2.jpg

ГРАДАЦИИ ПОСТА

«Пошло в светском государстве такие вещи творить», — написал один из анонимов в комментариях к репортажу «БИЗНЕС Online» о втором республиканском ифтаре ДУМ РТ, который на этой неделе прошел на стадионе «Казань Арена». В основном, конечно же, нам поступали совершенно иные, благодарные отклики. Но как оказалось, есть вот и такое мнение. На него можно было бы и не обращать отдельного внимания, ведь чего только не пишут в интернете, тем более анонимно. Однако за этим отзывом сквозит устойчивая мировоззренческая позиция определенной части татарстанцев, считающих, что светскость и религия несовместимы, что светский человек непременно должен быть стерилизован от любого влияния религиозной традиции. Давайте попробуем разобраться: так ли это на самом деле? И сделаем это на примере того, как проходит Рамадан в нашей республике.

Начнем разговор издалека. Крупнейший мыслитель исламского мира имам аль-Газали в своей книге «Эликсир счастья» в начале XII века писал: «Знай, у поста три степени: пост простолюдинов, пост избранных и пост избранных из избранных». Первый вид поста «ограничивается удержанием утробы и гениталий, являясь самой низкой из степеней». Второй вид поста, помимо формального физиологического воздержания, предполагает стремление человека к нравственному росту, когда он удерживает свои глаза, уши, язык, руки от всего непристойного и сомнительного. И, наконец, третий вид поста усиливается еще и длительной медитацией, которая «заключается в том, чтобы ты удерживал свое сердце от любых мыслей, кроме мыслей о Всевышнем, отдавая себя всецело Истине, и держал пост внешне и внутренне от всего, кроме Него».

Тезис, который для зачина мне бы хотелось извлечь из этого мини-экскурса в классическое мусульманское богословие, состоит в том, что пост, как, впрочем, и ислам в целом, представляет собой отнюдь не единый для всех шаблон, а скорее калейдоскоп различных религиозных практик. Каждый человек, в зависимости от своей внутренней готовности, реализует из них то, что соответствует его мировосприятию. Хотя в этом многоликом калейдоскопе есть и свое неизменное каноническое ядро.

3.jpg

КОНТЕКСТЫ ДУХОВНОСТИ

Подобное многообразие исламской традиции как никогда совпадает с духом нашего времени, для которого многовариативность является главнейшим социальным паттерном. Кстати, позволение людям быть разными в современном мире — это и есть не что иное, как внешнее проявление светскости.

Руководство ДУМ РТ прекрасно осознает данную особенность нынешней эпохи, в которой нам суждено жить и работать. Не случайно в интервью «БИЗНЕС Online» муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин отметил: «В чем роль духовного управления? Я вижу ее так: это большой хорошо накрытый стол, и каждый может найти на нем то, что ему по вкусу. Духовное управление должно быть открытым для всех слоев населения» Другими словами, мы предлагаем людям различные контексты духовности, в рамках которых каждый находит то, что более всего ближе его мировосприятию.

Это касается и месяца Рамадан. Уже второй год ДУМ РТ проводит его под девизом «Рамадан — месяц добрых дел». Каждый день поста мы организуем различные благотворительные мероприятия и акции в помощь инвалидам, сиротам, одиноким старикам и другим слабым мира сего. В поддержку этого 30-дневного марафона доброты ДУМ РТ также второй год снимает социальную рекламу, побуждающую нас быть милосерднее друг к другу, отзывчивее к чужой беде.

«Рамадан — месяц добрых дел» — лишь часть в реализации глобальной концепции социального ислама, которую ДУМ РТ выбрало одним из векторов для развития своей деятельности. Социальный же ислам, в свою очередь, — это актуализация мусульманского наследия в формате общечеловеческих ценностей. Можно сказать и по другому: это тот контекст духовности, который находят для себя очень близким многие светские люди. В этом смысле «Рамадан — месяц добрых дел» — это даже не проект, а скорее открытое движение совершенно различных по взглядам и никак не связанных между собой людей, которые хотят изменить наш мир к лучшему. Все чаще приходят новости о различных благотворительных акциях, которые проводятся под девизом «Рамадан — месяц добрых дел» людьми и организациями, не имеющими к ДУМ РТ никакого отношения.

1.jpg

БЕЗГРАНИЧНАЯ ЛЮБОВЬ

Для чего нам все это нужно? Ни для чего. Мы просто учимся быть похожими на нашего благословенного Пророка Мухаммада. Он всю свою жизнь посвятил тому, чтобы этот мир стал прекраснее, тому, чтобы милосердие и сострадание стали неизменным украшением человеческой жизни.

