«Святую святых» — набережную в автограде, которую власти холят и лелеют уже не первый год, подверг резкой критике накануне на деловом обеде известный российский урбанист, директор московского института «Прикладная урбанистика» Святослав Мурунов. Он также отметил ужасное состояние подземных переходов, которые, по идее, должны служить мостиками, соединяющими жилые кварталы, отсутствие какой-либо навигации и национального колорита в городской среде. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», посетовали на то, что город был задуман уникальным, но его не достроили, а при сегодняшнем кризисном состоянии экономики не до красивых домов.
Святослав Мурунов (справа) |
«ЖИТЕЛИ ПЕРЕСТАЛИ ВЛИЯТЬ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ»
В Набережных Челнах в эти дни работает команда известного российского урбаниста Святослава Мурунова — директора московского института «Прикладная урбанистика». Его группа по собственной инициативе проводит исследование города на предмет развития территорий. По словам Мурунова, Набережные Челны — город интересный, по многим параметрам он выгодно отличается от других аналогичных населенных пунктов. Именно поэтому Челны привлекли урбанистов, подвигнув их на исследование. К слову, ранее подобной процедуре подверглись уже более десятка городов России. О первых результатах исследования московский гость рассказал накануне на традиционном деловом обеде для первых лиц.
Начал Мурунов с ликбеза. Он напомнил, что на развитие любого города влияют 4 основных субъекта: власть, а также большой, средний и малый бизнес. Однако, если копнуть поглубже, то все субъекты осваивают территории параллельно и разрозненно. Власть имеет свой план развития территорий. Но при этом она в первую очередь заинтересована в том, чтобы продемонстрировать себя в качестве грамотного и эффективного управленца. Крупные предприятия сейчас вообще почти отошли от этого направления. Это раньше у них на балансе находились объекты соцкультбыта в большом количестве. В 2000-х же почти все от них отказались.
Средний бизнес, строя жилые дома, торговые центры, сети магазинов, решает свои локальные задачи, направленные исключительно на получение прибыли. Ну, а малый бизнес и вовсе, как правило, ограничивается сменой вывесок на более привлекательные, ремонтом фасадов и обустройством какого-нибудь цветника. В итоге, констатирует урбанист, в последние 10 лет мы видим «лишь фрагментарное развитие территорий». Мурунов считает, это следствие того, что упомянутые субъекты территорию как бы разрывают на куски, поскольку между ними нет диалога. А именно он должен позволить увидеть, что у города есть какая-то единая стратегия развития.
Набережные Челны |
«Наша методика, — поясняет урбанист, — определяет, что кого-то в этой схеме явно не хватает, хотя на самом деле он есть. Это горожане, жители. Увы, они почти полностью исключены из процесса развития города. А ведь среди жителей есть и активисты. Как правило, это неформальные сообщества — защитников животных, архитекторов, музыкантов, любители брейк-данса и так далее». По словам Мурунова, существует порядка 150 видов неформальных сообществ. В Челнах таких насчитывается около 100. Но они не развиты и все замкнуты на себя. По-своему город развивают, но между собой во взаимодействие никак не вступают. Но при этом у них есть опыт общения и с властью, и с бизнесом — положительный или отрицательный, исходя из того, получилось реализовать проект и получить финансовую помощь или нет.
«Занимаясь этим вопросом, мы пришли к выводу, что все городские сообщества волнуют три проблемы: культура, образование и городская среда, — констатировал Мурунов. — И при решении этих трех проблем, они готовы объединяться. И нам в течение полутора лет удалось собрать эти сообщества в единую сеть, которая в определенный момент могла бы выступать как единое целое. В Набережных Челнах потенциал таких активных горожан около 90 - 100 тысяч». И именно гражданские сообщества, по мнению урбаниста, должны стать локомотивом развития города. У них есть активность, есть идеи. Но в одиночку они с этой задачей не справятся — нет ресурсов. Поэтому развитие города должно проходить в тесном взаимодействии и с властью, и с бизнесом.
«НАБЕРЕЖНАЯ — ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ, НО ЭТО ГЕТТО КАКОЕ-ТО»
Далее Мурунов прошелся по «болевым точкам» автограда. Одна из них, наиболее явная, связана со статусом Нового города как делового центра. В результате старый город стал, можно сказать, окраиной. При этом теряется целостность населенного пункта. Поэтому-то в Челнах, по большому счету, отсутствует центр города как таковой — в каждом районе центром считают какое-то свое пространство. «Есть вот у вас, например, Набережная, — замахнулся на «святое» исследователь (напомним, что этот проект мэр Василь Шайхразиев холит и лелеет уже не первый год — ред.). — В плане пространства для общения, встреч, прогулок — одна из лучших, которые я видел за последние два года. С точки зрения функций, того, как она сделана, — тоже. Но она имеет огромный недостаток. Набережная, можно сказать, не имеет включения в город. Это как гетто некое. То есть, там хорошо, а шаг влево, шаг вправо — уже плохо!» Не обошел стороной гость и разбивку города на комплексы. При такой планировке, считает он, подземные переходы должны представлять собой некую связь между микрорайонами. А В Челнах они «все в ужасном состоянии, везде торговые ларьки, везде требуется ремонт, везде асоциальные элементы».
