Самую высокую оценку в рейтинге получила автошкола «Автоплюс» — ее коэффициент равен 4,86

ГРАМОТНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ ГОТОВЯТ НА СЕЛЕ

Наилучшую подготовку водителей предлагают автошколы небольших городов или сел. Такой вывод можно сделать из рейтинга автошкол, подготовленного федерацией автошкол РТ (ФА) по результатам сдачи экзаменов на получение прав в течение первых 5 месяцев 2014 года. Рейтинг, опубликованный на официальном сайте ФА РТ, структурирован по условным районам республики и Казани.

К примеру, в Альметьевском районе первую строчку заняло профессиональное училище села Черемшан, за ним идут Заинск, Муслюмово, Сарманово, и только пятой позицией всплывает собственно альметьевская автошкола ООО «Идел-Авто». В рейтинг так называемого Набережночелнинского района вошло 24 автошколы, и первыми в нем идут Актанышский техникум и Мензелинская автошкола ДОСААФ соответственно. Поясним, что район «сформирован» авторами рейтинга потому, что сейчас в челнинском экзаменационном отделе ГИБДД аттестуются выпускники автошкол Тукаевского, Актанышского и Мензелинского районов. В третьем крупном городе республики, исключая столицу, весь рейтинг заняли только городские школы, но это означает лишь то, что в Нижнекамском районе сельских автошкол просто нет. Как пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор НП «Федерация автошкол РТ» Артур Абдульзянов, в рейтинг вошли все автошколы Татарстана. Абдульзянов также отметил, что в районах многие частные школы созданы на базе профучилищ, на готовых методических материалах.

Рейтинг автошкол РТ (чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее)
Рейтинг автошкол РТ
(Чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее)

По челнинскому сегменту отставание школ автограда от коллег в сельской местности подробным образом объяснил Фархад Гилемов — заместитель начальника мензелинского ОСТО, занявшего вторую строчку по району. «В крупном городе больше частных автошкол, приоритет которых — заработок, — сказал Гилемов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — У нас тоже есть филиал одной челнинской школы — им лишь бы плату «содрать», и большинство школ работают именно так. А мы или Актаныш — наследники ДОСААФ, нам, например, уже 55 лет, у нас все-таки задачи другие. Пусть мы сейчас от государства несколько отделены, но все равно остаемся под контролем минобороны, и министерство образования нас контролирует. Кроме того, у нас же сельское население, и, наверное, народ у нас более ответственно расстается со своими деньгами — если уж выкроил из семейного бюджета деньги на обучение, они должны дать результат».

Как поясняет Гилемов, у автошкол, подконтрольных госструктурам, программа дается всегда полностью — в отличие от частных автошкол, которые на этой почве неоднократно критиковались. «Мы, к примеру, получаем финансирование от минобороны за каждого курсанта, обученного по линии военкомата и выпущенного с правами. И последние два года все наши курсанты уходят в армию с правами», — добавил Гилемов.

БУДЕТ РЕЙТИНГ И ПО АВАРИЙНОСТИ СРЕДИ ВЫПУСКНИКОВ

Казанский рейтинг из 102 автошкол проработан федерацией подробнее районных. Здесь по ряду критериев выводится конечный балл, и самую высокую оценку получила автошкола «Автоплюс» — ее коэффициент равен 4,86. Такую оценку «Автоплюс» заработал за показатели по сдаваемости экзаменов, по количеству попыток сдачи, количеству сдавших с первого раза и т.д. Правда, у «Автоплюса» сравнительно небольшая аудитория — всего 199 слушателей. У «Вип-авто», идущей на втором месте (4,57 балла), обучились 533 человека. А в самой крупной сети, попавшей в рейтинг, «Фиесты» (4,06 балла, 7-е место по Казани) — 1316 человек, из которых практику сдали 829 человек, или 63%.

В автошколах, подконтрольных госструктурам, в отличие от частных, программа дается всегда полностью

Специалисты по реабилитации и контраварийной подготовке водителей, которые работают с владельцами прав, толком не умеющими водить, отмечают, что рейтингование некорректно без учета объема аудитории каждой школы. Директор «Учебного центра подготовки и реабилитации водителей» Айрат Калимуллин добавляет к этому, что и сама по себе статистика, составленная по результатам экзаменов, — далеко не исчерпывающий показатель.

