«РАБОТАЛИ ОДНОЙ КОМАНДОЙ»

Три недели, что во дворе бывшего Спасо-Преображенского монастыря работала интернациональная команда скульпторов, пролетели незаметно. Возможно, место для импровизированной мастерской не самое подходящее — посетители Кремля творцов замучили, но они справились. «Наши участники пережили все: солнцепек, дождь и ветер, пыль, внимание туристов, но в результате возникли интереснейшие работы», — прокомментировала симпозиум первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова. Действительно, как рассказала куратор симпозиума искусствовед Рауза Султанова, соперничества не было, а была помощь коллег друг другу.

Поначалу говорили, что скульптура-победитель останется в Казанском кремле, но на церемонии подведения итогов симпозиума речи об этом уже не шло. Похоже, что устроители решили объявить победителями всех участников — равно наградили их благодарственными письмами от минкульта РТ, альбомами, книгами и даже сладкими подарками. Между тем вопрос этот далеко не праздный. Хотя бюджет симпозиума, инициаторами проведения которого стали минкульт РТ и музей-заповедник «Казанский Кремль», невелик (чуть более 1 млн. рублей), цель благородна и по-своему масштабна: постараться разнообразить скульптурами скучноватую городскую среду — ни для кого не секрет, что Казань часто упрекают в отсутствии городской скульптуры.

Отметим, что такие симпозиумы начали проводить в Казани в конце 90-х. В итоге работы участников одного из них размещены возле НКЦ «Казань», скульптуры второго украшают территорию Раифского Богородицкого мужского монастыря. А потом возникла пауза. И прервалась она только этим летом. В финале 8 скульпторов, среди которых были представители Турции, Азербайджана, Башкортостана, Крыма, Москвы и, конечно, Казани, должны были представить 8 работ. Но их получилось 9 — участник из Баку успел за три недели сделать две скульптуры. «Я вдохновился татарским национальным орнаментом и расписал одну из работ красками», — пояснил Мамед Рашидов корреспонденту «БИЗНЕС Online». Среди работ скульпторов есть и одна необычная — это увеличенная копия произведения знаменитого татарстанского скульптора Ильдара Ханова, которую условно назвали «Гармония». Условно, потому что Ханов не всегда давал названия своим работам. Кстати, симпозиум «Мелодия камня» посвящен его памяти.

ELG_9158.jpg
Рауза Султанова

Но где разместят скульптуры по завершении симпозиума? По мнению Султановой, они должны остаться все вместе на территории Кремля, как бы напоминая казанцам и гостям города, что были созданы в тот год, когда Казань на 12 месяцев была объявлена культурной столицей тюркского мира. Ведь симпозиум объединил скульпторов из разных стран. Но есть и другой вариант. «Есть заявки на эти скульптуры — к нам обращаются руководители крупных казанских предприятий с просьбой продать ту или иную работу, чтобы разместить ее возле их офиса. Пока решение мы не принимаем, будем думать», — рассказала директор музея-заповедника Зиля Валеева.

«ХАНОВ — ЭТО НАШ ГАУДИ»

Какова же художественная ценность скульптур? Ведь бюджет симпозиума был невелик, работали скульпторы всего три неполных недели. Дать экспертную оценку работам мастеров корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил специалиста по современному искусству, кандидата искусствоведения Гузель Файзрахманову.

«Очень положительно отношусь к подобной инициативе, — отметила Файзрахманова. — Тем более что симпозиум был посвящен памяти Ильдара Ханова — выдающегося скульптора, который, на мой взгляд, был при жизни недооценен в широких кругах неподготовленных зрителей. А ведь он, по сути, сделал своего рода культурный переворот в Набережных Челнах. Отрицательно относились к его проекту в Лядском саду Казани, где он применил мозаику. А ведь Ханов — это наш казанский Гауди. Последние годы Ханов отошел от скульптур, но тем не менее в региональном масштабе он остается выдающимся скульптором, наследующим завоевания модернистской скульптуры ХХ века. Что касается работ участников симпозиума «Мелодия камня», то они смогут стать украшением любой территории нашего города, особенно если архитекторы сумеют точно вписать их в среду».

По мнению искусствоведа, работы участников симпозиума актуальны, в них есть обращение к наследию советского модернизма. Как рассказала искусствовед, сейчас, например, в Москве есть целое движение, которое называется совмод, то есть советский модернизм, проводятся выставки, отражающие искусство 60-х - 80-х годов прошлого века. И то, что выполненные в такой стилистике скульптуры будут установлены в городе, только прибавит плюсов Казани, потому что в последние 20 лет в столице Татарстана нет никакой концепции по украшению улиц скульптурами. Впору возрождать план по монументальной скульптуре, столь популярный во времена социализма.

IMG_0387.jpg

«Мне очень радостно видеть результаты труда этих скульпторов, — поделилась впечатлениями Файзрахманова, — возможно, с эстетической точки зрения можно найти более слабые работы, есть более сильные, есть и лидеры. Среди лидеров симпозиума я бы назвала московского скульптора Тагира Субханкулова, он, кстати, принимал участие в симпозиуме скульпторов, который проходил в Казани в 1996 году, и его работу можно видеть возле НКЦ «Казань». У этого мастера простая и лаконичная, читаемая по силуэту форма. С точки зрения профессионализма обращает на себя внимание работа Аси Миннуллиной «Защитник», хотя я осторожно отношусь к тому, когда так отрабатывают национальную тему. Конечно, очень нравится воспроизведенная учеником работа Ханова «Гармония». Выделяются из общего ряда работы Мамеда Рашидова из Баку, но мне не очень нравится, как автор их колеровал, возможно, здесь была бы более уместна мозаика, хотя, очевидно, скромность бюджета симпозиума не позволила этого сделать».

Корреспондента издания поинтересовалась у Файзрахмановой, где же уместнее разместить скульптуры — на территории Кремля или на казанских улицах. Искусствовед однозначно полагает, что этими работами лучше украсить город, который в этом нуждается. Авангардная скульптура может быть уместной и в исторической части, и в новых районах, тем более что казанские новостройки обделены эстетикой.