Чистая прибыль ОАО «КАМАЗ» за первое полугодие 2014 года по РСБУ упала 11 млн. рублей. Это в 219,5 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда прибыль составила 2,4 млрд. рублей
Чистая прибыль ОАО «КАМАЗ» за первое полугодие 2014 года по РСБУ упала на 11 млн. рублей. Это в 219,5 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда прибыль составила 2,4 млрд. рублей (фото: www.kamaz.ru)

ВЫРУЧКА СОКРАТИЛАСЬ, ПРИБЫЛЬ РУХНУЛА

Чистая прибыль ОАО «КАМАЗ» за первое полугодие 2014 года по РСБУ составила символические 11 млн. рублей, сообщается в ежеквартальном отчете предприятия. Это в 219,5 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда прибыль составила 2,4 млрд. рублей.

На 7 млн. рублей сократилась и выручка предприятия — с 53,5 млрд. рублей до 46,1 млрд. рублей. По долгосрочным обязательствам заемные средства составили 13,3 млрд. рублей, тогда как на конец прошлого года они составили 10 млрд. рублей. Кредиторская задолженность за полгода увеличилась на 8 млрд. рублей до 28 млрд. рублей.

Еще до публикации отчета с падением чистой прибыли КАМАЗ сообщил о значительном сокращении выпускаемых автомобилей. К 1 июня автогигант выпустил 16,5 тыс. грузовиков против 20 тыс. машин за 5 месяцев прошлого года, общее снижение выпуска «КАМАЗов» составило 17,5%. Это несколько меньше общего падения производства на российском рынке грузовиков, которое, по данным Росстата (аналитическое агентство «Автостат»), составило 21,6% с выпуском 60,3 тыс. единиц техники. За год КАМАЗ планирует продать в России около 38 тыс. грузовиков, что примерно соответствуют уровню прошлого года.

Продажи КАМАЗа в первом полугодии 2013 года составили 21 тыс. автомобилей, за половину 2014 года продажи грузовиков «КАМАЗ» упали на 7,5% по сравнению с январем-июнем, соответственно, было продано 19,5 тыс. машин, то есть половина годового плана.

«По отчетности видно, что мы получили прибыль в отличие от первого квартала 2014 года, — прокомментировал сегодня газете «БИЗНЕС Online» показатели Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ». — Причем достаточно серьезное изменение произошло в лучшую сторону. Было почти 2 миллиарда рублей убытков, а сейчас получили прибыль в сумме 11 миллионов рублей. Это говорит о том, что КАМАЗ поступательно движется по своему бизнес-плану, и с точки зрения финансов и экономики мы контролируем все процессы».

Что касается снижения суммы прибыли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то оно происходит из-за того, что уплата утилизационного сбора идет раньше, чем предприятие получает компенсацию из федерального бюджета.

Корпоративный отпуск в этом году на КАМАЗе будет короче
Корпоративный отпуск в этом году на КАМАЗе будет короче (фото: www.kamaz.ru)

«Мы платим по факту продажи автомобилей, а компенсация приходит только в следующем квартале. Но даже в этой ситуации мы по итогам первого полугодия показали положительный результат. К слову, аналитический центр «БИЗНЕС Online» всегда уделяет особое внимание коммерческим расходам КАМАЗа. Хочу сказать, что они у нас увеличились по сравнению с прошлым годом на 4 миллиарда рублей. Но тут причина в том, что на коммерческие расходы ложится утилизационный сбор. Конечно же, в целом на показатели КАМАЗа влияют общеэкономические проблемы, существующие в нашей стране. Рынок грузовиков снижается, но при этом КАМАЗ на этом рынке выглядит лучше остальных, у нас падение значительно меньше, чем у других игроков этого сегмента», — сказал Афанасьев.

Отметим, что выход отчета с падением чистой прибыли практически совпал с началом корпоративного отпуска на автогиганте — с 14 по 27 июля главный конвейер работать не будет. В штатном режиме будут продолжать работу лишь ремонтные и сервисные службы — время отпуска будет использовано для ремонта и модернизации оборудования, которое обычно работает в круглосуточном режиме, трудится часть бухгалтерии, а также продавцы. Они согласно бизнес-плану компании должны будут активно искать новых покупателей, на предприятии «создан необходимый задел автомобилей».

