1.jpg
Камазовский стяг на вершине Арарата держали всей многонациональной командой

«ЭТО БЫЛО ПОЛУЗАБЫТЬЕ»

Флаг КАМАЗа на вершину горы Арарат водрузили генеральный директор челнинского автогиганта Сергей Когогин и его, если можно так выразиться, сподвижник, член совета директоров компании Рубен Варданян — советник президента Сбербанка. И хотя восхождение случилось это еще летом, широкой общественности об этом стало известно только в конце прошлой недели, когда появилась статья в корпоративной газете «Вести КАМАЗа».

Как говорится в публикации, идея горного похода родилась у Когогина во время беседы с Варданяном. «Мы решили: сыновьям исполнилось по 18 лет, парням нужно событие, близкое к подвигу, — рассказал Когогин. — Рубен предложил покорить Арарат, я эту идею сразу поддержал. Когда дома обсудил задумку с сыном Дэном, он пришел в большой восторг. В студенческие годы я ходил в горы, поднимался на высоту больше 4 тысяч метров. И даже при этом опыте я не до конца представлял все трудности восхождения. А сын их представлял ещё меньше меня. И когда идея нашего путешествия стала обретать материальные формы, испуга не было. Это было спокойствие дилетантов», — со смехом вспоминает «рулевой» КАМАЗа.

Восхождение произошло в Турции — недалеко от армянской и иранской границ, где находится легендарная вершина. «Мы приехали в Турцию: хорошая погода, интересные пейзажи, красивейшая дорога, — продолжил рассказ Когогин. — Познакомились с уникальным озером Ван, побывали на историческом острове Ахтамар. Все это так расслабляло. А потом выехали в горы, загрузили рюкзаки и пошли вперед. Первый переход с высоты 2,2 тысячи метров над уровнем моря до 3,2 тысячи метров я не назвал бы сложным. Мы, скорее, разминались, идти было приятно и весело: хорошая физическая нагрузка, непривычная обстановка, замечательные природные виды. Базовый лагерь на высоте 3,2 тысячи метров — это прекрасное место с кучей палаток и походным душем с водой из горной реки. Все сюрпризы начались позже. Тропа, по которой мы поднимались до следующей отметки в 4,2 тысячи метров, оказалась не такой простой. К тому же организаторы сократили на сутки период акклиматизации, поэтому с высоты 3,2 тысячи мы поднялись до 4,2 тысячи, а потом сразу ушли на вершину».

Главное препятствие для путешественника — горная болезнь, которая вызывается недостатком в воздухе кислорода, поясняет корпоративная газета. Легкая форма «горняшки» (так ее называют туристы) вызывает нарушение дыхания, сильное сердцебиение, слабость. Более серьезные изменения начинаются на высоте 3 тысяч метров. К уже перечисленным симптомам добавляются потеря аппетита, бессонница, серьезные затруднения дыхания, рвота, частый кашель, потеря координации и даже потеря сознания. Почти все это, покинув штурмовой лагерь, испытал на себе камазовский десант.

«Горная болезнь нас не миновала, — рассказал Когогин, — головные боли, отсутствие аппетита и главное — ты становишься физически ослабленным, каждые 10 шагов даются с трудом. Спасибо профессионалам-альпинистам, они объяснили, как делать дыхательную гимнастику, это помогало. Перед восхождением, которое начинается ночью, мы легли поспать. Но я бы не назвал те пять часов отдыхом, это было полузабытье, а не сон».

«РАНЬШЕ ХОДИЛ НА УРАЛ, ТЯНЬ-ШАНЬ, КАВКАЗ»

Команде не повезло с погодой. В ночь восхождения на гору сел туман, началась метель, и с высоты 4,8 тыс. м было совсем некомфортно идти, пишут «Вести КАМАЗа» со слов генерального директора компании. Подъем начался в час ночи: группы шли, пока мороз держит камни. В это время на леднике не так опасно, а утром встречали на вершине рассвет. Правда, рассвета как такового из-за непогоды команда не увидела: видимость наверху была не больше 20 м, и тем не менее они были совершенно счастливы.

