СУЭЦКИЙ КАНАЛ. ВЕРСИЯ 2.0

В начале этой недели недавно избранный президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси официально запустил строительство еще одного русла Суэцкого канала. Грандиозное начинание является частью еще более масштабного проекта реновации транспортно-экономической инфраструктуры зоны Синая и побережья Красного моря, куда входит строительство новых дорог и железнодорожных тоннелей, реконструкция портов и аэропорта Шарм-эль-Шейха.

Прокладка новой морской артерии, которая соединит Средиземное и Красное моря, — очень значимый для Египта проект. Существующий торговый путь является бюджетообразующим для экономики страны пирамид. Ежегодно он приносит в казну $5 миллиардов. Однако его проходимость ограничена и ниже потребности в транспортировке грузов этим путем (сейчас через Суэцкий канал осуществляется около 10% мировых морских перевозок). Выражаясь образно, суда выстраиваются в очередь, чтобы пройти по каналу.

По словам представителя администрации Суэцкого канала Мохаба Мамиша, протяженность канала составит 72 км, а стоимость проекта — около $8 миллиардов. «Данный проект превратит Египет в один из крупнейших промышленных центров в мире и сделает его центром мировой экономики», — заявил он. Подрядчики уже определены — это 17 гражданских компаний из разных стран, включая дружественную нынешнему режиму Саудовскую Аравию. Контролировать работы будет египетская армия, которая займется инженерно-технической стороной. Предполагается, что после введения в эксплуатацию нового канала доходы в бюджет возрастут с $5 до $13 миллиардов.

ПОЧЕМ АКЦИИ ДЛЯ НАРОДА?

Источники инвестиций в грандиозный проект египетские власти не раскрывают. Неизвестно, будут ли потрачены на него миллиарды долларов, полученные от нефтяных арабских монархий (ими на данный момент затыкают зияющие дыры в бюджете). Вероятно, власти рассчитывают привлечь инвестиции уже в ходе реализации проекта. Например, правительство кинуло «народный клич» с просьбой поучаствовать в финансировании строительства посредством покупки акций, видимо, специально созданной под проект компании. Известно, что стоимость акции для египтян, живущих за границей, составит $100, для местных жителей — 100 египетских фунтов (примерно $15 ) и 10 фунтов — для студентов.

Вначале было заявлено, что стройка займет около трех лет, но на закладке первого камня глава Египта попросил (приказал?) закончить работы за год. Очевидно, что ас-Сиси торопится с реализацией проекта, желая получить ощутимые результаты уже в первый год своего президенства. Именно такой срок продержался на высшем государственном посту его предшественник Мухаммед Мурси, смещенный армией в ходе массовых народных протестов в июле прошлого года. Многие египтяне упрекали тогда ставленника «Братьев-мусульман» в отсутствии какие-либо кардинальных решений по улучшению ситуации в стране. В интернете был запущен так называемый «счетчик Мурси» — ресурс, на котором пользователи сравнивали выполнение предвыборных обещаний президента с реальностью. Немного намотал этот счетчик... Видимо, ас-Сиси не хочет повторения истории, а поэтому действует слегка амбициозно.

ЛУЧШЕ БЫ С ПРОБКАМИ И МУСОРОМ РАЗОБРАЛИСЬ...

Начинание вызвало волну обсуждений в обществе. Суэцкий канал — это вообще болевой момент египетской истории. Местные жители считают, что он построен «на костях египтян» и буквально «высосал кровь из египетского народа». Наверняка весь следующий год к работам будет приковано всеобщее внимание, можно ожидать много репортажей с места событий. Это для египтян примерно как для россиян олимпийская стройка в Сочи. Приведу несколько комментариев читателей издания Ahram online (переведены мной с английского и слегка облагорожены):

«Это мудрое и своевременное начинание. На сегодняшний день движение по Суэцкому каналу осуществляется единовременно только в одну сторону. Открытие второго канала увеличит проходимость судов и, соответственно, доходы Египта».

