«ЛАБИРИНТ» ЗА РУБЕЖОМ МОЖЕТ ОСТАВИТЬ 30 ТЫС. ТУРИСТОВ

Сегодня у казанского офиса турфирмы «Лабиринт», которая в субботу объявила о приостановке своей деятельности, ко времени официального открытия в 10:00 уже собралась очередь из 30 человек. В основном это были представители казанских турагентств, которые приехали забрать паспорта своих клиентов, сданных для оформления виз. Сотрудники «Лабиринта» не уточнили корреспонденту «БИЗНЕС Online», какое именно количество паспортов находится у них в офисе, отмахнувшись фразой «целый шкаф». Тем временем в кабинете буквально разрывался телефон, но отвечать на звонки представители туроператора не успевали и решили не отвлекаться от работы с пришедшими клиентами. Стоя в очереди за документами, собравшиеся обсуждали возможность «Лабиринта» возместить расходы с помощью страховых компаний. При этом большинство пришло к выводу, что страховки туроператора на покрытие всех расходов турагентств и туристов явно не хватит.

Некоторые турагенты уже съездили в местное отделение страховой компании «ВСК», где их записали в очередь и попросили подъехать завтра.

Напомним, одна из крупнейших турфирм России объявила о приостановке своей деятельности в субботу, 2 августа. По сообщению на официальном сайте компании, причинами послужили скачки курса валют, негативная политическая и экономическая ситуация, повлиявшая на число бронирований, и смещение принципа подачи заявок — подавляющее число бронирований осуществлялось за незначительный период до вылета (горящие туры). Сказались также обширная региональная программа и рекомендации невыезда за границу для военнослужащих и сотрудников внутренних служб. «Все это, а также неразрешимый конфликт с авиакомпанией «Оренбургские авиалинии», эскалация которого произошла 2 августа, вынудило принять владельцев группы компаний «Лабиринт» это решение», — говорится в сообщении туроператора.

Приостановка работы «Лабиринта» стала следствием конфликта между другими компаниями: вечером в пятницу, 1 августа, стало известно о том, что «Оренбургские авиалинии» («дочка» «Аэрофлота») приостановили сотрудничество с туроператором ООО «Идеал-тур». Было отменено 36 рейсов, запланированных на 2 - 4 августа. Перевозчик объяснил Ростуризму причину тем, что «в последнее время у компании «Идеал-тур» стали возникать постоянные проблемы со своевременной оплатой рейсов». Рейсы были приостановлены «до момента восстановления оплаты», передает РБК. «Идеал-тур» работает как авиаброкер: заказывает чартерные рейсы у авиакомпании, а потом перепродает блоки мест на рейсах туроператорам. Сам «Идеал-тур» с потребителями напрямую практически не работает.

В результате приостановки деятельности «Лабиринта» около 30 тыс. российских туристов не могут вернуться с зарубежных курортов вовремя.

«КАК МЕШКОМ ПО ГОЛОВЕ, ЭТО БЫЛО ПОЛНОЙ НЕОЖИДАННОСТЬЮ»

«Хорошая компания была, ей доверяли все, — рассказала «БИЗНЕС Online» директор туристической компании «Элизиум +» Ляля Закирова у входа в офис «Лабиринта». — Эта ситуация коснулась каждого агентства, потому что все этой компании доверяли. Я уже 15 лет с этой компанией работаю, с первых дней работы в туризме».

Проблема сложившейся ситуации заключается в российских законах — нет законов, по которым операторы бы несли ответственность за всех клиентов, считает Закирова. По ее словам, туристов, которые в связи с банкротством «Лабиринта» «застряли» за границей, среди ее клиентов нет, но троим клиентам, которые должны были отправиться в Шри-Ланку, Грецию и Турцию, все же придется обратиться с заявлением в страховую компанию за компенсацией.

У директора туристического агентства «РоссТур» Алии Сабитовой клиенты, собиравшиеся за рубеж через «Лабиринт», также не успели вылететь. «У нас одни должны были лететь 8 августа в Грецию, другие — в сентябре в Тунис. Мы минимум два года работали с этим туроператором, никогда не было проблем, всегда все было быстро и четко. Как мешком по голове, это было полной неожиданностью».

