Рубен Варданян и Сергей Когогин

«ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ, МИНФИН УБРАЛ ИЗ СПИСКА ОФШОРОВ КИПР...»

Сегодня на общем собрании акционеров ОАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах было принято решение о том, что акционеры предприятия получат дивиденды по итогам 2013 года в размере 29 копеек за обыкновенную акцию. Собрание прошло под руководством гендиректора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, посетил его и президент Татарстана Рустам Минниханов — сразу после аналогичного собрания в Альметьевске на площадке ОАО «Татнефть». Также в автоград приехали члены совета директоров КАМАЗа — управляющий директор ЗАО «Сбербанк КИБ» Рубен Варданян, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев и другие. В голосовании с учетом разосланных бюллетеней приняли участие держатели 625,9 млн. акций ОАО, что составило 88,5% от общего числа обыкновенных акций. Привилегированных акций у КАМАЗа нет.

Общая сумма дивидендов по акциям КАМАЗа за 2013 год была утверждена на уровне 205,6 млн. рублей. Это 10% от чистой прибыли ОАО по РСБУ — она составила 2,1 млрд. рублей (-50,5% к уровню 2012 года). Остальная часть прибыли общества распределена между резервным фондом компании (102,8 млн. рублей), погашением убытков прошлых лет (520,9 млн. рублей) и инвестиционной программой (1,2 млрд. рублей). Отметим, что по итогам 2012 года дивиденды выплачивались в размере 69 копеек на одну акцию, общий размер выплат тогда составил 487,99 млн. рублей, и это были первые дивиденды, которые получили камазовские акционеры за 20 лет. Таким образом, закрепить положительный опыт в 2013 году корпорации удалось, сократив долю своих акционеров при дележе прибыли более чем вдвое. На сегодня номинальная цена акции составляет 50 рублей, в 2013 году ценовой максимум акция КАМАЗа показала в октябре, достигнув отметки в 66 рублей, минимум был зафиксирован в июне — 26,73 рубля.

Наиболее острой темой собрания стали вопросы деофшоризации КАМАЗа и его отношений с «Даймлером». Во время пресс-конференции, прошедшей после заседания, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», какими темпами КАМАЗ намерен деофшоризацию осуществлять, Когогин сообщил, что после подписания с «Даймлером» соглашения в новой редакции корпорация сможет полностью выкупить доступные офшорные акции.

— Полностью мы эти действия не проведем, у нас ведь там есть компании, на которые мы повлиять не можем, — добавил Когогин. — И еще, если вы заметили, минфин России убрал Кипр из списка офшоров.

Варданян также сообщил «БИЗНЕС Online» от имени группы крупнейших частных акционеров, что они выступают за открытость в этом вопросе, и выразил полную солидарность так называемого «консорциума инвесторов» с решениями руководства КАМАЗа.

— Да, нам надо было урегулировать работу с «Даймлером», — подкрепил он слова Когогина со своей стороны. — И я хочу сказать, что акционеры сыграли большую роль в становлении КАМАЗа за последние 10 лет, и мы горды тем, что вместе с Сергеем Анатольевичем помогали и в приводе «Даймлера», и в переговорах с ним, и в финансировании КАМАЗа. Я считаю КАМАЗ одним из лучших своих проектов, и очень рад, что 10 лет провел вместе с ним. И проведу еще несколько лет с Сергеем Анатольевичем и его командой.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

«ЧТО БУДЕТ С КАМАЗОМ БЕЗ «ДАЙМЛЕРА»?»

Отмена сделки по выкупу «Даймлером» крупного пакета акций КАМАЗа, что само по себе уже не новость, тем не менее вызвала полемику на собрании. Когогин подчеркнул с места в президиуме, что взаимодействие с немцами, которое всех сильно беспокоит, на данном этапе никак не связано с уровнем присутствия «Даймлера» в уставном капитале КАМАЗа. «Когда стало понятно, что изменение доли невозможно, компании пришли к технологическому сотрудничеству», — отметил он, сообщив также, что речь в новом соглашении с несостоявшимся стратегическим партнером идет в том числе о передаче КАМАЗу технологий производства кабин.

— Мы намерены расширять наши совместные предприятия, — заявил Когогин. — Смею сообщить акционерам, что все продажи «Даймлер Тракс» — то есть в области коммерческого транспорта — осуществляются в России через СП Mercedes-Benz Trucks Vostok, где 50 процентов принадлежит КАМАЗу. Расширение этого совместного предприятия позволит нам выйти на новый уровень технологического сотрудничества по производству не только автомобилей Mercedes в Российской Федерации, но и автокомпонентов. Их перечень будет согласовываться дополнительного, но уже можно сказать, что это один из крупнейших налогоплательщиков Татарстана.

