«ПОСТРОИЛ И ЗАБЫЛ»

«Хотел бы представить предложение со стороны РЖД и строительного комплекса относительно организации производства мостовых композиционных пролетов для существующего заказа, который обеспечен финансированием, — для реконструкции БАМа и Транссиба», — сразу взял быка за рога на вчерашнем заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» советник президента ОАО «РЖД» Денис Муратов. Отметим, что человек он в Татарстане некогда известный — один из идеологов создания технопарка «Идея» и советник по экономике первого вице-премьера РТ Равиля Муратова (они однофамильцы).

По его словам, РЖД предстоит гигантская работа по реконструкции БАМа и Трансиба. Надо поменять 1300 мостовых пролетов, которые были сооружены в 1907 - 1947 годах. Уже подтвержденный объем инвестиций на программу — 277 млрд. рублей. А соль предложения РЖД — делать не традиционные пролеты из стали и железобетона, а композитные. И производить их реально в Татарстане. «Что мы можем получить и что мы можем разместить в виде гарантированного заказа на нефтегазохимическом комплексе РТ? — задал интригу Муратов. — Это композитный мостовой пролет. Его можно производить на месте в виде монтажа методом надвижки. Он состоит из двух частей — композитной плиты, на которую крепятся рельсы, и композитной балки, которая несет всю нагрузку от прохождения поездов».

В чем преимущества? Первое. Балку удастся сделать 50-метровой, тогда как нынешний европейский и китайский стандарт — 33,4 метра. Таким образом, на 30% сокращается общее количество опор. Второе. Срок монтажа сокращается в два раза. Третье. В два раза увеличивается срок безремонтной эксплуатации, а стоимость жизненного цикла (а это определяющий фактор при выборе той или иной конструкции) сокращается на 80%: «Принцип «построил и забыл», — образно отметил советник президента ОАО «РЖД». Четвертое. Композитные пролеты не подвержены воздействию осадков (а это основная причина дефектности стальных и бетонных конструкций). Пятое. Инновационный пролет в 8 раз легче традиционного. «При сравнении композитного мостового пролета с существующим железобетонным аналогом мы фактически выигрываем порядка миллиона долларов на каждом километре, — заверил Муратов. — Мы фактически получаем 387 километров инновационного железнодорожного мостового покрытия, к которому не притронемся 30 лет. Таким образом, композитный мостовой пролет может стать уникальной отечественной разработкой в области мостостроения».

«В РЕСПУБЛИКЕ ЕСТЬ ВСЕ ЧТО НАДО»

Но при чем тут Татарстан? По словам Муратова, заказ на пролеты, который «фактически гарантирован», может лечь в основу создания в РТ композитного научно-производственного мирового уровня. «Мы можем обеспечить заказ на производство базовых сырьевых материалов на предприятиях республики: 20 тысяч тонн углеродного волокна, 100 тысяч стекловолокна, 45 тысяч эпоксидных смол, — заверил советник президента ОАО «РЖД». — И создать большое количество новых рабочих мест и ряд наукоемких производств». По словам Муратова, в республике есть все что надо: «В регионе есть весь комплекс предприятий, которые делают эпоксидные смолы, стекловолокно и углеволокно, — рассказал он позже корреспонденту «БИЗНЕС Online». — «Алабуга-Волокно» (запускается в конце годаавт.), «Нижнекамскнефтехим», «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», «Казаньоргсинтез». Это реальные предприятия, которые создадут базу».

Но для того, чтобы «сбить» все это в работающий на единую цель конгломерат, необходимы деньги. По словам Муратова, уже складывается структура финансирования разработки. Имеется поддержка министерства транспорта РФ, есть уверенность в получении 300 млн. рублей гранта от министерства образования РФ. ОАО «РЖД» готово предоставить 343 млн. через свою дочернюю компанию — ОАО «РЖДстрой». И так далее. «И мы попросим от «Татнефтехиминвест-холдинга» решение о софинансировании этого проекта — до 200 миллионов рублей», — сказал советник президента ОАО «РЖД». «Времени мало, — подчеркнул он. — Надо принять принципиальное решение об участии предприятий татарстанского нефтегазохимического комплекса в проекте и стратегическое решение о формировании в Татарстане научно-производственного композитного кластера».

«Можно создать в Татарстане кластер, который мог бы обеспечивать создание компонентов для композитных балок, — рассказал позже Муратов «БИЗНЕС Online». — Если можно будет за короткое время конструкцию испытать, показать, что она лучше, чем традиционные аналоги, то почему бы не начать производство? В производстве при соответствующих объемах она может получиться дешевле, чем аналогичная конструкция из стали и железобетона. То есть имеем выбор: или использовать традиционные технологии, или попробовать за это время рискнуть и сделать венчурный проект».

Рафинат Яруллин — генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга»
Рафинат Яруллин — генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга»

«МОЖЕТ, СЕГОДНЯ ЭТА ТЕМА КАЖЕТСЯ НЕМНОГО АБСТРАКТНОЙ...»

Но БАМ и Транссиб — это, как выясняется, только начало. «Не могу не затронуть тему, которой занимался более трех лет, — сооружение высокоскоростных магистралей, — живо рассказывал Муратов. — Основная проблема по ВСМ состоит в технологии: делать ли ее на балласте, на щебне или на эстакаде. Так вот в случае, если в республике появляется возможность делать сырье для производства эстакад, естественно, возникает гарантированный заказ при утверждении правительством на 143 миллиарда рублей — трасса Москва — Санкт-Петербург. А еще — порядка 272 миллиардов рублей в случае, если будет принято решение о строительстве ВСМ». «Но пока все это в режиме ожидания, — признал Муратов, — как сказал Медведев, до более энергичных экономических времен».

Чуткий до всякого рода инноваций и апологет идеи ВСМ президент РТ Рустам Минниханов не стал с ходу давать оценку идее и предложил высказаться коллегам:

— Ирек (Ирек Файзуллин — министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТавт.), ты у нас по материалам более осведомленный человек, как оцениваете реальное использование?

— Рустам Нургалиевич, углепластики и стеклополимеры уже начинаем применять. В процессе подготовки к Универсиаде отработали по укреплению казанских мостов углепластиком — эти решения были более эффективны, хотя несколько выше по цене... Весь мир двигается в этом направлении, надо продумать. Но я пока не видел ни одного организованного проекта в России именно по пролетным строениям и вообще по конструкциям. Сегодня это предмет серьезного изучения. В Китае пока работают на предварительно напряженном железобетоне и на металле — изучено и проработано. А композиты... Мы не знаем, когда уставать будут эти конструкции. Для этого нужен огромный цикл испытаний. И нормативная база более усложненная, чем обычная. Надо работать.

— Попросим тебя с минстроем России рабочую группу создать, Дениса подключить, эту тему посмотреть. Второй блок: Рафинат (Рафинат Яруллин генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга»авт.), какие компоненты нужны и как мы должны двигаться, чтобы это реализовать? И опять же твой блок: проектные институты — это же тоже научиться надо... Тема очень перспективная. Может, она сегодня кажется немножко... абстрактной, но, считаю, будущее за новыми материалами. Посмотрите, «Дримлайнер» — на 65 процентов композиты. Раз для авиации это подходит, почему не может использоваться в других направлениях?