DSCN0552_.jpg
Равиль Зарипов и Ильдар Халиков

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ НА ЗАКРЫТОМ ПРЕДПРИЯТИИ

С раннего утра на аэродром «Борисоглебское» казанского авиционного завода (КАЗ) им. Горбунова стали стекаться потоки людей. Хотя многие жители города плохо ориентируются в Авиастроительном районе, однако найти проходную завода даже в отсутствие указателей было несложно. Очередь желающих попасть на праздник растянулась на несколько сот метров. Что примечательно, было очень много детей.

Напомним, что в этом году правительство республики приняло решение провести авиационный праздник в Казани, а не на территории аэродрома «Куркачи» в Высокогорском районе. Транспортная доступность авиашоу достигла результата — такого количества людей, которые пришли на аэродром «Борисоглебское», в Куркачах точно не видели.

Когда попадаешь на территорию действующего закрытого в обычное время завода, то испытываешь небольшой трепет от увиденного. Огромное пространство аэродрома, настоящие самолеты как пассажирской, так и военной авиации — для многих подобное зрелище было вновинку. Организаторы праздника и не скрывали, что основной целью является заманить молодежь в авиационную отрасль. Чтобы они смогли почувствовать настоящую романтику неба. Поэтому на огромном пространстве были стенды как самих авиационных заводов, так и КНИТУ им. Туполева. Рекламки, раздаваемые промоутерами, призывали даже поступить на обучение пилотом.

КАЗ ИМ. ГОРБУНОВА ПЛАНИРУЕТ УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ ВТРОЕ

Гостей праздника развлекали концертной программой, показательными выступлениями байкеров, можно было получить мастер-класс по укладыванию парашюта и попробовать себя на месте пилота в радиоуправляемой модели. Особой популярностью пользовалось кресло пилота, где каждый желающий мог примерить шлем и сфотографироваться в таком виде.

Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков вместе с почетными гостями, которых было немало, прогулялся по огромной территории, осмотрел стенды и обратился к собравшимся.

— Для Казани авиационная промышленность имеет огромное значение. У нас не только предприятия и вуз с авиационным названием, даже целый район города так и называется Авиастроительным. У нас есть целые династии, которые работали и работают над созданием летательных аппаратов как для военной, так и для гражданской авиации. По моим ощущениям, наши заводы в ближайшее время будут получать больше заказов.

Генерал-лейтенант, заслуженный военный летчик, начальник главного штаба ВВС России, командующий дальней авиации Игорь Хворов напомнил, что дальняя авиация является составляющей ядерного щита Вооруженных сил РФ и обеспечивает безопасность нашей страны и вклад казанских предприятий огромен.

— Мне верится, что худшие времена для нашей отрасли остались позади, — говорит генерал-лейтенант. — Но даже в худшие дни в Казани делали военные Ту-160 — гордость нашей промышленности. Так что новые заказы еще впереди.

Исполнительный вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Александр Туляков хвалил руководство КАЗ.

— Здесь есть перспективы, с которыми мы связываем будущее нашей авиации. Это и развитие новых видов производств, и освоение новых технологий. Впервые предприятие выходит на новый качественный уровень. В том числе и благодаря состоявшемуся объединению с главным разработчиком акционерного общества — Объединенной авиастроительной корпорации. В этом году мы планируем, что выручка предприятия впервые перевалит за 15 миллиардов рублей. А к 2020 году должна составить 40 миллиардов. Для достижения этих показателей нужны высококвалифицированные кадры. Честно, я был на многих российских выставках, посвященных авиационной тематике. Ни в одном регионе России такого интереса к авиации, особенно со стороны молодежи, как в Татарстане, нет. Мы надеемся, что часть из сегодняшних гостей будет приходить на КАЗ имени Горбунова не только по праздникам, но и на работу.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ

Чтобы усилить романтические ощущения у мальчишек от происходящего, организаторы праздника устроили настоящее авиашоу. Сначала пилотная группа «Русь» показала на легком реактивном штурмовике высший класс управления летательным аппаратом. Оказывается, «мертвой петле» в этом году исполняется 100 лет. Затем попеременно перед зрителями появлялись разные бомбардировщики, от гула моторов которых замирало сердце.

На довольно низкой высоте летал сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160. Это самый большой самолет с изменяемой геометрией крыла и самый мощный в мире стратегический ракетоносец. Вживую увидеть летательный аппарат, который предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных стратегических объектов в глубоком тылу противника, можно далеко не на каждом авиашоу. Кроме него здесь же присутствовал Ту-95 турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолет в мире. В это время над зрителями пролетел Ту-214ОН, на борту которого есть оборудование для аэрофотосъемки, которое позволяет следить за военной инфраструктурой в других странах. Впервые на авиационном празднике в Татарстане был продемонстрирован российский самолет-амфибия Бе-200. Основными сферами применения являются охрана водных поверхностей, экологические миссии, тушение пожаров, перевозка пассажиров и грузов. Пилот распылил окрашенную воду, и в небе образовался российский триколор длиной в сотни метров, принятый зрителями авиашоу бурными аплодисментами.

Вообще, люди были в восторге от всего увиденного. А знающие люди оценили мастерство парашютистов, в задачу которых входило приземлиться в определенном квадрате. Учитывая, что над аэродромом сегодня дул сильный ветер, сделать это было не так просто. Приближаясь к земле, парашютистов уносило на несколько метров от предполагаемой траектории, и спортсменам приходилось потратить немало сил, чтобы сделать все правильно.

Вполне вероятно, что на следующий год «Я выбираю небо» соберет гораздо больше зрителей. Уж слишком это пока необычное зрелище для пресыщенной Казани.