КУРС НА СНИЖЕНИЕ НЕ УСТРОИЛ ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА

Всю первую половину сегодняшнего дня правительство Татарстана во главе с президентом Рустамом Миннихановым, невзирая на грядущие выборы в ближайшее воскресенье (уверенности властей можно только позавидовать — накануне голования честно обсуждать проблемы в экономике!), провели в поисках ответа вопросы, где найти драйверы, с помощью которых можно было бы развернуть вверх тренд в экономике. Так, первым делом в 9 утра Минниханов провел совещание, в ходе которого министры экономического блока дали свой прогноз развития экономики РТ на ближайший год и озвучили предварительные параметры бюджета. Уже через два часа президент РТ провел следующее совещание, по смыслу во многом связанное с первым. Это было заседание экономического совета, на котором чиновники и промышленники обсуждали последствия санкций и меры по импортозамещению. Наблюдая за двумя меропрятиями, корреспонденты «БИЗНЕС Online» вспомнили былое — по духу они во многом были похожи на те совещания, что проходили в 2008 - 2009 годах. Ситуация, конечно, не такая драматическая, как тогда, но, судя по докладам министров и репликам президента, в верхах сейчас существует серьезное беспокойство, вызванное замедлением экономики, геополитической ситуацией и западными санкциями. Хотя... складывалось ощущение, что лучше всех это чувствует Минниханов, а не многие его подчиненные, демонстрирующие убаюкивающую флегматичность или наносной бодрячок...

Как мы уже рассказывали, первым удостоился начать непростой разговор министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов. Республика живет в условиях продолжающегося с прошлого года замедления темпов роста и сложной геополитической обстановки, констатировал он. «Мировая экономика в последние годы характеризуется высокой степенью неопределенности, — заявил он как лучший ученик экс-главы ФРС. — Международный валютный фонд в очередной раз понизил прогноз мирового роста на 2014 год. По оценкам минэкономразвития, Россия вступила в негативную стадию экономического цикла. В текущем году рост прогнозируется на уровне 0,5 процента».

Продолжается сужение внутреннего и внешнего спроса. Замедление фиксируется в сельском хозяйстве, строительстве, низкую динамику имеет промышленность, особенно обрабатывающие производства. Сказывается снижение курса рубля, что отразится на положении предприятий, обслуживающих валютные кредиты. Ощущается осложнение доступа к западным технологиям, ограничения отдельных зарубежных рынков сбыта.

«Оценивая ситуацию в целом, мы ожидаем, что объем ВРП по итогам 2014 года составит 1,63 триллиона рублей при темпах роста не более 1,3 процента. Исходя из сценарных условий развития экономики РФ в 2015 году, планов наших предприятий и муниципальных образований мы ожидаем повышения темпов роста ВРП в 2015 году до 2 процентов — 1,75 триллиона рублей».

Среди муниципальных округов лучше многих выглядит постиндустриальная Казань, где индекс промпроизводства составит 103%. А вот в сырьевом Альметьевске рост экономики составит 2,3%, в индустриальных Нижнекамске и Челнах и того меньше — 1,2% и 0,6%. Кстати, эти четыре муниципалитета вносят 65% в ВРП Татарстана.

Такой скромный оптимизм и неабмициозность господина Шагиахметова категорически не устроили Минниханова. Он напомнил присутствующим, что ранее ставил задачу повышать ВРП как минимум на 5%, и призвал переломить ситуацию. «В целом в стране к этому как-то относятся очень равнодушно, но нам надо найти резервы», — заявил он. Хотя, кто знает, может, реальные цифры таковы, что Шагиахметов просто реалист. По крайней мере, когда слышишь данные, что промпроизводство у нас в районе 0,8% за год, понимаешь, что с высокой степенью вероятности мы давно в минусе, просто шеф минэкономики РТ не хочет никого пугать и вселять пессимизм...

Если говорить о конструктиве, то министр экономики ритуально предложил не упускать федеральные возможности, начиная с программ поддержки моногородов и заканчивая открывающимися программами по поддержке импортозамещения. Властям Камских Полян, Елабуги, Зеленодольска, Менделеевска, Набережных Челнов необходимо провести отбор инвестпроектов. Отраслевым министерствам он порекомендовал обратить внимание на федеральные программы импортозамещения в сфере ВПК и сельском хозяйстве.

