Равиль Муратов и Шамил Хуснутдинов
Руководить общественным советом хоккейного клуба «Ак Барс» будет Равиль Муратов (на фото слева от Шамиля Хуснутдинова – директора клуба) (фото: www.ak-bars.ru)

МУРАТОВА ПОПРОСИЛ ПРЕЗИДЕНТ

Заседание общественного совета хоккейного клуба, которое «БИЗНЕС Online» анонсировал сегодня утром, проходило на командной базе в центре Казани. Встречу открыл директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов, который был модератором мероприятия. В зале находились 23 члена общественного совета и руководители основных клубных подразделений. Первый вопрос повестки дня — организационный. Это были выборы председателя совета, в которых не было интриги. Еще утром мы сообщали, что руководить новой структурой будет давний болельщик «Ак Барса», бывший вице-премьер правительства РТ Равиль Муратов, который порой даже выезжал на гостевые матчи любимой команды. Заместителями Муратова стали федеральный инспектор по Республике Татарстан Ренат Тимерзянов и председатель совета директоров банка «БТА-Казань» Мударис Идрисов. По словам Муратова, возглавить совет хоккейного клуба его попросил лично президент Татарстана Рустам Минниханов, а в республике не принято отказывать первому лицу. Главный хоккейный «общественник» подчеркнул, что ездить с командой на выезды и болеть за нее на трибунах — это одно дело, а возглавлять общественный совет — это другой уровень ответственности. Протокол предусматривал, что встреча продлится 40 минут, однако первое заседание совета шло практически 1,5 часа.

Беседа получилась открытой и достаточно откровенной. Были и порции критики. Так, руководитель налоговой службы республики Марат Сафиуллин высказал мнение, что полупустые трибуны на хоккее в Казани — это результат скучной игры «Ак Барса», мол, катают шайбу по бортам и не дают зрелища. Команда в 2005/06 году показывала искрометный атакующий хоккей, стала чемпионом, и на трибунах с первых матчей плей-офф было не протолкнуться. Тахаутдинов отчасти согласился с Сафиуллиным и рассказал, что знаком с мнением большой части экспертов и болельщиков, которые критикуют систему игры «барсов», построенную, прежде всего, на оборонительных действиях, а не зрелищном атакующем стиле. По словам президента клуба, он буквально накануне говорил с главным тренером Зинэтулой Билялетдиновым на эту тему и высказал ему претензии со стороны авторитетных поклонников «барсов». Вообще, тема посещаемости и работы маркетинговых служб была одной из основных в ходе заседания совета. Слабо заполненные трибуны «Татнефть Арены» на матчах чемпионата КХЛ никого не радуют. Представители медиа, также попавшие в совет, как раз говорили о том, что казанцам сильно не достает в работе за пределами льда. Картинка во время телевизионной трансляции уже не отвечает современным требованиям, об этот говорил известный радиоведущий Махмуд Аракаев.

Зинэтула Билялетдинов
Зинэтула Билялетдинов – главный тренер «Ак Барса»

Отдельно обсуждали создание музея клуба и зала славы. Раскрыли некоторые детали: в здании парковки, которое построено близ «Татнефть Арены», уже выделили 1 тыс. кв. м для музея «Ак Барса» и даже начали работать с туристическими фирмами, чтобы те включили объект в перспективный этап туристического маршрута по городу. Концепцию объекта предложили обсудить на следующем заседании совета, ровно как и возможный ребрендинг. «Ак Барс» не менял логотип с 1995 года, и в клубе уже созрели к изменениям, но резких движений делать не планируют, к тому же пример футбольного «Рубина» и его провального ребрендинга у всех перед глазами. Планируется, пока на словах, широкая публичная дискуссия на эту тему, и мнение общественного совета, как обещают, может стать здесь определяющим. Несмотря на организационный характер встречи, было предложено множество практических вещей. Так, прозвучало мнение, что клубу стоит вносить в контракты хоккеистов и тренеров обязательное количество интервью и времени общения с прессой. Не все игроки понимают, что они играют и работают ради болельщиков, а СМИ — это как раз мостик между ними и людьми на трибунах. К слову, нынешний руководитель «Татнефти» Наиль Маганов с нового сезона вошел в совет директоров КХЛ и может на уровне всей лиги поднимать подобные вопросы, опираясь на мнение совета татарстанских «общественников». Предложили на одном из ближайших собраний (следующее заседание должно быть в конце сентября) представить маркетинговую концепцию и стратегию работы с болельщиками и прессой. Также планируется, что внутри совета будут организованы рабочие группы, которые будут работать все время. К слову, члены совета входят в него на общественных началах, никто в нем не получает зарплату.

