Родителю cложно понять, куда отдать своего ребенка, потому что система оказания услуг не совсем прозрачна

Из-за обилия частных детских садов и групп дошкольного развития родители часто теряются, не знают, кому поручить свое чадо. Директор частного образовательного учреждения «Психолого-педагогический центр раннего развития детей «Егоза» Наталья Реснянская в своей статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», дает несколько советов, как проще сделать правильный выбор, а так же предлагает ввести систему «звездной» оценки садов — по аналогии с отелями и гостиницами.

СНАЧАЛА ГОСУДАРСТВО ВЫГОНЯЛО МОЛОДЫХ МАМ НА РАБОТУ, ТЕПЕРЬ ПЫТАЕТСЯ УДЕРЖАТЬ ИХ ДОМА

Сегодня в частные детские сады и в центры дополнительного образования для дошкольников много отправляют полуторогодовалых и годовалых детей. Многие родители стоят в очереди в муниципальные сады, в которые преимущественно берут с трех лет. В ситуации, если ребенок не достиг трехлетнего возраста к сентябрю, а маме надо выходить на работу, начинаются поиски альтернативных негосударственных детских садов. Когда такие мамы приходят к нам, я им честно советую, что лучше не спешить прощаться с декретом, а посидеть дома, пока малышу не исполнится два, а в идеале три года. Ребенку в раннем детстве как воздух необходимы забота, любовь, телесный и психологический контакт с мамой. Ранняя социализация, необходимость 10-часового взаимодействия со сверстниками — это больше миф. У нас государство сначала всех мам выгнало на работу, а сейчас пытается удержать их дома, пока ребенку не исполнится три... Во многих садах сегодня реорганизовали ясельные группы.

Но когда все-таки встает вопрос, в какой сад отдать ребенка, то родители, к сожалению, часто достаточно халатно относятся к этому вопросу. Отправляя своего малыша в частную группу, взрослые даже не удосуживаются проверить наличие образовательной лицензии, посмотреть отзывы в интернете. Для этого много усилий прилагать не надо. Достаточно записать номер с бланка разрешающего деятельность документа, зайти на сайт министерства образования и науки РТ, где есть весь список лицензированных детских садов, и после этого делать выводы. Да, можно сделать хороший ремонт в помещении, оснастить группу игрушками, но ведь важно и то, кто работает с вашими детьми, кто и за что в случае конфликтной ситуации будет нести ответственность, кто контролирует деятельность данной организации, насколько она соответствует элементарным нормам безопасности. К примеру, есть такие сады, где родители сами в начале недели приносят продукты, из которых детям потом готовят обеды. И в случае, если происходит отравление, то в этом, прежде всего, виноваты сами родители, раз отдали ребенка в такую группу. В противном случае, они должны были сами проверить каждую котомку и определить качество, свежесть продуктов...

В САДИК — ЧЕРЕЗ МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

В системе дошкольного образования и воспитания, мне кажется, как нигде, очень хорошо работает сарафанное радио. Можно вкладывать огромные деньги в качественную глянцевую рекламу, но если нет доверия или возникают сомнения в качестве предоставляемых услуг, весть об этом быстро разносится среди родителей.

Наличие лицензии говорит о том, что человек серьезно относится к данному бизнесу и постарается удержаться на рынке как можно дольше. Официальная статистика говорит, что в Татарстане на сегодня зарегистрировано 24 частных дошкольных организаций той или иной формы. По нашим данным, частными детскими садами именует себя более 200 организаций. Однако формально у них прав на оказание образовательных услуг не больше, чем у торгового павильона или, скажем, парикмахерской. Причем эти «сады» не прячутся, у них есть свои сайты, они активно рекламируются в тематических изданиях.

Наличие у детского сада лицензии на право осуществления образовательной деятельности дает ряд «финансовых возможностей» родителям. Во-первых, на оплату услуг можно направить средства материнского капитала. Отмечу, что многие используют эту возможность. Во-вторых, родители могут оформить компенсацию налогового вычета в части платы за обучение. В-третьих, получить государственную компенсацию на первого ребенка в размере 20% среднего размера родительской, установленной муниципалитетом, на второго ребенка — в размере 50%, на третьего ребенка и последующих детей — в размере 70%.

Для того, чтобы получить лицензию, требуется образовательная программа, в которой прописано, как, чем и кто будет заниматься с вашим ребенком, как организовано питание, какие условия созданы для безопасности в данном учреждении. Те, у кого нет лицензии, часто не задумываются об этом, осуществляя свою деятельность «интуитивно».

