Александр Тыгин
Александр Тыгин: «Мы сейчас стали свидетелями исторического события. Мы видим, как мы сами относимся к своей жизни, готовы ли мы своим рублем поддержать начинания в благоустройстве»

БЫЛИ ОПАСЕНИЯ, ЧТО ЛЮДИ НЕ ПРИДУТ, НО...

Сегодня итоги референдума по самообложению подводят в Зеленодольском районе — он проходил накануне, 22 июня. Депутаты сельских поселений предложили народу скинуться на благоустройство. Почти патриотический намек, мол, ударим самообложением по бездорожью и уличной тьме, раз вышестоящие власти не дают денег на эти нужды.

Утром на деловом понедельнике в ЦКИНТ им. Горького зеленодольские чиновники и главы местных самоуправлений подвели предварительные итоги референдума. Явка по району в среднем превысила 57%, то есть голосование в целом признано состоявшимся, сообщил руководитель территориальной избирательной комиссии Владислав Дриго. Согласие на самообложение дали от 70 до 90% пришедших на референдум.

«Довольны ли мы результатами? Более чем! — заявил «БИЗНЕС Online» глава Зеленодольского района Александр Тыгин. — Были опасения, что люди не придут. Все-таки лето, хорошая погода, вопрос местного значения, а не выборы в Госсовет. Люди не привыкли к этому, но результаты по-хорошему радуют».

Референдум проводился во всех 23 сельских поселениях района, и решение везде было принято положительное. Народ готов достать из кармана энную сумму, чтобы бюджет республики прибавил к ней свою часть. Хотя, как отметил глава района, в Раифском и Осиновском поселениях на отдельных избирательных участках народ высказался против самообложения.

«Но это тоже гражданская позиция, это активность людей, которые пришли и высказали свое мнение на референдуме, — считает Тыгин. — Мы сейчас стали свидетелями исторического события. Мы видим, как мы сами относимся к своей жизни, готовы ли мы своим рублем поддержать начинания в благоустройстве. И очень хорошо, что республика поддержит финансово местные инициативы».

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online» до голосования, отмечали, что подобная форма местных сборов — пожалуй, единственный способ получить деньги на благоустройство на селе. Согласно выпущенному 22 ноября 2013 года постановлению кабмина №909, согласившимся на самообложение поселениям республиканская казна должна отвесить на каждый собранный жителями рубль еще четыре. Учитывая прокатившиеся в районах совещания с участием районных глав, самообложение может коснуться миллиона сельских жителей республики.

Самообложение предусматривается законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и рядом положений Бюджетного кодекса. Средства могут направляться на решение любых вопросов местного значения: от дорожных работ и вывоза мусора до прокладки водопровода или обустройства пляжей. Референдум признается состоявшимся, если явка будет 50%. Решение утверждается, если с самообложением согласятся более половины голосовавших. Средства поступят на специальный счет поселения. А далее раз в квартал нужно будет отсчитываться в кабмине республики о расходах, в ответ будут поступать деньги софинансирования.

Так что теперь там, где народ согласился скинуться на блага цивилизации, предстоит поломать голову, как собрать этот местный налог.

ПРИХОДИ В ЗАПОВЕДНИК, СТАВЬ ГАЛОЧКУ: В РАИФЕ ПРЕДЛОЖИЛИ СКИНУТЬСЯ НА СВЕТ И ДОРОГИ ПО 500 РУБЛЕЙ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» вчера лично решил изучить сознательность на селе. В 11 утра мы поворачиваем в сторону Раифы. Пока большинство машин едет в монастырь, пытаемся найти заезд в сам поселок. Дорог нормальных здесь и нет — просто проложенные по земле тропы, и страшно думать, что происходит тут зимой. Водитель обещает вытребовать потом у начальства деньги на помывку автомобиля...

Раифа
В поселке Раифа, как выяснилось, мало кто знал о референдуме

В поселке тихо. Только дети и пенсионеры. В целом сонное царство. Первый встречный житель на вопрос «Где у вас тут референдум?» выдает классический ответ: глаза у него расширяются, челюсть выдвигается вперед. Какой еще референдум? Бабушки, местное новостное агентство, предполагают, что свой голос можно отдать («Если ты, милок, конечно, не врешь»), видимо, в местном училище. Рядом с храмом знаний висит неприметный листок, приглашающий сегодня с 7:00 до 22:00 сделать выбор в поселке Садовый, что находится поблизости.

