Сегодня пульс реновации исторического центра Казани замерили на брифинге в кабмине РТ. «Больной», разумеется, скорее жив, чем мертв, хотя темпы восстановления и замедлились. Это естественно, как отметила помощник президента Олеся Балтусова, универсиадский дедлайн позади, и теперь у бизнеса есть время спокойно определяться со своей недвижимостью. Среди острейших вопросов по-прежнему судьба «дома Шаляпина» на ул. Пушкина, 10, и гостиницы Дворянского собрания на ул. Рахматуллина. Побывавший на брифинге корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что под грифом опасности литеры бывшей Марусовки, где жил Максим Горький, дом Дротоевского, с которым никак не определится Талгат Абдуллин, и ряд других объектов.
Прогулки президента по историческому центру Казани стали доброй традицией |
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПОТРЕБУЕТ ЕЩЕ 3 МЛРД. РУБЛЕЙ
Сегодня на фоне разгара строительного сезона в ходе брифинга в кабмине РТ приоткрыли завесу над процессами реновации исторического центра. В целом, несмотря на некоторое замедление реставрационных работ, процесс продолжается. Собственно, замедление вполне понятно: предуниверсиадская гонка, когда надо было поднять из руин сотни объектов исторического центра, позади. Награды «золотой сотне» владельцев исторических кирпичей благополучно раздали 10 месяцев назад. И сейчас и власти, и собственники продолжают работу.
Насколько замедлились темпы инвестиций в казанскую старину? Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», первый замруководителя исполкома Рустам Нигматуллин напомнил, что в ходе предыдущего этапа реновации владельцы за 2,5 года «влили» в исторические кирпичи порядка 11 млрд. рублей. За это время в Казани было отреставрировано 96 объектов культурного наследия и приведено в порядок 285 объектов ценной среды, уточнила цифры замминистра культуры Светлана Персова.
Нигматуллин затруднился точно назвать цифру планируемых инвесторами вложений, однако отметил, что она может быть оценена примерно в 3 млрд. рублей. «Когда эта оценка будет произведена инвесторами, мы услышим цифру, — пояснил он. — Но думаю, миллиарда 3 минимум еще будет вложено, потому что небольшими суммами там не обойтись. Проекты и прикидки по финансированию будут ясны в течение этого года».
Из всех тех, кто приобретал объекты с аукционов, практически все инвесторы выполнили свои обязательства, добавил Нигматуллин. Беспокоит власти только здание на ул. Баумана, 27 — «дом Маркова», известный также как бывший бауманский райисполком. «Собственно, обязательства по восстановлению фасада, окон, входной группы инвестором были выполнены, — пояснил он. — Но дальнейшие работы, мягко говоря, остановились — это раз. И второе: примыкание кровли выполнено не в соответствии с проектом, который согласовал минкульт». Сейчас исполком пытается найти общий язык с владельцем объекта Денисом Тарутиным, напомним, что на аукционе в ноябре 2011 года он выложил за это здание 15 млн. рублей.
ПСУ ВОЗВОДИТ «МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ ПАНОРАМЫ» НА УЛ. ДЗЕРЖИНСКОГО
С наглядной презентацией прошедшего и будущего выступила Олеся Балтусова. По ее словам, президент РТ Рустам Минниханов уже провел 3 обхода по историческому центру Казани, которые повторяются по маршруту 7 экскурсий, проведенных в начале реставрации.
Продолжаются работы по реставрации четырех музеев: Боратынского, Горького, Ленина и Толстого. Пока только в музее Ленина частично готова экспозиционная часть. В Старо-Татарской слободе за некоторым исключением уже не стоит вопрос сохранения памятников, в сердце слободы на улице Каюма Насыри обсуждается организация движения туристических автобусов, прорабатывается вопрос антипарковочных модулей. Онлайн регистрация ооо в Санкт-Петербурге на сайте http://bereganevy.ru/ по самой низкой цене в городе. Проверено.
Есть радостные моменты: среди них Балтусова отметила реставрацию многострадального «дома Маяковского» на ул. Театральной. Кроме того, началась реставрация Духсошественской церкви (бывший кукольный театр) — на это бюджет РТ выделил 35 млн. рублей. Казанской епархии переданы и другие здания этого комплекса, в частности, бывшего офиса УАТИ — там планируется создание первой в современной Казани православной гимназии. В «последнем деревянном» на Суконке, спасенном минлесхозом РТ, уже топятся печи — и теперь остается реставрация интерьеров, на что приход Духсошественской церкви собирает средства.
В рамках программы «Мирас» идут работы на 8 объектах культурного наследия Татарстана, добавила Персова. В Казани это флигель дома, где жил Толстой, лютеранская церковь на ул. К. Маркса, Галеевская мечеть, усадьба Боратынского.
