Мероприятия «рынка выходного дня» — Sunday Up Market — становятся все более популярными у казанских модниц. Даже те, кто еще не был на подобных «тусовках», наверняка видели в своей френд-ленте в Instagram фото, которые выкладывали знакомые барышни, успевшие приобрести здесь одежду из дизайнерских коллекций, аксессуары и прочие модные прибамбасы. Бывший казанский и московский культурный журналист Василь Бадреев, который в прошлые выходные провел уже 7-й Sunday Up Market, не унывает, несмотря на то что творческий «рынок» все еще не имеет постоянной площадки в городе и практически не приносит прибыли. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, как дает дорогу в жизнь дизайнерам, уже открывающим бутики в Милане, и выразил уверенность, что за креативной экономикой, к которой относится и его детище, будущее.
Василь Бадреев: «Раньше мне приходилось затрагивать очень много энергии, слов, чтобы объяснить людям, что такое Sunday Up Market. Что это не что-то андеграундное или маргинальное» |
«В РЕГИОНАХ СЕЙЧАС ВСЕ-ТАКИ БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА, ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
— Василь, формат дизайнерского рынка — «рынки выходного дня» — в других странах в разных формах существует достаточно давно. Как давно он появился в России?
— Появился он почти 6 лет назад. Можно считать, что Sunday Up Market — это первая компания, которая сделала «рынки выходного дня» в классическом понимании, привнеся в них что-то российское. Все началось с Марии Бергельсон, которая делала камерные творческие встречи, проходившие в Москве на Чистых прудах, там был такой шоу-рум Random. Собиралась в нем модная тусовочка, которая постепенно разрасталась, и буквально через полгода на «Винзаводе» прошел первый Sunday Up Market.
Это была большая арт-площадка, где присутствовали очень много дизайнеров, стилистов, творческих людей. То есть, скажем так, некая консолидация актуальной городской культуры, которая была на тот момент. Ну а позже мероприятия стали серийными, регулярно проходили на разных площадках: модные торговые центры, различные арт-пространства, тот же «Винзавод», Artplay, также кинотеатр «35 мм», ставший на некоторое время постоянной площадкой. Слово market стало понятным без перевода. В первые годы развития проекта была проведена презентация SUM во многих городах России, также прошла она и в Казани. Но на постоянной основе мы начали работу здесь только год назад.
— Сейчас что из себя представляет Sunday Up Market?
— Это творческая и стартовая площадка для реализации молодых дизайнеров в первую очередь. Место, где люди впервые могут о себе заявить. Конечно, прежде всего участие принимают те, чья деятельность связана с модой: дизайнеры одежды, аксессуаров, украшений. Кроме того, это могут быть иллюстраторы, дизайнеры интерьеров, стартапы в части каких-то городских кафе, ресторанов. Могут быть задействованы совершенно разные сообщества от моды до общепита. Отличная возможность «протестить» свой проект в реальной ситуации и сделать выводы для дальнейшего развития. Акцент делается на начинающих людях, хотя есть и состоявшиеся личности. Главный критерий — креативность и новизна.
«Sunday Up Market — это творческая и стартовая площадка для реализации молодых дизайнеров в первую очередь» |
— В других городах мероприятия проходят регулярно?
— В Москве все мероприятия проходят регулярно, при этом они коммерчески успешны. Есть также одноименная сеть магазинов российских дизайнеров. Однако, на мой взгляд и взгляд тех, кто делает Sunday Up Market в других городах, в регионах все-таки больше творчества, экспериментов. Например, Екатеринбург — достаточно сильный город и второй по значимости после Москвы для дизайнеров. Относительно недавно присоединились Самара и Казань. Есть еще несколько городов, где проходили фестивали, — это Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону, Челябинск. Стабильно это Москва, Екатеринбург, Казань и Самара.
«МЫ ВИДИМ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ НАШЕГО ПРОЕКТА В КАЗАНИ»
— В минувшие выходные Sunday Up Market в Казани состоялся в 7-й раз. Как он прошел?
