1.jpg
Святослав Мурунов (справа)

«ЖИТЕЛИ ПЕРЕСТАЛИ ВЛИЯТЬ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ»

В Набережных Челнах в эти дни работает команда известного российского урбаниста Святослава Мурунова — директора московского института «Прикладная урбанистика». Его группа по собственной инициативе проводит исследование города на предмет развития территорий. По словам Мурунова, Набережные Челны — город интересный, по многим параметрам он выгодно отличается от других аналогичных населенных пунктов. Именно поэтому Челны привлекли урбанистов, подвигнув их на исследование. К слову, ранее подобной процедуре подверглись уже более десятка городов России. О первых результатах исследования московский гость рассказал накануне на традиционном деловом обеде для первых лиц.

Начал Мурунов с ликбеза. Он напомнил, что на развитие любого города влияют 4 основных субъекта: власть, а также большой, средний и малый бизнес. Однако, если копнуть поглубже, то все субъекты осваивают территории параллельно и разрозненно. Власть имеет свой план развития территорий. Но при этом она в первую очередь заинтересована в том, чтобы продемонстрировать себя в качестве грамотного и эффективного управленца. Крупные предприятия сейчас вообще почти отошли от этого направления. Это раньше у них на балансе находились объекты соцкультбыта в большом количестве. В 2000-х же почти все от них отказались.

Средний бизнес, строя жилые дома, торговые центры, сети магазинов, решает свои локальные задачи, направленные исключительно на получение прибыли. Ну, а малый бизнес и вовсе, как правило, ограничивается сменой вывесок на более привлекательные, ремонтом фасадов и обустройством какого-нибудь цветника. В итоге, констатирует урбанист, в последние 10 лет мы видим «лишь фрагментарное развитие территорий». Мурунов считает, это следствие того, что упомянутые субъекты территорию как бы разрывают на куски, поскольку между ними нет диалога. А именно он должен позволить увидеть, что у города есть какая-то единая стратегия развития.

Набережные Челны
Набережные Челны

«Наша методика, — поясняет урбанист, — определяет, что кого-то в этой схеме явно не хватает, хотя на самом деле он есть. Это горожане, жители. Увы, они почти полностью исключены из процесса развития города. А ведь среди жителей есть и активисты. Как правило, это неформальные сообщества — защитников животных, архитекторов, музыкантов, любители брейк-данса и так далее». По словам Мурунова, существует порядка 150 видов неформальных сообществ. В Челнах таких насчитывается около 100. Но они не развиты и все замкнуты на себя. По-своему город развивают, но между собой во взаимодействие никак не вступают. Но при этом у них есть опыт общения и с властью, и с бизнесом — положительный или отрицательный, исходя из того, получилось реализовать проект и получить финансовую помощь или нет.

«Занимаясь этим вопросом, мы пришли к выводу, что все городские сообщества волнуют три проблемы: культура, образование и городская среда, — констатировал Мурунов. — И при решении этих трех проблем, они готовы объединяться. И нам в течение полутора лет удалось собрать эти сообщества в единую сеть, которая в определенный момент могла бы выступать как единое целое. В Набережных Челнах потенциал таких активных горожан около 90 - 100 тысяч». И именно гражданские сообщества, по мнению урбаниста, должны стать локомотивом развития города. У них есть активность, есть идеи. Но в одиночку они с этой задачей не справятся — нет ресурсов. Поэтому развитие города должно проходить в тесном взаимодействии и с властью, и с бизнесом.

2.jpg

«НАБЕРЕЖНАЯ — ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ, НО ЭТО ГЕТТО КАКОЕ-ТО»

Далее Мурунов прошелся по «болевым точкам» автограда. Одна из них, наиболее явная, связана со статусом Нового города как делового центра. В результате старый город стал, можно сказать, окраиной. При этом теряется целостность населенного пункта. Поэтому-то в Челнах, по большому счету, отсутствует центр города как таковой — в каждом районе центром считают какое-то свое пространство. «Есть вот у вас, например, Набережная, — замахнулся на «святое» исследователь (напомним, что этот проект мэр Василь Шайхразиев холит и лелеет уже не первый год ред.). — В плане пространства для общения, встреч, прогулок — одна из лучших, которые я видел за последние два года. С точки зрения функций, того, как она сделана, — тоже. Но она имеет огромный недостаток. Набережная, можно сказать, не имеет включения в город. Это как гетто некое. То есть, там хорошо, а шаг влево, шаг вправо — уже плохо!» Не обошел стороной гость и разбивку города на комплексы. При такой планировке, считает он, подземные переходы должны представлять собой некую связь между микрорайонами. А В Челнах они «все в ужасном состоянии, везде торговые ларьки, везде требуется ремонт, везде асоциальные элементы».

