ГОСТИ ИЗ СОЛНЕЧНОЙ ТУРЦИИ. И БУРЯТИИ

Хедлайнерами фестиваля в этом году стали турецкая группа на стыке фолка и джаза «Mesel», звонкоголосая певица из Бурятии Намгар, превращавшая дружеские и народные песни практически в Led Zeppelin со скрипкой, а также африканский коллектив из Москвы «Kimbata», на прошлогодней «Крутушке» произведший настоящий фурор своим выступлением. Жизнерадостная публика умудрялась лихо отплясывать даже под загадочное звучание варгана и необычные якутские мотивы. А уж гостей, по выражению ведущего, «из солнечной Турции» зрители категорически отказались отпускать, но организаторы были непреклонны.

— Мы исполняем народную музыку из Анатолии, Греции, Средней Азии, Кавказа и делаем им современную аранжировку, так как часто эта музыка в оригинале имеет не очень понятные для сегодняшнего зрителя интонацию, гармонию, — рассказал «БИЗНЕС Online» участник группы «Mesel» Апостолос Сидерис. — Лично я очень люблю грузинскую, азербайджанскую и арабскую музыку. И конечно, классический джаз. Нашей группе всего 10 месяцев, в России мы выступали в первый раз и в полном восторге от казанских зрителей.

Лидер группы Синан Аййолдыз, играющий на турецком народном инструменте багламе, рассказал: «Инструмент сделан на заказ, у него два грифа. У каждого свои струны, имеющие различную высоту. Это мой любимый музыкальный инструмент!»

СЕЛЬСКИЙ ЭТНОТУРИЗМ: БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ

Ярмарка радовала глаз этнической одеждой, керамическими и стеклянными расписными картинками, берестяной посудой, амулетами из оленьего рога. Здесь можно было увидеть и совершенно неожиданных покупателей, вроде председателя Союза композиторов Рашида Калимуллина, который сообщил, что только что приобрел окарину.

Некоторые предприниматели из любви к народной культуре отказываются от привычной жизни в городской суете и целиком посвящают себя любимому делу. Гузель Багаутдинова в прошлом врач. Сейчас успешный бизнесмен.

«Мы живем в родовом поместье, делаем подушки из кедровой пленочки, — поделилась она. — Пояса ткем, цветочки выращиваем, шьем традиционную одежду. Мужчины стройкой занимаются, кто-то пасеку разводит».

На селе, по словам мастерицы, выгодно заниматься и туристическим бизнесом. «Одна семья у нас сейчас строит двухэтажную гостиницу, — рассказала наша собеседница. — Это так называемый сельский этнотуризм. Можно проводить мастер-классы по танцам, по плетению поясов на бердочках. Вы не представляете, насколько это востребовано! Мы были в Москве на одном из фестивалей, только заикнулись, что хотим принимать у себя гостей, тут же подошли 20 человек из Германии, сказали, что очень хотят к нам приехать».

КУРС НЕ НА ГАМБУРГЕРЫ С «МАКДОНАЛДСАМИ», А НА ПАВЛОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ

Неподалеку белокурый паренек из Нижегородской области продает серьги и браслеты с причудливыми древнерусскими и славянскими орнаментами.

«Вот эти украшения изготовлены по южнославянским оригиналам, — демонстрирует он. — Их производим сами, с помощью оттиска. Эти позолоченные, из латуни — уже Древняя Русь, после принятия христианства, IX - XIII век. Их заказывали на Украине. Но сейчас определенные политические трудности, пока приостановили поставки. Хорошо, что это все развивается, мы стали оглядываться не на гамбургеры с «макдоналдсами», а на свою родную культуру. А в России очень много своих умельцев. Допустим, павлопосадские платки у нас есть — настоящее произведение искусства! В интернете как-то увидел Дженнифер Лопес с павлопосадским платком. То есть даже на западе это оценили!»

«ЗДЕСЬ ДЕТИ РАСТУТ, ПРОПИТЫВАЮТСЯ ЭТИМ СОСТОЯНИЕМ»

Гости фестиваля могли поучаствовать в мастер-классах по приготовлению иван-чая, игре на варгане и диджериду, плетению поясов, изготовлению подков на счастье и вязанию. Большинство танцевальных занятий, участники которых водили хороводы, отплясывали под заводные африканские ритмы и обучались польке, контрдансам и вальсам, были бесплатными. Стоимость других варьировалась от 200 рублей за обучение росписи пряников до 1 тыс. — за уроки тувинского горлового пения.

