Сегодня на деловом понедельнике в Набережных Челнах городские власти предприняли попытку обсудить создание нового архитектурного образа города. Получилось не очень. По словам чиновников, для того чтобы автоград в будущем не напоминал одну большую спальню КАМАЗа, создадут банк креативных идей, который пополнится за счет конкурсных работ школьников и дипломных работ студентов. Что касается самых ближайших планов, то обновят фасады двух ДЮСШ, возможно, поставят пару скульптур в этническом булгарском стиле, построят пару скверов, а из имеющихся будут гнать алкоголиков и бомжей. Правда, как это изменит архитектурный облик города, не совсем понятно. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что ситуацию вполне можно переломить, но главное, чего не хватает, — это желание муниципальных властей.
Ольга Никитина |
«НАВЕРНОЕ, НА МАКЕТЕ ВСЕ ВЫГЛЯДЕЛО КРАСИВО И ЛИХО»
Создание нового архитектурного имиджа Набережных Челнов должны были обсудить сегодня на деловом понедельнике в мэрии автограда. Главный архитектор Ольга Никитина зачитала доклад с многообещающим названием «Об архитектурной деятельности по благоустройству города». Для тех, кто ни разу не был в Челнах, поясним, что оригинальной архитектурой город, мягко говоря, не блещет, зданий с оригинальным внешним видом здесь раз-два и обчелся, поэтому Челны больше напоминают одну большую спальню КАМАЗа. Начала Никитина за здравие. «В современном обществе, где доминируют средства массовой информации и коммуникаций, создание имиджа города играет роль такую же важную, как экономика и планирование. Запоминающиеся образы формируют представление о городе: будь то восприятие города самими жителями или мнение о нем у кого-либо извне», — отметила докладчик. При этом на экране появились фотографии зданий бизнес-центра 2.18 (в народе — «Тюбетейка»), Дворца торжеств и IT-парка.
Здесь, наверное, нелишним будет напомнить «мнение извне», высказанное недавно известным драматургом, режиссером и актером Евгением Гришковцом, который не далее как в апреле приезжал в автоград со спектаклем «Как я съел собаку» и написал в своем дневнике о челнинских впечатлениях.
«А через час после купеческой, низкорослой и старинной Елабуги въехали мы в город Набережные Челны, который не купеческий и не старинный. Таких необъяснимо широких улиц я не знаю ни в одном городе. Это даже не улицы и не проспекты. Это какие-то пространства между одинаковыми девятиэтажными домами. Понятное дело, что когда, не так уж давно, строили этот город, никто землю не берег и не экономил. Наверное, на макете и на плане архитекторов все выглядело красиво и лихо. Но в итоге получилось так, как получилось.
Девятиэтажки в Набережных Челнах в основном такие же, в какой я жил много лет в городе Кемерово. Такие, которые с одной стороны с балконами, а с другой стороны с лоджиями. Только в Кемерово такие девятиэтажки ставили лоджиями во двор, а балконами на улицу, в Набережных Челнах же сделали наоборот. Люди, разумеется, все эти лоджии застеклили и закрыли рамами. Застеклили кто во что горазд и каждый по-своему. Так что от стройности макета и проекта не осталось ничего. Печально народное творчество в области стекления лоджий и балконов. Удручает оно своим диким разнообразием. Город очень длинный, больше 20 километров. И понять в нем, где находишься ты, в центре или на окраине, приезжему человеку не удастся ни за что. Дороги ужасные. Дороги таковы, что кажутся испытательным полигоном для выпускаемых в городе «КАМАЗов».
«НОВЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА МОЖЕТ ПОВЫСИТЬ ЕГО СТАТУС»
Итак, что же челнинские власти намерены предпринять для создания нового архитектурного имиджа города? «Действия архитекторов и дизайнеров должны вдохновляться образами прошлого, настоящего и будущего, — заявила Никитина. — Прошлое помогает увидеть неучтенные возможности и альтернативы, стимулировать волю к переменам. Следует использовать историко-культурные ценности и традиции для осмысления значимости и определения идентификации городских территорий, а также можно активно участвовать в написании новой современной истории Набережных Челнов».
