Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Я бы поставил три. В отличие от Верховного Совета начала и середины 90-х годов, влияние Госсовета в нашей республике всегда было небольшим, а сейчас оно стало минимальным. Причина — гегемония одной партии и приведение местных законов в соответствие в федеральными.

В результате сейчас Госсовет РТ обслуживает интересы исполнительной власти, хотя еще философ XVII века Джон Локк — автор идеи разделения властей, говорил, что при полном равенстве всех ветвей власти законодательная власть все-таки чуть-чуть равнее остальных, потому что она придумывает правила. Наши же депутаты занимаются лишь перераспределением денег, но этим же занимается и аппарат президента и кабмин. Поэтому роль Госсовета РТ больше декоративная.

Оппозиции в нашем парламенте практически нет, а те представители КПРФ, которые сейчас там есть, изображают борьбу нанайских мальчиков с «Единой Россией». Они вместе голосуют по большинству вопросов. Так что Госсовет у нас не место для дискуссий, хотя замечу, что парламент переводится как место, где разговаривают.

В сентябре я ожидаю небольшой всплеск интереса к политике со стороны партий и политизированных людей, но в итоге в Госсовет РТ пройдут те же партии, что представлены сейчас. Единственная интрига выборов — пропустят ли в татарстанский парламент «Справедливую Россию». Все зависит, конечно, от руководства республики, от его желания.

В результате смены поколений в Госсовете РТ вряд ли стоит ожидать появления активных независимых депутатов. Новые люди придут, но они будут такими же сервильными, лояльными и встроенными в систему. По моему мнению, идеальным парламентом можно считать тот, который полностью отражает интересы всех социальных групп республики. В реальности это означало бы при сохранении значительной доли (но не более 50 процентов) «Единой России» появление крупных фракций других партий, в том числе «Коммунистов России». И даже ЛДПР, я думаю, преодолела бы проходной барьер.

Марат Хайруллин — заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госсовете РТ:

— В целом я считаю, что Госсовет все это время работал на высоком уровне. Большая работа была проведена во время Универсиады и по встрече иностранных делегаций, и по другим вопросам. Вовремя принимались меры по поддержке и предпринимателей, и других социальных групп.

Так как Рустам Минниханов согласился возглавить список «Единой России», думаю, в сентябре партия сохранит свои позиции. Если же говорить о будущем составе парламента, то в некоторых политических партиях появились активные, думающие лидеры. Конечно, ничего идеального в нашей жизни быть не может, но все-таки я надеюсь, что в Госсовет придут достойные, мудрые люди.

Что касается проблем, которые предстоит решить новому составу парламента в первую очередь, это вопрос бюджета. Такой поддержки от федерального бюджета, как в прошлые годы к Тысячелетию или Универсиаде, конечно, уже не будет. Придется искать другие ресурсы. Думаю, мы все-таки найдем правильное решение. Еще один важнейший вопрос — это проблемы жилищно-коммунального комплекса. Кроме того, необходимо поддерживать дальнейшее поступательное развитие республики, и без думающего парламента это невозможно.

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ:

— Я нынешнему созыву Госсовета РТ поставил бы четверку. Парламент у нас работает аккуратно, в русле приведения в соответствие с федеральным законодательством. По местным вопросам депутаты Госсовета работали обстоятельно, проводили анализ, встречи, работали комиссии. В этой части претензий у меня нет.

Но у Госсовета РТ потерялась некоторая твердость в отстаивании интересов республики. Зачастую доходит до того, что коммунисты оказываются большими защитниками самостоятельности республики, нежели депутаты от партии власти. Я думаю, что новый состав парламента должен работать в этом направлении более активно.

Ну и хотелось бы большего разнообразия политических сил в татарстанском парламенте. Многообразие мнений — это всегда хорошо. Это привносит дух конкуренции идей, заставляет задуматься. Мне трудно сказать, кто еще кроме «Единой России» и КПРФ сможет попасть в новый состав Госсовета РТ. Может быть, появятся независимые одномандатники? Хотелось бы более ярких и независимых фигур. Парламентские споры, по моему мнению, нисколько не мешают эффективной работе. Разработка законов — творческий процесс, и в ходе столкновения мнений выявляются проблемы, которые не всегда видны.

Моя политическая карьера проходила в бурные 90-е годы, когда спор в парламенте был нормой. А сегодня норма — единогласное голосование. Понятно, что с течением времени политическая жизнь стабилизируется, но когда отсутствует оппозиция, мысль начинает застаиваться.