— Несмотря на экспериментальную площадку (бывшая швейная фабрика «Швейник», улица Татарстан, 20 — прим. ред.), Sunday Up Market прошел достаточно успешно, мы наблюдаем положительную динамику. Первое мероприятие прошло у нас в 2013 году на территории Кремля перед Универсиадой. Оно почти целиком состояло из приезжих дизайнеров. Сейчас же мы потихоньку наблюдаем тот факт, что 70 процентов дизайнеров казанские. И то, каким мощным стимулом и толчком для их развития был наш проект, сейчас очевидно.
«Что касается стоимости, то каждая вещь находит своего покупателя. Мы не делаем жесткую сегментацию и стараемся, чтобы ценовая политика была в разумных пределах» |
— И количество посетителей увеличилось?
— Да, конечно. Мы ведем статистику посещаемости, именно социальной градации, то есть отслеживаем, кто к нам приходит. И если первое мероприятие было, скорее, презентацией в рамках фестиваля перед Универсиадой на открытой площадке Казанского кремля и туда пришли все сразу, то сейчас к нам приходят те люди, кому это по-настоящему интересно. И их становится больше.
— Как реагировали у нас на «рынки выходного дня»?
— Поначалу реагировали с осторожностью, не всем было понятно, что это за проект такой — ярмарка не ярмарка, выставка или вечеринка. Только сейчас, когда прошло 7-е мероприятие, мы видим положительный результат. Люди, действительно, понимают, зачем они пришли. Они приходят надолго, кто-то на весь день, приходят с детьми, покупают одежду, общаются с дизайнерами, слушают лекции и мастер-классы, так как у нас и образовательная составляющая достаточно серьезная. В рамках проекта в компактной форме мы даем людям бесплатно какие-то интересные знания о тех или иных новых тенденциях. Это может быть архитектура, дизайн, маркетинг, реклама, SMM, английский язык и прочее. То есть самые разные направления.
— Вы сказали, что ведете статистику посещаемости, а есть какой-то портрет человека, который приходит на Sunday Up Market?
— Знаете, с каждым разом я этот портрет представляю себе иначе, потому что приходят разные люди. Естественно, основной контингент — женщины, по той простой причине, что они больше покупают одежду. Возрастная категория достаточно широкая — от учеников старших классов, студентов до женщин и мужчин за 40. Но основное целевое ядро, конечно, девушки и реже молодые люди от 20 до 35 лет. Также приходят много молодых мам, приходят с семьями. То есть увидеть на наших мероприятиях можно кого угодно.
Но в целом это прогрессивные, позитивные люди, открытые ко всему новому. Мы видим заинтересованность и необходимость нашего проекта в Казани.
— Сколько именно приходит людей — в цифрах?
— Последнее мероприятие посетили 4 тысячи человек, за два дня работы, с 12 дня до 8 вечера. Средняя статистика посещаемости — от 3 тысяч до 5 тысяч человек.
«Проблема с площадками существует, и каждый раз нам приходится делать существенные вложения, чтобы обеспечить нормальные условия для людей» |
«СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА ОЧЕНЬ ВЕЛИКО, НО ЛЮДИ В ЭТОМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВИДЯТ КОММЕРЧЕСКУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ»
— А с площадками для проведения в городе возникают проблемы?
— С этим есть сложности в Казани, конечно. У нас постоянно спрашивают: «Почему вы все время перемещаетесь? У вас каждый раз разные площадки». Может, и хотелось бы ответить, что это какая-то наша концепция, но это не совсем так. Мы бы с удовольствием делали все в одном удобном месте, потому как организовываем все на собственные средства, взносы участников-дизайнеров, постоянных финансовых партнеров у нас нет. Это только сейчас в нашу сторону начинают смотреть различные компании, которые видят в этом потенциал, видят, как это работает и что это эффективный инструмент для продвижения товаров и услуг. Хочется надеяться, что в ближайшее время наши мероприятия будут проходить на более высоком уровне благодаря новым партнерам.
