МИННИХАНОВ ПОИГРАЛ В ФУТБОЛ С РОБОТАМИ

Российский этап всемирной олимпиады роботов (World Robot Olympiad — WRO) в минувшие выходные прошел на базе казанской академии тенниса. Церемония открытия получилась довольно помпезной. Один только набор почетных гостей говорит сам за себя: министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и президент Татарстана Рустам Минниханов. К удивлению и радости собравшихся детей на олимпиаде появился и известный актер Константин Хабенский, у которого в столице Татарстана в воскресенье прошла премьера спектакля «Поколение Маугли», поставленного его детской театральной студией. Вместе с певицей Эльмирой Калимуллиной, которая исполняла в его спектакле роль Багиры, они поднялись на сцену, и поприветствовали участников. А татарстанская дива еще и спела.

На фоне разнообразных моделей роботов, представленных на олимпиаде, больше всего удивил английский робот-андроид Теспион, который принимает участие в различных тусовках по робототехнике по всему миру и благодаря развитой мимике лица считается очень артистичным и обаятельным. Правда, на этот раз произошла накладка. Он должен был поприветствовать гостей в том числе и на татарском языке. Перед торжественной церемонией робот и его техники неоднократно репетировали, как это будет происходить, но когда настал момент истины, робот, как это бывает с техникой, завис.

Высокопоставленные гости прогулялись почти по всей территории, восхищались разработками, а Минниханов даже умудрился поуправлять андроидами, которые играли в футбол.

В Казань на олимпиаду приехали 720 участников из 41 региона России и 373 робота. В этом году организаторы решили посвятить соревнования теме космоса, поэтому все задания и творческие проекты участников были связаны с космонавтикой. Предполагается, что 53 победителя олимпиады со своими роботами отправятся в ноябре на всемирную олимпиаду, которая пройдет в городе Сочи.

Разумеется, школьники создавали роботов не на пустом месте из подручных материалов. Сегодня существует множество образовательных программ по робототехнике на любой вкус и кошелек. Дети сами могут собрать робота по прилагающимся инструкциям, сами могут писать программу, по которой он будет выполнять определенные функции.

Надо сказать, что Россия постепенно начинает догонять ушедшие далеко вперед ведущие страны в области робототехники. По крайней мере, наши соотечественники все удачнее выступают на соответсвующих международных соревнованиях. Так, в прошлом году наша сборная впервые заняла первое командное место на соревнованиях в Индонезии. Внутри страны самыми сильными центрами, где развивается робототехника, считаются Москва, Питер и Челябинск. Казанские школьники пока не входят в число сильнейших, так как мода на конструирование и программирование андроидов до нас докатилась совсем недавно.

КОСМИЧЕСКИЙ АКВАРИУМ И 3D МАРСОХОД

Олимпиада проходила в трех секторах. На огромном корте происходит спортивная, если можно так выразиться, часть соревнований, где нужно было собрать роботов на время, в холле были представлены разработчики и представители образовательных программ по робототехнике, а на втором этаже была организована импровизированная творческая мастерская, где выставлялись роботы и другие технические средства, сделанные руками самих школьников.

В спортивной части олимпиады состязались участники самых разных возрастов — от первокласников до первокурсников. К примеру, в младшей возрастной категории задание называется «Ракета». Робот должен собрать все ступени ракеты, разбросанные на игровом поле по всему «космодрому», привести их на пусковую установку и поднять каждую ступень с горизонтального положения в вертикальное. При этом должна получиться ракета цвета российского флага.

Дальше сложнее. Нужно эвакуировать людей в безопасную зону и только потом объявить о старте корабля. Ребята собирают робота, придумывают ему конструкцию, пишут программу и только после этого подходят к полю, выставляют его в зону старта, запускают программу — и робот выполняет все действия. Тут действительно соревнуются роботы, а конструкторы их только создают.

Творческая часть была куда более зрелищней. Причем, что поразило корреспондента «БИЗНЕС Оnline», многие школьники пытались смоделировать не просто бесполезную игрушку, а вещь, которую можно применить в быту. К примеру, девятиклассник Алексей Петров из Барнаула придумал и сделал шлем, по бокам которого установлены фонари. Если его обладатель поворачивает голову вправо, фонари поворачиваются вместе с ним и светят в нужном направлении.

— Если доработать мою технологию и сделать ее менее весомой, то шлемы смогут использовать работники МЧС, — мечтательно пояснил Леша.

