Один из крупнейших региональных телеканалов — Башкирское спутниковое телевидение (БСТ) — давно стал популярным в стране, хотя во многом эта известность пришла благодаря трансляциям всех без исключения хоккейных матчей уфимского «Салавата Юлаева». Но не все зрители представляют, что из себя представляет производитель телеканала — ТРК «Башкортостан». О буднях регионального ТV, проблемах перехода на «цифру», с которыми может справиться лишь Владимир Путин, и возможности создания в республике отдельного спортивного канала корреспонденту «БИЗНЕС Online» в Уфе рассказал директор телерадиокомпании Галим Якупов.
Галим Якупов |
«НАШ ЗРИТЕЛЬ ЕСТЬ И В ТАТАРСТАНЕ»
— Галим Минигалеевич, в чем принципиальное отличие БСТ от татарстанского аналога — ТНВ?
— Это разные информационные среды в первую очередь по территориальному признаку. Конечно, если жителям Татарстана интересно узнать что происходит у соседей, то они смотрят БСТ. То же самое происходит и с нашим зрителем, который в аналогичной ситуации смотрит ТНВ. Я знаю некоторых болельщиков «Ак Барса», которые живут в Башкортостане и смотрят ТНВ, потому что мы матчей казанской команды не показываем. Это нормально. Уверен, что и у «Салавата Юлаева» есть свои болельщики в Казани.
— Сами часто смотрите другие региональные каналы?
— Не часто, но смотрю. Чаще всего по долгу службы смотрю родной канал БСТ. Но также Сургутсвязьинформ и, конечно, ТНВ. ТНВ интересен как ближайший друг, соратник и, кроме прочего, сосед.
— Рассматриваете ли их в качестве конкурентов?
— Нет. Каналы находятся в разных субъектах Российской Федерации. Понимаю, что наш зритель есть в Татарстане. Так же, как и генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов знает о том, что в нашей республике есть его зритель.
— Согласны ли вы с тем, что правильное позиционирование Башкортостана на БСТ — это инвестиции в республику?
— Несомненно. От того, что мы рассказываем и показываем, складывается мнение о всей республике. Мы это понимаем и учитываем при составлении контента.
— Какое количество эфирного времени на БСТ отдается телепередачам на башкирском и татарском языках?
— Соотношение языков, регламентированное нашей лицензией, — 50 на 50. У нас есть установка от президента республики Рустэма Хамитова, что не менее 50 процентов контента должно быть на национальном языке.
— В том числе на татарском языке?
— Да. Наш основной контент содержит много интервью и на башкирском, и на татарском языках. Татары и башкиры друг друга понимают без переводчика, поэтому мы какого-то различия не делаем. Считаем, что если человек получает информацию на родном языке, это уже наше достижение.
— Как на БСТ обходят острые политические темы?
— Мы их не обходим. Мы говорим обо всем, что происходит в жизни нашего телезрителя.
— На ваш взгляд, на региональном телевидении должна присутствовать в основном позитивная картина мира или же разнообразные проблемы общества могут ставиться во главу угла?
— На телевидении, считаю, должно быть все, что происходит за окном. Реальная картина мира. Это касается в первую очередь информационных выпусков.
«БСТ — В ДЕСЯТКЕ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ КАНАЛОВ В БАШКОРТОСТАНЕ»
— Кто зритель БСТ?
— Если взять собирательный образ, то получится человек, который хочет видеть самого себя в нашем эфире. Соответственно, мы должны ему в этом помочь. Этот гипотетический человек собирается из разных факторов, самым важным из которых является язык. В первую очередь наш зритель хочет, чтобы с ним говорили на его родном языке. Второе, он хочет знать местные новости, которые федеральные каналы в полном объеме ему не дадут. В утренних программах мы должны настраивать человека на позитивные вещи. Также мы стараемся затронуть историю региона. Показать то, как жил наш народ в далеком или ближайшем прошлом. Это тоже, как мне кажется, важная составляющая нашей работы, ведь не зря говорят, что «история ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки». Люди должны знать свою историю, и с каждым годом они интересуются ей все больше.