Перед новым созывом Госсовета РТ стоит задача повышения самостоятельности республики. На нас смотрят как на эталонный субъект-лидер, а наши парламентарии теряют инициативность. Инициатива перешла к президенту и его команде. Это хорошо, с одной стороны. Но не мешало бы их интеллектуально подпитывать, делая свои предложения. Это может упредить возможные ошибки. А они всегда бывают, когда идешь впереди.

Ирек Сулейманов — президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

— Я каждой ветви власти в Татарстане поставил бы оценку отлично. Каждой ветви! Невозможно исполнительной и законодательной ветви власти работать отдельно, потому что республика сегодня, слава Богу, на коне и мы везде являемся примером для регионов. Понятно, что не обходится без ошибок, что не все идеально, но я сам порой поражаюсь, насколько мы стремительно идем вперед. И в первую очередь благодаря власти.

Каким критериям должны отвечать депутаты следующего созыва? Как бы это банально ни звучало, они должны крепко любить родину, но прежде всего быть профессионалами. Они должны принимать законы, которые будут работать на благо граждан нашей республики, граждан Российской Федерации.

Азат Хаким — глава ГК «Тулпар»:

— Оцениваю, скорее, положительно. Но хотелось бы, чтобы следующий состав Госсовета РТ был более профессиональным, независимым. Депутаты должны иметь свою гражданскую позицию и не бояться отстаивать ее. Они же избранники народа и должны защищать его интересы! Хотелось бы видеть в нашем парламенте реальную оппозицию, чтобы можно было бы послушать разные точки зрения, а не так как сейчас — всеобщий «одобрямс». Перед новым парламентом стоит задача по дальнейшему улучшению республиканского законодательства, наши законы должны быть работающими. Лично я сторонник ужесточения экологического законодательства — должны быть драконовские санкции. По другому наших людей не перевоспитаешь. «КАМАЗ» мусора в кусты вывалил — миллион рублей будь добр заплатить. Сразу охота пропадет так делать.

Азат Газизов — сопредседатель ТРО «ОПОРА России»:

— Чего мне не хватило в работе Госсовета РТ этого созыва? Работы именно с предпринимательским блоком. Да, у нас есть люди, которые являются тяжеловесами в республике, которые работают в соответствующих комитетах. Это люди, которые уже не первый созыв работают в Госсовете и должны как минимум быть погружены в данную проблематику. Но учитывая скорость изменения законов, трендов, направлений, интересов и целей в экономике и в предпринимательстве, мне как предпринимателю не хватает этой оперативности. Я не чувствую, что законы, которые принимаются в нашей области, принимаются после обсуждения с избирателями. Да, идет какая-то работа с министерствами, очень большая работа в этой области пошла с омбудсменом. А вот что касается Госсовета — это ноль в этом отношении. Наверное, нужно все-таки предпринимательский блок в парламенте как-то усиливать... Потому что в экономике и страны, и региона поставлены четкие задачи по увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВРП и в ВВП. Понимание данной проблематики нужно не только со стороны профильных министерств, но и со стороны законодательной власти.

Олег Белгородский — координатор движения «Голос» в Татарстане:

— Оценка — тройка. Много не навредили, но и своими законами каких-то перспективных путей развития республики не наметили. Наиболее отрицательно я оцениваю то, как была отрегулирована деятельность индивидуальных предпринимателей по патентной системе. Татарстану было предоставлено право самостоятельно устанавливать ставку патентов, и наши депутаты установили очень высокую ставку. Теперь можно констатировать, что индивидуальное предпринимательство по патентной системе в республике практически разрушено. Также очень не понравился мне закон об образовании. Депутаты просто скопировали крайне неудачный федеральный закон, даже не попытавшись наметить собственный путь развития системы образования в Татарстане. Я стою на той позиции, что выбор объема изучения русского и татарского языка должен быть предоставлен родителям и администрациям школ. Еще одно разочарование — запрет на проведение общественных мероприятий возле зданий государственных учреждений.

От сентябрьских выборов я ничего хорошего не жду. Я думаю, что расстановка сил в парламенте не изменится, опять будет гегемония одной партии. Мне очень не понравилось, что президент РТ согласился стать «паровозом» «Единой России» на выборах, что отказались оснастить избирательные участки видеокамерами. В условиях невозможности контролировать ход выборов и неравных условиях в агитации для партий, которые не представлены в парламенте, ожидать каких-то изменений не приходится.