Набережная Челнов
Набережная Челнов

«Что касается социальных групп, то у вас есть сообщества, есть власть, есть бизнес, — продолжил Мурунов. — Деловой обед — показатель того, что существует диалог между бизнесом и властью. Но городские сообщества между собой не связаны. И культурная составляющая меня очень сильно расстроила. Я не увидел, как история Челнов увязана в городской среде. Ощущение, что город стесняется своей истории».

Затронул он и малоприятный, хотя и известный всем факт значительной безликости Набережных Челнов. В нашем городе, который когда-то строился как большая спальня для работников КАМАЗа, очень много мест, по которым невозможно понять, где ты находишься. «Непонятна даже национальная идентичность города, непонятно, что это Татарстан, — добавил исследователь. — Есть же какие-то культурные моменты в архитектурных решениях. Они далеко не везде проявлены. Я сделал 20 фото, а меня, когда я их показываю, спрашивают: «Это что, Тольятти?» И это очень плохо, потому что уникальность города очень сильно влияет на городскую среду и социальные отношения».

Справедливости ради стоит отметить, что московский эксперт никакой Америки не открыл. Не далее как в июле газета «БИЗНЕС Online» писала о том, что городские власти предпринимают попытки обсудить создание нового архитектурного образа города. Правда, получается не очень. По словам чиновников, для того чтобы автоград в будущем не напоминал «спальню», создадут банк креативных идей, который пополнится за счет конкурсных работ школьников и дипломных работ студентов. Что касается ближайших планов, то обновят фасады двух ДЮСШ, возможно, поставят пару скульптур в этническом булгарском стиле, построят пару скверов, а из имеющихся будут гнать алкоголиков и бомжей. Как это изменит архитектурный облик города, не совсем понятно.

Возвращаясь к деловому обеду, отметим, что в качестве примера грамотного подхода к развитию города Мурунов привел Ижевск. Там в короткие сроки была создана ассоциация развития города. В нее входят и чиновники, и предприниматели и, самое главное, городские активисты. «Их ранее называли сумасшедшими, а ведь именно они оказались единственными людьми, которые думали о развитии города, — пояснил урбанист. — А вот Сочи после Олимпиады умирает. В городе просто не знают, кого селить в олимпийские деревни. И единственное, что им пришло в голову, это создать игровую зону. Но ведь это же совсем другие криминальные отношения, совсем другие социальные отношения! Никто не спасет горожан от этого влияния».

Затем Мурунов перешел к узнаваемости Набережных Челнов. По его словам, было бы хорошо, если бы город имел свой фирменный стиль оформления. «Это сложный процесс, — признал гость, — он идет с проблемами даже в Москве. Но очень важно, чтобы этот процесс не был односторонним. В его разработке должны участвовать в том числе и внешние эксперты, которые могут сказать: «Ребята, вы повторяетесь!» или «Вот у вас тут есть креативная штука, проявите ее». Дизайн — это не только вывески, это и лавочки, остановки, фонарные столбы. Система навигации, в конце концов. В Челнах навигации вообще нет. Тут заблудиться можно на раз-два. Город для шпионов!»

Исследование команды Мурунова в автограде продлится несколько дней, после чего будет разработана «методология развития челнинских территорий». Станет ли она основой для действий сообществ горожан, властей и бизнеса, пока неизвестно. Главный архитектор города Ольга Никитина об этом сказала уклончиво: «Было бы интересно, возможно, сотрудничать со Святославом Александровичем в будущем». Мурунов также не был конкретен: «Мы не предлагаем конкретных точечных решений, мы передаем методологии. И только тем, кто хочет их принять. Примут в Набережных Челнах? Передадим. Не примут? Ну, будут знать, что кто-то этими вопросами занимается».

«ГОРОД БЫЛ ЗАДУМАН УНИКАЛЬНЫЙ, НО ЕГО НЕ ДОСТРОИЛИ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», высказали свою точку зрения по сути вопроса.

Вячеслав Нилов — экс-главный архитектор Набережных Челнов, гендиректор проектной фирмы «Челныпроект»:

— Автоград проектировался выдающимися градостроителями и архитекторами советского периода Борисом Рубаненко, Владимиром Белоусовым, Юрием Наймарком, Алексеем Константиновым, Евгением Гришенчуком. Это архитекторы мирового уровня! Город проектировался неповторимым. За образец была взята Бразилиа — столица Бразилии. Этот город проектировал знаменитый Оскар Нимейер, и там весь центр задуман и выстроен по единому замыслу. И он ценен именно своей выразительной и выдающейся архитектурой. В Челнах в центре города были запроектированы несколько 25-этажных башен, которые должны были стать своеобразными высотными акцентами. Но построена была только одна башня. Государство попросту сэкономило на необязательных капитальных вложениях.

В годы строительства КАМАЗа были обязательны жилые дома, был обязательным сам завод КАМАЗ, а вот центр города с его уникальными объектами всегда оставляли на потом, на вторую и третью очередь. И в результате все пришло к тому, к чему пришло. Я сам участвовал в проектировании этих зданий, но ни одно из них не было построено. Центр был — говорю это безо всякой натяжки и юмора — задуман уникальный. Если бы градостроительная идея в Челнах была реализована, город, безусловно, стал бы одним из самых узнаваемых в России.