— Каков объем аудитории телеканала и рейтинг в Уфе и в целом по республике?
— Вопрос немного некорректный, поскольку рейтинг для городов-миллионников — это одна позиция, а рейтинг по республике — другая. На сегодняшний день эфирные каналы у нас измеряет американская группа TNS Россия. Они имеют данные со 100 пиплметров (people, от англ. «человек» — прим. ред.), которые установлены в Уфе. Пиплметры — это устройства, которые находятся в квартирах у семей, и дают информацию о перелистывании каналов. Эти данные обрабатываются и выводят две позиции, которые нас интересуют, — рейтинг и долю телесмотрения. В разные времена у нас были разные показатели, но в целом мы находимся в десятке телеканалов, которые возглавляют список лидеров.
«ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ IOS И ANDROID — ВЕРНЫЙ ШАГ В РАЗВИТИИ КАНАЛА»
— В Татарстане ТНВ разделили на «ТНВ Татарстан» и «ТНВ Планета». Не планируете сделать то же самое?
— Я прекрасно понимаю, почему в Татарстане ТНВ разделили на два телеканала. Все новости, которые касаются внутренней жизни республики, они показывают на «ТНВ Татарстан», и эти новости не могут быть всегда хорошими, гладкими и позитивными. Этот канал распространяется на Казань и Республику Татарстан. На «ТНВ Планета» вывели материалы и передачи, которые поддерживают национальную составляющую татарского народа, вещи, которые формируют имидж региона. Соответственно, на нем нет негативных проявлений. На сегодняшний день мы представлены на многих спутниках и у самых популярных спутниковых операторов. У нас нет необходимости делать еще один телеканал с брендом БСТ, мы идем другим путем.
— Каким?
— Мы не идем по пути производства одного телеканала в разных средах распространения. Мы идем по пути создания каналов с собственным лицом, программированием и нишевой позицией. На сегодняшний день кроме БСТ, ТРК «Башкортостан» производит телеканал «Курай» — канал с национальными музыкальными клипами. Это трехчасовой эфир, который находится в ротации 24 часа в сутки. Контент меняется каждый день. «Курай», кстати, тоже вещает со спутника. Поэтому вы, находясь, условно говоря, в Смоленске, легко можете погрузиться в башкирскую среду. Для детей мы производим 16-часовой телеканал «Тамыр», который также планируем вывести на более современные платформы. В первую очередь сделать мобильные приложения для платформ iOS и Android. Распространяться они будут бесплатно через различные адаптированные маркеты. Чтобы наши люди, которые живут здесь или за пределами республики и не имеют возможности смотреть телевизионную картинку, могли смотреть наши каналы с мобильных устройств, различных гаджетов.
— Довольны существующим приложением БСТ для мобильных устройств?
— Есть определенная статистика, в том числе по регионам, где скачивают это приложение. Выяснилось, что кроме России наш канал популярен в таких странах, как Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и практически во всей средней Азии. Пока не совсем ясно почему, но очень много скачиваний с мобильных устройств, зарегистрированных в Прибалтике — Латвии, Эстонии. Это приложение — верный шаг в развитии канала.
Мы развиваем направление интернет-вещания. Возможности широкополосного доступа в сеть позволяют человеку просматривать телеконтент «на ходу», так что оставить без внимания эти возможности нельзя. Трансляции по технологии SmartTV телевизионных каналов БСТ и «Курай» уже насчитывают более 100 тысяч абонентов на каждом. Там где плохой эфирный сигнал, но есть приличный интернет, SmartTV позволяет просматривать телеканалы БСТ и «Курай» без установки спутникового оборудования.
«РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ЗАШЛО В ТУПИК»
— Когда БСТ планирует перейти на цифровое вещание?