По моему мнению, идеальный состав Госсовета РТ должен представлять весь социальный срез общества. В нем должны быть не только бывшие чиновники и крупные предприниматели, но и рядовые учителя, врачи, пенсионеры и так далее.

Я считаю, что основным критерием оценки работы депутатов парламента и правительства Татарстана должно стать то, на сколько сократился разрыв в уровне жизни между самыми богатыми и самыми бедными. Разумеется, не надо идти по пути «отобрать и поделить». Нужно идти по пути развития потенциала всех социальных слоев общества. Сейчас же главный критерий — увеличение внутреннего регионального продукта (ВРП). Но ведь проблема в том, что большую часть этого ВРП получают те, кто находится на верху социальной иерархии. Это совершенно неправильно.

Римма Ратникова — заместитель председателя Госсовета РТ, председатель союза журналистов РТ:

— Я бы поставила работе парламента самую высокую оценку. Мы избрались в 2009 году — тогда был мировой кризис, потом было три года засухи. Даже если бы республика все эти годы топталась на месте, можно было найти этому тысячу оправданий. Но Татарстан развивался, парламент работал активно, откликался на самые сложные проблемы: религиозный экстремизм, обманутые дольщики, ЖКХ, строительство жилья и дорог. В общепризнанных успехах Татарстана есть вклад и Госсовета.

Каждый год мы принимали примерно по 100 республиканских законов. А всего на заседаниях парламента рассмотрено 2,5 тысячи вопросов.

От сентябрьских выборов я жду, во-первых, победы своей партии «Единая Россия». Но нам нужна не просто победа, а убедительная победа. Мы как никогда готовы к этим выборам. У нас сильная, профессиональная команда кандидатов.
Сегодня Татарстану крайне необходим эффективный республиканский парламент. Уверена, что новый состав Госсовета будет надежной опорой президента Рустама Минниханова в работе по социально-экономическому развитию Республики Татарстан.

Это будет открытая, прозрачная, эффективная работа. Потому что повышение эффективности власти — исполнительной и законодательной — одна из главных задач на сегодняшний день.

Хафиз Миргалимов — руководитель фракции КПРФ в Госсовете РТ:

— Я бы поставил работе парламента, скорее, четверку, чем тройку. В этом году он работал чуть лучше, чем в прошлом. Многие татарстанские законы приведены в соответствие с российскими, также разработаны уникальные законы именно для республики. Я думаю, социально-экономическая часть выполнена не полностью, избиратели ждали большего.

Коммунистическая партия займет достойное место в парламенте и увеличит количество своих депутатов. Для этого у нас есть все возможности. В нашем партийном списке средний возраст — 45 - 46 лет, это и политики, и экономисты, и финансисты. Мы считаем, что нужно охватывать максимальный круг интересов и потребностей граждан. Мы должны прийти к тому, чтобы не только директора предприятий, но и все категории населения были представлены в Госсовете. Нужно законодательно помочь жителям, которые живут на одну зарплату, пенсию или стипендию. Поэтому бюджет, который будет приниматься на 2015 год, и корректировка бюджета на 2016 - 2017 годы — одна из основополагающих задач.

Главное — сделать так, чтобы наши законы работали. Мы также должны способствовать расширению количества и качества мелкого и среднего бизнеса, это должна быть помощь именно со стороны закона, чтобы люди могли развивать свои предприятия. Нужно также совершенствовать закон об образовании и ЕГЭ — в таком виде, как сейчас, он не работает. Татарстану, кроме того, нужно рассмотреть финансовые отношения с федеральным центром.

Владислав Гаврилов — советник генерального директора ОАО «КАМАЗ»:

— Я думаю, что парламент отработал эффективно. В новом созыве планируется его обновление — придут молодые, энергичные, они будут решать основные проблемы республики. Можно заметить, что сейчас многие предприниматели из крупного бизнеса просто хотят получить мандат в своих интересах или в интересах своего предприятия.

Я не думаю, что расстановка сил в новом созыве Госсовета РТ будет кардинально отличаться от той, которая есть сейчас, «Единая Россия» останется в большинстве, следом за ней коммунисты, остальные партии возьмут несколько мест. Основной задачей парламента, наверное, по-прежнему является повышение благосостояния республики.

Николай Рыбушкин — член комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению:

— Парламент работал профессионально, надеюсь, что так он будет работать и в будущем. Люди, которые будут там представлены, на мой взгляд, должны обладать прежде всего юридическими знаниями, поскольку это законодательный орган, экономическими знаниями, а также политическими и социальными. Основная задача парламента — совершенствование законодательства республики, чтобы оно отвечало насущным требованиям сегодняшнего дня, работало на перспективу. Вторая задача — чтобы каждый депутат выполнил то, что обещает на выборах.

Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:

— Нынешний парламент Татарстана, я считаю, работал не хуже и не лучше, чем парламенты предыдущих созывов. С другой стороны, считаю, что все-таки мало экономических вопросов рассматривали в Госсовете. Серьезной поддержки делового климата мы не почувствовали.

От сентябрьских выборов я чего-то особенного не ожидаю, потому что в любом случае роль парламента и в нашей стране, и в нашей республике стала, будем говорить, не особо значимой. Потому что очень много полномочий ушло в федеральный центр и мало полномочий осталось на местах. Вот когда полномочия законодательной ветви власти вернут на места, тогда законодательная ветвь власти станет более значимой.

По поводу идеального состава Госсовета рассуждать не берусь, но в отличие от других регионов наш парламент работал неплохо, дружно, но реального улучшения делового предпринимательского, инвестиционного климата пока нет. Многое было сделано для улучшения жизни на селе, но что-то сделать для развития предпринимательства, исходя из ограниченных полномочий парламентариев, пока не очень удается, хотя, я вижу, что депутаты стремятся на это влиять.

И потом, я считаю, что в парламенте слишком много «генералов». Это плохо. Генералы промышленности должны работать в промышленности, а в парламенте должны быть шире представлены все слои населения, чтобы защищать его интересы — интересы молодежи, женщин, рабочих, крестьян, предпринимателей.

Госсовет, я считаю, должен в большей степени контролировать исполнительную власть. Учитывая, что у нас в России нет оппозиции (так уж сложилось, в отличие от западных демократий), у парламента должна быть роль контролера исполнительной власти. Госсовет должен постоянно и профессионально «встряхивать» исполнительную власть.

Марсель Шамсутдинов — председатель татарстанского отделения Республиканской партии России — Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС):

— Мне работа татарстанского парламента в нынешнем созыве ничем особенным не запомнилась. Это придаток исполнительной власти, к сожалению, а не самостоятельная ветвь власти. Главное, что меня всегда возмущало и удивляло, — это огромные дополнительные доходы, которые всегда появляются в конце года и которые кабинет министров расходует безо всякого контроля, в том числе парламентского. Иногда это четверть, иногда треть всего бюджета республики — десятки миллиардов рублей! И куда они деваются, куда они, на какие цели направляются, никто не знает. А парламент наш, к сожалению, послушно все принимает. Поэтому мое пожелание парламенту: стать самостоятельным в новом созыве.

В этой связи и оценка работы Госсовета РТ соответствующая: три с минусом или два с плюсом.

Ничего особенного от нового созыва не ожидаю. Примерно то же самое будет, что и сейчас. В нынешней политической и общественной ситуации никаких прогрессивных изменений в нашем парламенте не будет, а это значит, что особых прогрессивных изменений не будет и в обществе, в республике. Только в рамках нынешней нефтяной конъюнктуры и хороших нефтяных цен. Это нам помогает неплохо жить на данном этапе.

Но если бы парламент осуществлял жесткий контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, контролировал бы должным образом исполнительную власть, мы с помощью парламента мы могли бы жить раза в два лучше. Госсовет не должен давать исполнительной власти «зарываться», он должен следить, чтобы министры эффективно исполняли свои обязанности.

Идеальный состав Госсовета? Я думаю идеальный состав Госсовета — это тот, который избирает народ. Я считаю, что парламент — это все-таки место для дискуссий. Поэтому я бы хотел, чтобы ни у одной из партий, которые будут представлены в Госсовете, не было бы абсолютного большинства, в том числе и у «Единой России». Пусть она получит там свои 40 процентов голосов. А все остальные — коммунисты, «Яблоко», справедливороссы и другие получат свои меньшие доли, но чтобы не было у правящей партии монополии на парламентские решения.

Дискуссия — это всегда полезно. Мы люди разумные, мы граждане своей страны и через дискуссию все равно придем к единому мнению, выгодному для всех. А вот когда есть монополия на власть, то появляется желание ущемить интересы других ради своих собственных.

Депутаты нового созыва должны обладать независимостью. Они должны зависеть только от воли своих избирателей. Ни от какого административного или экономического ресурса депутат зависеть не должен. У нас, к сожалению, пока наоборот — депутаты полностью независимы от своих избирателей, мы прекрасно знаем, как они приходят, как их назначают в представительный орган власти и как считают голоса. Поэтому наше общество и развивается с большим перекосом. Это видно и по бюджетным тратам, и по образовательной политике, и по здравоохранению, и по дорогам и по всему остальному.