Правда, сам корпоративный отпуск в этом году на КАМАЗе будет короче — впервые он был разделен на две части. Первая была предоставлена работникам в январе, а вторая пришлась на середину лета. Ранее сотрудники уходили в отпуск на месяц. Именно сокращение корпоративного отпуска и позволит КАМАЗУ «догнать» показатели прошлого года, заявлял ранее Афанасьев. «У нас идет «отставание» на 3,5 тысячи грузовиков, которые мы не произвели в январе, — заявлял тогда «БИЗНЕС Online» Афанасьев. — Нам все время считают это как падение производства, но на самом деле таков наш бизнес-план на 2014 год, сверстанный из расчета на минимизацию складских запасов. И мы идем в соответствии со своим бизнес-планом, «отставание» от показателей прошлого года в него сознательно заложено на период до июльского корпоративного отпуска, который будет вдвое меньше прошлогоднего. В июле мы все восполним, и поэтому прямая корреляция с прошлым годом не вполне корректна».

Тем не менее генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин после собрания акционеров в конце июня выражал опасение из-за сокращения розницы. «Пока мы держимся за счет дилерской сети, но ведь нет инвестиционной активности, — сказал он. — Самое опасное, что мы наблюдаем, — это падение розницы. Дилеры ощущают ее уменьшение. В экономике становится меньше денег, поэтому мы вынуждены финансировать клиентов сами через свою лизинговую компанию».

Непростым оказался для КАМАЗа и прошлый год, когда весь российский рынок грузовиков упал на 28%, а общие продажи челнинского предприятия снизились на 4%. Правда, на общем фоне автогигант может записать себе это в актив, ему удалось значительно увеличить свою долю: с 33% до 44,5%. По итогам 5 месяцев 2014 года доля КАМАЗа в российском сегменте грузовиков массой 14 - 40 т составила 41,1%.

«КАМАЗ НА ФОНЕ ДРУГИХ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВЫГЛЯДИТ ОЧЕНЬ ПРИСТОЙНО, НО...»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценили финансовые отчеты челнинского предприятия.

Вадим Хоменко — член-корреспондент академии наук РТ, доктор экономических наук:

— В целом у КАМАЗа положение сложное, причем усложняться оно начало не сейчас, а уже несколько лет назад. И связано это прежде всего с конкуренцией на рынке грузовых автомобилей. Основные конкуренты нашего предприятия — МАЗ, китайские машины и открытая несколько лет назад линия по продаже бэушных европейских грузовиков. С их стороны КАМАЗ испытывает достаточно сильное давление, отсюда и ориентация на создание совместного предприятия с белорусами. Кроме того, сложность положения КАМАЗа связана с низкой технологичностью самого автомобиля и перспектив выпуска тех или иных моделей... Разговор о создании совместного предприятия с МАЗом шел давно, но в итоге решения не было принято. Речь ведь шла о варианте слияний или поглощений этих двух групп. Российская сторона упорно добивалась, чтобы контрольный пакет акций был в России. В итоге Лукашенко сказал, что продажи акций не будет. По его словам, в лучшем случае пойдет в порядке обмена акциями...

Но сама по себе неэффективность камазовского производства в условиях снижения объемов производства автомобилей представляет большой вопрос. Куда сбывать автомобили? Рынок сбыта очень сильно сужается. Украина говорит о бойкоте товаров из России... Для нас этот рынок стран бывшего СССР был и является основным рынком сбыта «КАМАЗов». Мы же не можем выйти на европейский рынок. Поэтому сам проект КАМАЗа как таковой стоит сейчас под вопросом... Скорректировать эту ситуацию можно только полностью изменив, обновив технологический профиль «КАМАЗа». Полностью сменив узлы, двигатели и так далее. То есть от нынешнего «КАМАЗа» должна остаться, грубо говоря, только лошадка на эмблеме. На российской основе изменить технологию, наверное, будет сложно. На основе наших мощностей и технологий мы КАМАЗ не поднимем. Реальными партнерами могут стать только европейские компании.

Евгений Гольдфайн — гендиректор завода здорового питания «Мультифлор», экс-главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ»:

— Нужно дождаться официальной пояснительной записки, какие операции были отражены в первом полугодии этого года. Мое видение, это в большей степени бухгалтерские операции. Я как бывший главный бухгалтер КАМАЗа знаю, что иногда какие-то хозяйственные операции отражаются несвоевременно, либо принимаются решения отразить их именно в этот период. Однозначно можно сказать одно: не связано впрямую такое падение прибыли с уменьшением объемов выручки. Показатель объем выручки предсказуем и нормален на фоне общего падения рынка. И в этом смысле КАМАЗ на фоне других автопроизводителей выглядит очень пристойно. Поэтому я подозреваю, что такое падение прибыли по полугодию связано с чисто бухгалтерскими операциями: либо убытки прошлых лет нашлись, либо какие-то решения были приняты, которые просто были отражены в первом полугодии.