— Это больная тема. Цифровое вещание, которое реализуется по программе развития телевидения, которую подписал Дмитрий Медведев, подразумевает строительство мультиплексов. Она уже много лет реализуется и не могу сказать, что реализуется успешно. Думаю, что здесь необходимо вмешательство президента Российской Федерации Владимира Путина, потому что ситуация с реализацией этой программы, откровенно говоря, зашла в тупик. Строить мультиплексы — это задача федерального центра. Определен строитель этих мультиплексов — это «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). Там, где есть передающие устройства, антенно-мачтовое хозяйство и прочие объекты связи, их задачей является модернизация объектов до уровня цифрового вещания. В нашей республике РТРС находится в эмбриональном состоянии. Это предприятие вело долгие судебные разбирательства с ОАО «Башинформсвязь». На федеральном уровне ставилась задача изъять оборудование «Башинформсвязи» и модернизировать. Но вышло так, что оборудование как находилось у этой компании (которая сейчас стала «Ростелекомом»), так и находится. И никому до него дела нет. РТРС приняла решение строить мачты и передающие устройства заново по всей республике. По федеральной программе установлено так, что для населения будет построено два мультиплекса — первый и второй, с набором федеральных каналов. Мы просили у наших регуляторов (министерства связи России) продумать о возможности запустить третий мультиплекс, в котором бы распространялось до пяти региональных телевизионных каналов. Причем не обязательно государственных. В Уфе таких каналов достаточно, и мы смогли бы сформировать половину третьего мультиплекса.
— Так что мешает?
— Ситуация такова, что частоты, которые планировалось отдать под эти цели, на сегодняшний день, находятся в ведении министерства обороны. Использовать их в целях телевизионного и радиовещания мы не можем.
«БСТ ПЕРЕЙДЕТ НА ВЕЩАНИЕ В HD»
— Когда БСТ планирует перейти в формат HD?
— Мы ведем работы для того, чтобы переформатировать эфир с формата Standard Definition (SD) в High Definition. На сегодняшний день у нас проинсталлирована коммутационно-распределительная аппаратная. Также на нашем балансе есть 8-камерная передвижная телевизионная станция (ПТС), которую мы буквально на днях модернизировали, и она теперь работает в формате HD. Уже ждем инсталляции оборудования аппаратно-студийного комплекса, будем модернизировать тракт и весь парк студийных видеокамер. В планах строительство цифрового видеоархива. HD формат требует определенных вложений — необходимо покупать сервера хранения, рэковые стойки и так далее. Это затратно, но это веление времени. Думаю, что ближе к четвертому кварталу 2014 года мы сможем отчитаться по аппаратно-студийному комплексу. До конца года постараемся заменить весь парк телевизионных журналистских комплектов (ТЖК).
— Готовы ли вы перейти на формат 16:9?
— Конечно, мы готовы перейти в более прогрессивную разверстку. Но готов ли наш телезритель? В большинстве своем наш зритель находится где?
— В деревнях?
— Да, в сельской местности. Не уверен, что в районах у всех есть телевизоры с прогрессивной разверсткой, да и в городах тоже. Мы знаем, что обновление активно идет, но в ближайшие год-два этого не произойдет. Если подать в стандартный кинескоповый телевизор картинку 16:9, я даже не представляю, что увидит зритель. Поэтому все зависит от того, как активно население будет приобретать современные телевизоры. Мы же не можем еще и телевизорами всех обеспечить.
«СПОРТ СПОСОБЕН ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ РЕГИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ»
— В Татарстане ТНВ — это ОАО, половину расходов берет на себя государство, половину — ТАИФ. Как финансируется БСТ?
— У нас есть собственные источники финансирования и есть бюджетные деньги. По своему устройству мы являемся государственным унитарным предприятием, ТНВ — ОАО, но, по сути, тоже государственное телевидение.
— Собственные источники — это реклама?
— Реклама, но не только, мы оказываем другие различные услуги.
— Спортивный телевизионный контент способен приносить прибыль?
— Разумеется, определенный доход приносят спортивные трансляции. Из этой доходной части мы оплачиваем, например, права на показ.
— Откуда у БСТ такая тяга к спорту? Вы показываете хоккейные трансляции сразу нескольких республиканских команд и не только.