Проблема с площадками существует, и каждый раз нам приходится делать существенные вложения, чтобы обеспечить нормальные условия для людей. Мы выкручиваемся как можем и находим-таки места, но такая кочевая жизнь все же крайне неудобна. Местом проведения могут служить недостроенные торговые центры, фабрики, лофты, арт-пространства. У нас с этим пока, к сожалению, тяжело. И все, что организовывается, делается благодаря личным возможностям, коммуникабельности и так далее. Но постоянной адекватной площадки, в которую не нужно бесконечно вкладывать средства, у нас, увы, пока нет.
— Городские власти никак не поддерживают проект?
— Мы обращались поначалу за поддержкой, но, наверное, тогда все вокруг было в Универсиаде. Возможно, сейчас, когда есть результаты, отношение изменится и мы найдем точки взаимодействия. Хочется донести, что социокультурное значение проекта очень велико, но люди в этом прежде всего видят коммерческую составляющую. Но ведь за креативной экономикой будущее. Конечно, мы даем реальную возможность зарабатывать дизайнерам. Многие из них столько за месяц не продают в своих шоу-румах или через интернет, сколько у нас на мероприятии.
Возвращаясь к теме площадок, хочу сказать, что мы сейчас стараемся всячески донести до наших властей эту проблему. Есть острый дефицит мест, где реализовывались бы подобные нашему проекты или вообще в целом проекты, связанные с модой, театром, музыкой, современной культурой. Если во всех остальных городах России лофт-проекты и арт-пространства становятся общим местом, чем-то понятным и обычным, то для Казани это пока чуть ли не экзотика. По этой причине мы и наблюдаем постоянный отток талантливой молодежи из Казани.
Сейчас вроде как появляются подвижки. Мы стараемся чаще общаться, искать какие-то моменты для сотрудничества. Надеюсь, что в ближайшее время мы придем к вещам, которые я смогу озвучить. Конечно, хочется, чтобы площадка была стабильной, чтобы выделялись какие-то деньги. Они на самом деле не очень-то и большие. Чтобы нам достойно проводить мероприятие, каждый раз приходится тратить значительные средства на оборудование, на саму площадку, ведь ее нужно подготовить. Часто на ней ничего не бывает, элементарно нет освещения, приходится закупать оборудование, а это серьезные расходы.
— А есть идеи использования каких-то из существующих площадок, или нужно что-то строить заново?
— Если честно, то лично мне была очень симпатична идея создания подобного проекта в центре города на заводе Петцольда, это там, где был завод «Красный Восток», отличная площадка. Но, насколько мне известно, там в итоге собираются открыть очередной пивной ресторан и гостиницу. Для креативного кластера место было бы идеальным. Или вот, например, территория швейной фабрики «Адонис» на Профсоюзной могла бы стать таким местом — центр города. Ведь в Казани география имеет все же значение.
Сейчас Андрей Питулов в Кировском районе делает хороший достойный лофт-проект на бывших «Алафузовских мануфактурах». Может быть, не так быстро, как хотелось бы. Но делает, и очень интересно, что получится в итоге. Я много общаюсь с разными людьми и понимаю, что Казань — это не Москва, у нас расположение все же имеет значение, люди задают вопросы: «Почему так далеко, почему где-то на отшибе? Страшно. Мы не пойдем». К сожалению, это все присутствует, очень много стереотипов у нас, но мы потихоньку начинаем их развенчивать.
«Сейчас к нам приходят люди, кому это по-настоящему интересно. И их становится больше» |
— Вы занимаетесь чем-то модным, новым. Однако есть такое мнение, что в Казани, в принципе, очень сложно этим заниматься, здесь немного иная среда обитания.