Александр Салагаев — заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии факультета социотехнических систем КНИТУ:

— Я бы поставил три с плюсом из-за того, что татарстанский парламент и татарстанская фракция в Госдуме заблокировали поправки о государствообразующем русском народе и русском языке как родном, хотя даже Чечня их поддержала.

От сентябрьских выборов я особенно ничего не жду. Квоты по избирательным округам уже распределены, включен административный ресурс, чтобы именно эти кандидаты прошли на выборах. Поэтому расклад сил после выборов не изменится. Подавляющее большинство в Госсовете опять будет за «Единой Россией», дадут немного мест КПРФ. Может, еще что-то перепадет «Справедливой России».

Каким бы я хотел видеть татарстанский парламент? Для меня образцом является парламент Татарстана начала - середины 90-х годов. Тогда была определенная оппозиция, которая выражала свою точку зрения, выборы были на альтернативной основе. Я сам был в те годы депутатом горсовета Казани. Тогда в нем было очень много разночинцев, а не номенклатуры. Тогда законодатели по-настоящему контролировали работу исполнительной власти. К сожалению, этого давно уже нет. Сейчас все законы принимаются под копирку. Да, сейчас решения принимаются быстро. Но как показывает практика, качество законов очень низкое, не все нюансы учитываются, а последствия просчитываются.

Наталья Таркаева — член правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— В целом работе Госсовета Татарстана я бы поставила хорошую оценку. Потому что те решения, которые мешают бизнесу работать, были принятые на федеральном уровне и к деятельности татарстанских парламентариев никоим образом не относятся. Решения, которые принимал Госсовет, в меньшей степени касались бизнеса как такового и в большей степени касались граждан. И эти решения Госсоветом принимались во исполнение федеральных законов. Решения, которые принимались в Госсовете, с моей точки зрения, были взвешенными и отражали потребности и республики в целом, и ее граждан в отдельности.

За последние пять лет Госсоветом РТ был принят ряд законов, которые, безусловно, позитивно повлияли на бизнес. Можно вспомнить и инвестиционно-налоговый кредит, и налоговые льготы. Я считаю, что все, что можно было сделать парламенту Татарстана на своем уровне в рамках того, что позволяет сделать федеральное законодательство, было сделано. Другое дело, что у Госсовета РТ не так много возможностей что-либо сделать. Но это вопрос уже не к нашим парламентариям, к сожалению.

Честно говоря, ничего особо нового от сентябрьских выборов я не ожидаю.

По моему мнению, идеальным составом Госсовета будет тот, который построен на принципах сдержек и противовесов. В том смысле, что всегда должна быть оппонирующая точка зрения на ту или иную проблему. Это не вопрос многопартийности парламента, это вопрос именно точек зрения. На любую точку зрения должна быть иная точка зрения для того, чтобы в споре этих точек зрения рождалась истина.

Депутаты должны хорошо понимать, что происходит у них в избирательных округах. Они должны понимать, какое население там живет, чего они хотят, какую зарплату получают, в чем их проблемы и чего они ждут от своих народных избранников. Это с одной стороны. А с другой стороны, депутаты должны очень хорошо понимать, как устроена бюджетная система республики, как этот бюджет формируется, и иметь способности находить компромиссные варианты между запросами и возможностями.

Я не сказала бы, что перед новым созывом парламента должны ставиться какие-то новые задачи. Перед ними будут стоять технические и тактические задачи, которых республика должна будет достичь для того, чтобы идти вперед. Задача у любой ветви власти заключается в том, чтобы способствовать постепенному развитию того субъекта, в котором они работают. Задача депутата Госсовета — сделать так, чтобы республика процветала. А остальные задачи — тактические.

Ильдус Янышев — депутат Казгордумы, директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:

— Я бы поставил хорошую оценку работе парламента Татарстана. Его работа соответствует тому правовому полю, которое сложилось в России. В парламентах субъектов федерации остается все меньше и меньше полномочий, их передали на федеральный уровень. Госсовет РТ работал стабильно, хотя, наверное, не хватало яркости, разных мнений относительно той или иной проблемы, интересных законодательных инициатив.