Необходимо находить рынки, прежде всего в сфере импортозамещения, поддержал Минниханов. Но это тема следующего совещания.

Не обошлось в докладе и без малого и среднего бизнеса, но ничего определенного не было сказано: пока у нас есть нефть и нефтехимия, этот сектор интересен только периферийно, увы, но это даже по приоритетности в разговоре видно. От бизнеса министр перешел к уровню зарплат — ежегодные темпы роста прогнозируются на уровне 4,1 - 4,2%. «Таким образом, мы планируем сокращение разрыва между темпами роста производительности труда и темпами роста заработной платы», — успокаивающе отметил Шагиахметов. Хотя, безусловно, какой темп роста зарплат, когда экономика валится...

Мидхат Шагиахметов
Мидхат Шагиахметов

«ЭТО ЖЕ БУДУЩИЕ БАНКРОТЫ!»

Перейдя к прогнозам 2015 года, Шагиахметов подробно остановился на ключевых отраслях экономики.

В 2015 году рост индекса промпроизводства обеспечат нефтепереработка и нефтехимия. Прогнозируется также рост производства автомобилей, холодильников, стальных труб, продукции инновационных предприятий. В 2016 - 2017 годах, после ввода мощностей по глубокой переработке нефти в Нижнекамске, прогнозируется рост производства наиболее ценных и ликвидных нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью.

В сельском хозяйстве в 2014 году прогнозируется объем производства 164,5 млрд. рублей, в 2015 году — 172 млрд. рублей. Темпы роста, таким образом, вырастут на 2%. На этом фоне стройкомплекс в 2014 году «просядет» на 2% к уровню прошлого года, но в среднесрочном периоде просматривается ускорение до 1 - 2% в год. Ежегодно в жилищной сфере будет вводиться до 2,4 млн. кв. м жилья, но необходимо расширять свое присутствие на рынках других регионов, призвал министр.

Шагиахметов спрогнозировал также падение прибыли предприятий в будущем году. Если на 2014 год она оценивается на уровне 262 млрд. рублей, то в 2015 году из-за снижения цен на нефть до $100 за баррель общими тенденциями экономики прибыль упадет на 20 млрд. рублей. Каждое четвертое предприятие уже сейчас убыточно.

«18 миллиардов дают убыточные предприятия — это же будущие банкроты! — отметил Минниханов. — С ними надо работать. Все отраслевые наши министерства — мы должны или помочь, или человека там поменять. Это же банкроты! Люди без работы останутся, акционеры останутся без имущества...»

Работу предприятий необходимо анализировать, потребовал он. И сравнивать их с аналогами — российскими, зарубежными, чтобы трезво оценивать издержки и находить возможности, чтобы зарабатывать.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Между тем прибыль — важнейший источник инвестиций в будущем с учетом роста рисков доступа на рынках капитала и роста стоимости заемных средств, заявил Шагиахметов. В первом полугодии объем инвестиций в основной капитал превысил 186 млрд. рублей. Тенденция рекапитализации заемных средств за счет прибыли уже прослеживается — и она будет нарастать в ближайшие годы. Рост инвестиций по итогам года оценивается в 100,7% и составит 539 млрд. рублей. В перспективе темпы роста инвестиций будут ограничены сворачиванием возможностей республиканского бюджета, однако Шагиахметов полагает, что в 2015 году инвестиции в основной капитал вырастут до 580 млрд. рублей.

Из всего сказанного президент Татарстана отметил тревожную ситуацию на финансовых рынках и проблемы на рынках сбыта, которые надо просчитывать.

«Не секрет, что наши основные крупные компании занимают деньги на западных рынках, — заявил он. — Хотя мы не входим в перечень (санкцийавт.), но мы должны быть готовы, мы должны понимать, что те проекты, которые мы декларируем, не должны быть рисковыми».