— Очень непросто. Опять же из-за некоего снобизма и стереотипов, коих предостаточно вокруг. Но те немногие люди, кто пытается сдвинуть эту ситуацию с места, надеюсь, все же добьются положительных результатов.
— Вы называете цифру в 4 тысячи посетителей, это довольно приличный показатель. Но считается, что у нас все модное, если касаться любого искусства, — это что-то маргинальное, и оно интересно лишь небольшой группе людей. Насколько такая проблема решаема?
— Согласен, но все приходит не сразу. Прошло несколько мероприятий, чтобы люди стали приходить к нам. Первые мероприятия посещали, но это была определенная группа людей, скажем так, осведомленных в вопросах моды и так далее. Сейчас же это самая разная аудитория, люди видят, что это доступно, понятно, и задают меньше вопросов. Хотя раньше мне приходилось затрачивать очень много энергии, слов, чтобы объяснить людям, что такое Sunday Up Market. Что это не что-то андеграундное или маргинальное. Вернее, не совсем. К тому же у нас идет развитие в части контента, к отбору участников мы подходим строже, со временем появилась возможность выбирать. От некоторых и вовсе отказываться приходится.
— Например?
— Например, мы с осторожностью относимся к категории, которая называется hand-made (сделанное своими руками — прим. ред.). Честно говоря, порой может быть очень много однообразной и не всегда качественной продукции, не представляющей из себя особой ценности. Мы очень строго занимаемся отбором, попасть к нам довольно сложно, чем, скажем, год назад. Огромная заслуга здесь нашего арт-директора — известного казанского стилиста Юлии Турайхановой. Ведь именно она общается с каждым дизайнером, обращающимся к нам, а это тяжелая эмоциональная работа, после которой можно стать почти психологом, на мой взгляд.
Сейчас нам приятно видеть людей, с которыми мы начинали, и наблюдать результаты, которых они добились. И конечно, было бы очень хорошо, если бы городские власти уделяли этому внимание, так как по большому счету это креативная экономика, а за ней будущее.
«Первое мероприятие прошло у нас в 2013 году на территории Кремля перед Универсиадой. Оно почти целиком состояло из приезжих дизайнеров» |
«ЛЮДИ У НАС ИНТЕРЕСУЮТСЯ РАЗНЫМИ ВЕЩАМИ»
— Может, на ближайшее мероприятие привести кого-то из больших татарстанских чиновников?
— Мы приглашаем, да. На самом деле, мы расширяем концепцию, поскольку формат Sunday Up Market не то, чтобы узкий, там всем находится место, но сейчас в последнем мероприятии появились, например, участники в сегменте интерьерных архитектурных вещей, причем они казанские, очень интересные. Это новое направление, люди из Казани начинают делать дизайнерскую мебель, создают вполне достойные вещи. И окружающие узнают о них благодаря нам.
— А цены на изделия дизайнеры выставляют сами, или вы со своей стороны говорите им, что сколько стоит?
— На самом деле, мы никому ничего не диктуем, мы не берем на себя обязательства какого-то продюсерского центра. Дизайнеры — это не поп-звезды, из которых нужно что-то лепить. Но тем не менее некая образовательная миссия на нас все-таки лежит. Порой видно, что человек талантлив, у него хорошие вещи, но с точки зрения маркетинга он не знает, как это упаковать. Условно говоря, у него какое-то смешное название, хотя если бы он назывался солидно, то и воспринимался бы по-другому. Иногда бывают крайности — либо человек слишком завышает цену, либо слишком понижает. Бывает, что люди выходят на рынок с одной продукцией — с головными уборами, которые внешне могут ничем особенным не отличаться, но у одного цена высокая, а другого куда скромнее. Обсуждаем мы и вопросы авторских прав, порой ведь могут совпадать названия и так далее. Или, например, если у молодого дизайнера нет возможности профессионально отснять свою коллекцию, мы это делаем для него, так как у нас есть такой ресурс. Много нюансов, и мы стараемся в силу своей компетенции находить какие-то полезные решения для участников и в части бренда, и в части позиционирования. Только сейчас люди начинают привыкать, что мы многое даем совершенно бесплатно.
