КРЫМ КОНГРЕССУ НЕ ПОМЕХА

Президент Татарстана Рустам Минниханов принял накануне участие в работе ХХІ Международного нефтяного конгресса, который стартовал в московском «Крокус-экспо» еще 16 июня. Это масштабное мероприятие проводится каждые три года, начиная с 1933 года. Если в прошлый раз нефтяники со всего мира собирались в Катаре, то теперь двери распахнула Москва. Несмотря на введенные из-за присоединения Крыма санкции, участники не стали бойкотировать конгресс. Об этом как нельзя лучше свидетельствует статистика — свое участие подтвердили более 4 тыс. делегатов, включая 30 министров и 400 топ-менеджеров и глав отраслевых организаций из более чем 80 стран мира.

В этот раз основной темой форума заявлено «Ответственное обеспечение энергоресурсами развивающегося мира». Поэтому основные дискуссии конгресса посвящены тенденциям развития отрасли, проблемам освоения месторождений, разработке новых технологий разведки и добычи нефти и газа, отдельное внимание уделено инвестициям и финансированию нефтяной и газовой отраслей, а также перспективам поставки газа из нетрадиционных источников.

Первый день конгресса можно назвать «министерским», так как секции были отданы делегациям различных стран с министрами во главе. Однако уже во второй день заседания проходили в более открытом режиме. Даже в зале пленарных заседаний на удивление пустовали многие места.

МИЛЛИАРДНЫЕ «ОБЛАКА» «ТАТНЕФТИ»

Помимо обсуждений, делегаты и посетители могли пройти по нефтяной выставке, в которой приняли участие более 500 компаний. Они разместились в трех огромных холлах «Крокус-экспо» — яркие, зазывающие, оснащенные мультимедийными технологиями стенды как российских, так и зарубежных компаний. Казалось, компании соревновались не столько в технологиях производства, сколько в красоте оформления стендов: крутились ролики, рассказывающие о добыче нефти, или же демонстрировались площадки по добыче в миниатюре.

IMG_4428.jpg

Из Татарстана свой стенд представила только «Татнефть». В его оформлении, как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из представителей компании, должны угадываться символы. Три объемных воздушных «облака» обозначали водонасыщенные пласты и вместе с тем чистоту и прозрачность бизнеса, а также добытые в Татарстане 3 млрд. т нефти, оформленная в центре стена в виде черных «языков» символизировала нефтяные пласты.

«Татнефть» в выставке принимает участие впервые, рассказал первый заместитель директора торгово-технического дома по научно-производственному обеспечению «Татнефть» Иван Калачов. По его словам, цель — показать компанию и обеспечить связь с партнерами. Калачов отметил, что уже подходили представители из Израиля, Ирана, США, с которыми проведены переговоры. «Обмен мнениями, высочайшая концентрация всех руководителей и возможность быстро обменяться мнениями, причем устроить маленькие конференции, междусобойчики. Второе — сверить часы, послушать, куда движутся люди, проверить себя, как наша компания смотрится. Все это полезно и все нужно», — обозначил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» значимость нефтяного конгресса для «Татнефти» ее гендиректор Наиль Маганов. Он отметил, что наблюдает взаимный интерес компаний друг к другу. «Смотрят, кто что из своих запасников, из сундуков, из секретов вытащил. Понятно, что не все вытаскивается, и нам это присуще, не можем же мы так сразу «раздеться», — пошутил он.

IMG_4434.jpg

НЕФТЕДОБЫЧА РАСТЕТ

Около 14 часов около стенда «Татнефти» началась суета — ждали появления президента РТ. Однако сначала появился Маганов в компании главы ТАНЕКО Леонида Алехина. Через пару минут пришел Минниханов. Он, в отличие от суетившихся вокруг него журналистов и посетителей, спокойно осмотрел экспозицию, сделал фото «облаков» «Татнефти» и моментально выложил его в Instagram. Все это время Маганов находился рядом и терпеливо ждал. Затем они сели за стол и, казалось, пытались о чем-то поговорить, но обступившие президента журналисты и простые зеваки явно мешали беседе — Минниханов и Маганов скрылись в комнате для переговоров.

Буквально через 10 минут президент РТ с сопровождающими поспешил на секцию «Инвестиционная привлекательность нефтегазовых регионов». Здесь губернаторы Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского, Ненецкого автономных округов и Оренбургской области хвастались своими достижениями, запасами нефти и газа, рассказывали об амбициозных планах строительства инфраструктурных объектов, даже показывали фильмы, которые напоминали трейлеры к блокбастерам со спецэффектами и компьютерной графикой. Татарстану, конечно, тоже было чем похвастаться. Минниханов вышел к микрофону последним.