В этом году за счет средств инвесторов планируется завершить реставрацию бывших номеров «Волга» по ул. Горького, 3. Еще один знаковый объект — «Дом печати» на Баумана, где разместится гостиница, книжный магазин «Таткнигоиздата» и где уже отреставрирован конференц-зал. ЗАО «ПАН» в Александровском пассаже на ул. Кремлевской планирует отреставрировать крытый двор. Ведутся внутренние работы в доме Фукса.
Из новых любопытных объектов Персова отметила строящееся здание на ул. Дзержинского, 7. ООО «Первое строительное управление» планирует создать здесь выставочный комплекс городской панорамы с макетами Казани разных веков.
Кроме того, в этом году планируется завершить и работы по гостинице «Казань». Совместно с инвестором гостиницы «Казань» продолжаются поиски решения и по подземной галерее под улицей Баумана. Напомним, что инвесторам уже обещали ее отдать в концессию на 49 лет за рубль, но пока сделка не состоялась. Строительные нормативы требуют сооружения систем дымоудаления, выпускные трубы которых должны выходить выше окружающих домов, пояснил Нигматуллин. И сейчас прорабатываются технические решения этих сложных инженерных вопросов, среди вариантов рассматривается установка специальных клапанов в световых фонарях галереи. К слову, проект галереи показывали Минниханову в ходе одной из недавних прогулок.
ПОД ГРИФОМ «ОПАСНО»
Перечислять спасенные объекты можно долго — только в перечне ASG их почти три десятка. Так что Балтусова сразу перешла к проблемам.
«Для градозащитного движения Казани очень важно, что сегодня есть режим диалога как с собственника, так и с контролирующими органами, — отметила помощник президента РТ. — Однако остался ряд объектов, которые находятся под грифом опасности. Первый — самый яркий пример — Пушкина, 10. Собствеником является ООО «ДРОМ», которое ушло в суды и уже не первый год судится с министерством культуры».
Сейчас, как пояснила замминистра культуры Персова, пройдены все судебные инстанции. И в ходе кассации дело вновь вернулось на первую инстанцию арбитража. Вся эта тяжба не идет на пользу зданию. Балтусова расценила это как «умышленное затягивание процесса реставрации». И то, что здание в опасности, сомнений не вызывает.
Кроме того, продолжается экспертиза проекта КФУ по реконструкции лабораторного корпуса в квартале у Петропавловского собора, сообщила Балтусова в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online». Университет не отказался от проекта, продолжается поиск вариантов укрепления фундаментов церкви Космы и Дамиана — этот вопрос, напомним, вызвал крупный скандал этой зимой с серией челобитных возмущенной общественности Минниханову.
Светлана Персова (в центре) принимала участие в подготовке проектов реставрации исторических объектов, которую проводила компания ASG Алексея Семина (справа) |
«В списке брошенных — дом на улице Жуковского, 15, — перечислила Балтусова. — Страшно за литеры бывшей Марусовки, где жил Горький: во дворах стоят строительные заборы, что там происходит, пока понять невозможно. Плачевный вид у дома Дротоевского на улице Карла Маркса, 56, который передан Госжилфонду, здесь заказчик никак не может определиться с будущим объекта».
ВДОХНУТЬ ЖИЗНЬ В ЦЕНТР КАЗАНИ
Определиться с использованием зданий вообще непросто — и проблема даже для самих владельцев, добавила помощник президента РТ. Балтусова предложила журналистам совместно с владельцами, историками, архитекторами провести что-то вроде мозгового штурма, чтобы понять, как использовать то или иное здание с учетом его исторической ценности...
Центр Казани кажется пустым — то здесь, то там висят таблички «аренда», людей живет немного, и по вечерам центр пустеет на глазах. Как вдохнуть жизнь в исторический центр, будет ли здесь строиться жилье, и не лучше ли вернуть людей в освободившиеся особняки?
Как пояснил в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» Нигматуллин, в центре вряд ли когда-то будет такая же плотность людского населения, как в советские годы. Объясняется это довольно просто: в «трущобы» с двухметровыми потолками, которые представляли собой раньше многие купеческие дома, люди не пойдут. Инвесторы-застройщики, вписывая свои проекты в условия ограничений, стремятся строить, скорее, элитное жилье, которое не дает высокой плотности населения. А коммерческая недвижимость, в которую инвесторы вписывают сейчас свои интересы, требует вдумчивого подхода — и здесь власти уже не торопят процесс принятия решений, объяснил он.
Например, ASG сейчас продолжает подключение своих объектов к инженерным коммуникациям. Первым компания Алексея Семина, ставшая локомотивом реставрации казанской старины, намеревается сдать дом купца Банарцева на К. Маркса, 18 — здесь уже запустили камин и начали внутреннюю отделку особняка в аутентичной обстановке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.