Рособрнадзор сейчас пытается выявить все нелегальные сады в республике. А это проверка за проверкой. Причем все очень строго. Если мы заявляем, что для реализации программы нужен мольберт, проверяющие реально смотрят на его наличие.

С другой стороны, когда спрашиваешь у своих коллег в Европе, кто контролирует их работу, они делают круглые глаза. Оказывается, там проверка проводится только в момент открытия детского сада. А дальше наступает внутренняя ответственность владельца бизнеса, потому что для него прежде всего важна репутация заведения. У нас пока в этом отношении все находится на диком уровне.

КАК НА УТРЕННИКАХ ГУБЯТ ТВОРЧЕСТВО

Важным критерием при выборе детского сада, на мой взгляд, является количество детей в группе. Можно сколько угодно говорить об индивидуальном подходе, но когда у тебя 25 - 30 человек на занятии, услышать каждого просто невозможно.

(фото: egoza-kazan.ru)

Возьмем традиционную систему отечественных утренников. Преподаватель выбирает, скажем, Машу, которая хорошо поет, и от праздника к празднику ее вытаскивают на сцену. А Оля, может быть, тоже хорошо поет, но ее не отметили, потому что уже есть Маша. И она вынуждена сидеть на стульчике каждый утренник. А потом мы удивляемся, а где у нас ответственные и креативные люди? Понятно, что если с детского сада ребенка убеждать, что он недостаточно хорошо может петь, то и в школе он будет бояться сцены, а потом и высказывать свою точку зрения.

Если даже малыш не так хорош в пении, ему нужно дать шанс просто постоять на сцене, ребенок не должен быть лишен возможности участия. Одаренных детей действительно крайне мало. Таланты начинают раскрываться в зависимости от того, в какую среду малыш попал.

КАЖДОМУ ПО ЗВЕЗДЕ

Мне кажется, что для детских садов нужно ввести «звездный» рейтинг, как, к примеру, у тех же отелей. Должна быть открытая система, родитель четко должен знать, что он получит, отдав ребенка в детский сад или в развивающие клубы. Ведь взрослый, выбирая себе костюм, машину интересуется и цветом, и дизайном, и маркой, и материалом, и ценой. Долго думает, взвешивает, примеряет другие костюмы, присматривается к другим автомобилям. И только потом делает окончательный выбор. Чем наши дети хуже, чем костюм, автомобиль? К примеру, кому-то важно, чтобы за его чадом был хороший уход и присмотр, создавались комфортные условия пребывания. Тогда можно его отдать в мини-сад, который располагается в большой квартире, где работает замечательная Марья Ивановна, которая создаст хорошие бытовые условия, будет честно заботиться, но не даст конкретных знаний, не научит языку и др. Кому-то важно, чтобы ребенок знал, к примеру, китайский язык, и комфорт не является основой. И родителю не так важно, в какой цвет выкрашены стены, главное, чтобы была хорошая образовательная программа.

В процессе лицензирования устанавливается соответствие, созданных в организации условий, документов нормативным требованиям Роспотребнадзора, МЧС, ФЗ «Об образовании в РФ» и др. В сложившейся ситуации многообразия видов и форм дошкольных организаций, мне кажется целесообразно выработать так называемые потребительские критерии, позволяющие родителю четко выбирать набор услуг для своего ребенка, за что платить деньги.

В этом отношении мне нравится система, предложенная для школ ученым, бизнесменом и писателем Владимиром Спиваковским. Он разработал пятизвездочную систему для школ в Украине. В ней прописаны 32 четких критерия, начиная с бытовых условий, заканчивая содержанием обучения. Это независимая оценка. Там нет таких понятий, как «хорошо» или «плохо». Учитывается все: квадратные метры в классах, наличие прогулочной площадки перед зданием, стаж педагогов, их уровень, успехи выпускников. И родитель получает объективную картину, на что можно рассчитывать. И может выбрать образовательное заведение в соответствии со своим родительским заказом и кошельком.

В нашей стране тоже собираются вводить систему рейтингования учреждений культуры, медицины и образования. Единственное, меня смущает то, что этой оценкой будет заниматься некий «создаваемый» пригосударственный институт. В любом случае, когда появится система рейтинга, родителям будет немного проще ориентироваться в том, кому доверить свое самое дорогое.

Наталья Реснянская