— Это все потребность зрителя. В любом обществе спорт интересен. Спортивное событие в эфире БСТ — это как часть того интереса, который к нему проявляет наш зритель.
— Нет желания создать собственный спортивный телеканал?
— Такое желание есть. Мы будем планировать спортивный канал, но, боюсь, что пока такого количества спортивных мероприятий в Уфе нет. Когда у нас будет больше крупных спортивных событий и профессиональных команд, тогда можно будет создавать контентную базу для производства спортивного телеканала. По-моему, самая большая проблема в спортивном хозяйстве нашего города — это отсутствие зала игровых видов спорта.
«ЕСЛИ ПРИОБРЕТАТЬ ПРАВА НА ТРАНСЛЯЦИИ
ПРОСТО РАДИ ТРАНСЛЯЦИЙ, ЭТО НЕ БИЗНЕС»
— На строящемся футбольном стадионе «Нефтяник», где планирует играть в премьер-лиге ФК «Уфа», учтены интересы телевидения?
— На «Нефтянике» мы проектируем закладные под триаксиальный кабель и оптоволоконный для того, чтобы постоянно иметь доступ к сигналу, который будет там произведен. С хоккеем у нас тоже все очень хорошо: и в старом Дворце спорта, и на «Уфа Арене». Подъезжает ПТС, выполняется установка камер и при этом не надо раскручивать многометровые кабели.
— Со стороны клубов содействие есть?
— Со всеми клубами у нас отличные отношения, и с футбольным клубом «Уфа», и с хоккейным «Салаватом Юлаевым», и с волейбольным «Уралом». К сожалению, у волейбольного клуба нет достойного зала, о чем я уже говорил. Будь такой зал, мы могли бы показывать не только волейбол, но и гандбол, баскетбол, теннис, единоборства. Очень надеюсь, что при строительстве такого зала нам дадут возможность принять участие в проектировании. Очень много факторов для организации качественной телетрансляции можно решить на этапе строительства. Ведь почему так здорово смотрится картинка с футбольной английской премьер-лиги, никогда об этом не задумывались?
— Потому что на стадионах нет беговых дорожек.
— Вот именно. Там зритель сидит прямо у кромки поля. Его эмоции всегда в кадре, что оживляет картинку. Зрители становятся участниками действия, и восприятие всего действа совершенно иное. Наши стадионы, как правило, легкоатлетические, зрители сидят далеко.
— Правда, что несколько лет назад БСТ задумывалось о показе английской премьер-лиги?
— (Смеется) Мы задумывались, но потом узнали, сколько это стоит, и передумали. Спортивные трансляции — это бизнес. Конечно, английская премьер-лига хорошо продается рекламодателям, но это возможно только в тех странах, где бюджет привлеченных средств сопоставим с теми деньгами, которые они тратят на приобретение прав. Если мы будем приобретать права за сумасшедшие деньги просто для того, чтобы показать, это не бизнес.
«БСТ ПОКАЖЕТ ПОЛО НА КАНОЭ»
— В какой стадии переговоры с РФПЛ о трансляциях матчей футбольного клуба «Уфа»?
— Правами на показ матчей РФПЛ владеет ООО «Лига ТВ», которая находится в подчинении у РФПЛ. Пока есть определенные сложности. На сегодняшний день не могу убедительно ответить, будем мы показывать отечественную премьер-лигу или нет.
— Почему, с премьер-лигой договориться сложнее, чем с КХЛ?
— Сегодня есть две философии в этом направлении. У РФПЛ и КХЛ они совершенно разные. Философия КХЛ зиждется на постулате: «Хоккея должно быть много на всех каналах». РФПЛ считает, что футбол должен быть только на канале «Наш Футбол». Обе модели жизнеспособны, и только самой лиге выбирать, что ей лучше. Отсюда и ответ на ваш вопрос.
— Рейтинг матчей ФНЛ (второго по силе футбольного дивизиона), которые вы показывали последние два сезона, хотя бы близко подбирается к рейтингу КХЛ?
