Люди, впервые оказывающиеся в Каире, шокированы от того, что происходит на местных дорогах: полицейских нет, светофоров нет, каждый едет как хочет. Казанская журналистка Лилия Ахмадеева, постоянно проживающая в стране пирамид, в своей очередной статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассказывает о любопытном феномене самоорганизации дорожного движения, который при всей кажущейся хаотичности справляется с главным — здесь редки серьезные аварии.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЛЕЗНЫЕ ВОЛОНТЕРЫ
Каждый, кто бывал в Каире, наверняка обращал внимание на хаотичность дорожного движения и кажущееся отсутствие каких-либо правил. На весь 20-миллионный мегаполис приходится всего 4 (!) светофора. Сложных перекрестков почти нет, поэтому задача передвижения частично облегчается за счет системы круговых U-образных развязок. Пробки и заторы возникают не чаще, чем в любом другом крупном городе мира. Как правило, если на перекрестке образовалось скопление транспорта и движение затруднено, за дело берется какой-нибудь энергичный доброволец, выполняя функцию регулировщика.
Это вообще в национальном характере египтян — добровольная помощь другим. Поэтому вместо того чтобы кричать друг на друга и нецензурно ругаться, каирские водители выходят из машин и спокойно «разруливают» обстановку. Нередко в дело вступают прохожие. Несколько раз на моих глазах заторы рассасывались буквально за минуту-другую благодаря какому-нибудь (нередко довольно оборванному) уличному бездельнику, который с улыбкой и прибаутками руководил процессом.
ПОЛИЦИЮ ЗАМЕНЯЮТ ПРАВИЛА ЗДРАВОГО СМЫСЛА
Соблюдение ППД никто не контролирует — в Египте отсутствует автодорожная инспекция. На штраф можно нарваться в одном случае — слишком наглая парковка (например, на третьей линии на оживленной магистрали или напротив важного государственного учреждения). Однако не зря я оговорилась, что отсутствие правил только кажущееся. На самом деле они существуют — правила здравого смысла и самосохранения. Не подрезай, держи дистанцию, сигналь в местах ограниченной видимости, перестраивайся с включенным поворотником. Так что, можно сказать, египетские водители контролируют друг друга.
Конечно, разъезжать по Каиру без водительских прав не получится. Время от времени тут и там возникают полицейские чек-пойнты, где автомобили останавливают на предмет проверки документов и подозрительных личностей. Сказать, чтобы строго наказывали за просроченные права, нельзя. Признаться, однажды попались и мы с мужем, но полицейским быстро был предъявлен маленький ребенок и объяснение «времени не было». На том и расстались.
ВОДИТЕЛЬ МАРШРУТОК И В АФРИКЕ ВОДИТЕЛЬ МАРШРУТОК
Скоростной режим никто, конечно же, не соблюдает. Первое время, сидя в движущемся автомобиле, я просто-напросто от страха прикрывала глаза. Потом это чувство ушло. Каирские водители хоть и лихачи, но все-таки довольно виртуозны. Секрет прост — никто не ожидает от других участников движения вежливого поведения на дороге. В любую секунду перед тобой может «вынырнуть» другая машина, кто-то слишком резко перестроится или выскочит со второстепенной дороги. Такое случается — есть же новички, к примеру, или крайне разнузданные водители маршруток. Поэтому автомобилисты Каира всегда «на стреме». Как им удается контролировать ситуацию, учитывая, что египтяне страшно болтливы и любят разговаривать во время езды по мобильнику, я так и не поняла. В общем, несмотря на некоторый водительский стаж, приобретенный в России, садиться в Египте за руль я пока не планирую.
К слову, быть пешеходом в Каире — занятие тоже не для слабонервных. Все потому, что здесь пешеходных переходов ровно столько же, сколько и светофоров, то есть практически нет. Египтяне неспешно переходят проезжую часть в любом месте, даже самом оживленном, отвернув голову от движения. Что делают бешено мчащиеся автомобилисты? Тормозят... и никто при этом не жалуется.
ОТ ПОЖАТИЯ РУК ДО ДРАКИ
Удивительно, но стать свидетелем аварии на дорогах Каира можно крайне редко. Лично мне за два года «посчастливилось» увидеть последствия ДТП всего пару раз. Частично я уже привела объяснение этому странному факту — нет никаких правил, а значит, никто не ждет их соблюдения. Многие водители вообще разъезжают без боковых зеркал — «потеряли» когда-то при парковке, или снес какой-нибудь «чайник» — да так и не удосужились установить новые. Складывается ощущение, что такая беспечность обоснована опытом — рядом с этим автомобилем другие участники движения будут вдвойне начеку, а значит, ничего плохого не случится. Объедут стороной.
Все знают, какое количество ДТП случается по вине пьяных водителей в некоторых иных, скажем так, государствах. Поэтому другая версия безаварийного феномена в стране пирамид звучит очень просто: египтяне почти не употребляют алкоголь.
Здесь следует сразу оговорить некоторые детали. Все, о чем я пишу, касается жителей Каира в массе своей. У читателя блога могут возникнуть вопросы: а как же тогда пугающие новости об авариях, которые время от времени происходят на автострадах Египта с пассажирскими (а иногда и туристическими) автобусами?
Если честно, я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Возможно, причина кроется в низкой зарплате водителей, которая привлекает только неквалифицированные кадры, а также особенностях управления крупногабаритным транспортом при отсутствии у работников специального образования и других «болезнях отрасли».