IMG_4448.jpg

«В 2013 году мы отметили 70-летие начала промышленной разработки нефтяных месторождений Татарстана», — начал Минниханов свое выступление, указывая уже выступившим, что и мы, мол, не хуже и нефть добываем не первый день. Для убедительности президент РТ добавил, что это помогло восстановить послевоенную экономику Советского Союза. За этот долгий срок удалось добыть 3 млрд. 200 млн. тонн нефти (а это и есть те три «облака», представленные на стенде «Татнефти»), татарстанские нефтяники к тому же помогали осваивать месторождения Западной Сибири.

«Уникальным для отечественной нефтяной промышленности достижением нефтяников Татарстана является стабильно растущий уровень нефтедобычи в пределах республики на протяжении последних 14 лет», — продолжал Минниханов. Если кто-то забыл, то президент напомнил, что до 1994 года показатели были такими, которыми сейчас бы никто и не подумал хвастаться, но потом многолетнюю тенденцию снижения добычи нефти удалось переломить. Как? «Благодаря мерам налогового стимулирования, которые были предоставлены нефтяникам правительством республики, льготировалась добыча из нерентабельных, малодебетных, высокообводненных скважин, стимулировалась добыча по новым месторождениям и с применением новых методов повышения нефтеотдачи», — предвосхитил вопросы присутствующих Минниханов. Хотя собственно задавать вопросы слушателям и не пришлось — такой возможности попросту не предоставили.

IMG_4432.jpg

По мнению президента, роль сыграли и предоставленные республике до 2000 года преференции со стороны федерального центра. Благодаря им удалось сохранить свыше 10 тыс. скважин, а за пять лет, с 1995 по 2000 год, добыли свыше 48 млн. т нефти.

СТРУКТУРА ЗАПАСОВ НЕФТИ УХУДШИЛАСЬ

«Сегодня ежегодно мы добываем в Татарстане около 33 миллионов тонн нефти и этот уровень планируем сохранить минимум на протяжении ближайших 30 лет, — продолжал президент. — Залогом этого является обеспеченность добычи запасами».

Впрочем, с запасами не все гладко. «На сегодня в Татарстане мы имеем качественно новую структуру остаточных запасов нефти, чем 20 лет назад — она значительно ухудшилась», — пояснил Минниханов. Пожалуй, президент РТ был единственным на секции, кто начал говорить о сложностях и трудностях. Если по России доля трудноизвлекаемых запасов составляет 60%, то в Татарстане — более 73%. «Кроме того, качество запасов непрерывно ухудшается, поскольку вырабатываются активные запасы и появляются залежи с более сложным геологическим строением», — пожаловался Минниханов. Тем более, для освоения таких месторождений потребуется в 2 - 5 раз больше средств.

IMG_4431.jpg

Впрочем, будущее Татарстана президент видит в высоковязкой тяжелой нефти. Минниханов заверил, что у республиканских специалистов есть соответствующий опыт по работе с ней. «Сформирован пакет собственных технологий — это более 60 международных патентов. Ведется промышленная разработка месторождений сверхвязких нефтей», — сообщил он.

К тому же Татарстан следует и новым мировым трендам — добыча сланцевой нефти. Минниханов заявил, что в республике занялись изучением технологий. «Пока это еще вопрос будущего, но это наше будущее», — осторожно заметил он. Как мы уже писали, в конце марта «Татнефть» утвердила структуру создания полигона сланцевой нефти домниковых отложений. Минниханов об этом вопросе не раз говорил и даже докладывал премьер-министру Дмитрию Медведеву. Значимость проработки этого вопроса в том, что позволит республике в будущем не снижать добычу нефти, а для этого стоит делать ставку на нетрадиционные ресурсы, поскольку запасы традиционной нефти с каждым годом истощаются.

«Мы нацелены на конвертацию углеводородного сырья в экспортные продукты нефтехимии», — Минниханов переключился на другую тему. Нефтедобыча в республике интегрирована с нефтехимией. «Так называемая нефтяная игла является ресурсом для развития нефтехимии», — считает президент. Тем более на сегодня в республике производится более 51 процента выпускаемого в России полиэтилена, 25 процентов полипропилена, 45 процентов всех каучуков, 56 процентов полимеров и полимеров стирола. «К 2020 году в республике будет удвоен объем выпускаемого этилена почти в два раза и до 3,8 миллиона тонн увеличится объем выпускаемых каучуков и пластика», — обозначил цель президент.

IMG_4429.jpg

Президент РТ видит преимущество Татарстана в дальнейшем углублении переработки добываемого углеводородного сырья, развитии малого бизнеса по переработке выпускаемых полимеров. «На основе кластерной модели, на базе крупного якорного производства мы формируем территориально-производственные образования в форме технопарков, индустриальных парков, промышленных округов», — поделился опытом Минниханов. По его словам, инвесторов также поддерживают, развивая инфраструктуру, внутренний республиканский спрос, а также оказывая прямую и косвенную поддержку через государственное софинансирование и предоставление налоговых льгот, сокращение административных процедур.