610 подписей собрано на сегодня под петицией в интернете в защиту института президентства в РТ. В документе, подготовленном коллективным политическим блогом «Европейский Татарстан», утверждается, что «требование федерального центра переименовать высшую должность Татарстана является очередным шагом в направлении сворачивания федерализма в Российской Федерации». По поводу петиции развернулись довольно жаркие дебаты в соцсетях. Эксперты «БИЗНЕС Online» также высказали разные точки зрения на переименование названия руководителя республики.
«ТРЕБОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА — НАСТУПЛЕНИЕ НА НАШИ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА»
Малоизвестный до недавнего времени политический блог «Европейский Татарстан», созданный в соцсетях, организовал в интернете сбор подписей под петицией за сохранение института президентства в Татарстане. Как указано авторами, она предназначена президенту республики Рустаму Минниханову и депутатам парламента РТ. На сегодня под петицией поставлено 610 подписей.
«Мы считаем, что требование федерального центра переименовать высшую должность Татарстана является очередным шагом в направлении сворачивания федерализма в Российской Федерации, — говорится в ней. — Мы опасаемся, что в случае переименования президентской должности следующие шаги в данном направлении могут иметь еще более масштабный и негативный характер, в том числе для перспектив развития нашей республики и уровня жизни жителей Татарстана.
Президент — исторически сложившееся наименование высшей должности Республики Татарстан, и нет никаких оснований полагать, что исторические условия для ее существования и имеющегося названия изменились. Мы считаем, что только граждане Республики Татарстан вправе решать, как должна называться высшая должность республики. Мы расцениваем требование федерального центра переименовать высшую должность Татарстана как наступление на наше гражданское достоинство и на наши гражданские права», — говорится в петиции.
Инаугурация президента Татарстана Рустама Минниханова в марте 2010 года (фото: www.tatcenter.ru) |
«НАМ НЕ НУЖНЫ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРЫ И НАМЕСТНИКИ»
«БИЗНЕС Online» удалось выяснить, что модератором «Европейского Татарстана» является 24-летний Артур Хазиев — аспирант, работающий над диссертацией «Устойчивое развитие и моделирование процессов принятия решений в сельскохозяйственном секторе Республики Татарстан» и читающий лекции в ряде университетов Казани. По его словам, у истоков «Европейского Татарстана» осенью 2013 года изначально стояли три человека, сейчас количество активных участников и авторов значительно увеличилось — на данный момент на различных площадках (Facebook, Twitter, «ВКонтакте») на ресурс подписано более 700 человек, общая дневная аудитория достигает 10 тыс. человек.
Артур Хазиев: «Мы с вами, татарстанские налогоплательщики, ежегодно отправляем в федеральный центр сумасшедшие суммы денег. В ответ мы получаем какие-то директивные указания относительно того, как нам здесь жить. Нас как граждан не устраивает такая модель» |
«Цель создания коллективного политического блога «Европейский Татарстан» очень конкретная, она не связана с геополитикой. Мы хотим, чтобы в Татарстане были европейские стандарты жизни, европейское качество жизни. Девиз «Европейского Татарстана»: «Сохранять то, что имеем, и идти вперед». «Европейский Татарстан» состоит из людей самых разных национальностей, объединенных пониманием того, что это наша республика, нам здесь жить, что мы не можем самоустраняться от решения ее проблем», — рассказал Хазиев.
Объясняя причины, по которым он с единомышленниками решил выступить с такой инициативой, автор петиции отметил, что есть опасение, что в дальнейшем федерализм в России будет сворачиваться. «Мы опасаемся, что следующие шаги в этом направлении уже напрямую могут затронуть каждого гражданина республики, уровень жизни всего населения Татарстана, — сказал Хазиев. — Республика Татарстан — то есть мы с вами, татарстанские налогоплательщики — ежегодно отправляет в федеральный центр сумасшедшие суммы денег. В ответ мы получаем какие-то директивные указания относительно того, как нам здесь жить. Нас как граждан не устраивает такая модель. И, опять же, мы граждане республики, мы не подданные, мы не жители колонии. И нам тут не нужны генерал-губернаторы, наместники или еще что-то в этом духе. Мы граждане, и мы хотим, чтобы в нашей республике был избираемый нами президент. Это наша позиция!»
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», что намерены делать с собранными подписями, Хазиев отметил, что, к сожалению, прекрасно понимает, как такие вопросы решаются в современной России. Но, по его мнению, в любом случае активная позиция гражданского общества республики будет дополнительным козырем, подкрепляющим татарстанскую позицию по этому вопросу. «Мы довели до сведения руководства республики информацию о созданной петиции. Но в данном случае важна в первую очередь не реакция властей, а то, как откликнется наше татарстанское гражданское общество. И петиция этот отклик получает».