Набережная Челнов |
«Что касается социальных групп, то у вас есть сообщества, есть власть, есть бизнес, — продолжил Мурунов. — Деловой обед — показатель того, что существует диалог между бизнесом и властью. Но городские сообщества между собой не связаны. И культурная составляющая меня очень сильно расстроила. Я не увидел, как история Челнов увязана в городской среде. Ощущение, что город стесняется своей истории».
Затронул он и малоприятный, хотя и известный всем факт значительной безликости Набережных Челнов. В нашем городе, который когда-то строился как большая спальня для работников КАМАЗа, очень много мест, по которым невозможно понять, где ты находишься. «Непонятна даже национальная идентичность города, непонятно, что это Татарстан, — добавил исследователь. — Есть же какие-то культурные моменты в архитектурных решениях. Они далеко не везде проявлены. Я сделал 20 фото, а меня, когда я их показываю, спрашивают: «Это что, Тольятти?» И это очень плохо, потому что уникальность города очень сильно влияет на городскую среду и социальные отношения».
Справедливости ради стоит отметить, что московский эксперт никакой Америки не открыл. Не далее как в июле газета «БИЗНЕС Online» писала о том, что городские власти предпринимают попытки обсудить создание нового архитектурного образа города. Правда, получается не очень. По словам чиновников, для того чтобы автоград в будущем не напоминал «спальню», создадут банк креативных идей, который пополнится за счет конкурсных работ школьников и дипломных работ студентов. Что касается ближайших планов, то обновят фасады двух ДЮСШ, возможно, поставят пару скульптур в этническом булгарском стиле, построят пару скверов, а из имеющихся будут гнать алкоголиков и бомжей. Как это изменит архитектурный облик города, не совсем понятно.
Возвращаясь к деловому обеду, отметим, что в качестве примера грамотного подхода к развитию города Мурунов привел Ижевск. Там в короткие сроки была создана ассоциация развития города. В нее входят и чиновники, и предприниматели и, самое главное, городские активисты. «Их ранее называли сумасшедшими, а ведь именно они оказались единственными людьми, которые думали о развитии города, — пояснил урбанист. — А вот Сочи после Олимпиады умирает. В городе просто не знают, кого селить в олимпийские деревни. И единственное, что им пришло в голову, это создать игровую зону. Но ведь это же совсем другие криминальные отношения, совсем другие социальные отношения! Никто не спасет горожан от этого влияния».
Затем Мурунов перешел к узнаваемости Набережных Челнов. По его словам, было бы хорошо, если бы город имел свой фирменный стиль оформления. «Это сложный процесс, — признал гость, — он идет с проблемами даже в Москве. Но очень важно, чтобы этот процесс не был односторонним. В его разработке должны участвовать в том числе и внешние эксперты, которые могут сказать: «Ребята, вы повторяетесь!» или «Вот у вас тут есть креативная штука, проявите ее». Дизайн — это не только вывески, это и лавочки, остановки, фонарные столбы. Система навигации, в конце концов. В Челнах навигации вообще нет. Тут заблудиться можно на раз-два. Город для шпионов!»
Исследование команды Мурунова в автограде продлится несколько дней, после чего будет разработана «методология развития челнинских территорий». Станет ли она основой для действий сообществ горожан, властей и бизнеса, пока неизвестно. Главный архитектор города Ольга Никитина об этом сказала уклончиво: «Было бы интересно, возможно, сотрудничать со Святославом Александровичем в будущем». Мурунов также не был конкретен: «Мы не предлагаем конкретных точечных решений, мы передаем методологии. И только тем, кто хочет их принять. Примут в Набережных Челнах? Передадим. Не примут? Ну, будут знать, что кто-то этими вопросами занимается».
«ГОРОД БЫЛ ЗАДУМАН УНИКАЛЬНЫЙ, НО ЕГО НЕ ДОСТРОИЛИ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», высказали свою точку зрения по сути вопроса.
Вячеслав Нилов — экс-главный архитектор Набережных Челнов, гендиректор проектной фирмы «Челныпроект»:
— Автоград проектировался выдающимися градостроителями и архитекторами советского периода Борисом Рубаненко, Владимиром Белоусовым, Юрием Наймарком, Алексеем Константиновым, Евгением Гришенчуком. Это архитекторы мирового уровня! Город проектировался неповторимым. За образец была взята Бразилиа — столица Бразилии. Этот город проектировал знаменитый Оскар Нимейер, и там весь центр задуман и выстроен по единому замыслу. И он ценен именно своей выразительной и выдающейся архитектурой. В Челнах в центре города были запроектированы несколько 25-этажных башен, которые должны были стать своеобразными высотными акцентами. Но построена была только одна башня. Государство попросту сэкономило на необязательных капитальных вложениях.
