Всемирный конгресс татар накануне опубликовал на своем официальном сайте заявление в защиту института президентства в Татарстане. В нем сказано, что сохранение федеративной сущности России «жизненно важно для многомиллионного татарского народа», поскольку позволяет татарскому народу «сохранять национальную самобытность и духовное единство». Председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров заявил газете «БИЗНЕС Online»: 75% татар проживают за пределами РТ, и институт президента является объединяющим фактором, чего может не быть при другом, конъюнктурном, названии должности. Приводим официальное заявление ВКТ полностью.
ДЛЯ МОРАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ВСЕГО ТАТАРСКОГО НАРОДА
Всемирный конгресс татар выступил в защиту названия «президент» высшего должностного лица Татарстана — соответствующее заявление накануне было опубликовано на официальном сайте ВКТ. В нем говорится, что представители татарской общественности республики и других регионов РФ воодушевлены недавними словами президента РФ Владимира Путина в Селигере об институте президентства. Тогда президент РФ сказал, что определять название высшего должностного лица региона — это дело самого субъекта РФ и проживающих в нем жителей. По мнению ВКТ, этим он подтвердил сохранение федеративного устройства РФ, которое «жизненно важно для многомиллионного татарского народа». Газета «БИЗНЕС Online» приводит текст заявления полностью.
В Исполком Всемирного конгресса татар поступают обращения от представителей татарской общественности Татарстана и регионов Российской Федерации. Наши соотечественники воодушевлены словами Президента Российской Федерации В.В.Путина в адрес татарского народа, Татарстана и его руководства, сказанные им перед российской молодежью в Селигере. Владимир Владимирович Путин, сказав, что дело самих субъектов федерации — определять название высшего должностного лица региона, еще раз подтвердил федеративную сущность многонационального российского государства. Сохранение федеративной сущности РФ жизненно важно для многомиллионного татарского народа, три четверти которого проживает за пределами Республики Татарстан, не только в нашей стране, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Сохранение института президентства в Республике Татарстан, воспринимаемого соотечественниками как историческая родина, крайне важно для морального самочувствия всего татарского народа.
Федеративное устройство российского государства позволяет татарскому народу сохранять национальную самобытность и духовное единство. Это проявляется в тесных связях татар регионов Российской Федерации с Татарстаном, что во многом помогает им решать свои национально-культурные вопросы. Именно этим целям служит Всемирный конгресс татар. Нас вдохновляет высокая оценка В.В. Путина успехов Татарстана в различных сферах жизни. Эти успехи не случайны, они являются частью общего развития нашей страны. Несомненно, в основе успешности Татарстана лежат гармоничные отношения в обществе, как в самой республике, так и в целом в Российской Федерации.
Ведь не секрет, что татары, расселенные по всему миру, считают Татарстан своей исторической Родиной. На наш взгляд, не в последнюю очередь и поэтому Татарстан, опираясь на многочисленную татарскую диаспору, активно участвует в международных связях Российской Федерации, отстаивая интересы страны. Все это демонстрирует миру атмосферу толерантности в многонациональном российском государстве. Несомненно, такая атмосфера служит единству страны.
От имени многочисленных татарских общественных организаций регионов Российской Федерации и стран зарубежья Исполком Всемирного конгресс татар выражает поддержку руководству Российской Федерации в его политике, направленной на укрепление единства страны и всестороннее развитие её народов.
Исполком Всемирного конгресса татар
ВАЖНО, НА КАКОМ УРОВНЕ ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ОБЩАЕТСЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ РЕГИОНОВ
Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, 75% татар проживают за пределами республики, институт президентства является объединяющим фактором, что может не быть при другом, конъюнктурном, названии должности.
«Мы об этой проблеме уже говорили два месяца тому назад в интервью (тогда Закиров сказал, что название должности руководителя региона адекватно задаче объединения татар всего мира — прим. ред.). Хорошо, что президент страны в таком же ключе поддержал этот вопрос. После моего интервью очень многие высказывались в поддержку идеи сохранения института президентства — и в России, и татары, проживающие за рубежом, — рассказал Закиров. — Теперь, когда президент Владимир Путин высказался по этой проблеме определенно, республика может сама ее решить. Это сохраняет федеративные основы нашего государства. 75 процентов татар проживают за пределами республики, у нас за более чем 20-летний период установлены тесные связи с другими регионами РФ и странами. И сохранение института президентства будет поддерживать установившиеся контакты. Важно, на каком уровне глава республики общается с руководителями регионов России и тем более других стран, а татарская диаспора сегодня проживает в 37 странах. Если это будет не президент, то это и другой уровень общения, другие отношения».
Закиров также пояснил, что данное заявление они не стали отправлять в различные инстанции, пока ограничившись официальным заявлением на своем сайте. Кстати говоря, как сообщают источники «БИЗНЕС Online», письмо ВКТ — это, возможно, первый ход в большой общественной кампании, которую различные организации и известные лица должны поддержать в известных целях. Ведь до 2015 года остаются считанные месяцы...
