РАЗРАБОТЧИКИ КСОДД БЕРУТСЯ «РАЗРУЛИТЬ» ТРИ ЧЕТВЕРТИ ДОРОЖНЫХ ЗАТОРОВ В КАЗАНИ БЕЗ СЕРЬЕЗНЫХ ЗАТРАТ

Сегодня итоги первого этапа разработки комплексной системы организации дорожного движения представили в исполкоме Казани. Всего их четыре, и полностью проект будет готов к концу года. Какие-либо рекомендации давать рано — пока питерские разработчики, установив датчики и камеры, записали десятки часов видео с самых загруженных участков казанских дорог. Интересно, что в результате конкурса на разработке КСОДД сэкономили 5,5 млн. рублей. Как узнал побывавший на совещании корреспондент «БИЗНЕС Online», впереди масштабный опрос казанских водителей с вопросами вроде: «Готовы ли вы платить за парковку в центре города?» и «С какой целью вам вообще туда ездить?»

01.jpg

СОБРАНО 60 - 70 ЧАСОВ ДОРОЖНОГО ВИДЕО

Сегодня ход работы над будущим лекарством от казанских пробок можно было наблюдать вживую в исполкоме Казани. Разработчик КСОДД – питерский научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) – представил результаты первого этапа работ, а именно: диагностики существующей ситуации.

Напомним, что КСОДД разрабатывается совместно с программой ООН по сокращению выбросов парниковых газов. Впервые об этом стало известно в ходе заседания штаба по борьбе с пробками, тогда же прозвучала примерная стоимость работ – 25 млн. рублей, 13 из которых выделила ООН. Однако, как оказалось, после торгов удалось сэкономить. НИПИ ТРТИ предложил разработать КСОДД за 19,5 млн. рублей, сообщил сегодня журналистам председатель комитета по транспорту казанского исполкома Айдар Абдулхаков. Остаток средств тем не менее по условиям ООН может быть израсходован на борьбу с выбросами парниковых газов, например, на разработку парковочного пространства Казани, уточнил он.

Каких-то конкретных пилюль от транспортных болезней питерцы прописать еще не готовы. Что и неудивительно: на первом этапе шел сбор данных, теперь их предстоит проанализировать, объяснил гендиректор НИПИ ТРТИ Валерий Мячин. Уже получены данные по проблемным перекресткам, а также по ряду проблем с организацией дорожного движения. В том числе не совсем правильная регулировка светофоров или их нехватка, излишне длинные фазы перекрестков. Интуитивно видны проблемы на выездных магистралях, собственно, они буквально кричат о себе по утрам и вечерам. Уже на втором этапе будут даны малозатратные рекомендации по улучшению транспортной ситуации.

В итоге же, как добавил Абдулхаков, институт проработает детальные схемы организации движения по 30 самым жутким с точки зрения пробок участкам городских улиц и даст рекомендации по улучшению дорожной ситуации.

Как рассказал руководитель проекта Станислав Володченко, получен огромный объем информации, уже имеющийся у исполкома. И с 19 по 30 мая институт провел натурные исследования. Изучалась динамика транспортных потоков, суточные параметры загрузки улиц, закономерности движения транспорта по улицам, распределение потоков на пересечениях и примыканиях, а также обследование парковочного пространства. Передвижная лаборатория более недели колесила по дорогам, в результате отснято более 1 тыс. км дорог – это примерно 60 - 70 часов видео. Обследовано 58 точек на перекрестках и развязках, суточную динамику потока измеряли 14 стационарных детекторов на вылетных магистралях, мостах, трассе М7.

После обработки данных будет разработана транспортная модель. И станет ясно, откуда, куда и зачем ездят казанцы, как и с какой целью идет транзитный поток. Вплоть до того, что можно будет оценить объем и характер грузов, который прибывает в тот или иной район.

Но уже сейчас разработчики констатировали, что «вечный кирпич» большегрузам дал эффект: грузовой транзит через Казань минимален. Легковой же транзит – от 5 до 20% въезжающих в город машин. В основе же большинства пробочных мест – а в Казани выявлено 40 проблемных точек – локальные сужения дорог, несбалансированная пропускная способность транспортной сети (вот он – призрак переехавших на новое место после строительства развязок пробок!) и недостатки в организации дорожного движения. При этом три четверти всех проблем можно решить при минимальных затратах – просто за счет изменения схемы организации движения, подытожил Володченко.