«Рытье не канала, а могилы. Вау, здорово: второй туннель, технологическая долина, новый морской порт. Чего еще нам просить? Или подождите. Как насчет новой электростанции, чтобы жителям свет не отключали по три раза в день? Как насчет уборки улиц от мусора? Как насчет зеленых насаждений и борьбы с пробками? Как насчет того, что Каир — это один из самых загрязненных городов мира? Как насчет факта, что у нас вообще нет свободы слова и печати? Может, стоит прекратить унижение и вернуть триллионы, украденные нашими властями у египтян, вместо того чтобы строить еще один кровавый туннель?»

«Это стратегически важно для Египта. Второй параллельный канал будет еще одним барьером, защищающим нас от нападений с восточного фронта».

«Великолепные новости! Также следует прокопать туннель, соединяющий Африку с Саудовской Аравией, что поможет создать новую экономику для египтян и арабов. Кроме того, Египет должен стать партнером в восстановлении Ливии и Газы».

Вот такие в основном позитивные настроения демонстрируют интернет-пользователи. За исключением тех, кто руководствуется логикой «давайте не будем летать в космос и накормим всех голодных». Кстати, египетская биржа на волне этих новостей рванула вверх: главный для нее индекс EGX 30 добрался до высшей отметки за последние 6 лет. «Инвесторы ожидают экономического бума, когда проект строительства индустриального хаба в зоне Суэцкого канала увидит свет», — сказал газете Ahram Иса Фатхи — замглавы подразделения ценных бумаг Торговой палаты Каира.

КРОВАВЫЙ СУЭЦ

Значение морского пути для экономики Египта ясно демонстрируют цифры. Однако чтобы понять, какое место он занимает в общественном сознании, нужно совершить небольшой экскурс в историю. Суэцкий канал — это жизненно необходимая для мировой экономики артерия. Не будь его, грузам из Европы в Азию и обратно пришлось бы огибать Африку, а это очень долго и дорого. Необходимость водного коридора из Средиземного моря в Красное понимали еще египетские фараоны, жившие во II тысячелетии до нашей эры. Уже тогда существовал искусственный канал, соединяющий Нил с Красным морем для торговли с другими странами. Его периодические забрасывали и реконструировали вновь, например, этим занимался Дарий Первый, персидский покоритель Египта, затем наследники империи Александра и римские захватчики. Во времена Арабского халифата его засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра государства. В общем, сколько стоит страна пирамид, сколько перепетий испытывает ее история — столько длится и летопись Суэцкого канала.

До следующей попытки прокопать канал прошло более тысячи лет. В 1798 году Наполеон Бонапарт, находясь в Египте, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. «Это великое дело, — в итоге сказал он, — но я не в состоянии осуществить его в настоящее время, быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

Произошло не совсем так, как предсказывал великий полководец. В 1855 году француз Фердинанд де Лессепс получил одобрение от вице-короля Египта Саида-Паши на создание компании для строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран. Спустя четыре года стартовали сами работы. Египетское правительство получило 44% всех акций, Франция — 53%. По условиям концессии, акционерам полагалось 74% прибылей, Египту — 15%, основателям компании — 10%. Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем в песчаной пустыне, совершенно лишенной пресной воды. Рабочие из числа простых египтян работали под принуждением, пользуясь примитивными инструментами. Человеческие жертвы на стройке исчислялись тысячами, плюс ко всему в какой-то момент в лагере рабочих из-за антисанитарии разразилась эпидемия холеры. В шестилетний срок, согласно первоначальному плану, построить канал не удалось, работы растянулись на 11 лет.

Внешние долги вынудили египетского короля продать в 1875 году долю в канале в пользу Великобритании, и Египет был отстранен и от управления каналом, и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение еще более укрепилось после того, как она оккупировала страну пирамид в 1882 году. В 1956 году президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это привело ко вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было на год закрыто, пока морской путь не был расчищен с помощью ООН. Дальнейшие войны — Шестидневная 1967 года, арабо-израильская война 1973 года — также затрагивали канал. Стабильное судоходство возобновилось лишь в 1975 году, и с тех пор никто не оспаривает право Египта на этот важнейший морской путь. Как видим, у канала действительно богатая и кровавая история.