Здесь стоит напомнить, что, действительно, ряд ключевых республиканских проектов реализуется с помощью зарубежных денег. Так, займы в зарубежных банках брали «Татнефть», ТАИФ-НК, правда, в последние годы они резко сокращали такие заимствования, которые не носят сейчас критического характера.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ЗА 3 ГОДА ВЫРАСТЕТ ВДВОЕ — ДО 12,6 МЛРД. РУБЛЕЙ

Далее от экономических прогнозов перешли к финансовой реальности. Глава минфина РТ Радик Гайзатуллин впервые представил основные бюджетные параметры, и они стоят того, чтобы по ним хотя бы бегло пройтись.

Начал он с оперативных данных по итогам 8 месяцев. В доходы консолидированного бюджета РТ с января по август поступило 137,3 млрд. рублей, выполнение годового плана — 74,7%. Общая сумма расходов бюджета — 136,4 млрд. рублей за 8 месяцев. «Несмотря на достаточно высокое исполнение бюджета по доходам, необходимо учитывать дефицит бюджета в объеме 15,5 миллиардов рублей и информацию крупных предприятий республики об определенном снижении налога на прибыль до конца текущего года», — дал министр осторожную оценку перспектив и перешел к главному финансовому документу на 2015 год.

Общий объем доходов консолидированного бюджета с учетом федеральных средств на 2015 год прогнозируется в объеме 174,9 млрд. рублей.

==table388==

Конкретизируя наиболее весомые статьи формирования бюджета, Гайзатуллин отметил, что поступления от налога на доходы физлиц составят 58 млрд. рублей, налога на прибыль — 50,2 млрд. рублей. «При оценке налоговых поступлений на совещаниях были рассмотрены около 250 предприятий, которые уплачивают в бюджет более 70 процентов налога на прибыль», — объяснил он. В основном налог на прибыль генерируется нефтяным сектором экономики, акцентировал министр.

Объем поступлений от акцизов оценивается в 11,4 млрд. рублей с учетом предоставляемых льгот, налог на имущество организаций — в 18,7 млрд. рублей. Уходящий в местные бюджеты налог на имущество физлиц составит 721 млн. рублей, поступления от земельного налога прогнозируются в размере 6,3 млрд. рублей, транспортный налог оценивается в 3,5 млрд. рублей, поступления от налогов на совокупный доход составят 7 млрд. рублей. Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 8,6 млрд. рублей. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета ожидаются в сумме 9,6 млрд. рублей — эта сумма будет уточняться в 2015 году по мере распределения федеральными министерствами централизованных ассигнований.

==table389==

Доходы консолидированного бюджета на 2016 год прогнозируются в сумме 183,7 млрд. рублей, на 2017 год — 190,5 млрд. рублей.

Расходная часть консолидированного бюджета на 2015 год прогнозируется в объеме 180,1 млрд. рублей.

Радик Гайзатуллин
Радик Гайзатуллин

Предусматривается серьезный рост социальных расходов — в частности, зарплат бюджетников в соответствии с «майскими указами» президента РФ. Кроме того, на 5% с октября зарплаты будут проиндексированы по другим работникам бюджетной сферы и аппарата управления. На 5% индексируются расходы на публичные обязательства, продукты питания и медикаменты с 1 января. Стипендии вырастут с 1 сентября на 5%, расходы на коммунальные услуги с 1 июля вырастут на 6%. Остальные расходы остаются на уровне 2014 года, хотя по поручению президента РТ внесены изменения по ряду статей — например, на содержание вновь построенных учреждений, благоустройство и так далее.

Отмечая главные «расходные тенденции», Гайзатуллин сообщил, что рост расходов на заработную плату к 2017 году достигнет половины доходов бюджета.

«Расходы на оплату труда консолидированного бюджета с начала реализации майских указов в 2012 году к 2017 году вырастут до 97,4 миллиарда рублей, — конкретизировал он. — И это без учета фондов ОМС. Ежегодно увеличиваются первоочередные социальные расходы. В 2014 году это 67 процентов — к 2017 году они достигнут 80 процентов».

Например, только содержание вновь построенных детских садов превышает 1,6 млрд. рублей, объяснил глава минфина РТ.

