ФИЛОСОФИЯ СКАМЕЙКИ

«Архстоун» организовала компания «Ак Барс Девелопмент». С 7 по 14 июля 30 участников, студентов и аспирантов профильных вузов (КГАСУ и КХУ) в рамках воркшопа «Архитектурный камень», разделившись на 6 команд, советуясь с экспертами, придумывали, как преобразить площадь около железнодорожного вокзала, бульвар в микрорайоне «Солнечный город» и участок на улице Меридианной. Сегодня они представляли комплексные макеты территории, а также работы в номинации «Арт-объект» — малые архитектурные формы.

Команды работали по-разному. Одни, во главе со старшим преподавателем кафедры изобразительных искусств КГАСУ Вагизом Ахметзяновым, начинали презентацию с графиков: они рассчитали, какие материалы, накладки, формы более всего востребованы, и на их основе делали свои работы, состоящие из бетонных модулей, из которых можно выстраивать длинные скамейки. Примерные цены — от 4000 до 23600 рублей. Особенно экспертов заинтересовал проект извивающихся столбов-фонарей. Другие, с куратором Эрнестом Фахрутдиновым — преподавателем КХУ им. Фешина, рисовали нечто похоже на раскрывающиеся книги. Группа директора ООО «Проектная группа «Урбаника» Руслана Сафиуллина сделала акцент на огромных, высотой в 7,5 м, полых буквах С ярко-красного цвета.

«Архстоун» начался 23 мая: помимо воркшопа проводились лекции, на которых выступали участник арт-группы Pprofessors Андрей Люблинский, художник Олег Татаринцев, вице-президент союза дизайнеров России Сергей Михайлов. Все они вошли в состав экспертной комиссии. Почетным гостем фестиваля была помощник президента Татарстана по вопросам сохранения исторического и культурного наследия Олеся Балтусова.

«Мне нравится неординарность идей, прозвучавших на фестивале, — это именно то, чего не хватает казанским паркам и скверам, чтобы кроме освещения, лавочек, урн появлялись какие-то малые формы, ниши, инсталляции, интересные и взрослым, и детям», — сказала нашей газете Балтусова.

Победителем фестиваля стала команда архитектора Петра Сафиуллина. Это были, в частности, места для сидения в виде букв Г и П, которые можно было сочетать друг с другом: тут и практичность, и простота. Работы победителей будут реализованы на площадке компании «Ак Барс Девелопмент» на базе Казанского домостроительного комбината (от КДС был вручен специальный приз команде Ахметзянова). Ближе к зиме они должны появиться на указанных выше улицах.

Модератор фестиваля, научный сотрудник центра «Эрмитаж-Казань», куратор выставок и фестивалей современного искусства Гузель Файзрахманова надеется, что фестиваль повысит интерес у профессиональных дизайнеров и архитекторов к работе над городской средой. Она отмечает, что команда Сафиуллина победила с формулировкой «за комплексный подход, за раскрытие темы, за охват территорий, за объекты разных типов», потому что у них была и декоративная скульптура, и арт-объекты, и функциональные малые формы, и прекрасное предложение по ландшафтному дизайну. Плюс стильная подача. Сафиуллин — известный в городе дизайнер и архитектор, победитель конкурсов, он продвигает новую эстетику (к примеру, он придумал проект ресторана «Катык» прим. ред.). И команда у него была на уровне.

Дмитрий Пузырев, советник по градостроительству и архитектуре ООО „Ак Барс Девелопмент“
Дмитрий Пузырев — советник по градостроительству и архитектуре ООО «Ак Барс Девелопмент»

«МЫ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАМЕЧАЕМ ТОГО, ЧТО У НАС ТВОРИТСЯ НА УЛИЦАХ»

«Идея фестиваля «Архстоун» родилась у нас относительно недавно, примерно весной, в марте-апреле, — говорит Дмитрий Пузырев, советник по градостроительству и архитектуре ООО «Ак Барс Девелопмент». — Мы познакомились поближе с модератором нашего фестиваля Гузель Файзрахмановой — это преподаватель КГАСУ, кандидат искусствоведения и один из немногих, может, единственный специалист по современному искусству в городе Казани, который всячески пытается популяризировать это направление. Поговорив с ней весной, мы поняли, что Казань с точки зрения современного искусства и современного городского дизайна, дизайна городской среды — это откровенная провинция. У нас очень мало, практически нет модернистских, современных авангардных вещей, про которые можно было сказать: действительно, они интересны, они характерны для второго десятилетия XXI века, это то, что, действительно, на пике моды. Мы все очень хорошо разбираемся в автомобилях, понимаем, какой автомобиль сейчас самый модный. Мы все очень хорошо разбираемся в одежде, какая одежда самая модная. Мы все разбираемся в обуви... Но мы совершенно не замечаем того, что у нас творится на улицах, площадях, в скверах нашего города. Я считаю, что в Казань в этом плане — откровенная провинция. Можете записать это большими красными буквами. Я не говорю, что надо этого стыдиться. Я сам житель этого города, родился здесь. Мне тоже за какие-то вещи откровенно обидно».

В результате компания, по словам Пузырева, решила начать «большое общественное движение» по популяризации и созданию современных авангардных, модернистских малых архитектурных форм. «Ориентировочно осенью мы выступим с программным манифестом, заявим о том, что мы хотим предложить городу, напишем программу, как мы можем преобразовать городскую среду. И наш фестиваль — первая ласточка в череде больших мероприятий, которые мы хотим провести в ближайшие годы. Мы это делаем ради популяризации того, что очень много делается в Москве, Питере, того, чего много на улицах и площадях Европы, в Париже, Лондоне, Барселоне. Нам этого не хватает — современных, абстрактных дизайнерских форм, смелых по форме и материалам».

Работы победителей — проект команды Петра Сафиуллина