НАЛОГИ НА ГРЕХ

Если первым китом, на котором, как рассчитывают египетские власти, может выплыть тонущая экономика, является второй Суэцкий канал, то вторым китом, судя по всему, должна стать новая фискальная политика. В мае этого года было решено отменить дотации на бензин, благодаря которым автомобильное топливо в Египте было одним из самых дешевых в мире. До недавнего времени литр АИ-92 стоил в Каире не более 2 фунтов (10 рублей). Уже сейчас он пересек эту отметку и будет расти и дальше по мере уменьшения дотаций, пока не достигнет реальной рыночной стоимости. То же самое на сегодняшний день происходит с ценами на электроэнергию.

Весьма существенный прирост бюджету обещает дать удорожание акцизов на сигареты и алкоголь. В Египте это нововведение уже окрестили «налогом на грех». Так, самые дешевые местные сигареты по цене 9 фунтов (1 фунт — примерно 5 рублей) выросли в цене на 2 фунта, а пачка дорогих и импортных — с 17 до 20 фунтов. Стоит уточнить, что египтяне, как говорится, «сильно» курящая нация. Что касаемо алкоголя, то налоги на местное и импортное пиво выросли аж на 200%. В результате, например, бутылка хорошего импортного пива объемом 330 мл подорожала на 1,2 фунта. Вино и крепкий алкоголь теперь облагаются на 150% большим налогом. Ожидается, что «налоги на грех» принесут в текущем фискальном году 118 млрд. фунтов, что на 26 млрд. больше, чем за прошлый период.

Общество в оценке таких мер разделилось. Конечно, скачок цен на бензин и электричество никто не приветствует. Вместе с ними неизбежно поползли вверх все потребительские цены. А вот «налоги на грех» египтяне, скорее, одобряют. Оно и понятно — страна-то пуританская. Что-то подобное пытался предпринять и Мухаммед Мурси, но тогда инициатива была воспринята в ключе подавления свободомыслия («пытается навязать шариат!»), сейчас же, когда решения исходят от египетской армии, о подобных разговорах и речи нет.

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Старт новых проектов и ужесточение налоговой политики — шаги от нового правительства более чем ожидаемые. А вот третий «кит» вышел довольно любопытным. Все началось с того, что чуть ли не первым действием президента ас-Сиси в июне этого года стало решение отчислять половину своей зарплаты и всего совокупного дохода в пользу экономики Египта. Вслед за этим армия и аффилированные с ней компании «подарили» стране миллиард египетских фунтов ($140 миллионов). Был открыт специальный благотворительный счет под названием «Долгая жизнь Египту», на который президент призвал всех патриотично настроенных египтян перечислять, сколько не жалко — все пойдет исключительно во благо экономики.

Личному примеру президента последовали и некоторые политики. Например, премьер-министр Ибрагим Махлаб. Но только чиновниками дело, конечно, не ограничилось. Президент ас-Сиси несколько раз открыто намекал, что особо он ждет соответствующей инициативы от представителей бизнес-сообщества, и даже подчеркнул, что жадных он возьмет на заметку. После этого потекла река пожертвования от частного капитала. Компания Orascom расщедрилась на 3 млрд. фунтов, известный в Египте медиамагнат Мухаммед эль-Амин — на 1,2 млрд., Amir Group — 500 млн., банки Египта вскладчину отдали 300 млн., от олигархов Мухаммеда эль-Энина, Аймана эль-Гамиля и Ахмада абу-Хашима поступило по 250, 150 и 100 млн. фунтов соответственно. Далее по списку — компании с меньшими суммами пожертвований, но, конечно, речь идет о миллионах. Всего на данный момент известно о примерно 20 благотворителях.

За этими новостями я следила с большим вниманием. Признаюсь честно, из шкурного интереса. Есть у нашей семьи акции одной египетской телеком-компании. Как любым акционерам, нам бы хотелось, чтобы они росли в цене, а компания процветала, и совсем бы не хотелось, чтобы она попала в черный список президента. В общем, мы вздохнули с облегчением, увидев EFG Hermes в списке благотворителей. Кто его знает, как будет воевать с непослушными олигархами новый египетский президент с армейской закалкой.