В результате роста соцрасходов бюджет теряет возможности финансирования инвестиционных и капитальных вложений, заявил он. Тем не менее республиканские социально значимые мероприятия будут финансироваться и дальше — общий объем составит 6,3 млрд. рублей.

В 2016 году расходы в целом спрогнозированы на уровне 191,5 млрд. рублей, в 2017-м — 203,1 млрд. рублей.

Вдвое через три года вырастет дефицит бюджета. Если в 2015 году это 5,2 млрд. рублей, то к 2016 году дефицит уже 7,8 млрд., к 2017 году — 12,6 млрд. рублей. «Дефицит прогнозируется с ежегодным ростом — в основном за счет затрат», — констатировал Гайзатуллин.

Отметим, что дефицит в 12,6 млрд. — цифра очень высокая, даже с учетом инфляции, которая будет в ближайшие годы, и фактически превышает бюджеты крупных городов республики. Например, Набережные Челны имеют в 2014 году бюджет в 7,2 млрд. рублей.

БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ ГОССОВЕТ ПРИМЕТ В НОЯБРЕ

Помимо того, что надо заниматься экономикой, анализировать и повышать доходную базу, необходима и оптимизация расходов, заявил Минниханов.

«Можно по-разному относиться к этому бюджету, но он стандартный и строится на тех сценарных условиях и положениях, которые мы определили. Сохранены все программы, которые мы реализуем в республике. Ситуация достаточно напряженная, но считаю, что это базовый документ, который мы должны принять и первым чтением принять в конце октября. Ноябрем завершить».

Параллельно президент поручил подготовить все сметные и конкурсные документы по объектам капитального строительства и всем реализуемым программам.

Коснулся Минниханов и результатов встреч с населением, тех вопросов, которые задавали люди. Все они в основном учитываются в уже реализуемых программах, но есть и направления, которые будут финансироваться исходя из исполнения бюджета. В частности, среди таких просьб президент отметил назревшую необходимость капитального ремонта детских садов и культурных учреждений. Но популизмом здесь заниматься не надо, предупредил он.

«Следующим шагом должна быть программа по садикам, объектам культуры, — признал президент. — Но я пока не вижу по цифрам следующего года резерва на эти вещи. Нам главное — то, что мы сейчас заложили, это тоже серьезная работа. Мы до конца еще не понимаем, как будут отражаться санкции, как отреагируют рынки финансов, рынки продукции. Надо внимательно за этим следить».

Пока же Минниханов потребовал принять бюджет в «том минимуме, который мы должны железобетонно выполнить». Это касается и муниципалитетов.

«Без никаких вольностей, без никаких сказок — параметры вам определены, принимайте бюджет, — поставил акцент президент. — Какие-то иллюзии — будут у вас допдоходы, собираете сессию, принимайте решение, увеличивайте расходы. Мы с вами просчитали все ваши поступления, базовые расходы — вы работаете в рамках вот этих программ. У нас несколько таких очень продвинутых муниципалитетов начинают изобретать — не надо изобретать! Примите бюджет, который сегодня согласован».

Риски тем не менее все равно есть, констатировал Минниханов.

«Если будет хуже, нам придется даже идти на заимствования, — не исключил он. — Потому что программы приняты, свернуть их мы не можем. Нам надо работать, чтобы эти прогнозные цифры были реализованы. И для этого нужна слаженная работа особенно с товаропроизводителями».

Внимательнейшим образом, по мнению Минниханова, необходимо оценить и предоставляемые бизнесу льготы. Иногда в этом направлении «мы увлекаемся»: только по республиканским льготам суммы составляют более 6 млрд. рублей, есть инвестпроекты, которые не выполняют контрольных цифр. Такие соглашения должны быть аннулированы.

«Я за льготы, но льготы надо жестко расписать, — потребовал он. — Кому и каких параметров они должны достигать. Если льготы дают пользу, появляются новые рабочие места, допдоходы — это полезно. Но когда будем подписывать соглашения, должны быть жесткие условия. Это не подарок какой-то — это деньги наших налогоплательщиков, которых ждет от нас население».

В целом еще непонятно, как отразятся на всех этих планах санкции, какой будет реакция рынка финансов, рынков продукции, признал президент и призвал внимательно следить за этими процессами.