— У нас был суперрейтинговый матч в Томске, когда «Уфа» выходила в премьер-лигу. Тогда были высокие и доля телесмотрения, и рейтинги. Тем более, что многие смотрели матч в интернете. А ролик, в котором наш комментатор Артем Кочешев весьма эмоционально праздновал выход «Уфы» в премьер-лигу, набрал какое-то феноменальное количество просмотров. Но у КХЛ есть история, скоро начнется седьмой сезон, зритель привык. То же касается и «Салавата Юлаева». На протяжение последних 50-ти лет в республике культивировался хоккей, может быть даже где-то в ущерб футболу.
— Сейчас этот перекос выравнивается.
— К счастью, да. У футбола есть серьезное будущее и можно сказать спасибо клубу, который продолжает радовать своими результатами. Я представляю каких это требовало усилий — за три года выйти в премьер-лигу. Это касается и руководства клуба, и руководства республики.
— Какой самый необычный вид спорта вы показывали?
— Нам предстоит это сделать. Если Уфа выиграет право проведения в 2021 году Всемирных игр (международные комплексные соревнования по видам спорта, не входящим в программу Олимпийских игр, — прим. ред.), а у нашего города отличные шансы, то мы будем показывать много необычного. В частности, поло на каноэ. Даже не представляю, что он из себя представляет и как это снимать (смеется). Конечно, к тому времени мы научимся, посмотрим как это делают другие. Это будет очень интересный опыт.
Справка
Якупов Галим Минигалиевич
Родился 3 сентября 1972 года в Уфе.
Образование — Башкирский государственный университет, профессиональный журналист.
Трудовая биография:
Работу в Гостелерадиокомпании «Башкортостан» начал в 1993 году в должности редактора;
2000–2004 — заместитель генерального директора, директор студии радиовещания ГТРК «Башкортостан».
Затем переехал на работу в Новосибирск, где занял пост директора филиала федеральной государственной телевизионной и радиовещательной компании «Всероссийская телевизионная и радиовещательная компания «Новосибирск» (ГТРК «Новосибирск»).
2007-2010 — заместитель директора по телевидению ГУП ТРК «Башкортостан»;
2010-2011 — заместитель министра культуры Республики Башкортостан;
С 2011 — Генеральный директор ГУП ТРК «Башкортостан».
ГУП Телерадиокомпания «Башкортостан» — государственный медиа-холдинг Республики Башкортостан. За годы своего существования успешно развивается и включает в себя шесть медиаресурсов: главный республиканский телеканал БСТ, музыкальный телеканал «Курай», детский телеканал «Тамыр», радиостанции «Юлдаш», «Спутник ФМ», «Ашкадар». Самостоятельный информационный ресурс — сайт tv-rb.ru.
Телеканал БСТ смотрит более 6 миллионов зрителей — спутниковых и кабельных сетей (без учета вещания в сети Интернет). Это не только жители Республики Башкортостан, но и прилегающих районов соседних регионов — Татарстана, Свердловской, Челябинской, Оренбургской областей, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня в телекомпании действует: 20 телевизионных журналистских комплексов (ТЖК), 23 аппаратных видеомонтажа (АМВ), 2 аппаратно-студийных блока (АСБ), 2 передвижные телевизионные станции (ПТС) — 8- камерная в формате HDи 3- камерная в формате SD, Fly Way — спутниковая репортажная станция, система интерактивного голосования, система скрытого субтитрования для слабослышащих. Всего в холдинге работает около 600 человек, средняя заработная плата составляет 22 тысячи рублей.
Кроме собственных телевизионных станций, с 2012 в Уфе на территории нашей компании базируется ПТС «Панорама». Аренда этой ПТС, в арсенале которой имеется сложное телевизионное и вспомогательное оборудование, позволяет выполнять съемки высокого качества. Специалисты АНО «Панорама» и сотрудники БСТ в 2013 и 2014 годах успешно работали и на российских площадках — это Универсиада в Казани, Олимпиада и Паралимпиада в Сочи.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.