Думаю, производственный план КАМАЗом однозначно будет скорректирован. Речь, я полагаю, будет идти о 10 - 15 процентах. Полагаю, что в большей степени ситуация со сбытом продукции на КАМАЗе будет зависеть не столько от ситуации на рынке, сколько от отдельных усилий гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, службы продаж автогиганта по работе с крупными клиентами, государственными структурами и государственными стройками. Все будет зависеть от того, какие финансовые потоки государство сможет направить во втором полугодии на мегастройки — строительство моста через Керченский пролив либо газопровода в Китай, либо строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Один-два крупных заказа могут резко изменить ситуацию на КАМАЗе.

«В ТОМ, ЧТО КАМАЗУ УДАСТСЯ ВЫЙТИ НА ПРИБЫЛЬ ПО ИТОГАМ ЭТОГО ГОДА,
ЕСТЬ БОЛЬШИЕ СОМНЕНИЯ»

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Падение прибыли КАМАЗа в первом полугодии связано с замедлением темпов роста экономики в целом и особенно со спадом на автомобильном рынке. Продажи легковых автомобилей в России за первые 5 месяцев 2014 года снизились на 5,5 процентов до 1 миллиона штук, а грузовиков — на 13,1 процента до 91,9 тысячи штук. Продажи КАМАЗа по итогам первого полугодия упали на 7,5 процентов. Вообще, рынок тяжелых грузовиков переживает не самые лучшие времена и стремительно сокращается. Поскольку грузовик — это достаточно дорогостоящая покупка-инвестиция, представители бизнеса не торопятся расставаться с деньгами в кризисные времена.

Помимо снижения спроса на продукцию компании не последнюю роль в ее деятельности сыграли утилизационные сборы. 1 января 2014 года вступила в силу новая редакция федерального закона «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси...» Принятые поправки обязывают российских автопроизводителей платить утилизационный сбор за свою продукцию наравне с импортерами. Следствием этого стал рост коммерческих расходов.

Учитывая годовой выпуск автомобилей предприятия «КАМАЗ», на выплату сбора в 2014 году может уйти 10 - 12 миллиардов рублей. Поскольку чистая прибыль компании по итогам 2013 года составила 2 миллиарда рублей, сумма сбора достаточно внушительная и напрямую отразится на финансовых результатах КАМАЗа.

В том, что КАМАЗу удастся выйти на прибыль по итогам этого года, есть большие сомнения. Впрочем, и эта отчетность не стала для рынка неожиданностью. Перспективы развития рынка грузовых автомобилей туманны, экономика продолжает стагнировать. А значит, и на рост продаж надеяться не приходится. Кроме того, с 1 ноября планируется введение дорожного сбора на грузовые автомобили массой свыше 12 тонн, а это дополнительный удар по сбыту.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Повторю то, что говорил уже неоднократно. Отчетность по РСБУ тоже, естественно, имеет право на существование, но учитывая, что и КАМАЗ уже давно отчитывается по МСФО и Россия постепенно переходит на МСФО, будет логичнее дождаться именно этой отчетности и анализировать уже ее.

Что касается результатов компании по РСБУ, то ответ очевиден: стагнация продолжает оказывать значительное негативное воздействие на экономику в целом и на машиностроение в частности. Приобретается меньше грузовых автомобилей и техники, что ведет к снижению показателей автозаводов. Вместе с тем стоит отметить, что даже несмотря на столь неблагоприятную конъюнктуру рынка КАМАЗ получил чистую прибыль, а не убытки от деятельности. Это свидетельствует об устойчивом положении компании, правильности выбранной стратегии развития, сохранении лидерских позиций на рынке. Таким образом, в случае улучшения ситуации со спросом, компания сможет улучшить свои показатели как производственные, так и экономические.

Естественно, что КАМАЗ будет корректировать план по мере того, как будет меняться ситуация на рынке. Не имеет смысла производить автомобили на склад, омертвлять капитал, если их покупают меньше.