ГОРЦЫ ИДУТ В МОРЯКИ

В Зеленодольске на заводе им. Горького вчера состоялась закладка малого ракетного корабля «Ингушетия», 8-го из проекта 21631 (шифр «Буян-М»). Как будто специально для этого события в Татарстан прибыл глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров. Впрочем, высоких гостей вообще было немало: главнокомандующий Военно-морским флотом России Виктор Чирков, главнокомандующий Черноморским флотом Александр Витко, командующий Каспийской флотилией Ильдар Ахмеров. Как отметил премьер-министр РТ Ильдар Халиков, закладка корабля «в таком представительном составе» — особая честь.

Цех судостроительного завода был заполнен сотрудниками предприятия, на время «зрительскими ложами» стали и палубы строящихся кораблей. В приветственном слове Евкуров напомнил, что «систершипы» «Ингушетии» носят имена старинных русских городов: «Град Свияжск», «Орехово-Зуево», «Зеленый Дол», «Великий Устюг»... И Ингушетия в их ряду не случайна, у нее богатая военная история. Евкуров напомнил об ингушском полку в составе знаменитой «Дикой дивизии», которая поставила «решающую точку в Брусиловском прорыве» во время Первой мировой войны (что ж, вполне соответствует боевой мощи «Буянов-М». Корабли этого проекта оснащены вертикальной пусковой установкой на 8 противокорабельных ракет «Калибр» или «Оникс», позволяющей наносить удары высокоточными крылатыми ракетами по морским и наземным целям на расстоянии 220 - 500 километров). «Эта героика обязывала нас к чему-то особенному, поэтому мы обратились с просьбой к министру обороны с просьбой назвать один из современных боевых кораблей именем нашей республики, — рассказал Евкуров. — Уже сегодня ребята из Горского кадетского корпуса, да и просто молодежь, записываются в военно-морские училища, чтобы бороться за честь служить на этом корабле». Сделал реверанс Юнус-бек Евкуров и в сторону Татарстана: «Мы очень рады, что корабль закладывается в республике, у которой мы перенимаем опыт во многих вещах».

НА САМОЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ

«Сегодня событие особенное — не просто закладка корабля, а закладка корабля с именем наших друзей и партнеров, — заявил Халиков. — Это заставляет нас с особым вниманием подойти и к срокам сдачи, и к качеству этого корабля». Строго говоря, строительство «Ингушетии» начнется в 2015 году, на воду корабль будет спущен в 2018-м. Закладку корабля именно сейчас заместитель гендиректора завода им. Горького Александр Карпов назвал долгосрочным планированием в условиях многочисленных заказов.

Напомним, решение о строительстве новых МРК принято в 2002 году в рамках программы судостроения для Каспийской флотилии. Зеленодольское предприятие выиграло конкурс на постройку проекта 21631 в 2010 году. Всего планируется произвести 13 таких МРК (отметим, что и спроектирован МРК в Татарстане — специалистами ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»). Два «Буяна-М» — «Углич» и «Град Свияжск» — уже несут службу в составе Каспийской флотилии. Там же сегодня проходит испытания «Великий Устюг», а на стапелях в Зеленодольске находятся «Зеленый Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек» и «Орехово-Зуево». «Ингушетия» будет нести службу в составе Черноморского флота, пояснил главком ВМФ РФ, адмирал Чирков. А первым «Буяном-М» на этом флоте будет «Вышний Волочек», заложенный ровно год назад, 29 августа 2013 года.

«НЕСМОТРЯ НИ НА КАКИЕ САНКЦИИ, ВСЕ ХОТЯТ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ»

Впрочем, последние события на Украине заставляют зеленодольских судостроителей строить не только радужные планы, но и продумывать «обходные маневры». Например, поставщик двигателей и дизель-генераторов для ряда проектов зеленодольцев — Германия, которая, как известно, поддержала санкции против России.

Пока вопросов по сотрудничеству не возникало, но на заводе допускают, что вскоре проблемы могут возникнуть. «Бизнес есть бизнес, и несмотря на санкции, любое предприятие хочет заработать деньги, — говорит Карпов. — Ведем переговоры, ездим в Германию. Там не говорят, что однозначно не поставят нам двигатели. Тем более что все договоры, которые были подписаны до 31 июля, подлежат исполнению». На всякий случай завод рассматривает возможность поставки двигателей через третьи страны. Но пока у нас возникли трудности только с поставкой турбин от украинского предприятия «Зоря» — «Машпроект».

Вообще же корабелы очень надеются на расторопность отечественных производителей, в частности, идут переговоры с заводами «Сатурн» и «Русский дизель».