Павел Чиков заявил, что включение «Агоры» в реестр иностранных агентов будет обжаловано

ПЕРВЫЙ АГЕНТ ТАТАРСТАНА

Межрегиональная правозащитная ассоциация «Агора», чья штаб-квартира находится в Казани, включена минюстом России в реестр иностранных агентов. Кроме «Агоры» в список агентов включили четыре НКО: правозащитный центр «Мемориал», фонд «Общественный вердикт», калининградскую региональную общественную организацию «Экозащита! — Женсовет» и автономную некоммерческую организацию «Юристы за конституционные права и свободы». До июня в реестре фигурировала только одна (!) НКО — малоизвестная организация «Союз развития конкуренции в странах СНГ», которая, как говорят, попала в список агентов «для проформы». Многие правозащитные организации в качестве протеста сами подавали заявки на включение в реестр (к примеру, правозащитная организация «Щит и меч», партнер «Агоры» из Чувашской республики), но в минюсте, разводя руками, говорили, что для этого нет оснований.

Пополнив реестр, минюст таким образом признал вышеуказанные НКО занимающимися политической деятельностью. А согласно закону, инициированному депутатом Госдумы РФ от Татарстана Александром Сидякиным, являясь НКО, получающими в том числе иностранное финансирование, заниматься политикой они не могут, не вступив при этом в соответствующий реестр.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

На сайте минюста при этом указано, что все организации были включены в реестр «на основании решений прокуратур субъектов», при этом сами организации могут обжаловать в суде решение о включении в список НКО. Председатель «Агоры» Павел Чиков, который все это время отрицал наличие политики в деятельности ассоциации, написал в своем микроблоге Twitter: «Правозащитники — враги Кремля. Отныне придется политической деятельностью заниматься».

Согласно закону, организации, включенные в реестр, раз в полгода должны предоставлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности и персональном составе руководящих органов. Также ежеквартально они должны подавать документы о целях расходования денег, в том числе полученных из иностранных источников.

Павел Чиков – в Twitter: «Правозащитники – враги Кремля. Отныне придется политической деятельностью заниматься»

Напомним, 4 июня прокуратура Татарстана вынесла представление, в котором требовала признать «Агору» иностранным агентом. Буквально за несколько недель до этого Чиков встретился в Вахитовском районном суде Казани с представителями республиканской прокуратуры. Правозащитники через суд оспаривали законность проверки, которая, как выяснилось, ведется в их отношении еще с декабря прошлого года. Хотя формально сотрудники надзорного органа уведомили Чикова, что поводом для ревизии стало интервью, которое он дал газете «БИЗНЕС Online» в марте.

ПРАВО НА ОБЖАЛОВНИЕ

Чиков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил о том, что правозащитная ассоциация будет обжаловать включение в реестр.

— Конечно, мы будем принимать юридические меры реагирования, но какие — я пока не могу сказать, — коротко объяснил Чиков.

А в республиканской прокуратуре считают, что признание «Агоры» иностранным агентом — своеобразная точка в правовом споре между надзорным ведомством и правозащитной организацией.

— Вернее, это точка с запятой, потому что право на обжалование еще никто не отменял, — объяснил «БИЗНЕС Online» позицию прокуратуры старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Но как только они пройдут процедуру обжалования в судебных органах и решение вступит в законную силу, судебные приставы смогут уже обязать их исполнить это решение. Они должны будут в наименовании указать о том, что являются иностранными агентами, написать об этом на своем сайте. Да, там есть обязанности, которые скажутся на их деятельности.

«ПОСМОТРИТЕ НА ЧИКОВА! ОН ВЫГЛЯДИТ, ГОВОРИТ И ОДЕТ, КАК ИННОСТРАННЫЙ АГЕНТ!»

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ от Татарстана:

— Давно пора было включить «Агору» в реестр иностранных агентов. Все встало на свои места, иностранный агент «Агора» оказался в списке НКО, осуществляющих функции иностранного агента. Посмотрите на Чикова! Очевидно, что он иностранный агент! Он выглядит, говорит и одет, как иностранный агент. Мальчишка, которого перекупили спецслужбы, думает, что он серьезную роль играет в правозащитном движении России. Пусть заблуждается и дальше.

«Агора» пусть продолжает заниматься тем, чем занималась, а гражданское общество теперь будет четко понимать, что это иностранный агент. Мы именно этого и добивались. Генпрокурор Юрий Чайка говорил, что порядка 40 НКО удовлетворяют критериям иностранного агента, так что я думаю, что это не последнее внесение в реестр.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Думаю, что внесение «Агоры» в реестр иностранных агентов никак не скажется на деятельности этой организации. Деятельность «Агоры» — некоммерческая, поэтому ущерб от ярлыка «иностранный агент» будет иметь значение только для той организации, которая занимается коммерческой деятельностью. Люди, которые находятся в очень тяжелой ситуации и не могут каким-то иным образом решить свои проблемы, как обращались, так и будут к ним обращаться.

Определение «иностранный агент» действительно вызывает негативные коннотации, ассоциируется с агентами иностранных разведок.

Сейчас, в полувоенное время, очень сложно найти область деятельности, которая не пересекается с политикой. Думаю, исходя из этого посыла, можно и необходимо признать «Агору» как организацию, занимающуюся политической деятельностью в той или иной форме, пропагандируя определенные ценности.

Думаю, что организации, называющие себя правозащитными, совершенно контрабандным образом присвоили себе это достаточно высокое звание правозащитников. Я их не считаю правозащитниками вообще. Правозащитник — тот человек, который при любых условиях защищает некий принцип. А когда в одних условиях он поступается этим принципом и начинает отстаивать интересы, исходя из каких-то других соображений, его нельзя назвать правозащитником.