Сабитова считает, что суммы, на которую туроператор застрахован в страховых компаниях, вряд ли хватит на удовлетворение требований всех туристов. «Учитывая, сколько у «Лабиринта» клиентов, сумма страховки в 160 миллионов рублей очень маленькая. Теперь боимся только того, чтобы из туроператоров не обрушился еще кто-то, кто летает на «Оренбургских авиалиниях». Насколько я понимаю, «Лабиринт» заплатил деньги «Идеал-туру» за билеты, а тот не расплатился с авиакомпанией», — заключила Сабитова.

Гражданская ответственность «Лабиринта» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта в общей сложности застрахована на 160 млн. рублей в страховых компаниях «ВСК» (120 млн. рублей) и «Восхождение» (40 млн. рублей). По данным туроператора, оба страховщика были своевременно уведомлены о том, что «Лабиринт» не может исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации туристского продукта и наступлении страхового случая. В связи с этим туристам с требованием о выплате страхового возмещения рекомендуется обращаться в московские головные офисы этих страховых компаний.

Директор АТОР Майя Ломидзе в эфире РСН назвала ситуацию беспрецедентной: «Такого не было 20 лет. Если «Оренбургские авиалинии» заявляют о прекращении полетов, то они должны были дать возможность партнерам для маневра, чтобы они подыскали альтернативу для туристов. Я понимаю, что долг большой, но почему нельзя было сделать рассылку, чтобы предупредить всех», — возмущалась Ломидзе.

ЛАБИРИНТ УДАЧИ — КОМУ ПОВЕЗЛО, А КОМУ НЕТ

Сегодня в международный аэропорт Казань четырьмя рейсами должна прибыть первая после приостановки деятельности большая группа туристов Татарстана — клиенты объявившей о приостановке своей деятельности турфирмы «Лабиринт». Самолеты ждут из Барселоны, Антальи, Крита и Родоса. Завтра в аэропорту ожидают прибытие еще одного рейса из Антальи. Как сообщается на официальном сайте турфирмы, каждый из этих рейсов «выполняется по расписанию» (ситуация с рейсами, которые должны состояться позднее, пока нет — данные публикуются за сутки до вылета).

Другим туристам повезло меньше. Вчера 64 отдыхающих не смогли вылететь из казанского аэропорта в Тунис, поскольку туроператор «Лабиринт» не оплатил их перелет, передает «Эфир 24». Рейс Казань — Тунис «Оренбургских авиалиний» был запланирован на 4:30 утра, однако, как рассказали туристы, его неоднократно переносили без объяснения причин. В результате самолет в Тунис вылетел в 10:00, но на его борту оказались только 50 человек — за их перелет «Лабиринт» успел перечислить деньги. Остальные 64 человека остались в Казани. Они уже написали заявление в татарскую транспортную прокуратуру.

«Заявления от туристов, которые накануне не смогли вылететь из международного аэропорта Казань, писались ими непосредственно в аэропорту и сейчас находятся на посту транспортной полиции, они еще не дошли до транспортной прокуратуры. Сейчас мы проводим проверку, и в случае, если выяснится, что билеты не были оплачены туроператором, вопросы будут к «Лабиринту», — рассказала газете «БИЗНЕС Online» старший помощник приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ и общественностью Майя Иванова.

А в аэропорту Казань «в связи с банкротством туроператора «Лабиринт» теперь пассажиров заранее просят «проверить информацию о возможности вылета».

Сегодня же Ростуризм распространил памятку клиентам компании. «Если в отеле в стране пребывания требуют повторной оплаты или грозят выселением, необходимо обратиться за помощью в консульство России, так как отель не имеет на это права. Если вы повторно оплатили проживание, необходимо сохранять документы об оплате и после возвращения в Россию обратиться в страховую компанию, где застрахована финансовая ответственность ТО «Лабиринт», за возмещением понесенных расходов», — сказано на сайте Ростуризма. При этом ведомство отмечает, что «телефоны горячей линии в офисе «Турпомощи» (объединение туроператоров, располагающих компенсационным фондом для экстренной помощи российским туристам за границей) и форма обратной связи на сайте объединения перегружены в связи с колоссальным количеством обращений».