Шафагат Тахаутдинов
Шафагат Тахаутдинов отдельно остановился на теме работы с молодыми хоккеистами – в системе воспитания игроков есть одно слабое звено (фото: tatcenter.ru)

ИГРАТЬ В КОМАНДЕ ДОЛЖНЫ СВОИ ВОСПИТАНИКИ

Тахаутдинов отдельно остановился на теме работы с молодыми хоккеистами. По его словам, в «Ак Барсе» в системе воспитания игроков было одно слабое звено. Юные хоккеисты начинают заниматься в школе клуба с 6 лет и заканчивают ее в 18 лет, лишь несколько игроков готовы в этом возрасте играть за основную команду. Для полного цикла подготовки было необходимо еще одно звено, и после долгих споров и обсуждений решили создать полноценный фарм-клуб на базе молодежной команды «Барс» и заявить коллектив в ВХЛ, во вторую по силе взрослую лигу страны. Возрастной ценз для команды — игроки до 23 лет, хотя в лиге играют взрослые мужчины, и некоторые клубы не уступают командам КХЛ в части укомплектованности составов. Задача перед командой будет одна — обкатывать молодежь и готовить ее к большому хоккею. Матчи «Барс» будет проводить в старом Дворце спорта, куда также необходимо привлекать болельщиков. К слову, неделю назад Билялетдинов говорил, что не видит проблемы в пустых трибунах на матчах молодых «барсов». Мнение тренера и спонсоров в этом вопросе расходятся...

Мероприятие вселило некоторую надежду, что в «Ак Барсе» хотя бы отчасти решили сотворить внутреннюю революцию. Фактически общественная дискуссия и создание совета с влиятельными и авторитетными людьми в составе — это серьезный и, возможно, единственный резерв для развития клуба. Команда хочет напитаться идеями, где-то использовать в своих целях и административный аппарат и возможности участников совета. Хотя, пока мы не увидим реальных дел, возможно, говорить об этом и преждевременно.

Об условиях, которые создала «Татнефть» для развития татарстанского хоккея, можно напомнить еще раз. У «Ак Барса» — лучшая хоккейная база в Европе. По всей республике построены десятки дворцов, но не везде они работают на общую цель. Клуб в части инфраструктуры и выстроенный системы ушел далеко вперед от своих оппонентов, однако последние победы команды датированы 2010 годом. Если мнения участников совета будут услышаны и применены в практике, то «Ак Барс» способен вернуть себе утерянное звание лучшего клуба страны и вернуть болельщиков на трибуны. Тахаутдинов поставил четкую задачу — «Татнефть Арена» должна быть полной на всех матчах сезона. Вот только достижима ли она в краткосрочной перспективе?

Данис Зарипов и Алексей Морозов
Данис Зарипов и Алексей Морозов

Тренд в республиканском спорте четко задан, за два дня президенты главных клубов Татарстана — «Рубина» Валерий Сорокин и «Ак Барса» Тахаутдинов — поочередно заявили, что болельщики на трибунах и собственные воспитанники в команде — это главная цель развития клубов. В завершение беседы с журналистами многолетний президент хоккейного клуба добавил и немного «перца» в разговор, неожиданно жестко отреагировав на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о возвращении в команду ее экс-лидера и капитана Алексея Морозова, недавно расторгшего контракт с ЦСКА. Видимо, эти слова должны были лишний раз дать понять, что в «Ак Барсе», конечно, ценят «золотое» прошлое, но не собираются все время оглядываться на него, а предпочитают смотреть вперед.