ИЗ ИСТОРИИ СПОРА
Напомним, что всероссийскую отмену названия «президент» применительно к высшим должностным лицам регионов в августе 2010 года инициировал глава Чечни Рамзан Кадыров. Уже 29 декабря 2010 года Дмитрий Медведев подписал закон, запрещающий главам субъектов РФ называться президентами. Вслед за Чечней «президентские» посты были упразднены в республиках Бурятия, Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Последними «сдались» наши соседи — в конце прошлого года Башкортостан все-таки внес изменения в своих республиканских законах, и теперь должность будет именоваться «глава Республики Башкортостан», башкирский вариант звучит как «Башкортостан Республикаhы Башлыгы». По закону у Татарстана есть время отказаться от наименования «президент» до 2015 года.
Минниханов ранее комментировал данный закон. В несколько шутливой форме он заявлял, что не понимает, почему, скажем, футбольному клубу можно иметь президента, а республике — нет. Искренне признавался, что ему лично по большему счету без разницы, как звучит название его должности. И уже более серьезно отмечал, что у республики есть время до 2015 года подумать. Например, в 2012 году на собрании медиаклуба, созданного как общественная организация, объединяющая более 100 представителей СМИ — «выходцев из Татарстана и по роду деятельности активно сотрудничающих с республикой», Минниханов отметил: «У нас есть время до 2015 года. Мы должны придумать гениальное название для руководителя республики. Пока не придумали, но думаем». Минниханов также не согласился с тем, что сегодня во главе регионов федерации больше нет «президентов».
Недавно свою позицию по этому вопросу высказал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, напомнив, что аналогичные законопроекты вносили в Госдуму не раз, но сначала его отклонила сама нижняя палата, заявив, что это противоречит Конституции, а во второй раз отрицательный отзыв дало правительство России, поскольку законопроект ограничивал право субъектов РФ на самостоятельное определение наименований своих органов госвласти и противоречил статье 11 Конституции РФ. «Сейчас многие татарстанцы задаются вопросом: почему Госдума приняла закон о том, что главе субъекта федерации нельзя называться президентом? Этот закон небезупречен, там есть элементы нарушения Конституции России. Во имя чьего-то самолюбия это делается, что ли? — спросил Шаймиев. — Татары, живущие по всему миру, очень болезненно к этому относятся. У нас есть Всемирный конгресс татар. Ведь получается, что с нашим общим мнением не считаются. Ну тогда давайте референдум проведем — на ура ведь оставят. Между прочим, договор о делегировании полномочий подписан двумя президентами — России и Татарстана. Подчеркну: мы впервые строим нашу федерацию в условиях демократического государства, это сложный путь. Надо быть осторожными и уважительными друг к другу. В нормальном обществе сила любого государства — в единстве. Надо его сохранять и укреплять».
А буквально на днях — в День республики — в Казани лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, который во время председательства в Совете Федерации блокировал подписание договора между РТ и Москвой и находился ранее в довольно непростых отношениях с республикой, заявил: Татарстан может быть исключением из правил. «Моя позиция: в Российской Федерации должен быть один президент, это президент Российской Федерации. Но коль скоро во исполнение существующего федерального закона все республики, где были президенты, решения приняли и остался один Татарстан... Если его жители решат, что у них должен быть «президент», пусть это исключение из правил подтверждает правило. Не вижу ничего страшного, если в одном субъекте Российской Федерации, где так исторически сложилось и жители этого хотят, будет «президент» Татарстана», — заявил Миронов в редакции газеты «БИЗНЕС Online».
НА УРОВНЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНОСТЕЙ ИЛИ ЭКСПРОМТОВ
Ситуацию для «БИЗНЕС Online» прокомментировал Азат Ахунов — доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:
— Все мы знаем, что на уровне президента России не бывает случайностей или экспромтов. Хотя это и банально, но «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Институт президентства в Татарстане — последний оплот суверенитета, и дискуссия на эту тему уже начала раскручиваться в Татарстане. Но Путин предвосхитил события, показав себя превосходным тактиком. С другой стороны, он выразился очень неопределенно, поскольку не мог нарушить принцип законности, т.е. действующий закон, что он постоянно подчеркивает. И Путин совершенно прав, когда сказал на «Селигере», что «по нашему законодательству дело самого субъекта федерации, как выстроить эту систему и как называть высшее должностное лицо». Да, назвать можно как угодно, но только не президентом. А нам надо сохранить именно президента. А Путин ничего не обещал. Поэтому что-то определенное можно будет сказать, когда «Российская газета» опубликует поправки к закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Письмо от конгресса ничего не решает — оно выполняет необходимую в этом процессе роль «письма от трудящихся» и на ситуацию никак не повлияет. Если официальное решение будет принято, то оно не будет подкрепляться оговорками. Сейчас у Путина достаточно власти и авторитета и нет необходимости объяснять свои действия, а тем более оправдываться, «сохранять лицо».
Само письмо написано слишком в восточном стиле, с многочисленными реверансами и прогибами. На мой взгляд, это лишнее. Путин, будучи сильным политиком, уважает равных себе — людей с характером и позицией, как бы он к ним ни относился. А успехи Татарстана и его руководства повторять не надо — Путин сам о них сказал во всеуслышание.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 233
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.