Поплутав там по чуть более внятным улицам, оказываемся на территории заповедника. И здесь, в тиши, в музее, обнаруживаем избирательный пункт. На фоне чучел птиц и животных сидит избирательная комиссия, стоит урна, за двумя шторками можно поставить галочку. У них в списке 609 человек. Пришли пока что 65.

«Ничего, скоро из Раифы специальный автобус приедет. Еще мы ходили к нашим, которые сегодня работают, будем еще обходить дома, — настроена оптимистично председатель. — Да и агитация вроде была — писали об этом в местных газетах, объявление повесили...»

Объявление в Раифе
Пенсионеры готовы отдать деньги на ремонт, а вот молодежь противится

Здесь предлагают, кстати, скинуться аж по 500 рублей. А что — народ в коттеджах зачастую живет явно не бедный. Выясняется, что пенсионеры очень даже не против отдать деньги на ремонт. А вот молодежь, обитающая в отнюдь не скромных хоромах, откровенно противится этому.

Пока размышляем об этом, комиссия начинает спорить, кто из них пойдет обедать, а кто останется.

«Так, я, в общем-то, сегодня у вас тут главная», — пытается пресечь споры председатель.

«Вот уж сельсовет, как всегда, придумал нам...» — бросает оказавшаяся ниже рангом.

Голосование проходило без серьезных нарушений, но с элементами сельской демократии

Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», не обошлось без специфической сельской демократии. Как поговаривают, проголосовать жене вместо мужа можно без проблем. Все всё понимают. Впрочем, голосование проходило без серьезных нарушений. Были и пробелы в агитации. В том же Садовом, где живет в основном пожилое население, понадеялись на традиционную активность пенсионеров. Но в результате агентство «Бабушка надвое сказала» закопалось в огородах и оказалось не в курсе происходящего. А вот народ, ведущий полугородской образ жизни, скорее, наоборот — готов выложить из кармана и поболее 500 рублей, лишь бы сделать, наконец, что-то с дорогами.

Участок в Садовом
В Садовом, где живет в основном пожилое население, зря понадеялись на традиционную активность пенсионеров

«100 РУБЛЕЙ? ДЕНЬГИ ЛИ ЭТО, ЧТОБЫ МОИМ ДЕТЯМ ЖИЛОСЬ ЛУЧШЕ!»

На повороте на Васильево дорожные работы ведутся активно. Да так, что машинам приходится скапливаться, пропуская встречный поток.

Как ранее рассказал «БИЗНЕС Online» глава поселка Олег Антонов, в самом Васильево из 70 км дорог лишь 25 имеют какое-то покрытие. Это самый крупный населенный пункт, решающий вопрос с самообложением. Здесь голосовать могут свыше 13 тыс. человек, расположено 11 участков.

Мы попадаем в тот, что работает в местном ДК. Здесь все еще больше похоже на выборы. Урны, правда, еще не прозрачные — с прошлых выборов. Новые привезут осенью, к выборам в Госсовет. Но зато здесь даже работает буфет. Покупая пирожок за 20 рублей, интересуемся у уборщиц, как они проголосовали.

Дорога на Васильево
Люди готовы выложить из кармана и поболее 500 рублей, лишь бы сделать, наконец, что-то с дорогами.

«Конечно, за, — отвечает одна из них. — Ну а что, 100 рублей — это немного. А вдруг действительно поможет?»

Внутри сообщают, что в списке 1579 человек, проголосовали 150, плюс 60 сделали это на дому — очень много живет в Васильево пенсионеров, решать что-то они хотят, но прийти не могут. Да и в поселке, состоящем в большинстве своем из частных домов, поход куда-то, да еще в погожий солнечный летний день — непростое решение.

Но, судя по разговорам, все, кто пришел, за единовременный взнос.

«Те, кто против, просто не приходят, — отвечают в комиссии. — Мы парируем, что деньги в случае положительного результата придется все равно выкладывать...»

В поселке Васильево проводили агитацию с помощью местной газеты

Некоторые, впрочем, думают, что надо прямо здесь отдавать эти 100 рублей, говорят члены комиссии.

Председатель демонстрирует газету, которую разносили по домам в качестве агитации. Заголовок гласит: «Сто рублей?.. Деньги ли это, чтобы моим детям жилось лучше!»

