Ильдар Халиков подписал документ по созданию государственной информационной системы «Народный инспектор»

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ГИБДД

Правительство Татарстана утвердило план создания государственной информационной системы (ГИС) «Народный инспектор» для приема от граждан сообщений о нарушениях ПДД. Документ за подписью премьер-министра РТ Ильдара Халикова был опубликован на официальном сайте правительства РТ в конце минувшей недели.

В нем говорится, что государственным заказчиком ГИС «Народный инспектор» определяется министерство информатизации и связи Республики Татарстан, оператором — ЦИТ РТ.

Контролировать проект также будет минсвязи РТ. В министерстве «БИЗНЕС Online» ответили, что комментариев пока не будет. Письменный запрос в ЦИТ на имя его руководителя Алмаза Валиуллина остался без ответа.

Впервые о системе «Народный инспектор», которая позволит гражданам фиксировать и отправлять в ГИБДД данные с собственных видеорегистраторов, на которых будут зафиксированы свидетельства о нарушениях правил дорожного движения и произошедших ДТП, стало известно в конце июня. Она призвана облегчить работу сотрудникам ГИБДД, и в постановлении управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РТ, органам местного самоуправления в Республике Татарстан предложено использовать в своей деятельности данную систему.

ДНЕВНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

«Народный инспектор» расположится по адресу в этой ссылке. Татарстанцы смогут отправлять свои уведомления, заполнив специальную форму в мобильном приложении (на русском или татарском языке). Экспертиза уведомления об административных правонарушениях будет проводиться в течение дня. Предварительная экспертиза уведомления о ДТП не проводится.

Предварительно ожидается, что система будет запущена в Татарстане осенью. «Точных запусков проекта нет. Есть лишь постановление о том, что система будет запущена, и о том, что к работе должно подключиться министерство информатизации и связи, — рассказал «БИЗНЕС Online» региональный представитель ФАР Рамиль Хайруллин (авторы идеи системы). — Возникающие юридические трудности будут решаться по мере поступления (например, на основании данных с видеорегистратора по закону сразу выносить постановление нельзя, поэтому параллельно с обкаткой проекта будут выдвигаться законодательные инициативыприм. ред.)». По его словам, все технические и финансовые стороны вопросы — за минсвязи РТ.

Он сообщил, что срок запуска системы зависит от ГИБДД. В свою очередь, в отделе пропаганды ГИБДД РТ нам ответили, что точные сроки может назвать только ФАР.

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ

В постановлении упоминается мобильное приложение для системы: «Мобильное приложение — приложение информационной системы «Народный инспектор» для портативных мобильных устройств, функционирующих на базе мобильных операционных систем iOS, Android».

Хайруллин сообщил нашему изданию, что процесс по разработке сайта и приложения для системы будет контролировать Кристина Таланова — учредитель и директор ООО «Мой регион». «Оператор — ЦИТ, и некорректно, если я буду отвечать. ФАР выбирает подрядчика, и неизвестно, какая именно компания будет разрабатывать. Но мы наверняка будем в этом замешаны», — ответила она «БИЗНЕС Online». А на днях в своем Instagram руководитель ООО «Мой регион» разместила фото с подписью «Народный контроль — продолжение».

Чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее

Напомним, ООО «Мой регион» является разработчиком сервиса «Народный контроль» и ведет его тиражирование в других регионах за пределами Татарстана.

Интересный факт: Таланова ранее являлась руководителем проекта «Госуслуги» и заместителем директора ООО «Управление информационными проектами». Она молодой топ-менеджер, ей 30 лет, она является выпускницей КФУ по специальности «менеджмент», с 2003 по 2012 годы работала в компании «Управление информационными проектами». Последнюю, как известно, возглавляет верный соратник нынешнего министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова Тимур Якубов.

«В ТЕОРИИ ВСЕ КРАСИВО И ЭФФЕКТНО»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» разработку приложения для системы «Народный инспектор».