17.jpg

«ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ТАК: ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ»

Среди результатов реализации транспортного плана Универсиады с его развязками и десятками километров дорог Володченко отметил изменение характера происходящих ДТП. Есть рост их количества, но есть и снижение по количеству погибших. Причем большинство аварий случаются из-за субьективных факторов: лихачество на дорогах, игнорирование тех самых «крестов», «кирпичей», запрета левых поворотов и так далее.

По поводу количества парковочных мест высказался шеф ГИБДД Казани Рустам Ибрагимов, отметивший, что на первый взгляд данные далеки от реальности. Но, как оказалось, большинство данных по парковкам – сведения от структур казанского исполкома.

«Просьба проанализировать эту информацию, от этого зависит точность построенной модели и те предложения, которые нам будут даны», – потребовал от подчиненных первый замруководителя исполкома Рустам Нигматуллин.

Кроме того, он попросил разработчиков «не объезжать» и субъективные моменты в поведении автомобилистов.

«Это жизнь. Мы бы хотели в этом направлении также получить рекомендации. Мы все люди, и есть вопросы дисциплины любого участника дорожного движения, – объяснил свою мысль Нигматуллин. – Иначе получится, что гладко было на бумаге, а потом ничего не работает. Теоретические построения нам важны, но важно, чтобы все работало на практике».

В ответ Володченко пояснил, что среди рекомендаций такие предложения будут и по развитию велосипедного движения, и по камерам видеофиксации, и по регулированию транспортных потоков.

«КОСЫЕ КРЕСТЫ» ПОМЕШАЛИ ИССЛЕДОВАНИЮ ПАРКОВОЧНОГО СПРОСА

Теперь в обследование будут вовлечены и автомобилисты. Дело в том, что запрещающие «косые кресты» и «кирпичи» на казанских улицах отбивают у моторизованных граждан охоту парковаться в Казани. Так что разработчикам придется объехать этот «кирпич» через дорожки социологических опросов.

«При наличии запрета на парковку мы не можем реально посчитать количество людей, у которых есть желание парковаться в этих местах, – объяснил Володченко. – Так же трудно подсчитать обновляемость парковки и среднее время стоянки участника движения. Поэтому на следующем этапе будет проведено социологическое исследование».

Цель исследования – выяснить готовность людей поехать на машине в центр города по своим деловым, культурным либо рекреационным потребностям, выяснить желание и возможность людей платить за парковку в центре и узнать примерное время нахождения человека в центре города.

Сейчас институт уже разработал анкету и карту мест анкетирования, это 40 точек мест опроса, крупные торговые центры, паркинги, где можно легко «поймать» водителей.

«Если эти анкеты можно будет заполнить online на сайте, то у нас будет больше статистики, – отметил Володченко. – Это будет только плюсом, если автомобилисты пойдут нам навстречу. У нас другая проблема: как бы люди не сказали, что три-четыре минуты на анкету — это много…»

Нигматуллин поддержал эту идею – исполком намеревается разместить эту анкету на официальном сайте.

«Это не проходное мероприятие. КСОДД – это ответ на запросы активной части населения, – заметил он. – Как тех, кто ездит на автомобиле, так и тех, кто ходит пешком или ездит на общественном транспорте. <…> Социологическое обследование позволит нам понять в том числе возможности населения, определить ту же самую «точку отсечения», при которой автомобилисты не смогут оплачивать парковку».

КСОДД ПРЕДСТАВЯТ В КОНЦЕ ГОДА

В перспективе КСОДД станет одной из таблеток при борьбе с пробками – такую надежду высказал председатель комитета по транспорту Абдулхаков. Он напомнил, что Казань ежегодно прирастает на 30 - 35 тыс. автомобилей, и за 14 лет их стало в 2,5 раза больше. Теперь по дорогам Казани колесит уже более 360 тыс. машин, и на каждую надо по 25 «квадратов» площади на парковку.

Так что с помощью КСОДД власти надеются найти ответы на вопросы, как оставить позади пробки на дорогах Казани. Результаты работы должны быть представлены в конце года.