Удивительно, насколько Пророк был последователен в своем призвании. Автор классического ханафитского труда по мусульманскому каноническому праву «аль-Ихтияр» имам Мусули рассматривает вопрос о том, можно ли протягивать руку братской помощи (масариф аз-закят) неверующим людям. За ответом он обращается к примеру Пророка, который всегда именно так и поступал. При этом Пророк знал, что многие свирепые язычники никогда не раскаются и не обратятся к вере, и все же он приходил к ним на помощь в надежде, что их «сердца размягчатся» и тогда они станут творить меньше зла на земле, и в силу этого в адской бездне их постигнет меньшее наказание.

Это просто потрясающе! Любовь Пророка к людям была настолько безграничной, что он переживал даже за своих собственных врагов и старался облегчить их участь как в этом мире, так и в следующем. Лично меня вдохновляет подобное отношение к людям и к жизни в целом.

Другими словами, Пророк в течение своей жизни накрывал для человечества щедрый стол различных угощений духовности. Что делать с этими яствами, каждый решал для себя сам. Кто-то вкушал с него всю благодать веры и человеколюбия, а кто-то довольствовался малым и ограничивался более скромными блюдами пассивного воздержания от зла, что само по себе, если вдуматься, тоже немало.

Подобная же логика лежит и в основе идеи «Рамадан — месяца добрых дел». Рамадан был и остается месяцем поста и особых молитв. Это, так сказать, его основное блюдо. Однако помимо этого Рамадан был также всегда одним из поводов сделать жизнь людей светлее и добрее с помощью других, вполне земных способов. Проект «Рамадан — месяц добрых дел» призван напомнить как раз об этих гранях мусульманского священного месяца. Измениться в данном русле может абсолютно каждый: навестить больного, прервать затянувшуюся ссору, купить продукты для одинокой бабушки, бросить курить... Блюд на щедром столе Рамадана очень много.

РАМАДАН ТРЕЗВОСТИ И ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА

Мне часто вспоминается один спившийся человек в родной деревне моей мамы. Этот пьяница никогда не ходил в мечеть, не соблюдал никаких религиозных канонов ислама, не держал пост. Однако когда наступал месяц Рамадан, он ровно на 30 дней собирал в кулак остатки своей силы воли и полностью отказывался от употребления спиртного, хотя при этом пост и не соблюдал. 30 дней трезвости в году — это мало или много? Конечно же, мало. Но это лучше, чем вообще ничего! Полагаю, что подобный Рамадан трезвости подарил этому несчастному человеку, беспробудным пьянством основательно подорвавшему свое здоровье, дополнительно несколько лет жизни, как собственно, и сами проблески жизни.

В последние годы у нас в стране пошла мода на празднование Дня святого Валентина, которая стала проникать и в татарскую среду. Светские люди редко задумываются о католических корнях этого дня. Для них он просто повод лишний раз выразить свои самые глубокие чувства любимому человеку.

Правильно ли то, что татары калькируют обычаи, вдохновленные чуждой нам религиозной традицией? Не знаю. Мне лично кажется, что для самосохранения нации правильнее было бы апеллировать к собственным духовным корням. Рамадан в качестве повода для свершения добрых дел на эту роль подходит как ничто другое.

Конечно же, наши добрые дела не должны ограничиваться 30 днями в году. Но ведь когда люди отмечают 8 Марта никому и в голову не приходит, что заботиться о дорогих нам женщинах нужно только лишь один раз в 365 дней.

ЧЬЕ ЭТО ДЕЙСТВО?

Так что же такое «Рамадан — месяц добрых дел» — действо светских или религиозных людей? Думаю, у этого вопроса нет единого, безальтернативного ответа, ибо здесь речь идет об общем для всех пространстве человеколюбия, ведь добро и милосердие объединяет многих, вне зависимости от их различий в убеждениях.

Поэтому когда меценаты из ассоциации мусульманских бизнесменов во главе с Радиком Гафуровым изъявили желание провести благотворительный ифтар под эгидой ДУМ РТ, почти 200 волонтеров откликнулись на эту инициативу и пришли поддержать их благое начинание. Среди волонтеров были люди разных религиозных взглядов. А руководство стадиона «Казань Арена» совершенно бесплатно предоставило свои площади для проведения мероприятия. Пользуясь случаем, всем эти людям хочется выразить огромную благодарность.

Большое человеческое спасибо хочется сказать и телеканалу ТНВ — прежде всего Ильшату Аминову и Миляуше Айтугановой — который уже второй год является информационным партнером рамадановского марафона, и другим телекомпаниям, входящим в структуру «Татмедиа», которые транслируют наши видеоролики. И отдельно хочется поблагодарить Ильдара Ягафарова и всю его команду киностудии «Татфильм» за изготовление социальной рекламы, посвященной месяцу добрых дел.

Любовь, доброта, милосердие — в этой жизни есть много категорий, которые делают ее особенно прекрасной и объединяют людей вне зависимости от их приверженности различным мировоззренческим фракциям. Лично я верю, что эти ценности, явленные в разных контекстах и форматах, всегда будут украшать наш земной путь. Главное — прилагать для этого усилия.

Первый заместитель муфтия РТ

Рустам Батыр