Мне импонирует работа в парламенте Артема Прокофьева, он предлагал и предлагает всегда отличные решения. Я бы поддержал его в том смысле, что парламент должен быть профессиональным, таким, каким является московский городской совет, где 50 избранных депутатов работают на постоянной основе и занимаются исключительно законотворчеством.

Я считаю, что депутатская работа должна быть основным видом деятельности народного избранника. Поэтому работа Госсовета РТ должна строиться на профессиональной основе меньшим составом. Лучше меньше да лучше.

От сентябрьских выборов в Госсовет я ожидаю, что там появятся представители и других партий, «Справедливой России», например. Они наверняка получат не меньше трех мандатов. С меньшей вероятностью можно прогнозировать, что в парламент пройдет ЛДПР, может быть один-два человека в одномандатных округах, и возможно появление представителей КПРФ и «Коммунистов России», у которых в совокупности в парламенте будет пять или шесть мандатов.

Думаю, что новый созыв Госсовета РТ должен стоять на защите межконфессионального и межнационального мира и стабильности в республике. Прилагать усилия для создания эффективной региональной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства и для создания условий для развития гражданского общества и участия граждан в управлении.

Выборы депутатов Госсовета должны проводиться по одномандатным округам. Партийные списки нужно вообще отменить, потому как это механизм для прохода в Госсовет людей вообще далеких от политики, которые просто имеют или деньги, или административный ресурс. Депутаты должны выявляться в ходе конкурентной борьбы, которая присутствует у нас в повседневной жизни и в бизнесе, в спорте или в шоу-бизнесе.

Депутат должен быть своими качествами общественного деятеля конкурентоспособным в дебатах, в реализации своих предвыборных программам, наказов избирателей. Только таким образом можно действительно отбирать в парламент активных людей, с активной гражданской позицией, которые прошли горнила предвыборной борьбы. Такие люди, как правило, не идут по партийным спискам. Это селекция, это естественный отбор. В этом отношении парламент Москвы, выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга в большей степени отвечают критериям демократического общества.

Дамир Исхаков — академик РАЕН, руководитель этнологического мониторинга института истории АН РТ:

— Недавно Фарид Мухаметшин сам поставил диагноз нашему парламенту. Когда речь зашла о том, что, может быть, увеличить количество депутатов в Госсовете РТ, которые бы работали на постоянной основе, спикер признал, что основной законотворческий процесс проводится в Москве, и поэтому нам нет смысла увеличивать состав постоянно работающих депутатов. Фактически он признал, что Госсовет превратился в пятое колесо в телеге. Наши депутаты штампуют те решения, которые принимаются федеральным центром. В этих заданных Москвой рамках Госсовет РТ работал хорошо, можно ему поставить четверку.

Особых изменений после сентябрьских выборов в парламент республики я не ожидаю. Да, произойдут кадровые перемены, в том числе и в руководстве Госсовета РТ, но по качеству это будет точно такой же парламент, как сейчас. Это отражение общей стратегии руководства страны, которое не хочет, чтобы местные парламенты играли какую-то значимую роль в политической жизни России.

Для меня идеальным был бы тот парламент, который бы активно отстаивал интересы республики. Такой, как был в начале и середине 90-х годов. Тот парламент был настоящим, было размежевание политических сил, сформировались как минимум три крупных политических блока, был плюрализм мнений, открытая борьба идей. В те годы мы сделали очень много оригинального в законотворчестве как особый субъект федерации. Но в нынешних условиях это невозможно.

Новому созыву Госсовета РТ выпадет трудная задача. Россия входит в рецессию, объем инвестиций снижается. Очень важно при этом отстаивать особенности республики и попытаться развиваться даже в этих условиях. Наш парламент должен будет найти способы сохранения и приумножения достижений Татарстана в условиях, когда российский рынок сжимается.

Татьяна Федорова — председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

— Пятерки они не заслуживают, максимум четверка. От сентябрьских выборов я жду прихода в Госсовет РТ людей, которым не больше 55 лет и которые обладают хорошим производственным и юридическим потенциалом. Если Госсовет РТ не слышит, что нужно бизнесу, что нужно предприятиям, значит, он будет работать только на политику. А вот бизнесу желательно, чтобы татарстанский парламент помогал ему в реализации своих проектов. Почему я возраст поставила до 55 лет? Потому что в Госсовете некоторые просто отсиживаются, а там должны работать люди, у которых глаза горят и которые знают, что нужно делать, чтобы у нас в республике развивалась экономика. Они должны работать в полную силу и принимать такие законы, которые помогут развиваться бизнесу.