Шамиль Абдюшев

ОДИН ФОТОГРАФ ЛУЧШЕ НЕСКОЛЬКИХ МИЛИЦИОНЕРОВ

Шамиль Абдюшев — личность среди журналистов и редакторов Татарстана широко известная. Наверное, нет в Казани газеты, где бы не выходили его фотографии. Наше издание не исключение. Его работы отличает не протокольный формат, они действительно бывают, что называется, «с изюминкой». В профессиональной среде фотографы его иногда недолюбливают за то, что не они сняли уникальный момент, чиновники — за то, что Абдюшев снимает тогда, когда все остальные уже зачехлили свои камеры, и в таких случаях обязательно всплывает что-то, что не всегда хотелось увидеть в СМИ. Тем не менее все признают его профессионализм.

— Иногда некоторые обвиняют меня в непатриотичности, — признается Шамиль. — Но я люблю свой город и республику. Просто можно снять ту же Казань с красивого ракурса, она, безусловно, этого заслуживает, а можно найти изъяны и выставить их наружу, чтобы чиновники устранили недоделы и привели все в порядок. Чиновники многие знают меня в лицо, кто-то здоровается, кто-то проходит мимо.

Абдюшев оставался фотокорреспондентом даже на шабашке, не связанной с деятельностью СМИ. По выходным раньше его можно было встретить в центральном парке им. Горького, где он фотографировал отдыхающих рядом с различными животными. И как-то летом Шамиль увидел картину, как милиционер требует от местных попрошаек, чтобы те раздобыли ему в парке букет цветов. Те, недолго думая, стащили возложенные ранее цветы у вечного огня и начали перебирать их ногами, отбирая самые лучшие. Сделав пару кадров, Шамиль позвонил своим знакомым на телеканал «Эфир», те оперативно подъехали, разразился большой скандал. На следующий день милиционеры запретили фотографу работать у парка им. Горького, не объяснив причину.

— Тогда начальником Вахитовского РОВД был человек под фамилией Гафаров. Он заступился за меня, сказав, что я один приношу в парке имени Горького больше пользы, чем все экипажи. И мне разрешили снова шабашить.

КАК СКАНДАЛ МОЖДЕТ ПРИВЕСТИ К БЕЗРАБОТИЦЕ

Однако это не единственный случай, когда Шамилю «перекрывали кислород» в работе. Одно время он трудился в газете «Шахри Казань» ну и снимал для «Вечерней Казани» скандальные материалы не во вред основной работе. По словам Абдюшева, не всем это понравилось «наверху», и его уволили из газеты по статье, поставив прогул. Признаться, фотокорреспондент в одну из пятниц действительно не появился на своем месте. Однако Шамиль все же через суд вынудил редактора восстановить его в должности. Правда, позже все равно пришлось уволиться по собственному желанию.

— Я три года не мог никуда устроиться после этого инцидента, хотя знал, что в издание действительно требовался фотокорреспондент. Мне говорили, что им не нужен скандалист...

ДВА ЯЩИКА ПАМЯТИ

Есть у Шамиля еще одна черта — он очень консервативен в вещах.

— Ну имеется у меня один телефон, зачем мне покупать новый? Я к этому уже привык.

Так и с фотоаппаратами. Когда многие его коллеги перешли на «цифру», он по старинке все еще снимал «на пленку».

— Я считал, что мне не нужны дополнительные объективы, я и так людей неплохо вижу. Позже уже стало невозможно работать со старым оборудованием, все редакции перешли на электронные носители, фотографии нужно было присылать по электронной почте. Ну и мне пришлось менять оборудование. А так как техника дорогая и денег у меня больших нет, взял ее, можно сказать, взаймы. Одна редакция оплатила мне объективы и другие сопутствующие товары, а я за это весь год бесплатно присылал им фоторепортажи. Конечно, со временем я оценил все преимущества цифровой техники.

IMG_3914.jpg

На вопрос, как Шамилю удается за столько лет работы не устать от нее, не потерять навык и порой снимать действительно уникальные кадры, Абдюшев отвечает:

— Я слишком долго шел к своей профессии. Сначала в 1967 году по настоянию родителей поступил на заочное отделение Московского института текстильной промышлености на профессию «обувщик». Выбранная специализация мне очень не нравилась, я не понимал, чем мне тут заниматься, просто переходил из курса в курс, пока на шестом году обучения мой старший брат не признался отцу, что я никогда в жизни не полюблю эту профессию. Тогда папа купил мне фотоаппарат «Зенит», с него все и началось. Для того чтобы я закончил учебу, отец спрятал мой паспорт. Я его выкрал, бросил вуз и устроился фотографом в «Татфото».

В армии тоже занятие фотографией помогло. В то время царила дедовщина, а Шамиль из-за своего увлечения считался любимчиком командования, так что его не трогали. Напротив, все приходили к Абдюшеву, чтобы тот сделал им дембельский альбом.

Так и повелось, что с тех времен он не расстается со своим фотоаппаратом и зарабатывает с помощью него на жизнь.

— Очень не хочется, чтобы мои фотографии после смерти оказались на помойке. У нас в семье был прецедент, когда мама после смерти отца выкинула его журналы «Америка», которые в то время очень ценились, на мусорку. Я со многих мероприятий, особенно в бессонные ночи, выбираю лучшие кадры, а потом записываю все на диск. У меня уже два ящика с этой историей скопилось. Мы договорились со второй половинкой, что если что-то со мной случится, то она отдаст кому-нибудь мои диски.

DSC06986.jpg

А пока Шамиль, несмотря на свой возраст, не собирается заканчивать активную карьеру фотографа. Говорит, что у врачей не был уже 10 лет. Судя по снимкам на выставке (продлится до 30 августа), потенциал у него действительно огромный.