Ну а что касается стоимости, то каждая вещь находит своего покупателя. Мы не делаем жесткую сегментацию и стараемся, чтобы ценовая политика была в разумных пределах. У нас нет изделий с заоблачной стоимостью.
— Ну а серьезные покупки посетители уже делают?
— Да, конечно, делают. Мы подводим каждый раз статистику, на какую сумму примерно продают наши дизайнеры свои изделия, чтобы понимать какой оборот и какую пользу мы приносим ребятам.
Сейчас мы, конечно, хотели бы, чтобы была поддержка. Мы сейчас стараемся работать не в ущерб себе и стабильно выходить в ноль или в небольшой плюс, чтобы оплачивать работу всей команды. А вот чтобы сделать какой-то крутой «привоз», средств пока не хватает. Мастер-классы, лекции в основном проводят казанские специалисты, а мы бы хотели привозить кого-то, например, из Москвы, из Петербурга, Екатеринбурга. Людей, которые бы могли вдохновить казанскую молодежь на что-то новое.
«Лично мне была очень симпатична идея создания подобного проекта в центре города на заводе Петцольда, это там, где был завод «Красный Восток», отличная площадка. Но, насколько мне известно, там в итоге собираются открыть очередной пивной ресторан и гостиницу» |
Знания, которые может дать Sunday Up Market, не касаются только моды, это и другие полезные вещи. В этот раз, например, был английский язык, новые тенденции в рекламе, один из наших участников Максим Акимов — уникальный человек, рассказывал, как построить дом из соломы. Он строит экологичные дома из соломенных блоков. Люди у нас интересуются разными вещами.
— А взносы для участников есть?
— Да, конечно. Небольшая фиксированная и вполне посильная многим сумма. Но дизайнеры все разные. Есть только начинающие, и мы им предоставляем льготные условия. Ведь если мы видим, что человек талантлив, у него есть какие-то перспективы, то мы обязательно делаем какие-то льготы. То же самое касательно и фуд-корта (зона питания — прим. ред). Появляются новые проекты, в частности, здоровой еды, здорового питания, вегетарианской еды, но им сложно начать, у ребят просто нет пока денег. Естественно, мы пускаем их, они нам обеспечивают зону питания, а мы их обеспечиваем всем остальным. Благотворительные проекты тоже имеют место на наших мероприятиях.
«В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ДЕЛА ИДУТ ДОВОЛЬНО НЕПЛОХО»
— Вы сказали, что в Москве это приносит довольно хорошие деньги организаторам, а есть другие города, где организаторы хорошо уходят в плюс по итогам?
— Я думаю, что в Екатеринбурге дела идут довольно неплохо.
— Почему, в чем разница?
— Там есть оптимизация. Екатеринбург мы часто любим приводить в пример как регион, который очень хорошо развит. В Казани же идет очень большой отток талантливых людей в Москву, потому что мы слишком близко находимся к ней. Ночь на поезде, час на самолете, причем самолет сейчас стоит столько же, сколько билет на поезд. Люди, когда достигают какого-то уровня, чувствуют здесь какой-то порог, считают нужным уехать отсюда. У меня много друзей переехали из Казани в Москву.
А Екатеринбург достаточно далеко, им добираться дорого. Там я тоже знаком со многими представителями творческой тусовки города. Они вообще мало куда ездят, они варятся в собственном соку. У них своя инфраструктура, своя городская культура, там есть все и нет снобизма, который есть у нас.
— А почему так? Это связано с тем, что у нас много выходцев из деревень?
— Возможно, да, формируется определенная среда.