Что же происходит, когда, скажем, два автомобиля в Каире попадают в ДТП? На ум приходит сценарий с вызовом полиции, составлением протокола и схемы ДТП, обращением в страховую компанию. Ан нет. Стражей порядка вызывают в самых крайних случаях. Если две машины просто «поцеловались», то дело решается простым междусобойчиком, в спектре от мирного пожатия рук до драки. В основном же водители долго и эмоционально торгуются, выясняя степень вины и размер ущерба. Тут же находятся и словоохотливые свидетели, вступающие в разговор. Если стороны пришли к согласию, то при наличии денег у виноватой стороны конфликт исчерпывается после передачи пострадавшей некоторой суммы наличных.
Обязательного страхования автогражданской ответственности в Египте нет. Вообще, я не знаю ни одного египтянина, чья машина была бы застрахована. Возможно, полис оформляют владельцы супердорогих иномарок, да и то в случае покупки в кредит. Кстати, такого количества дорогих «мятых» автомобилей до сих пор видеть мне не доводилось. Каирцы не зациклены на ремонте и закрашивании каждой царапины. Просто климат в Египте сухой и жаркий, металл в гораздо меньшей степени подвержен коррозии, так что... «как-нибудь потом, инша Аллах».
АВТОВАЗ — ЛИДЕР ЕГИПЕТСКОГО РЫНКА
В столице Египта ездят на всем. Общественный транспорт в Каире ужасен (грязь, толчея, духота), поэтому каждый горожанин, за исключением последнего бедняка, стремится всеми правдами и неправдами приобрести собственное средство передвижения. Откуда у небогатых египтян деньги? Во-первых, наследство. Во-вторых, приданое и подарок на свадьбу. В-третьих, кредит. Машина покупается на долгие-долгие годы, благо, опять же, нет острой необходимости в косметическом ремонте из-за жаркого и сухого климата.
Строго говоря, для египтян все, что ездит, — это «иномарка», так как собственного производства нет, но я употребляю это слово со смыслом. Потому что в Египте есть еще автомобили «Лада». Да-да, в Каире есть целый завод, выпускающий «семерки» и «десятки», крайне популярные среди местного населения за простоту эксплуатации и дешевизну запчастей. «Семерки» адаптированы к жаркому климату, и в отличие от отечественной «классики» имеют ГУР, кондиционер, кожаный салон. Цена этого чуда техники около $10 тысяч. Это гораздо дороже, чем в России, даже с учетом модернизированной комплектации. Просто в Египте в среднем цены на автомобили выше из-за ввозных пошлин, благодаря чему даже самое захудалое детище азиатского автопрома (причем сильно б/у) проигрывает пред лицом продукции АвтоВАЗа.
БЕНЗИН ДЕШЕВЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
В последние годы из-за общей атмосферы безнаказанности, которую принесла с собой революция, в Каире во множестве расплодились так называемые «тук-туки». Для тех, кто никогда не сталкивался с данным видом транспорта, популярным в странах Азии, поясню: речь идет о малогабаритном возке с двигателем, как у мопеда, и крытым пассажирским сидением на 2 человека. «Тук-туки» снуют между «настоящими» автомобилями, создавая риск для себя и других участников движения, нередко управляются подростками. На большие расстояния они не передвигаются, скорее, выполняя роль внутрирайонного транспорта. Например, могут подвести домохозяек с рынка до места проживания.
Очень популярны в Каире мопеды. Это единственное доступное для бедных слоев населения средство передвижения, причем семейное. Нередко на дорогах Каира можно наблюдать такую картину: за рулем мопеда отец семейства, чуть ли не на руле сидит его сын, позади водителя — жена с младенцем на руках, а за ней на последнем сантиметре сиденья пристроился еще один отпрыск. Мопед расходует мало бензина, который, в свою очередь, стоит в Каире 1 фунт (5 рублей) за АИ-80. Это дешевле, чем общественный транспорт, и ездить на мопеде, пусть и впятером, в жару приятнее.
Кроме этого в Каире до сих пор популярным остается гужевой транспорт. Ослиные упряжки на арабском востоке еще никто не отменял.
ОТ УСЛУГ ПАРКОВЩИКА НЕВОЗМОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ
Как в любом перенаселенном мегаполисе, в Каире большие проблемы с парковкой. В поисках свободного места приходится проводить немало времени. Гипермаркеты и моллы имеют платные подземные стоянки, а бесплатно на уровне земли можно припарковаться только возле «Икеи». Никаких специальных мест или карманов почти не бывает ни во дворах, ни возле государственных учреждений. Редкое исключение составляют элитные жилищные проекты. В Каире паркуются просто — вдоль проезжей части, в большинстве случаев в два ряда. Любопытно, что, паркуясь в оживленном месте и перекрывая выезд другим автомобилистам, водители нередко оставляют машину с опущенным ручником — чтобы в случае чего заинтересованные лица могли просто «оттолкать» ее в сторонку.
Как правило, любое оживленное место (напротив продуктового магазина или поликлиники, например) бывает оккупировано самозваными «парковщиками». Это некие дяди, которые сигналами помогают автомобилю занять освободившееся место, а отъезжающему — безопасно удалиться. От «услуги» невозможно отказаться. Можно не платить, но так не принято. Даже если парковщик подскочил в последний момент, когда вы уже готовы открыть дверь автомобиля и выйти, нужно дать монетку, иначе громкие проклятия на вашу голову обеспечены. Больших размахов парковочная мафия приобретает в местах высокой проходимости, возле рынков. Там нелегальные парковщики берут мзду посущественнее, и никому не придет в голову отказываться, а то с автомобилем может случиться что-нибудь нехорошее. Все-таки машина у египтянина, как дама сердца у рыцаря, — одна и на всю жизнь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.