Гульнара Сергеева: «Главная информация заключается в том, что всем бежать перерегистрироваться необходимости нет. Это можно будет делать, когда будут вноситься очередные изменения»
Гульнара Сергеева: «Главная информация заключается в том, что всем бежать перерегистрироваться необходимости нет. Это можно будет делать, когда будут вноситься очередные изменения»

ТОРОПИТЬСЯ НЕ НАДО

С 1 сентября открытые, согласно уставу и фирменному наименованию, общества сменят свой статус и станут именоваться публичными. А все остальные акционерные общества, а также ООО, становятся непубличными обществами. Отказаться от ЗАО, ОАО и ОДО (общество с дополнительной ответственностью) было решено еще в апреле 2012 году, когда эти поправки в законодательство были инициированы, глава министерства юстиции РФ Александр Коновалов отметил тогда: «Проанализирована практика создания юридических лиц. По имеющейся статистике, 85 процентов юридических лиц были зарегистрированы в форме обществ с ограниченной ответственностью. Практически невостребованными оказались такие формы, как полное товарищество, общество с дополнительной ответственностью. В этой связи разработчики Гражданского кодекса предлагают разделить юридические лица на публичные и непубличные».

Массовой перерегистрации поправки не требуют, это можно будет сделать при первом изменении документов. После необходимо уведомить о новом статусе контрагентов, заменить печати, переоформить банковские счета и различные документы. ЗАО будет необходимо исключить из названия слово «закрытое».

Общества при первом изменении документов смогут перейти в новый статус, причем массовая перерегистрация ОАО в сжатые сроки не потребуется. Госпошлина за приведение документов в соответствие с новыми нормами, согласно закону, не взимается. Со дня вступления в силу закона к ОДО будут применяться положения ГК об ООО, а к ЗАО — положения ГК об АО. Также к ЗАО будут продолжать применяться положения Федерального закона «Об акционерных обществах», но до первого изменения их уставов, в ходе которого ЗАО обязаны будут произвести соответствующие изменения в их наименованиях, то есть назваться непубличными или публичными акционерными обществами.

КАЖДЫЙ ОТВЕЧАЕТ ЗА СЕБЯ

«Теперь все организации делятся на корпоративные и некорпоративные, неважно, коммерческие они или нет, — объяснила «БИЗНЕС Online» руководитель управления министерства юстиции РФ по РТ Гульнара Сергеева. — Корпоративные организации — это те, где есть коллегиальное принятие решений. Некорпоративные — это муниципальные учреждения, фонды, религиозные организации с одним учредителем, в котором остальные участники не могут участвовать в принятии решений. Корпоративные организации делятся на публичные и непубличные. Публичные — это акционерные общества, выпускающие свои акции, доступные гражданам, юридическим лицам для приобретения. О публичности они должны указывать в своем наименовании. Все остальные будут непубличными (и понятие «закрытое» не должно содержаться в их названии). Главная информация заключается в том, что всем бежать перерегистрироваться необходимости нет. Это можно будет делать, когда будут вноситься очередные изменения. Срок есть, кажется, около двух лет. Отмечу, что в любой момент непубличные могут стать публичными. А публичные — перейти в непубличные. Я думаю, скорее всего, появится отдельное законодательство по публичным и непубличным организациям и многие вопросы будет проще решать. Я могу указать это на примере некоммерческих организаций. Раньше были и общественные организации, и фонды, много путаницы для организации, особенно общественных некоммерческих организаций. Сейчас все будет понятно: есть некорпоративные и корпоративные».

Согласно поправкам, в публичном обществе помимо прочего в обязательном порядке должен образовываться коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет), число членов которого не может быть менее пяти; уставом не может быть расширена компетенция общего собрания; не могут быть установлены какие-либо ограничения на отчуждение акций или владение ими, в том числе преимущественное право покупки (что, однако, не исключается для акционерных соглашений, заключенных по поводу акций таких АО). Информация о корпоративном договоре в публичном АО должна будет раскрываться более детально, хотя порядок, пределы и условия раскрытия пока не определены и должны будут определяться в специальном законодательстве.

В непубличном обществе по единогласному решению его участников может быть распределена компетенция между органами управления иначе, чем предусмотрено в законе (например, совету директоров или правлению могут быть переданы на рассмотрение отдельные вопросы, отнесенные законом по общему правилу к компетенции собрания участников); в компетенцию общего собрания участников могут быть включены любые вопросы, не поименованные в законе; может быть установлен отличный от установленного законом порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний, принятия ими решений при сохранении необходимых гарантий соблюдения прав участников. Пределы этой «дозволенности», правда, еще будут детализироваться в специальном законодательстве.

Кроме того, указывает Сергеева, сентябрьские изменения вносят новые правила ответственности исполнительных органов корпорации: при наличии нескольких причинителей вреда все они отвечают солидарно, за исключением лиц, голосовавших против конкретного решения либо добросовестно не участвовавших в голосовании (простое уклонение от голосования отныне не освобождает от ответственности). Закон впервые допускает возможность защиты менеджмента от ответственности за вред, причиненный компании, если на то согласны акционеры. Такая возможность, однако, предусмотрена только для непубличных компаний и лишь за вред, связанный с нарушением обязанности заботы, то есть за коммерчески спорные или неразумные решения (например, когда акционеры венчурного бизнеса желают оградить менеджмент от ответственности). В публичных же корпорациях даже такие минимальные послабления для менеджмента невозможны. Запрещены также любые соглашения об ограничении или устранении ответственности за нарушение обязанности преданности (любые формы недобросовестного поведения, включая конфликт интересов) вне зависимости от разновидности корпорации, а также любое ограничение ответственности договором для контролирующих лиц.

ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ — ПОШЛИ К НОТАРИУСУ

Поправки защитят компании от рейдерских захватов. «Все коллегиальные решения должны регистрироваться регистратором или путем нотариального удостоверения решения, — говорит Сергеева. — Потому что раньше были случаи, когда люди использовали [подложные] подписи, получали документы, происходили рейдерские захваты. Конечно, это расходы, с другой стороны, гарантия, что таким способом уже не воспользуются». Кроме того, участник коммерческой корпорации, утративший право участия в ней не по своей воле, а в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. В то же время, если такой возврат приведет к несправедливому лишению прав участия иных лиц или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия, то суд может отказать в возвращении доли участия. В таком случае пострадавшим лицам должна быть выплачена справедливая компенсация виновными лицами.

Любопытно, что при этом уставом может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга, чего раньше законодательно также предусмотрено не было.

Также вводится понятие типового устава и меняется понятие юридического лица: «Если раньше юрлицо меняло адрес, и оно не получало, скажем, повестку, то организация не несла за это ответственность. Сейчас ситуация будет другой. Компании в уставе пишут свое местонахождение, к примеру, город Казань. Далее юрлицо регистрируется в едином государственном реестре юридических лиц. И если мы направляем, скажем, предупреждение по адресу, которое указано в ЕГРЮЛ, это уже их проблема, что они его не получили. То есть сейчас сама организация несет ответственность за изменения в ЕГРЮЛ», — говорит Сергеева.