А в Екатеринбурге Sunday Up Market закрепился очень прочно. Если я не ошибаюсь, в октябре это мероприятие пройдет уже в 15-й раз. Там очень талантливые организаторы Катя Шихова и Маша Швецова, они делают разные фесты, ярмарки, аналог нашего фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого». Они сплотили вокруг себя хорошую команду, и, что главное, я подчеркну, у них есть постоянная площадка — это Свердловская киностудия — очень удобное и комфортное место, все его знают, оно находится в центре. Для подобных мероприятий это идеальное место. В Екатеринбурге есть и еще несколько похожих мест, которые можно использовать для подобных целей.
У нас пока их нет вообще. Приходится использовать любые свои личные контакты. Иногда что-то всплывает в самый последний момент. По России существует определенный график мероприятий Sunday Up Market, чтобы они не пересекались и дизайнерам было удобно переезжать из города в город. У меня бывали случаи, когда я уже думал, что отменю мероприятие, а в самый последний момент мне звонили и говорили: «Знаешь, Василь, а давай здесь сделаем мероприятие». Например, бывший «Детский мир» так появился неожиданно, там отлично прошел пятый Sunday Up Market , но это тоже все временно.
— Вы сейчас уже знаете, где и когда в Казани пройдет 8-й Sunday Up Market?
— Если смотреть то самое расписание, то оно должно пройти в ноябре. Площадка пока не известна, но есть определенные предпосылки, я пока не готов их озвучить. Но опять-таки это все на таком экспериментальном уровне.
Если бы у нас в Казани был большой арт-центр, где нашлось бы место не только для нас, но и для других проектов, то это было бы замечательно.
— Можно ли как-то объединить усилия культуртрегеров города и единым фронтом обратиться с предложениями к людям, которые принимают решения?
— Вы знаете, я недавно был на одном любопытном мероприятии, где присутствовал и президент РТ, там выбирали название для новой набережной Казанки. Название пока не выбрали, но это не самое главное. Важно, что собрали далеко не всех, конечно, но все же много творческих людей, дали им высказаться и быть услышанными. Если будет побольше таких встреч, то и проблем в городе будет меньше.
Объединение, какая-то консолидация, конечно, нужна. Но проблема в том, что именно у нас в городе, я не знаю почему, люди часто видят конкурентов там, где их нет. Нужно, наоборот, дружить и общаться, а многие думают иначе: «Ага, если я не сделаю, значит, он сделает. Нужно мне быстрее сделать». Часто делают хуже вместо того, чтобы вместе собраться и сделать хорошо. Это, есть, к сожалению, и именно в Казани. Взять другие города, Екатеринбург, который я не устаю приводить в пример, Самару, хотя она и заметно меньше. Там люди общаются, находят какие-то общие моменты.
Мы считаем, что в этом случае Sunday Up Market — это некая форма того, что сейчас называют Networking, когда люди строят свой бизнес на знакомствах, полученных в ходе каких-то мероприятий, новых контактах и широком круге полезных знакомств. И действительно, есть плоды, видеть это бесконечно приятно. Когда мне люди говорят, что они не просто продали товаров на какую-то сумму, а нашли партнеров на длительный период, обеспечили себе какой-то сбыт. Или, допустим, просто вдохновились на какие-то творческие моменты. Это, безусловно, радостно.
— Возвращаясь к площадкам для ваших мероприятий. Когда находится подходящее место, каковы ваши дальнейшие действия? Вы находите собственника, как это вообще происходит?
— У нас город небольшой. Я в этой области давно работаю, поэтому есть много полезных знакомств. Не так сложно найти с кем-то общий язык. С другой стороны, приходится искать какие-то взаимовыгодные моменты. Взять ту же бывшую швейную фабрику «Швейник» — это группа компаний, у них достаточно много активов, много всего. Мы с ними нашли общий язык на уровне информационного обмена, мы пропиарили какие-то их интересные предложения, стали партнерами. Ну и просто выполнили какие-то подрядные работы на объекте тоже.
Это, конечно, накладно. Нам приходится отлаживать систему, понимать, как и что работает, чтобы не было никаких сбоев, начиная от электричества и заканчивая канализацией. То есть это всегда определенная проблема.