— Никакого обсуждения о возвращении Морозова не было. Он же ушел в ЦСКА, и его дальнейшие планы — это уже не к нам. Он сейчас безработный? Ну, у нас много безработных, в Татарстане 4 процента безработных. Каждый занимает свою нишу — и в жизни, и в работе. Но никакой обиды в клубе на Морозова нет. Мы в прошлом году по окончании сезона встретились и с Морозовым, и с Зариповым, обменялись, предложили им, как дальше продолжить карьеру. Они поблагодарили за оказанное внимание, мы с ними тепло попрощались, президент Татарстана вручил им заслуженные награды. Действительно, они много вложили в развитие хоккея в Татарстане. Они сказали, что имеют лучшее предложение от других клубов. Каждый волен выбирать свою судьбу. Предложение от «Татнефти» было, от «Ак Барса» было по продолжению карьеры. Такое предложение было сделано с моей стороны.

РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ СОВЕТА НАЗРЕЛО

Михаил Степанов — президент Союза спортивных журналистов РТ:

— Уже по первым выступлениям членов совета, а среди них были люди с серьезным политико-экономическим весом, была видна заинтересованность собравшихся в процветании любимой команды. Если бы они не были ограничены регламентом, то дискуссия могла бы, наверное, затянуться до глубокой ночи. Все понимают — и собравшиеся, и руководство куба, — что он должен стать более открытым даже не для журналистов, а для болельщиков, а представители СМИ просто могут стать связующим звеном. В принципе, эта же задача ляжет и на руководство и членов общественного совета. Понятно, что каких-то инструментов для серьезного влияния на клуб совет не будет иметь, но возможность донести точку зрения болельщиков до тренеров и хоккеистов — это уже большое дело. Любая самая длинная дорога начинается с первого шага. Этим шагом я вижу, кстати, наш посыл, который дошел до руководства «Ак Барса», что никакие обеты молчания неприемлемы, какими бы целями они не объяснялись. Понятно, что игроки могут быть недовольны своей игрой, но те же послематчевые интервью, пусть и по итогам проигранных матчей, могут помочь им выговориться, снять с себя какой-то груз неудач и идти дальше.

Феликс Феликсон — спортивный журналист с 50-летним стажем, заслуженный работник культуры РТ:

— Создание совета — решение крайне нужное и значимое. Уже первое его заседание было очень плотным по вопросам, которые рассматривались. Не буду их перечислять, они были в повестке дня и будут, наверняка, в вашем материале. Хочу отметить, что все члены совета — люди значимые, спортивные и, самое главное, любящие и понимающие хоккей. Что сейчас важно для дальнейшей работы совета. Я считаю, что его члены должны знать все о жизнедеятельности клуба и располагать рычагами, которые могли бы влиять на работу клуба. Так как в совете, повторюсь, люди понимающие хоккей и болеющие душой за нашу команду, то это поможет нам во главе с президентом республики, плоть от плоти спортивным, хоккейным, человеком, вернуть «Ак Барс» в число российских топ-клубов.

Александр Норден — телекомментатор ТНВ, блогер «БИЗНЕС Online»:

— Уже по организационному собранию совета я понял, что решение о его создании давно назрело. Мы ознакомились с музеем клуба, залом славы, все это прекрасно, но я и как историк, и как журналист, столкнулся с тем, что в информационном плане мы отстаем, и к 60-летию клуба подходим, скажем так, с серьезными «белыми пятнами» в истории. Да, у нас были историки хоккея, но один из них — Олег Казаков — недавно ушел из жизни, и сложно сказать, где можно найти архивы, посвященные истории клуба. Да, можно порыться в интернете, списаться с любителями статистики из других городов и со временем подготовить большой исторический материал об «Ак Барсе», но, на мой взгляд, это априори должно быть в клубе, размещено на страницах сайта. Если говорить о дне сегодняшнем, то на совете было сделано важное замечание, что в последнее время «Ак Барс» превращался в подобие «Рубина» времен Бердыева. Информационный вакуум никому не помогал, наоборот, открытость позволяет находить новых союзников. И пресса, и общественность должны стать таким союзником «Ак Барса», которому предстоит многое сделать, чтобы снова стать клубом №1 в России. Вопросы с посещаемостью, телевизионными трансляциями, ребрендингом, очень важный опять же исторический вопрос с воспитанниками хоккейного Татарстана, все это поднималось на первом организационном заседании совета. Так, команда чемпионов России 1998 года, большинство игроков которой было воспитано в Татарстане, в Казани, это и есть тот пример, к повторению которого надо стремиться в республике, которая столько внимания и средств затрачивает на хоккей.