В годы строительства КАМАЗа были обязательны жилые дома, был обязательным сам завод КАМАЗ, а вот центр города с его уникальными объектами всегда оставляли на потом, на вторую и третью очередь. И в результате все пришло к тому, к чему пришло. Я сам участвовал в проектировании этих зданий, но ни одно из них не было построено. Центр был — говорю это безо всякой натяжки и юмора — задуман уникальный. Если бы градостроительная идея в Челнах была реализована, город, безусловно, стал бы одним из самых узнаваемых в России.
Жилые дома в советское время тоже, в общем-то, были оригинальными. По крайней мере, в центре. Жилые дома 3/01, 6/01, 2/07 были на ножках, и уличное пространство соединялось таким образом с внутренним пространством. Тогда предполагалось, что всем необходимым жителей обеспечат крупные торговые центры. Но они тоже не были построены. И эти пространства под ножками домов начали застраиваться парикмахерскими, магазинами и прочими объектами. Здесь следует признать, что идея, что все необходимое для быта люди будут приобретать в отдельно стоящих торговых центрах, была утопическая, и вся эта оригинальность таких домов сошла на нет. Хотя аналогичные дома на ножках строил в Брюсселе знаменитый Мис ван дер Роэ, такие дома строили и в индийском городе Чандигарх. Таких примеров, когда первый этаж зеленый, а не застроенный, в мире много.
Оригинальность и неповторимость Челнов и в том, что у города широкие и удобные улицы. Они только сейчас заполнились машинами. А раньше все удивлялись и спрашивали, почему у вас такие широкие улицы. Я считаю, что от того, что был построен только необходимый социальный минимум, город и стал однотипным и невыразительным. Наиболее красивая часть города не была построена.
Что можно сделать теперь, чтобы Челны не путали с другими городами? Я считаю, что никакие наличники или карнизы на дома, которые предлагали в свое время сделать, не помогут эту проблему решить. Поможет целая система удобств для граждан, как это сделано, к примеру, в Финляндии или Швеции. Люди не будут особенно оценивать, серый дом или красный. Глаз должен останавливаться на каких-то зонтиках, столах, на цветочниках по нижнему ярусу окон, на культурных урнах, на брусчатке, на хвойниках, на декоре входных дверей, на декоративных кустарниках и так далее. Город спасут детали в благоустройстве, в озеленении. Этого сейчас городу, на мой взгляд, крайне не хватает. Мы большое, как правило, делаем, а вот доводить до мелочей не получается. Узнаваемость сейчас не в зданиях, а в уютной, удобной, комфортной среде. В Челнах все отмечают сейчас отдельные велосипедные дорожки, которых в других городах нет. В этом смысле Челны продвинутый город, больше нигде такого нет. В городе есть черты комфортной среды, которые нужно просто развить.
Юрий Шеин — гендиректор ООО «Междуречье»:
— В начале 70-х годов, когда Набережные Челны только начинали строиться — это был, безусловно, передовой город в архитектурном смысле. Но сейчас, конечно, проекты домов, которые были созданы в те времена, уже устарели. Во всем мире принято, что в одном городе не должно быть двух одинаковых зданий. Я не хочу сказать, что в однотипности нашей архитектуры виноваты наши руководители, но сейчас такая ситуация в кредитной системе, которая не позволяет просто застройщикам строить красивые дома. Высокие проценты по кредитам ведут к существенному удорожанию жилья. Сегодня главная задача — расселить людей, очереди есть серьезные на жилье, молодые семьи нужно расселять. И, конечно, город в этом смысле уже лет на 20 - 30 отстает от Казани, которая благодаря 1000-летию и Универсиаде существенно преобразилась.
Челны сегодня — это типовой город, с типовой застройкой, хотя по психологии строителей КАМАЗа он должен был олицетворять дух нации, дух народа, чтобы по его архитектуре можно было ощущать гордость за город. Могу с сожалением сказать, что сегодня реализовывать интересные с архитектурной точки зрения проекты, просто невозможно. Банки просто не дают деньги. Строительство в стране находится в тяжелом положении. А если нет строительства, значит будет лихорадить такие заводы, как КАМАЗ и другие. И пока на уровне руководства страны не будут приняты программы, которые начал реализовывать тот же самый Китай в кризис 2008 года... Все города ведь в стране уже обветшали. А строительная отрасль в Китае за счет того, что деньги были вложены в строительство, стала локомотивом экономики.
У нас в городе вообще нет какого-то цельного архитектурного понимания его развития. Стоят пять старых домов, между ними «втыкают» шестой новый. Все занимаются точечной застройкой. Ее вообще необходимо запретить! Нужны целевые программы развития городов на 10 - 15 лет. У нас же нет таких программ, потому что у нас то санкции, то Олимпиады, то еще что-нибудь... И все время на это денег не хватает. Все время какие-то проблемы, хотя денег в стране много, их просто нужно правильно использовать. Кому нужна скоростная трасса Москва — Казань, которая стоит триллион рублей? Деньги нужно вкладывать в города. Хорошо, что у нас в Татарстане все еще более или менее благополучно, а посмотрите на Кировскую область, на Орловскую. Там же все умирает...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.