ОЧЕНЬ ПЛОХОЙ СЕЗОН

Спрос на выездной туризм, по экспертным оценкам туроператоров, снизился на 15 - 50%, въездной туризм сократился на 50 - 55%, сообщала ранее газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, к этому привели разговоры о санкциях, ухудшение отношений с ЕС и валютная чехарда. «В результате спрос на выездном туристическом рынке катастрофически снизился, сейчас ситуация даже хуже, чем в кризисном 2009 году, — оценила глубину провала Тюрина. — По экспертным оценкам операторов, спрос на выезд по разным направлениям в этом году снизился на 15 - 50 процентов. Снижение въездного потока в Россию в 2014 году составляет 50 - 55 процентов».

Напомним, банкротства российских туроператоров в этом году начались с краха крупнейшего санкт-петербургского туроператора ЗАО «Фирма Нева» — одного из старейших игроков рынка. 16 июня компания объявила о приостановке деятельности на своем официальном сайте. В сообщении также отмечалось, что гражданская ответственность «Невы» застрахована на 454,2 млн. рублей в страховой компании «Восхождение» и руководство страховой компании уже уведомлено о наступлении страхового случая. Для получения страховых выплат заказчикам рекомендовалось обращаться в офис СК «Восхождение» в Москву. Вслед за «Невой» «посыпались» туроператоры «Роза ветров Мир» и «Экспо-тур».

«ПО «ЛАБИРИНТУ» В ТОМ ЧИСЛЕ УДАРИЛИ И САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ»

Поделиться своим мнением о банкротстве «Лабиринта» газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов татарстанского рынка туриндустрии.

Сергей Пасечник — генеральный директор Companion SP:

— Компания «Лабиринт» была представлена в Казани достаточно широко и работала достаточно долго. Она стабильно занималась Грецией, Финляндией, где была консолидатором рейсов. Получается, что все, кто хотел лететь в Грецию, летели через «Лабиринт». Основной причиной банкротства этой компании явилось закрытие авиаброкера «Идеал-тур», который заключал договора с авиакомпаниями на выполнение рейсов и продавал их туроператорам. Он закрылся в пятницу, а в субботу объявил о своей невозможности выполнять дальнейшую работу и «Лабиринт». Причина — большая задолженность «Идеал-тура». Я думаю, просто пришло время платить по счетам, а денег не хватило. А где эти деньги, надо разбираться уже другим органам. Конечно, здесь есть и политические моменты, которые повлияли на эту ситуацию. Как сказал сам директор компании «Лабиринт», они где-то «не проинтуичили», куда ветер дует этим летом. Не успели среагировать, а поскольку у них достаточно большая программа в регионах, то с таким большим рынком не смогли справиться. Получается, что по «Лабиринту» в том числе ударили и санкции против России.

Будут ли из-за этого банкротства других туристических компаний? Хотелось бы надеяться, что это последнее потрясение этого лета, но практика покажет, кто еще и насколько был зависим от «Идеал-тура». «Лабиринт» бронировал сразу 35 рейсов «Оренбургских авиалиний» у «Реал-тура». Понятно, что когда такое количество рейсов отменилось, пошло обрушение работы компании. Хотя в нашем регионе в целом и в Казани в частности все авиарейсы продавались очень хорошо.

История с «Лабиринтом» в какой-то мере коснулась и нашей компании. Немного, но тем не менее. Возвращать деньги будут страховые компании, потому что у нас они не лежат, мы их сразу переправляем нашим партнерам.

Светлана Пименова — директор компании «Итиль-Тур»:

— На мой взгляд, компания «Лабиринт» была одной из надежнейших в туристическом бизнесе. Это многопрофильный туроператор, который был представлен на рынке достаточно широко. Он очень активно продавал туры в Грецию из Казани. Правда, «Итиль тур» на сегодняшний день специализируется по внутреннему туризму, поэтому нам удалось избежать неприятностей, связанных с этой компанией.

Если анализировать сложившуюся ситуацию, поневоле приходишь к выводу, что большой бизнес — это всегда большие риски. Разумеется, ситуация с «Лабиринтом» может сказаться и на мелких компаниях. Мы все работаем как агенты крупных туроператоров. И соответственно, все это влечет неприятности и у агентств. Вообще, бизнес, связанный с туризмом, сейчас достаточно рискованный. Туроператоры несут большие убытки. Я это связываю с неспокойной обстановкой, которая на сегодняшний день складывается в мире. Все эти политические события накладывают свой отпечаток.