Тимур Хуснутдинов — исполнительный директор ГК Fix:

— Это один из тех случаев, когда полезность идеи можно будет оценить только после конечной ее реализации. Сама идея, заложенная в «Народном инспекторе», в принципе, верная, интересная и лежит на поверхности. Подключать гражданское общество к выявлению проблем и за счет прозрачности стимулировать профильные структуры эти проблемы решать — в теории все выглядит красиво и эффективно. Много команд, много ребят предложения о подобных сервисах высказывали, но все разворачивалось на двух моментах: достоверности информации и реальной степени готовности соответствующих структур работать с этой информацией, применять наказания. То есть просто так разработчику с улицы прийти и сделать подобный сервис смысла нет никакого, поскольку у него не будет ни механизмов, ни инструментов для того, чтобы вся схема заработала как полагается.

В данном случае мы наблюдаем интересную синергию, когда есть разработчик, готовый создать подобный сервис, и эта инициатива поддерживается органами власти, профильными структурами. Учитывая то, что «Народный контроль», созданный тем же разработчиком, получил статус официальной системы в республике и есть соответствующий указ президента Татарстана, есть вероятность, что все может заработать и будет реальный хороший профит от проекта. Для государства было бы полезным выработать стандарт обработки подобных материалов и предоставить всем желающим разработчикам и гражданскому обществу разрабатывать свои приложения на свои средства, реагируя на информационный поток в таких приложениях.

Коли упомянули «Народный контроль», то здесь следует отметить, что идея системы тоже сама по себе очень верная и интересная. Но мы видели, что проект запускался с трудом — количество оставленных без реакции обращений, количество так называемых мотивированных отказов и отписок превышало в свое время все допустимые рамки. Да и сейчас, судя по реакции населения, далеко не все обращения рассматриваются как нужно, далеко не всегда есть конкретная реакция в виде решенной проблемы. Почему? Мое твердое убеждение — подобные сервисы будут эффективны только в том случае, когда на единую площадку для взаимодействия будут заведены как житель, так и конечный исполнитель работ, а также когда будет работать механизм реагирования на бездействия, причем на всех уровнях. Требовать от министерства или городского исполкома решать локальные проблемы в короткие сроки очень сложно, поскольку министерство и исполком не своими руками решают проблему. Эти структуры уже за пределами информационной системы начинают созваниваться или встречаться с конечными исполнителями и требовать от них решения проблемы. В итоге непонятно зачастую, кто тот нерадивый исполнитель, кто не решает вопрос — либо министерство и исполком не отработали, либо конечный исполнитель подвел. Возникает почва для споров, перекладывания ответственности. Имея же полностью прозрачную цепочку от заявителя до исполнителя, можно понять, на чьей стороне проблема. Ну а дальше важно реагировать и не оставлять без внимания факты бездействия.

Чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее

С точки зрения технической реализации проект не видится сложным. По сути это отправка фото или видео с сопутствующей регистрационной информацией в некий центр обработки данных с дальнейшей маршрутизацией. Исключительно технологическая составляющая проекта может стоить в пределах 500 тысяч рублей. Тут важно не забыть еще аналитическую часть — проработку концепции, детализацию данных, проработку маршрута движения информации. Важно не забыть затраты на внедрение и обучение работе с системой профильных специалистов. В целом, думаю, себестоимость создания и внедрения подобной системы можно оценить в 1,5 - 2 миллиона рублей.

Чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее

Дмитрий Демидов — генеральный директор компании «Матрица»:

— Непонятно, зачем в системе нужна прослойка в виде ЦИТ РТ как оператора. В России уже есть аналогичный проект, который работает по стране — это spotapp.org. Надо мыслить шире. Давно на уровне России такое делается, такие проекты легко масштабируются. А так — траты бюджета.

Что касается предыдущего проекта «Народный контроль» — недоработан web-интерфейс, юзабилити слабое.

Сама идея «Народного инспектора», конечно, интересна, но не в той реализации, которую сейчас предлагают. Организация должна быть общественная, а не государственная. Это уже не народный контроль, а государственный. Разработка приложения и сайта для «Народного инспектора» обойдется в сумму от 500 до 1,5 миллионов рублей.