«БИЗНЕС Online» готовит следующий материал, в котором мы расскажем, как экономический совет под председательством Минниханова обсуждал меры по стимулированию экономики с помощью импортозамещения.

«СУЩЕСТВУЮТ СОМНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕОПОЛИТИКОЙ И СОБЫТИЯМИ НА УКРАИНЕ»

Как вы оцениваете текущую ситуацию и каковы ваши прогнозы на будущее? С такими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к участникам рынка.

Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Казанский завод «Электроприбор»:

— Я думаю, что в целом за 2014 год наше предприятие покажет рост около 6 процентов. С одной стороны, это задел исполнения старых, достаточно крупных контрактов. С другой — нам удалось подписать новые крупные контракты. В общем, год был более-менее стабильным. По этому году вопросов нет. А вот что касается следующего года, то существуют некоторые сомнения, связанные с геополитической обстановкой вокруг России и последними событиями на Украине. Все это так или иначе связано с поставкой вертолетных двигателей с Украины в Российскую Федерацию и с положением наших достаточно крупных заказчиков — вертолетостроительных компаний.

Мы сейчас вступаем в активную фазу формирования бюджета на следующий год. Я думаю, что мы сделаем сценарный анализ благоприятного, стандартного и неблагоприятного развития событий. И вот эти сценарии и будут предусматривать различные варианты развития событий по поступлению денег, по заказам, на практике будем исходить из тех сценариев, которые будут на самом деле. И если они будут предусматривать негативный прогноз, то, возможно, нам придется сворачивать какие-то инвестиционные затраты, расходы, связанные с модернизацией производства. Может быть, заморозим какие-то социальные программы.

Олег Афанасьев — директор пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

— У нас на КАМАЗе «большая часть года» начинается именно во второй его половине. Пока же ситуация достаточно сложная. Падение рынка продажи грузовиков в России, в котором мы работаем, составило более 20 процентов. Но у нас снижение продаж, по разным подсчетам, от 13 до 16 процентов, то есть мы себя чувствуем лучше рынка в целом. Поэтому наша доля на рынке — около 43 процентов. Согласитесь, это довольно хорошие цифры.

Но ситуация сложная, мы свой бизнес-план на сегодняшний день не выполняем. Делать прогнозы на второе полугодие достаточно сложно, но правительством объявлен ряд мер по стимулированию рынка грузовиков. В том числе и утилизация, которая в сегменте грузовиков во второй половине года проходит более активно, чем в первой.

Кроме того, на вторую половину года приходится завершение всех строек, сбор урожая. Все госпрограммы в связи с особенностью их финансирования и проведением тендеров начинают активно реализовываться во второй половине года. Тем самым спрос на грузовики закономерно увеличивается именно во второй половине года. Совершенно очевидно, что во вторую половину года, особенно в октябре-ноябре-декабре, ситуация будет более позитивной. Поэтому мы надеемся завершить год в соответствии с нашим бизнес-планом. Прогнозов на следующий год мы пока не делали.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Наши прогнозы совпадают в целом с ожиданиями правительства. Покупательная способность падает, люди стараются покупать только самые нужные вещи и откладывают покупки того, без чего можно обойтись. Это является следствием того, о чем министр говорил. 2014 год по сравнению с 2013-м, как только начались крымские и украинские события, сразу начал показывать следующее: спрос сразу упал, то есть это сказалось на поведении потребителя.

Будет ли лучше в 2015 году? Это зависит от того, насколько мудро поступят правительство, Путин, Кремль. Если это будет продолжаться, то однозначно ничего хорошего с экономикой и рядовыми гражданами не получится.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств:

— Фермеры как работали, так и будут работать по нарастающей. Я думаю, благодаря участию в программах «Семейно-животноводческие фермы», «Начинающий фермер», «Лизинг-грант» у фермеров показатели будут иные. Рост производства составит не менее 3 процентов в этом году, объемы денежной выручки тоже вырастут.

==table390==

* прогноз согласно данным пресс-службы минфина РТ

==table391==

* прогноз согласно данным пресс-службы минфина РТ
** К 2017 году расходы на образование достигнут 70,1 млрд. рублей