2.jpg
Сергей Когогин с сыном одолели пятитысячник

«Подъем оказался непростым, — признался Когогин, — хотя задания по подготовке к восхождению, которые давали организаторы, я выполнял легко, в разы больше необходимого, и в целом нахожусь в хорошей физической форме. Раньше, лет 30 назад, ходили на Урал, Тянь-Шань, Кавказ, физические возможности были почти не ограничены. Бывало, в сложных ситуациях в горах приходилось нести рюкзак до 40 килограммов: у участников были проблемы, и мы с руководителем похода делили их поклажу пополам. Пребывание в горах дает многое в плане душевного равновесия. Горный поход — вещь не публичная, никто там тебя не знает, три четверти нашей команды я видел впервые, обычный туризм без особого комфорта. Впрочем, сейчас туристом быть легче, технологии ушли далеко вперед: сейчас все легкое, обувь невероятно удобная».

Из 14 человек команды с маршрута по состоянию здоровья сошли трое (из них две женщины). «Камазовцы дошли все! — с гордостью поделился Когогин. — Есть в этом восхождении определенный символизм, ведь среди всех гор Арарат занимает особое место. Мы очень заняты на работе, детям и семье уделяем совсем немного времени. Считаю, каждый отпуск надо делать то, что оставит впечатление на всю жизнь. Самое важное, что я увидел в поездке, — у сына есть настоящий характер. Я видел, как он переносил горную болезнь, как шел вперед. Дома сын спросил, какую гору мы будем покорять следующей. Мы пока не решили, но точно знаем, что Арарат — не последний наш поход», — отметил генеральный директор КАМАЗа.

25_GSS_4851.jpg
Рубен Варданян

В ОДНОЙ СВЯЗКЕ?

О впечатлениях Варданяна в статье ничего не говорится, а жаль. Здесь, конечно, невольно вспоминаются строки из знаменитой песни Высоцкого:

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой...

Впрочем, Варданян и Когогин уже давно в одной связке. «БИЗНЕС Online» уже писала о том, что представители компании «Тройка Диалог» сыграли немаловажную роль в том, что на должность финансового директора КАМАЗа была назначена Елена Милинова, ведь в то время они собирались продавать акции челнинского автогиганта. Напомним, что во главе инвесткомпании, позже влившейся в структуру Сбербанка, стоял не кто иной, как Варданян. По сути, есть все основания полагать, что именно он, играя ключевую роль в той сделке, и посоветовал Когогину 30-летнюю финансистку и свою протеже. Они были заинтересованы найти человека, который сможет подготовить компанию для того, чтобы потом продать ее стратегическому инвестору или сделать IPO.

Кроме того, была реализована еще одна очень важная сделка с акциями автогиганта, также отчасти связанная с вхождением Daimler в капитал КАМАЗа. Мы уже рассказывали, как 2008 году КАМАЗ продал 3,72% своих акций «акционеру, имеющему значительное влияние» за 2,2 млрд. рублей. Для покупки акций консорциум инвесторов под управлением Варданяна взял заем у финансово-лизинговой компании КАМАЗа. По всей видимости, консорциум предполагал, что эти акции ему удастся продать немецкому концерну, однако в условиях кризиса тот рискнул купить только 10% камазовских акций, в этот пакет акции, находившиеся в собственности консорциума, не попали. Спустя 5 лет, осенью 2013 года, когда Владимир Путин провозгласил курс на деофшоризацию российской экономики, КАМАЗ выкупил эти акции, находившиеся на балансе юрлиц, зарегистрированных на Кипре. Судя по данным камазовской отчетности, эти ценные бумаги были формально выкуплены за 2,9 млрд. рублей (сама же сделка, видимо, была закрыта только в первом полугодии 2014 года).