«Такой рейтинг, безусловно, нужен, — считает Калимуллин, — потому что это реальные показатели, они стимулируют автошколы к качеству обучения, но и субъективных факторов в таком подсчете предостаточно. Правда, на сегодняшний день это единственная основа для оценки автошкол. Но гораздо объективнее рейтинг автошкол по аварийности их выпускников, хотя и здесь важно количество учащихся: если одна школа выпустила 100 курсантов, а другая — 500, то как можно сравнивать количество ДТП, совершенных с их участием? Нужно считать в процентах, но таких рейтингов я не видел».

Отметим, что подборку статданных по аварийности среди водителей со стажем до трех лет федерация автошкол РТ в настоящее время готовит, как сообщил «БИЗНЕС Online» Абдульзянов. Кроме того, федерация работает над рейтингом инструкторов автошкол.

Айрат Калимуллин
Айрат Калимуллин: «Гораздо объективнее рейтинг автошкол по аварийности их выпускников, хотя и здесь важно количество учащихся»

«СЕЙЧАС 50 ЧАСОВ НЕ ХВАТАЕТ, А РАНЬШЕ И 30 БЫЛО ЗА ГЛАЗА»

Калимуллин, работая со вчерашними выпускниками, считает, что сегодня в методике подготовки водителей существует куча проблем, и корень их в грамотности инструкторов.

«Во-первых, сами методики преподавания нарушаются большинством автошкол, — констатирует он. — Главная ошибка: много инструкторов начинает вождение с городских дорог. Не поставив курсанту навыки управления автомобилем, они уже выезжают в город. Как результат — в городе курсант вместо того, чтобы анализировать дорожную ситуацию и приспосабливаться к условиям, пытается научиться управлять машиной. Кроме того, занятия на экзаменационных площадках, которые они называют автодромами, имеют крайне низкую интенсивность. Грубо говоря, на площадку заезжает десяток машин и катается по кругу. Времени на автодроме курсант проводит много, но накатывает за эти часы минимум реальной практики. Получается, и на площадке курсант толком не занимается, и в городе не учится. Поэтому инструкторы и жалуются, что часов на обучение не хватает, хотя раньше было 30 часов вождения, а сейчас — 50. Раньше и 30 было за глаза».

По данным центра реабилитации, самыми стабильными нарушителями сегодня являются водители до 30 лет. Однако при высокой интенсивности нарушений молодые водители отличаются легкостью ДТП. У водителей после 30 лет растет тяжесть последствий ДТП. Стереотип управления, наработанный к 30 годам, впоследствии выливается в серьезные аварии. Также Калимуллин рассказал, что на курсы для начинающих водителей с правами приходят в основном женщины — их более 80%. Аудитория контраварийной подготовки, к примеру, вождения на высокой скорости, имеет обратные пропорции — здесь женщин только 20%, прежде они к контраварийщикам не ходили вовсе. Данные цифры, отмечает Калимуллин, не касаются зимы — в самый аварийный период количество обучающихся делится между женщинами и мужчинами пополам.

НОВУЮ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ ЖДУТ С ТРЕВОГОЙ

К вопросу о качестве обучения в автошколах вспоминается, как пару лет назад начальник управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов лично подсчитал, что тариф за обучение ниже 22 тыс. рублей автоматически означает, что автошкола чего-то недодает курсанту, а основные расходы школы — это горючее и зарплата инструкторов. Правда, по словам директора федерации Абдульзянова, цена справедлива в первую очередь для Казани, а в районах она может опускаться у частников и до 16 - 17 тыс. рублей, благодаря все той же готовой базе бывших профучилищ. Кроме того, в районах дешевле аренда помещений, да и зарплата преподавателей может быть пониже, особенно в сельской местности.

Подконтрольные госструктурам автошколы получают финансирование, например, от минобороны за каждого курсанта, обученного по линии военкомата

Между тем директора автошкол уже не первый год ожидают нового резкого повышения цен вместе с кардинальным изменением нормативных требований к программам обучения. Напомним, проект должен увеличить количество предметов, часов вождения, изменить порядок сдачи экзаменов, увеличить общий срок обучения и, как следствие, цену услуг для курсантов. Но слухи на уровне директоров автошкол ходят разные как о сроках нововведений, так и о повышении тарифов. По словам Гилемова, к примеру, московские участники рынка пугают ростом цен до 100 тыс. рублей, а в самых жутких версиях, которые рождаются в Татарстане, фигурирует планка в 50 тыс. рублей.