Отметим, что вопрос об открытости в теме размещения и движения акций КАМАЗа Варданян на пресс-конференции поднял неспроста, как и Когогин поделился подробностями отношений с «Даймлером». Дело в том, что на собрании из числа акционеров единственным выступающим оказался депутат челнинского горсовета и рядовой акционер КАМАЗа Сергей Еретнов, которому удалось спровоцировать к диалогу не только гендиректора КАМАЗа, но и Чемезова, и президента республики.

Еретнов ожидаемо обратил внимание на размер дивидендов, чем заслужил не бурные, но все же аплодисменты из зала. Еретнов, по его собственным словам, получил 175 акций в наследство от отца и в этом году получит по ним 78 рублей. Но начал он с отказа «Даймлера» выкупить крупный пакет акций и перспективами КАМАЗа в этой связи.

— К сожалению, нам так и не дали ответа, что будет с КАМАЗом в связи с отказом Mercedes покупать большой пакет акций, — начал акционер. — На мой взгляд, закрылось окно технологических возможностей, которое возникало с приходом на КАМАЗ ведущего производителя грузовиков в мире. (В этом месте руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, смотревший трансляцию собрания вместе с журналистами, отметил, что год назад Еретнов, наоборот, критиковал КАМАЗ за излишне тесные контакты с «Даймлером»авт.) Я думаю, «Даймлер» ни за какие деньги не продаст КАМАЗу технологии, чтобы растить себе конкурента.

«Я ВСЕГДА БЫЛ ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ КАМАЗ ПРОДАВАЛИ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ...»

Еретнов отметил достижения КАМАЗа за два последних года — и в экономике, и на поприще борьбы с коррупцией, но не без ремарки — развиваться КАМАЗ, по словам акционера, стал благодаря выкупившим 10% акций немцам. В нынешних обстоятельствах, по мнению спикера, Китай раздавит КАМАЗ в течение 10 лет. «И черт с ним, с КАМАЗом, но что будет с городом?» — обратил вопрос в зал Еретнов, уже, надо полагать, как депутат.

«Что думает господин Чемезов по этому поводу? После того, как сделка с Mercedes была провалена, господин Чемезов на конференции в Питере признал, что пакет немцам продавали втридорога — за 2,4 миллиарда, при этом господин Чемезов сказал, что все равно найдет деньги и выкупит пакет акций у кипрского офшора. Зачем тратить на это громадные деньги?»

Спикер предложил держателям акций на Кипре «сидеть и радоваться», хотя радоваться особо нечему, учитывая размер дивидендов.

«Выглядят эти выплаты, как говорил Ленин, по форме правильно, а по существу — издевательство. Папе, который всю жизнь проработал на КАМАЗе, начислили 78 рублей, а господин Когогин за свои 5 процентов получит миллион долларов (по официальным данным, доля Когогина в уставном капитале компании составляет 0,0028% — авт.) Так почему бы господину Чемезову не выкупить оставшиеся акции у пенсионеров, чем из кипрского офшора? Купите у них по 100 тысяч, пусть хоть на старости лет почувствуют, что получили что-то от КАМАЗа, а не жалкие 78 рублей! Если государство готово потратить огромные деньги на выкуп акций у анонимных держателей, представляет которых здесь, как я понимаю, господин Варданян, пусть потратит на выкуп у своих акционеров».

Первым отвечать вызвался Чемезов.

— Уважаемый господин Еретнов, — сказал гендиректор «Ростеха». — Я хотел бы вам посоветовать более уважительно относится к предприятию, акционером которого вы являетесь. Говорить «черт с ним»... Во-вторых, я никогда ничего не обещал по поводу приобретения акций «Ростехом». «Ростеху» достаточно 49,2 процента акций, и «Ростех» никогда не будет приобретать дополнительного количества акций.

Тут решил взять слово с места и президент.

— Господин Еретнов высказал опасения по КАМАЗу, что будет, раз «Даймлер» не оказался стратегическим партнером, — сказал Минниханов. — Нам важно сохранить КАМАЗ российским, татарстанским. Честно скажу, я всегда был против того, чтобы КАМАЗ продавали иностранной компании. Я уверен, что совместная работа «Ростеха», руководства республики и КАМАЗа даст плоды — мы будем отстаивать интересы КАМАЗа на федеральном уровне и продвигать на новые рынки. В воскресенье у нас как раз поездка в Туркменистан.

«БИЗНЕС Online» готовит подробный репортаж с собрания акционеров КАМАЗа.