Екатерина Федулеева из Мурманска со своей сестрой придумала «аппаратный комплекс для сбора образцов грунта небесных тел». Робот-манипулятор ездит по полю, которое напоминает поверхность Марса, находит на нем объект, касается предмета, и в этот момент срабатывает веб-камера. Он объезжает найденное «тело» по кругу, при этом постоянно фотографируя, затем снимки беспроводным путем попадают на компьютер, и получается 3D-фото. На создание прототипа для казанской олимпиады у девочек ушло полгода. По ее словам, с помощью этой технологии они уже делали 3D-фотографии товаров для интернет магазина.

— Я занимаюсь робототехникой уже четыре года, и это очень хорошо сказывается на памяти, воображении, потому что постоянно нужно что-то придумывать, и мелкой моторике рук, — сказала она.

Десятиклассница Виктория Свобода из екатеринбургского клуба «Робокот» придумала и создала со своими подругами «космический аквариум». Он может работать автономно больше месяца. Если вы отлучитесь из дома, то «умный аквариум» будет кормить рыбок небольшими порциями, оснащать воду кислородом, поддерживать определенную температуру воды, с помощью насоса закачивать чистую воду, а грязную с помощью трубки будет выводить в рядом стоящее ведро. И пусть конструкция, собранная своими руками, на которую по словам Вики пришлось потратить 2 тыс. рублей личных средств, выглядит неказисто, с торчащими проводками, однако идея работает.

— Меня многие просили сделать такой же аквариум, пока просто не хватает времени, — говорит Виктория. — Мне нравится придумывать всевозможные вещи, которые могут пригодиться в быту. Ну а еще у меня улучшаются знания по физике и математике...

ИНВЕСТИЦИИ В РОБОТОВ

— Когда я учился в школе, я даже мечтать не мог о том, что смогу создавать роботов, — признался журналистам министр связи РТ Никифоров.

— Мы считаем, что это одно из технических творческих инженерных направлений, которое определяет будущую экономику любой страны, — поддержал коллегу министр образования РФ Ливанов.

Его заместитель Вениамин Каганов рассказал, что в правительстве сейчас разрабатывается проект по созданию специализированных классов по робототехнике на базе общеобразовательных школ. И вроде как деньги будут выделены на это из федерального бюджета.

— Конструирование и программирование роботов — это универсальный способ развития ребенка. Одна из задач нашей всемирной олимпиады — это интегрировать все силы, которые действуют в этой среде. Это и наука, и бизнес, и образовательные учреждения, которые в совокупности могут дать огромный эффект, — отметил он

По словам Ливанова, информационные технологии уже используются в России во всех без исключения школах. А их по стране более 140 тысяч. В каждой школе есть мультимедийное оборудование. «Мы хотим, чтобы в каждую школу пришел быстрый интернет. Пока же многие учителя с трудом электронную почту открывают. Мы планируем, чтобы каждый учебник был оснащен современной мультимедийной обучающей версией. Я думаю, в ближайшем будущем мы этого добьемся», — сказал он.

О ЧЕМ МЕЧТАЮТ МИНИСТРЫ

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Оnline», Никифоров признался, о чем он сейчас мечтает.

— Мы мою мечту на определенном этапе реализовали в Татарстане, когда я работал здесь. Еще много лет назад я мечтал, чтобы у каждого учителя появился ноутбук, в школах был Wi-Fi, а крупные школы были подключены к оптоволоконной связи. Теперь надо, чтобы мечта, реализованная в Татарстане, стала явью по всей России. Конечно, линии связи нуждаются в модернизации. Ноутбуки тоже нуждаются в модернизации, чтобы учителя были оснащены самым лучшим оборудованием. Мы прорабатываем такие варианты, чтобы у каждого учителя был современный российский ноутбук или планшет. У нас невероятное количество маленьких сел, в которых тоже есть школы. Все должны иметь равный доступ к информации. Мы в ближайшие 3 - 5 лет проложим 200 тысяч километров линий оптоволокна — это один из самых масштабных проектов в мире. С его помощью мы сделаем интернет доступным до 97 процентов населения, — поделился планами Никифоров. — Пусть даже в нем некоторые комплектующие, микросхемы, чипы пока будут зарубежными. Год за годом доля российских комплектующих будет все выше, российского программного обеспечения будет все больше.

В перспективе, пообещал министр, такие устройства будут доступны не только учителям, но и школьникам. «Государство должно этим заниматься, должно субсидировать, должно вести стратегическое планирование в этом отношении. Геополитические события очень остро обозначили проблему импортозамещения. Это должно стать основой, и мы должны совершить рывок. Отрасль образования должна стать одной из первых, кому предстоит пережить эти изменения», — подчеркнул министр.