«Но судя по проекту программы, который мы изучали, средняя цена на обучение не должна превысить 30 тысяч, — говорит Гилемов. — Все это делается для того, чтобы снова поприжать небольшие частные школы с их исключительно финансовыми интересами».

В федерации на данный момент реальных экономических предпосылок для повышения цен не видят. Абдульзянов отмечает, что актуальная цена в Казани чуть ниже, чем в среднем по крупным городам России. Для сравнения: в Самаре средний тариф на услуги автошкол сегодня составляет 25 тыс. рублей, в Нижнем Новгороде — 23,5 тыс. рублей.

«Наш тариф в 22 тысячи помог избавиться от серых автошкол, которые обучали по ценам начиная от 9 тысяч рублей, это в то время, как одни лишь ГСМ для обкатывания курсантов оцениваются в 7,5 тысяч, — говорит Абдульзянов. — Сейчас в Казани таких школ больше нет, потому что в федерации теперь существует внутренний корпоративный контроль. Себестоимость обучения в Казани, по экспертным оценкам, сегодня составляет 18,5 тысяч рублей. При хорошем наборе в 30 - 40 человек на класс обучение за 22 тысячи становится рентабельным, поэтому экономически повышение цен сегодня само по себе необоснованно. Если же пройдет законопроект с новыми требованиями к программам автошкол, то, вероятнее всего цена поднимется до 30 тысяч рублей. Однако проект находится на рассмотрении в минюсте, и нет оснований ждать его скорого утверждения. Кроме того, его могут принять в исправленном виде без дорогостоящих автоматизированных автодромов, а только с обязательной аттестацией специалистов. Тогда тариф поднимется лишь до 24 - 26 тысяч. Могут быть и другие варианты».

Чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее

В рейтинг так называемого Набережночелнинского района вошло 24 автошколы
(чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее)

«В АКТАНЫШЕ ЦЕНА 15 ТЫСЯЧ — У НАС НИЗКАЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» и участники рейтинга не считают, что новая программа обучения серьезно повлияет на качество водительских навыков выпускников автошкол.

Радий Кадиков — начальник отдела ГИБДД УВД по Набережным Челнам:

— Наши требования к автошколам не меняются. Нужно, чтобы они реально читали и откатывали положенные часы, не экономили на бензине. Могу сказать, что в этом году по итогам первого полугодия мы отмечаем значительное снижение числа зарегистрированных ДТП с тяжкими последствиями. За 6 месяцев на дорогах города погибли 3 человека против 18 погибших в первом полугодии 2013 года. В целом количество ДТП снизилось на 20 процентов. Но автошкол это не касается — эффект дает совместная просветительская работа ГИБДД со СМИ, а также автоматические системы контроля: «Крисы», «Кордоны», «Автодория» и жесткая работа по ремням безопасности и детским удерживающим устройствам.

Клара Валиева — директор актанышского технологического техникума:

— В том, что мы оказались вверху рейтинга, заслуга наших преподавателей, которые все имеют высшую категорию. Кроме того, мы решили задачу укрепления материально-технической базы, оформили кабинеты, обеспечили их компьютерной техникой. Сейчас мы работаем над оснащением машин GPS-навигаторами — они уже закуплены. Группа, которую мы набираем, будет заниматься уже на таких автомобилях. И надо сказать, все обучающиеся у нас проходят весь материал в полном объеме: и теорию, и практику. При необходимости они могут и дополнительные уроки получить.

С ГИБДД у нас сложностей нет. Была раньше небольшая проблема — мы находимся от них в 160 километрах, и раньше наши учащиеся ездили сдавать экзамены туда. Мы обратились к Рифкату Нургалиевичу, он нас поддержал и дал добро экзаменаторам приезжать к нам. К слову, экзамены они принимают очень, скажем так, круто. Очень серьезные ребята, спуску не дают. Я не думаю, что стоит менять программу обучения. У нас обучение стоит всего 15 тысяч рублей, и повышение платы определяет каждая автошкола самостоятельно. Столь низкая стоимость прежде всего обусловлена невысокой платежеспособностью населения.