Лично я считала «Лабиринт» очень надежным туроператором, но сейчас у меня осталось доверие только к двум компаниям — «Тез-тур» и «Пегас-туристик».

Александр Тимофеев — директор ООО «Резеда-Тур»:

— «Лабиринт» из Казани — это была Греция и греческие острова Родос, Крит, Кос. Клиентов, я думаю, было немало. Если только у моих знакомых в одной их туристической фирме было 25 заявок на этого туроператора... Мы-то с ними особо не работали — видимо, интуиция меня не подвела. На нашей компании эта ситуация с «Лабиринтом» никак не сказалась — мы только один билет у них приобрели. К тому же наши туристы еще и вернуться успели! 1 августа они вернулись, а 2 августа эта компания рухнула.

Вызовет ли ситуация с «Лабиринтом» серию банкротств турагентов? Навряд ли. Чем турагенты провинились? Они же свою задачу выполнили — продали путевки. А кто знает, когда что рухнет? Даже в самом «Лабиринте» не знали, что это произойдет, а мы откуда можем знать? С агентствами ничего не будет, потому что они не виноваты. Нам российское законодательство по туризму надо привести в порядок. Потому что туристическое законодательство идет вразнобой с законом о защите прав потребителей. Потому что закон о защите прав потребителей вину возлагает и на турагентства. А в чем они виноваты? Мы же свою работу делаем, продаем оптовый продукт, который предлагают нам туроператоры.

Рамиль Мифтахов — руководитель ассоциации туристических агентств Татарстана:

— Я полностью согласен с данными российского союза туриндустрии по поводу снижения спроса на выездной туризм. Влияние санкций, нестабильная политическая и экономическая ситуация с Украиной, истерия, связанная с Россией, безусловно, повлияли на туристический поток. Люди стали меньше ездить за границу.

Тенденция по снижению спроса на въездной туризм, безусловно, есть, но не на 50 процентов. Может быть, на 50 процентов спрос на въезд упал только по некоторым дорогим направлениям, а по массовым направлениям — я бы не сказал. Спад есть, но в районе 15 процентов.

Туристический рынок очень чувствителен. Люди тратят деньги, когда все хорошо, комфортно, когда зарабатывают деньги и уверены в завтрашнем дне. А когда по телевизору мы постоянно видим санкции, военные действия — все это нагнетает истерию. Люди думают о завтрашнем дне и о том, как с комфортом прожить два-три года в связи с вводом санкций. И они отказываются от некоторых вещей, в том числе и от отдыха.

Рост доллара также сыграл свою роль. В прошлом году курс доллара составлял 30,5 рублей, а в этом году — 36 - 37 рублей. Это серьезный рост, а зарплата ведь на 20 процентов не повысилась.

Оксана Латыпова — директор «Киви тур»:

— В нашей турфирме каких-то особых изменений, связанных с политической ситуацией, в текущий сезон мы не наблюдаем. Ни падение самолетов, ни скачки валюты не пугают наших туристов, как все «стройными рядами» ездили в Европу, так и ездят. Все так же большим спросом пользуется Турция. Татарстанские туристы не комплексуют по поводу напряженной ситуации на международной арене. Единственное, спрос на Египет упал, но и Тунис его заменить не смог. Чаще стали летать в Грецию.

Могу отметить спрос на российские направления, например, автобусные туры в Абхазию или краснодарские санатории, но он был и в прошлом году. Что касается Крыма, то как туда не ездили, так и не едут. Для наших туристов этот курорт непривлекателен.

Что касается нестабильности валюты, то этим уже мало кого напугаешь, в принципе, люди к этому уже привыкли.

Лилия Григорьева — генеральный директор турагентства «Эфир-Вояж»:

— Мы практически не почувствовали на себе влияния событий, произошедших на международной арене, каких-то существенных спадов не наблюдали. По-прежнему покупают Турцию, летят и в Европу. Спад, может быть, и есть, но самолеты стабильно летают полными.

Пользуются спросом Анапа и Сочи, но в целом ситуация немногим отличается от прошлого года.