«БЫЛИ КРОЛИКИ, ОНИ И СЕЙЧАС ЕСТЬ»
— Василь, вообще в вашей биографии присутствуют совершенно разные занятия: от работы в СМИ до кроликов.
— Были кролики, они и сейчас есть. Вообще, надо сказать, что я журналист и долгое время занимался культурной журналистикой, работал в Казани в разных газетах и журналах с конца 90-х до середины нулевых. Как автор и как редактор. ТV и радио тоже. Какое-то время жил в Москве, работал в журнале «Птюч», было такое культовое издание. Благодаря этим перемещениям у меня довольно широкий круг общения в сфере культуры и шоу-бизнеса. Так что сложились гармоничные условия для того, чтобы реализовывать свои проекты.
Был период, когда я занимался бизнесом как маркетолог. Сначала строительство, позже производство. В частности, проект «Российский кроликъ», «БИЗНЕС Online» о нем писал, делал интервью с Маратом Чибишевым. Я бренд-менеджер этого проекта, мы вместе его придумали, весь маркетинг, я изначально принимал в этом участие и продолжаю принимать, но уже на дистанционных условиях. Это хороший, серьезный опыт.
Но всегда творческая составляющая, организаторская работа, желание сделать мир вокруг более позитивным имели для меня большое значение. Я принимал участие в организации концертов, культурных мероприятий, фестивалей. С Sunday Up Market я знаком достаточно давно, с Марией Бергельсон — основательницей проекта. Мы ей помогали и в Казани с презентацией несколько лет назад. И я всегда ждал того момента, когда у нас созреют творческие силы для того, чтобы их можно было объединить для интересного мероприятия.
«Мне важно донести основной посыл — если у нас будут развиваться такие проекты, то тогда и творческие люди будут оставаться в Казани» |
— Но достаточно ли этих творческих сил? Если, как вы говорите, казанская творческая молодежь регулярно уезжает в столицу, возможно, ситуация никогда и не изменится.
— Вы знаете, я поначалу тоже этого боялся, поскольку первые Sunday Up Market фактически делал за свой счет, на свой страх и риск, чтобы понять, как это все пойдет. Может быть, никто не придет, никто ничего не купит, и дизайнеры меня просто убьют за то, что я с них прошу еще какие-то взносы. Но даже на первом мероприятии, которое было в Кремле, были продажи и неплохие. Опять же многое зависит от того, как продавать. Кто-то сидит, а кто-то общается с клиентами, у кого-то целая презентация. Например, казанский фотограф Рустем Гарипов — автор бренда «Святая». Он прекрасно видит свою целевую женскую аудиторию, общается с ее представительницами, у него приятно покупать. И у него самые высокие продажи, хотя нельзя сказать, что самые дешевые цены.
Еще один яркий пример — московский дизайнер Белла Потемкина. Она приезжала к нам с несколькими большими чемоданами, а уезжала с маленькой сумочкой. А сейчас она — суперзвезда, у нее бутики в Москве и Милане, она шьет одежду нашим поп-звездам. То есть все зависит от человека. Мы предоставляем стартовую площадку, максимально, как птенчикам в клюв, вкладываем информацию, кто-то ее проглатывает и получает результат, а кто-то не переваривает. Разные люди есть.
Мне важно, учитывая респектабельность «БИЗНЕС Online» и то, что его читают сильные мира сего в городе и республике, донести основной посыл: если у нас будут развиваться такие проекты, то тогда и творческие люди будут оставаться в Казани. Ведь почему они уезжают? Да потому что им негде здесь реализовываться. Те же дизайнеры, с которыми мы начинали общаться, за эти два года уже разъехались, кто в Москву, кто в Питер, кто за границу. Потому что им вроде как негде здесь развиваться. Но мы работаем над этим и с оптимизмом, без иллюзий смотрим в будущее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.