В другом участке, открытом в неприметном исполкоме, все еще строже. Без пирожков, но с требующими документы вежливыми полицейскими. К участку прикреплен 1541 человек, побывали 200. Кто-то приходил лишь для того, чтобы поскандалить и сказать: он отдавать свой голос не собирается. Иные требовали показать соответствующий закон, их отсылали в интернет.

Участок в Васильево - исплком
Явка в Васильево, по оценкам корреспондентов, низкая

Но заметим, уже на третьем участке мы наблюдаем пустое помещение. В церковь неподалеку, отмечаем, идет публики больше. А тут за все время разговора, дай бог, если зайдут два человека.

«Как голосовали? Раз пришли, видимо, за?» — интересуемся у очередных пришедших, по-видимому, женской половины семейства.

«Конечно, против, — отвечает старшая. — Скомкали за три дня референдум, а куда эти деньги на самом деле пойдут, непонятно. И как следить, как они будут использоваться?»

Пытаемся найти хотя бы еще один участок, спрашиваем, как водится, у прохожих. Одна из женщин сердобольно начинает объяснять, где он находится.

«А там точно можно проголосовать?» — интересуемся на всякий случай.

«А я откуда знаю? — получаем ответ. — Я и не ходила сама».

Участок в Васильево - бюллетень
«Мы платим налоги, почему должны еще?» — недоумевают некоторые местные жители

«МЫ ПЛАТИМ НАЛОГИ, ПОЧЕМУ ДОЛЖНЫ ЕЩЕ?»

Последний наш пункт — это Осиново, к нему прикреплены село Николаевка и Новая Тура, итого пять точек. Над площадью разносятся позывные «Милицейской волны», указаний на место проведения нет. Зато внутри висят образцы приглашений, подобные тем, что попадают в почтовые ящики перед выборами президента или депутатов. Просят, кстати, по 200 рублей.

Председатель комитета, сообщив, что к обеду пришли уже 350 человек, не хочет говорить общее число возможных голосующих. Но может сказать, что народ идет разнообразный. Была даже бабушка 92 лет. Вопрос о целесообразности такого добровольного налога раскалывает присутствующих на две группы. Одни считают, что можно заплатить. Подавляющее большинство либо молчит, либо склоняется к мнению, что кто-то бюджет Осиново «подрезал».

«Это все от того, что местные деньги с налогов себе забирают», — допускает неидейную мысль член комиссии, только что остривший на тему украинских отношений.

«Я, наверное, буду против голосовать», — сообщает входящая в помещение женщина.

«Точно, — соглашается муж, — мы и так платим им по 300 рублей, это налоги, почему должны еще?»

И широким шагом пара идет отказываться отдавать две сотни в год.

РЕШИТЬ — ПОЛДЕЛА...

Итак, в Зеленодольском районе сельчане решение приняли. И теперь главное — начать процесс сбора денег.

Тыгин в ответ на просьбу «БИЗНЕС Online» затруднился «оцифровать» денежные аппетиты местных властей по итогам референдума. Все зависит от того, сколько соберут средств. Принять решение, по словам главы района, это полдела — теперь надо еще выполнить это решение, только тогда республика окажет свою помощь. Однако он уверен, что в этом году средств на сельское благоустройство удастся направить значительно больше, чем обычно.

Однако можно подсчитать приблизительный порядок цифр: в целом в сельских поселениях района проживают около 60 тыс. человек, если учесть, что до половины из них — дети, то получаем около 30 тыс. налогоплательщиков. Если в среднем каждый из них будет платить в среднем 200 - 300 рублей, то в итоге получаем сумму от 6 до 9 млн. рублей в год. Не бог весть какая сумма, но тем не менее.

Глава Васильево Олег Антонов пояснил, что теперь в исполкоме рассчитывают на сознательность жителей. Если удастся собрать по 100 рублей с каждого взрослого гражданина, а именно такое принято здесь решение, то казна получит примерно 1,2 млн. рублей. С учетом помощи из бюджета — в 5 раз больше: 6 млн. рублей.

«Этих денег, понятно, не хватит на все наши дороги, — вздохнул глава. — Но хотя бы по улице, по полторы улицы в каждом районе поселка мы сделаем. Люди должны увидеть результат своих вложений».

Напомним, что аналогичные референдумы пройдут и в других районах Татарстана — районные власти довольно активно агитируют за их проведение нижестоящих коллег из местного самоуправления. Таким образом, высказаться по поводу самообложения предстоит миллионному населению татарстанской глубинки.