтобы внешние и внутренние потоки не имели дисбалансов по пропускной способности. Сегодня два выезда из Казани — в Кировском районе (в сторону Зеленодольска) и в Дербышках (на Арск) — самые «затористые» и создают серьезные экологические проблемы для жителей прилегающих микрорайонов. А если учесть, что Казань и Зеленодольск планируют объединить, то единственной сегодня существующей дороге, постоянно перегруженной до развязки на М7, надо срочно строить дублера.

В предлагаемой схеме обе проблемы решаются без единого затора и освобождают эти выезды от большей части транспорта. Для этого надо новые выезды начать с упомянутой трассы по правому берегу Казанки. Первый, в Зеленодольск, — по старому руслу Казанки, с выходом к Волге и вдоль ее левого берега до мостового переезда через Волгу дороги М7. Второй выезд — от Дворца единоборств, мимо «Казань Арены» без заезда в Дербышки вдоль правого берега Казанки с выездом на М7.

Должен отметить, что схема предлагалась тогда, когда о железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) не было и речи. Когда же начались дискуссии по ее прохождению, мной, также в частном порядке, был предложен вариант прокладки ВСМ по правобережью Волги до Печищ, и далее по мосту, который надо построить в районе Печищи-Аракчино, вдоль восточной границы старых артиллерийских складов и правее существующей железной дороги прямо к Северному вокзалу. При этом варианте трасса ВСМ пройдет по безлюдным местам, ущерба для населения и экологии никакого. Изюминка предложенного варианта еще и в том, что дамба, которая займет большую часть мостового перехода для ВСМ, будучи построенной не за счет республики, станет основой и для автомобильной трассы на правом берегу Волги. Средства понадобятся только на автомобильную часть моста. Мост будет кратчайшим выездом на Москву и Ульяновск. Сбудется мечта казанцев иметь почти в черте города выезд на правый берег, где расположены дачи тысяч горожан. Наконец, Казань получит новые большие площади для застройки и станет городом на двух берегах великой реки. И еще неизвестно, на каком из них жить будет комфортнее и престижнее... Убежден, что к варианту прохождения ВСМ через мост в районе Печищ стоит вернуться, тем более что один из трех вариантов прохождения трассы ВСМ генпроектировщиком предусматривался по правому берегу. Правда, мост через Волгу там был запроектирован в районе Борового Матюшино. Получалось без заезда в Казань, что, конечно, было неприемлемо.

Выезд из Казани в обход Дербышек

4.jpg
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Просил бы обратить внимание на то, что предлагаемая схема полностью оставляет все действующие сегодня дороги города и более чем на 90 процентов своей протяженности проходит по незанятым землям, поэтому будет недорогой. Понятно, что на некоторых участках без повышенных затрат не обойтись, например, на мостовом переходе через Казанку, а также при прохождении трассы через, а точнее под Советской площадью. Но у нас есть «Метрострой», который без проблем справится с задачей. Для сведения, в Токио есть хайвей, который на протяжении 7 километров проходит под морским заливом...

В итоге мы получим скоростные трассы без светофоров, без намека на заторы, а также удобные въезды в Казань и выезды из нее. Выехав из Приволжского района по одной из двух трасс, можно без единого светофора доехать до любого из двух мостов через Волгу. Минуя Авиастроительный район, Сухую реку, Кадышево, за 12 минут доехать до поселков Щербаковка, Кульсеитово и огромного массива загородных поселков за М7 в районе Верхней Казанки. При устройстве на работу в другом конце города исчезнет сдерживающий сегодня фактор отдаленности предприятия от места проживания.

Оценить предлагаемую дорожную схему можно, посмотрев 3D-ролики. Надо только иметь в виду, что предлагаемые трассы должны быть не двухполосными, как они условно представлены в роликах, а четырех- или шестиполосными.

Альтернативный вариант прохождения ВСМ и мечта казанцев о мостовом переходе
через Волгу неподалеку от столицы РТ

5.jpg
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

ТРЕБОВАНИЯ ЭКОЛОГОВ УЧТЕНЫ

— Судя по роликам, против вашей схемы трудно найти контраргументы...

— Тем не менее кое-где маршрут можно изменить. Например, сейчас он «второпях» проложен перед Дворцом бракосочетаний. Но его правильнее проложить западнее — тогда будет сохранен прекрасный вид на ансамбль дворца с левого берега Казанки. Возможны и другие уточнения маршрута. Но в целом предлагаемая схема рациональна, и она самая дешевая.

— В роликах трассы проходят как бы по гребню насыпанных дамб...

— Использованная программа прокладки трассы в технологии 3D автоматически копирует неровности земной поверхности — трасса получается похожей на ступеньки и плохо воспринимается. Поэтому в 3D-роликах «проложены» условно ровные площадки, которые и создают иллюзию дамб. В реальности они местами и будут, но не такие выпуклые, как в клипе.

— Схема предполагает прокладку трасс через Казанку, по мелководью Волги и строительство на ней новой дамбы. К такого рода вещам весьма чувствительно относятся экологи...

— И правильно делают. Протяженной земляной дамбы на Казанке можно избежать, если большую часть переезда займет мост на опорах. Дорога к мостовому переезду на М7 должна быть вдоль берега и не «залезать» на мелководья — главные нерестилища рыб на этом участке Волги. Наконец, дамба на Волге должна иметь несколько протоков, пусть нешироких, но позволяющих избежать застоя.

— Какова судьба вашего предложения?

— Полагаю, его продолжают изучать. Кстати, 3D-ролики читатели «БИЗНЕС Online» видят первыми, но я перешлю их в минтранс и, конечно, в мэрию Казани.

— Теперь, пожалуй, главный вопрос: за счет каких средств может быть реализована ваша идея?

— Сказать, что у меня есть ответ на этот вопрос, было бы неправдой. Могу только сказать, что в Токио «высотные дороги» частично платные. Там рассудили примерно так: либо проехать напрямую по скоростной магистрали за небольшую плату (и тогда появляются инвесторы), либо стоять часами в пробках, сжигая топливо в огромных количествах.

И, к слову, еще немного о токийских дорогах. Хотя покрытие на них не всегда свежее, но они постоянно в ухоженном состоянии. Нам объяснили это так: ответственные чиновники ежемесячно объезжают дороги и записывают на видео состояние полотна, все трещины и выбоины, и на самых ранних стадиях их появления ремонтируют. Причем слой с наметившейся трещиной снимают, прогревают подложку и взятым из термоса асфальтом заполняют ложе. После утрамбовки асфальта тщательно разравнивают его, а стыки между старым и новым покрытием прокрашивают горячим асфальтом. Это предотвращает попадание туда влаги — главную причину разрушения. Самое интересное, по их утверждению: такой порядок и содержание специализированной ремонтной службы обходится дешевле, а дороги всегда ухожены. Опыт, достойный изучения.

— Предположим, вашу идею приняли, но финансирование быстро найти не удается...

— Тогда землю под трассу надо бы законсервировать либо не отдавать ее под строительство капитальных сооружений.