«ЭТО ЭЛЕМЕНТ МОЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОУВАЖЕНИЯ»
Газета «БИЗНЕС Online» связалась по телефону с некоторыми людьми, оставившими свои подписи под петицией. «Да, я вчера подписал эту петицию, — подтвердил сотрудник журнала «Майдан» Фидаиль Мазитов из Набережных Челнов. — Я считаю, что у татарского народа должна быть своя государственность, свое государство в составе Российской Федерации. В 90-е годы татарстанцы приняли декларацию о суверенитете республики. Был референдум, на котором почти 62 процента населения проголосовало за суверенитет Татарстана. Татарский народ очень уважает свое прошлое, свою историю, поэтому в будущем татары и другие народы, живущие в Татарстане, должны сохранять эту позицию. Чтобы у Татарстана был свой президент, которого уважают и в других регионах России».
Талгат Бареев: «Все-таки татары — народ, расселенный по всему миру, почти 2 миллиона человек живут в диаспоре. Я думаю, отмена названия «президент Татарстана» — это очень большое принижение народа» |
Талгат Бареев — советник председателя исполкома Всемирного конгресса татар, председатель ВТОЦ, отметил, что подписал эту петицию, потому что президент — это важный символ государственности татарского народа. «Это элемент моего индивидуального самочувствия, самоуважения, — сказал Бареев. — Все-таки татары — народ, расселенный по всему миру, почти 2 миллиона человек живут в диаспоре. Я думаю, отмена названия «президент Татарстана» — это очень большое принижение народа. Еще в начале 90-х в нашей республике был создан комитет в защиту президента РТ — как раз после августа 1991 года, после ГКЧП. Этот комитет возник, когда стали грозиться увезти президента Татарстана в Москву».
«В данном случае выступаю с несколько специфической позиции, — рассказал Раушан Валиуллин, гражданский активист из автограда. — Я подписал эту петицию потому, что считаю, что эта должность в Татарстане должна быть выборной. Чтобы своего президента татарстанцы избирали сами, а он не назначался из Москвы. По моему мнению, именно выборность главы республики и предполагает его наименование президентом».
Вот еще несколько интересных откликов, оставленных под петицией, в которых люди объясняют причины подписания документа. «Сохранение реального федеративного устройства России. В соответствии с Конституцией РФ (ст.77), субъект Федерации, коим является Татарстан, сам устанавливает систему государственной власти. Именовать главу региона президентом — это прерогатива самого региона и его населения».
«Эту петицию я подписала по трем причинам, — объяснила журналист Евита Саможенова. — Во-первых, потому что я вижу, как живут другие регионы. И по сравнению с нашей республикой живут они так себе. Может быть, у нас уровень зарплат и ниже, чем в той же самой Москве, но он выше, чем в других регионах. И соотношение доходов и расходов находится на том уровне, который может позволить себе потребитель с достатком ниже среднего. Я считаю, что это тоже заслуга нашего президента, потому что все это регулируется властью. Во-вторых, из-за безопасности. За последние годы я замечаю, что у нас в Казани у меня никогда ничего не воруют из карманов, зато в других регионах я постоянно чего-то лишаюсь — украли, вытащили в автобусе из кармана. Я уже не говорю о безопасности физиологического плана — напали, побили... У нас в этом отношении порядок. И в этом тоже заслуга президента. И в третьих, когда у нас есть институт президентства, это свое внутреннее законотворчество, которым мы можем регулировать жизнь внутри республики. К тому же наши президенты достаточно авторитетны — что первый, что нынешний. Они очень грамотные, и пока у них есть полномочия, они достаточно хорошо распределяют здесь все деньги, куда-то их правильно вкладывают. Если придут федералы, то неизвестно, как наша республика будет после этого развиваться. Но мне почему-то кажется, что именно в развитие республики будет вкладываться меньше всего. Поэтому я и хочу, чтобы наш Рустам Нургалиевич остался именно президентом. Чтобы у него были полномочия президента, а не губернатора».
Ресурс change.org, где размещена петиция, представляет себя посетителям данного сайта как глобальную платформу, «предоставляющую людям во всем мире возможность начинать свои кампании и тем самым осуществлять в жизни те перемены, которые они считают необходимыми». Также сообщается, что каждый день на change.org более 70 млн. посетителей из 196 стран используют оnline-инструменты для того, чтобы изменить к лучшему жизнь в своих локальных, национальных и глобальных сообществах. «Тысячи кампаний, запущенных совершенно разными людьми, уже победили: мать остановила издевательства над детьми в школе, в которой училась ее дочь, клиенты банков отменили несправедливые дополнительные налоги, граждане добились начала расследования деятельности коррумпированных чиновников. Ежедневно авторы новых кампаний на change.org одерживают свои победы», — уверяют авторы проекта.
Правда, петиция, размещенная здесь после известия о принудительной отправке на пенсию Татьяны Хайман — директора детской школы архитектуры и дизайна «Да-Да» в Набережных Челнах, которую подписали 1970 тыс. человек из самого автограда, а также Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Минска, Харькова, Моррисвиля (США), Осло (Норвегия) и других городов, к сожалению, ничего в этой ситуации изменить не смогла. Напомним, что документ был адресован министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову и мэру Василю Шайхразиеву.