«КАКОЙ БЫ НИ БЫЛА ПРОГРАММА, ИНСТРУКТОРОВ ОНА НЕ ИЗМЕНИТ»

Айрат Калимуллин — директор учебного центра подготовки и реабилитации водителей:

— Что касается изменения программ обучения, то ведь обучать по ним будут те же инструкторы, контроль над ними останется прежним. Поэтому какую бы программу не принимали, само по себе это ничего не меняет. Помните шум по поводу аварийности на «Газелях»? Их перестали выпускать на трассы. Проблему это не решило, потому что на Ford и Mercedes пересели те же водители. Как раз наоборот, пересадка на качественные автомобили по статистике приводит к росту аварийности. А уровень самих инструкторов мы проверяли неоднократно — они в большинстве своем безграмотны. Я имею в виду не знание ПДД, а знание методик преподавания. В этой сфере просто стандартов нет.

В новой программе речь идет об автоматизированных автодромах — я к этой идее отношусь скептически. Для принятия экзаменов они, может, и подходят, но для подготовки водителей — нет. Да и какая автошкола потянет себестоимость такого автодрома?

Фаниль Галимарданов — гендиректор автошколы «Кама» (Набережные Челны):

— Мы заняли высокое место в рейтинге. У нас 40-летний опыт, мы обучаем на все категории. Внутренний экзамен проводим очень жестко — его сдать сложнее, чем в ГИБДД. Ну а то, что Актаныш и Мензелинск оказались выше — это же все условно. Если бы наши курсанты сдавали экзамены в Актаныше, 95 процентов сдачи я бы гарантировал.

Главной проблемой автошкол сегодня я бы назвал оснащенность. Все-таки она оставляет желать лучшего. У нас, например, почти все автомобили новые, более 300 компьютеров. А есть же школы, где два-три компьютера и машины-развалюхи.

Про изменение программы обучения я слышал, но пока оно только в планах. Менять программу, хотя бы отчасти, надо. Я бы, например, ввел обязательные курсы водительской этики. Меня, как гражданина, возмущает, когда из окна машины мусор выбрасывают, когда подрезают, когда без нужды едут очень медленно и так далее. А вот срок обучения менять, пожалуй, не стоит — он оптимальный.

Есть мнение, что хорошие показатели школы — это результат хороших отношений с ГИБДД. Это все домыслы тех, кто сам не смог сдать экзамен. Есть же люди, которым, как говорится, просто не дано быть водителем. На медкомиссии же не проверяют профпригодность. А раз есть справка, человек учится, пытается получить права — один раз неудачно, другой... Вот от обиды и говорят всякое.

Игорь Кокшагин — директор автошколы «Лидер» (Казань):

— К сожалению, далеко не все автошколы ответственно подходят к своим обязанностям. Требования очень возросли в связи с выходом нового закона «Об образовании», нового положения о лицензиатах и поправок к закону «О безопасности дорожного движения», но многие школы работают по старинке. Больше половины автошкол работает на выгоду, на выпуск грамотных водителей мало кто ориентируется.

Я знаю, что новая программа обучения лежит на утверждении в минюсте, и в общих чертах изменения известны. Программа подразумевает увеличение количества часов по предметам, в частности, по вождению. Соответственно, раз увеличится продолжительность курсов, возрастет и стоимость обучения. По подсчетам экспертов, реальная стоимость на все виды услуг составит 33 тысячи рублей. Но однозначно об этом можно будет говорить только после ее одобрения. Пока же мы работаем за 22 тысячи рублей.

Отношения с ГИБДД для показателей школы вряд ли сильно важны. Коэффициент сдачи экзаменов выше у тех школ, где используются современные методы обучения и есть хорошая материально-техническая база. А то в некоторые школы приходишь, у них на столе лежат плакаты, плюс один компьютер на всех и неработающий тренажер для вида. Приходят курсанты потом в ГИБДД, а там сенсорные экраны... И если человек не дорабатывал тему дома, то ему будет очень сложно сдать экзамен.

Прежде чем выбирать автошколу, посмотрите хотя бы опубликованный рейтинг. Там сразу видно, кто плохо работает. Правда, слишком уж яркие показатели, конечно, тоже иногда вызывают сомнение. Например, процент сдачи экзамена практического вождения в реальных условиях с первого раза — 95! Да такого быть не может! 30 - 40 процентов — это нормально.