Жилые дома в советское время тоже, в общем-то, были оригинальными. По крайней мере, в центре. Жилые дома 3/01, 6/01, 2/07 были на ножках, и уличное пространство соединялось таким образом с внутренним пространством. Тогда предполагалось, что всем необходимым жителей обеспечат крупные торговые центры. Но они тоже не были построены. И эти пространства под ножками домов начали застраиваться парикмахерскими, магазинами и прочими объектами. Здесь следует признать, что идея, что все необходимое для быта люди будут приобретать в отдельно стоящих торговых центрах, была утопическая, и вся эта оригинальность таких домов сошла на нет. Хотя аналогичные дома на ножках строил в Брюсселе знаменитый Мис ван дер Роэ, такие дома строили и в индийском городе Чандигарх. Таких примеров, когда первый этаж зеленый, а не застроенный, в мире много.

Оригинальность и неповторимость Челнов и в том, что у города широкие и удобные улицы. Они только сейчас заполнились машинами. А раньше все удивлялись и спрашивали, почему у вас такие широкие улицы. Я считаю, что от того, что был построен только необходимый социальный минимум, город и стал однотипным и невыразительным. Наиболее красивая часть города не была построена.

Что можно сделать теперь, чтобы Челны не путали с другими городами? Я считаю, что никакие наличники или карнизы на дома, которые предлагали в свое время сделать, не помогут эту проблему решить. Поможет целая система удобств для граждан, как это сделано, к примеру, в Финляндии или Швеции. Люди не будут особенно оценивать, серый дом или красный. Глаз должен останавливаться на каких-то зонтиках, столах, на цветочниках по нижнему ярусу окон, на культурных урнах, на брусчатке, на хвойниках, на декоре входных дверей, на декоративных кустарниках и так далее. Город спасут детали в благоустройстве, в озеленении. Этого сейчас городу, на мой взгляд, крайне не хватает. Мы большое, как правило, делаем, а вот доводить до мелочей не получается. Узнаваемость сейчас не в зданиях, а в уютной, удобной, комфортной среде. В Челнах все отмечают сейчас отдельные велосипедные дорожки, которых в других городах нет. В этом смысле Челны продвинутый город, больше нигде такого нет. В городе есть черты комфортной среды, которые нужно просто развить.

Юрий Шеин — гендиректор ООО «Междуречье»:

— В начале 70-х годов, когда Набережные Челны только начинали строиться — это был, безусловно, передовой город в архитектурном смысле. Но сейчас, конечно, проекты домов, которые были созданы в те времена, уже устарели. Во всем мире принято, что в одном городе не должно быть двух одинаковых зданий. Я не хочу сказать, что в однотипности нашей архитектуры виноваты наши руководители, но сейчас такая ситуация в кредитной системе, которая не позволяет просто застройщикам строить красивые дома. Высокие проценты по кредитам ведут к существенному удорожанию жилья. Сегодня главная задача — расселить людей, очереди есть серьезные на жилье, молодые семьи нужно расселять. И, конечно, город в этом смысле уже лет на 20 - 30 отстает от Казани, которая благодаря 1000-летию и Универсиаде существенно преобразилась.

Челны сегодня — это типовой город, с типовой застройкой, хотя по психологии строителей КАМАЗа он должен был олицетворять дух нации, дух народа, чтобы по его архитектуре можно было ощущать гордость за город. Могу с сожалением сказать, что сегодня реализовывать интересные с архитектурной точки зрения проекты, просто невозможно. Банки просто не дают деньги. Строительство в стране находится в тяжелом положении. А если нет строительства, значит будет лихорадить такие заводы, как КАМАЗ и другие. И пока на уровне руководства страны не будут приняты программы, которые начал реализовывать тот же самый Китай в кризис 2008 года... Все города ведь в стране уже обветшали. А строительная отрасль в Китае за счет того, что деньги были вложены в строительство, стала локомотивом экономики.

У нас в городе вообще нет какого-то цельного архитектурного понимания его развития. Стоят пять старых домов, между ними «втыкают» шестой новый. Все занимаются точечной застройкой. Ее вообще необходимо запретить! Нужны целевые программы развития городов на 10 - 15 лет. У нас же нет таких программ, потому что у нас то санкции, то Олимпиады, то еще что-нибудь... И все время на это денег не хватает. Все время какие-то проблемы, хотя денег в стране много, их просто нужно правильно использовать. Кому нужна скоростная трасса Москва — Казань, которая стоит триллион рублей? Деньги нужно вкладывать в города. Хорошо, что у нас в Татарстане все еще более или менее благополучно, а посмотрите на Кировскую область, на Орловскую. Там же все умирает...