С этого года «Крутушку» поддерживает минкульт РТ. С самого начала и по сей день проведению фестиваля помогают администрация Высокогорского района и Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана.

«Главная задача, которая стояла перед нами, — это не провести огромный и грандиозный фестиваль, а сохранить его атмосферу, — объяснила член оргкомитета Дина Кучинская. А сейчас фестиваль приобрел такой размах, это трудно не заметить. Лагерь «Байтик», на территории которого проводится фестиваль, является основным организатором. Да, фестиваль стоит дорого. Но всегда находились резервы, с помощью которых удавалось его провести. Теперь это еще и государственная поддержка Министерства культуры».

Кучинская также похвасталась, что нынче на фестивале много оздоровительных и семейных мастер-классов. «Каждая поляна, каждый фрагмент этой территории предназначен для определенного действа. Для детей — лапта, спортивные игры, очень много занятий для беременных женщин. С самого начала фестиваль рассчитан именно на семейный отдых. Даже не на отдых, а на взаимодействие. Здесь дети растут, они пропитываются этим состоянием».

«КОГДА-ТО НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДСТАВЛЯЛА ИЗ СЕБЯ ОДНУ «КАЛИНКУ-МАЛИНКУ»

Закономерно было бы спросить у художественного руководителя фестиваля Александра Батракова, почему на фестивале нет татарских этно-исполнителей. Он в ответ разводит руками: «А разве их много? Эстрада есть, а этники почти нет. Из Казани мы пробовали приглашать «Сорнай», но у них даты фестиваля обычно совпадают с какими-либо гастролями, и Геннадия Макарова – он на данный момент в этнографической экспедиции. Зато на фестивале выступают настоящие аутентичные коллективы из глубинки Татарстана, представляющие культуру татар и кряшен: ансамбль «Кумырык-Дюсмет-Транзит» из Мамадышского района, самой старшей участнице которого глубоко за восемьдесят и Фариль Дульмиев – знаток татарских народных инструментов.

Батраков отмечает, что они не гонятся за численностью, хотя в этом году до начала фестиваля весь палаточный городок уже был забит. Едут, кстати, больше не из Казани, а других регионов: «Это музыка специфическая, у нее узкая ниша». По сути, единственными татарскими исполнителями современной этно-музыки за все годы на «Крутушке» были Мубай и Зуля Камалова. Последняя в этот раз была специальным гостем на выступлении тувинской группы «Чалама» — ее возглавляет участник всемирно известного тувинского квартета «Хуун-Хуур-Ту» Радик Тюлюш. «Когда я впервые сюда приезжала, фестиваль выглядел скромнее — отмечает Камалова. — В этом году, к примеру, значительно выросла ярмарочная площадка». Она также, как и Батраков, выразила восхищение турецкими музыкантами.

Зуля Камалова и Радиик Тюлюшев
Зуля Камалова и Радик Тюлюшев

— Когда с ними договаривались, видели всего пару демок, — высказался Батраков. — Оказалось, музыка настолько необычная и сложная для нашего восприятия — на грани фольклора и джаза. Но народ воспринял на ура — вы сами видели, что у сцены творилось.

Почему именно Турция? На самом деле, немногие страны могут похвастаться тем, что у них сохранилась настоящая традиционная культура, которая поддерживается государством, которая не теряет связи между поколениями. В нашей истории был момент, когда народная культура представляла из себя одну «Калинку-малинку». А традиционная культура — это не просто песни и танцы, это быт. Она передается из уст в уста. Можно это изучать, ходить с магнитофоном по деревням, записывать песни. Но, к сожалению, это будет лишь ретрансляция. Сейчас у людей вновь появился интерес к настоящему и неподдельному народному наследию. Бабушки — единственные носители этой культуры, скоро уйдут. Поэтому молодежь должна сама интересоваться тем, как жили наши предки и стремиться сохранить связь поколений.

IMG_9529.jpg
проект-Намгар-(2).jpg

Намгар

IMG_9563.jpg
Mesel-(2).jpg
Mesel
IMG_9512.jpg
Александр-Батраков---сидит.jpg
Александр Батраков (сидит)
IMG_9808.jpg
IMG_9876.jpg