«НЕ НАДО ИЗ ЭТОГО ДЕЛАТЬ КАКУЮ-ТО БОЛЬШУЮ ПРОБЛЕМУ»
Напомним, что сегодня Татарстан остается в Российской Федерации единственным регионом, в котором руководителя республики официально называют президентом. Как и предполагала газета «БИЗНЕС Online», депутаты Госсобрания — курултая Башкортостана — на своем VI пленарном заседании переименовали (последними, кроме РТ) президента республики в башлыгы (главу) и 27 февраля 2014 года соответствующие изменения внесли в Конституцию республики. Теперь руководителя РБ с 2015 года следует официально именовать главой Республики Башкортостан, башкирский вариант — Башкортостан Республикаhы башлыгы. Хотя пока и президент РБ, и глава РБ считаются равнозначными наименованиями.
Депутаты Госсобрания — курултая Башкортостана — переименовали президента республики в башлыгы (главу) (фото: www.gsrb.ru) |
Напомним, что кампания по переименованию должностей президентов республик в РФ началась в августе 2010 года с подачи главы Чечни Рамзана Кадырова. Он первым решил отказаться от звания президента региона. Инициативу поддержали и московский Кремль, и некоторые (а впоследствии практически все) главы национальных республик.
С тех пор журналисты пытались узнать точку зрения на переименование должности у Минниханова. Он все время отвечал уклончиво, в том смысле, что «еще не вечер». И в декабре 2013 года на своей пресс-конференции вновь, как и прежде, повторил: «Не волнуйтесь! Я же сказал: закон принят, до 2015 года (надо переименовать). Название мы еще не нашли... Не я же придумываю... Депутаты решат, у нас время на это есть. Не надо из этого делать какую-то большую проблему, как будет называться (руководитель РТ — ред.)».
Теперь решать эту сложную проблему предстоит и новому созыву Госсовета РТ, выборы в который пройдут 14 сентября этого года.
Рустам Минниханов: «Не волнуйтесь! Я же сказал: закон принят, до 2015 года (надо переименовать). Название мы еще не нашли... Не я же придумываю... Депутаты решат. Не надо из этого делать какую-то большую проблему, как будет называться» |
«В РОССИИ ПРЕЗИДЕНТОВ БЫЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВО ВСЕЙ ЕВРОПЕ»
Свою точку зрения на сохранение или отмену института президентства в Татарстане высказали эксперты «БИЗНЕС Online».
Владимир Беляев — профессор КНИТУ-КАИ, доктор политических наук, академик Российской академии политнаук:
— У нас в России президентов было больше, чем во всей Европе. А у нас все-таки одна страна, а в Европе много стран... пока. Поэтому, естественно, будет один президент. Другое дело, что в частных фирмах могут называть своих руководителей как угодно. Но в государственных органах впередисидящий должен быть один — президент. Поэтому, конечно, можно для главы региона выбрать любое другое название, кроме президента. Я в свое время предлагал Минтимеру Шаймиеву стать эмиром штата Идель-Урал... А если серьезно, то нейтральное название — «глава республики». Одновременно должна быть решена еще одна проблема — у нас же в Татарстане две главы исполнительной власти: президент, у которого свой аппарат, и премьер, у которого тоже целый аппарат. Надо совместить эти две должности, не заниматься дублированием, что я тоже давно уже предлагаю.
Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ, депутат Госсовета РТ, экс-советник первого президента РТ:
— К отмене института президентства в Татарстане отношусь отрицательно. Во-первых, это право республики, ее исключительное право, республика сама решает, как будет называться ее руководитель. Это не может решаться федеральным законом. Плохо, когда федеральный закон нарушает Конституцию Российской Федерации. А во-вторых, зачем переименовывать? Мы привыкли, хорошее название. Почему отменять, я никаких причин не вижу. Думаю, что не исключено, что произойдет то же, что с федеративным договором. Татарстан в начале 90-х его не подписал. Позднее, 15 февраля 1994 года, Казань и Москва подписали отдельный договор между органами госвласти РФ и РТ о разграничении предметов ведения и полномочий. Возможно, что история повторится и название «президент Татарстана» останется.
Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры Казани, зампредседателя общества русской культуры Республики Татарстан, доцент КНИТУ-КАИ:
— Название руководителя республики не является принципиальным. Для меня, например, гораздо более важно, если бы название осталось прежним, но прекратился татарско-этнократический режим правления. На самом деле переименование должности глав регионов — это часть процесса уравнивания в правах субъектов РФ. Важнейший системный вопрос — это уравнять в правах субъекты. Сейчас у нас, по определению социолога Александра Салагаева, «ассиметричная этнофедерация». То есть, например, соседняя Кировская область не обладает теми правами, которыми обладает Татарстан. Хотя по Конституции все народы равны. Почему вдруг один народ должен быть титульным в каком-либо субъекте? Почему тогда нет титульных субъектов с русским народом? Вот если в этом ключе рассматривать, то, конечно же, было бы правильным упразднить название «президент».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 462
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.