Церковь Аль-Муалляка («Подвешенная»). Каир. III век
Церковь Аль-Муалляка («Подвешенная»). Каир, III век

РЕЛИГИОЗНЫЙ ДРЕСС-КОД

На днях в египетских СМИ промелькнула новость, вызвавшая мое любопытство. Один египетский епископ издал что-то вроде постановления, запрещающего женщинам носить брюки в церкви. Это всколыхнуло местных христиан! И не только в блогах и соцсетях, где разгорелось бурное обсуждение (и гневное осуждение со стороны женщин). Несогласные даже устроили акцию протеста в центральном соборе Каира Аббасийя, в то время как там проповедовал египетский папа Тавадрос II. Десятки человек вошли в церковь с плакатами, на которых, надо полагать, были написаны слова несогласия с таким решением, и призвали папу отменить дискриминацию христианок. Глава коптской православной общины пожурил протестующих, но от церкви не отлучил. Да, к слову, за «безобразие в храме» их не посадили...

Вообще, странно, что в столь пуританской стране, как Египет, слова епископа вызвали такой резонанс. Он всего-то призвал прихожанок к скромности в одежде. Во время литургии, воззвал священник, не должны христианки старше 11 лет быть одеты в брюки и блузки, а также являться в церковь с накрашенными лицами. Вместо этого им подобает носить платья скромного покроя. И вообще, брать пример в одежде с соотечественниц-мусульманок или с Девы Марии, если на то пошло. К слову, до сих пор в Египте отсутствовал какой-либо церковный дресс-код. Девушки одеваются на службу также, как на посиделки в кафе — нередко в обтягивающие джинсы и майки с коротким рукавом. Голову никто не покрывает, как это принято у православных в России.

В ЕГИПТЕ НЕТ «ФОРМАЛЬНЫХ» ХРИСТИАН

Возможно, некоторым покажется, что раз прихожанки не придерживаются особого церковного дресс-кода, отношение их к религии такое же несерьезное. Это не так. В Египте нет формальных христиан, которые «вроде бы по убеждениям христиане», но в церковь не ходят, богу не молятся, пост не соблюдают, Библию в руках не держали (как большинство российских сотоварищей). Здесь религия — это неотъемлемая часть повседневной жизни, и ее не просто голословно декларируют, но и тщательно соблюдают религиозную практику.

Церковь играет большую роль в жизни египтян-коптов. Семьи в полном составе посещают литургию каждое воскресенье, священники хорошо знают свой приход, а прихожане — друг друга. Церковь выполняет социальную функцию, сплачивает христиан, которые в Египте являются религиозным меньшинством. Нередко молодые люди, впоследствии вступающие в брак, знакомятся именно в церкви. Храм для православных египтян является вторым домом, церковная община — естественным кругом общения. Возможно, именно поэтому египтянки не одеваются в церковь каким-то особенным образом, носят то, что и всегда, а не меняют по воскресеньям шорты и декольте на юбки в пол и целомудренные платочки на голову, не забыв заодно нацепить и постное выражение лица. По окончании службы во дворике коптского храма можно услышать громкий смех и увидеть прихожан, разбившихся на кучки и что-то бурно обсуждающих. В египетских православных храмах нет чопорной мрачной атмосферы.

ПРОЩЕ НЕ СХОДИТЬСЯ, ЧЕМ РАЗВОДИТЬСЯ

Копты — это уникальная этнокультурная и религиозная группа. Считается, что если и сохранились на земле потомки древних египтян, то это именно они. «Копт» с греческого — буквально, «египтянин». Благодаря приверженности своей вере, которую они переняли от апостола Марка, автора одного из четырех канонических евангелий, они умудрились не смешаться с арабами-мусульманами, захватившими Египет в VII веке. Браки заключаются в основном только с представителями той же группы, на протяжении вот уже полутора тысяч лет, что предохраняет общину от ассимиляции. Внешне копты мало отличаются от египетских арабов-мусульман (на мой иностранный взгляд), те же загорелые лица с восточными чертами, но многие коренные жители страны пирамид безошибочно могут определить копта по некоторым характерным физиогномическим признакам.

В повседневной жизни копты разговаривают на египетском диалекте арабского языка. Существует и особое коптское наречие, последняя ступень развития древнеегипетского языка на основе греческого алфавита. Сейчас оно используется только при богослужениях в храме, однако в последние годы некоторые коптские активисты пытаются его оживить (на волне борьбы за самоидентичность, как в Татарстане) и сделать повседневным.

Коптские храмы богаты иконами, но их отличие от русских православных храмов — наличие скамеек. Службу египетские христиане слушают сидя, как католики. Архитектура коптских церквей сильно отличается от русской традиции. Коптские храмы в Египте больше похожи на местные мечети, чем на православные соборы в других странах мира. Копты не носят распятие на груди, но вытатуировывают его на запястье.

Коптские женщины одеваются гораздо свободнее мусульманок, могут носить юбки аж до самых колен и открывать руки до плеч, молодые девушки в основном носят джинсы и футболки. Однако в этом и заключается единственная «фривольность» в их поведении. В среде коптов свято чтут институт брака, который тут неразрывен с церковным законом. Развода православная церковь в Египте не признает, а разведенного, даже по уважительной причине (психическая болезнь или тюремный срок супруга) может просто снова не поженить. Поэтому к выбору спутника жизни копты подходят очень тщательно. Нередки и браки по договоренности между семьями, как и у мусульман. Отношение к добрачным связям очень, очень строгое. Разрешение на брак дает глава церкви, и против его слова и запрета не властен ни один орган государственной власти. Копты свято чтут традиции предков, уважительно относятся к родителям, в их среде, как и у мусульман, развит культ семьи.

Мусульманка в Коптском квартале. Каир
Мусульманка в коптском квартале. Каир

ВОЕННЫЕ ПРИНЕСЛИ КОПТАМ ПЕРЕМИРИЕ

Взаимоотношения православного меньшинства и мусульманского большинства в Египте в ретроспективе можно назвать мирными. Это соседство насчитывает практически полторы тысячи лет, с момента арабского завоевания Египта, которое не встретило особого сопротивления со стороны местных жителей. В целом оккупация не оказала какого-либо воздействия на жизнь христиан, мусульманские правители Египта отличались веротерпимостью и иногда даже назначали коптов на ответственные посты. Случались отдельные периоды «закручивания гаек» — например, запрет на использование человеческих образов в искусстве, в результате чего многие иконы и фрески были уничтожены, или притеснения христиан во время крестовых походов.

Что касается новейшей истории, то любые межрелигиозные распри в Египте строго пресекались во времена Хосни Мубарака, жена которого принадлежит к коптской церкви. Однако сразу после революции на волне общего роста преступности, в ситуации всеобщей безнаказанности межрелигиозные конфликты заняли прочное место в сводке новостей. Даже после того, как в Египте вновь появилась легитимная власть — президент Мухаммед Мурси, лучше жить копты не стали. Наоборот, христиане, опасаясь худшего со стороны исламистского режима, потянулись прочь из страны, а те, кто остался, жили в состоянии тревоги. Этой теме я посвятила в прошлом году отдельный блог.

Что изменилось за год, прошедший после падения власти исламистов? Многое. Атмосфера в Египте поменялась, воздух перестал дышать «предчувствием гражданской войны». Вряд ли «Братья-мусульмане» инициировали нападения на христианские храмы, но факт остается фактом — не очень-то они с этим и боролись. И хотя в период смещения Мурси и разгона исламистских демонстраций многие христиане осуждали жесткие действия армии, все же с приходом (вернее, возвращением) к власти военных, копты вздохнули с облегчением.