Главный архитектор города сообщила, что в новом учебном году планируется провести конкурс среди учеников и студентов на тему «Городская сказка или легенда». По его результатам будут сформированы техзадания для тематических архитектурных проектов по благоустройству города в рамках программы «100 скверов». Никитина также сообщила, что студенты профильных специальностей пединститута, Института дизайна, Федерального университета ежегодно готовят дипломные работы по решению актуальных задач в области дизайна, много нестандартных экспериментов с дизайном и архитектурным формообразованием проводит детская школа дизайна и архитектуры «Да-Да», что позволяет пополнять банк креативных идей и проектов.
Далее докладчик напомнила о продолжающейся реконструкции набережной Тукая, где будут установлены светильники, скамьи, урны, велосипедные парковочные держатели, малые архитектурные формы, декоративные скульптуры. «Наряду с этим ведутся работы по реконструкции детско-юношеских спортивных школ «Яр Чаллы» и «Дельфин». Планируется реконструкция фасадов объектов с благоустройством прилегающей территории, включающей мероприятия по созданию доступной среды для маломобильных граждан», — сообщила Никитина.
Значительную часть своего выступления она посвятила строительству за счет частных инвестиций двух «образцовых» скверов рядом со строящимся выставочным центром недалеко от жилого дома 17/03. Правда, чиновница не стала напоминать неприятный для городских властей инцидент, случившийся 10 июня во время визита в автоград президента Татарстана Рустама Минниханова. Тогда представитель инициативной группы жителей дома 17/03 нажаловалась главе республики на мэра Василя Шайхразиева, обвинив градоначальника в том, что он не выполнил обещания сохранить сквер.
«Акцентируя местные особенности, город может выработать свой уникальный образ, — продолжила Никитина. — К нам поступают предложения по использованию скульптуры различной тематики (на фото). Считаю удачным предложение по размещению скульптуры в этническом булгарском стиле, но в современном прочтении. Стилизация и условность позитивных образов очень гармонично вписывается в челнинскую среду, как бы продолжая традиции Ильдара Ханова».
Закончила Никитина свой доклад призывом к застройщикам и инвесторам. «Подчеркивая существующие и вырабатывая новые уникальные особенности образа города, можно повысить экономический, социальный и культурный статус Набережных Челнов. Хороший архитектурный объект с эстетически оформленным благоустройством — имидж предпринимателя, а в совокупности объектов — лицо города, который мы любим не просто по факту проживания, но и за то, что есть, и, надеюсь, будет еще что любить!»
Никитина считает удачным предложение по размещению скульптур в этническом булгарском стиле, но в современном прочтении |
«СЕГОДНЯ КУЛЬТУРНОСТЬ ГОРОДА ОЦЕНИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВОМ УРН, ЗАВТРА ЭТО БУДЕТ СТЫДНО»
Комментируя выступление главного архитектора города, Шайхразиев отметил, что задача городских властей состоит в том, чтобы «эту тему развивать и в том числе через некоторые архитектурные элементы». Однако вскоре он «технично» перевел разговор на свою коронную тему — пропаганду здорового образа жизни.
«Я поддерживаю идею развития городских пространств таким образом, чтобы каждый челнинец и гость нашего города мог спокойно выходить и наслаждаться и скверами, и набережной, и нашими парками. Это дорогое удовольствие в части строительства, но есть бизнес, который строится, и они изначально должны заложить [расходы] в части развития здорового образа жизни и спорта. Есть деньги бюджета города, республиканские, федеральные, их надо привлекать. И таким образом, работая ежедневно, медленно, но уверенно, идти к культурному здоровому городу Набережные Челны», — сказал челнинский мэр.
Затем он выказал обеспокоенность тем, что такие благоустроенные городские пространства захватываются асоциальными элементами. «У меня убедительная просьба к главам районов, а также полиции. Когда мы создаем такие городские пространства, сперва люди восхищаются, а затем кто-то начинает занимать эту территорию, как в животном мире. Пример тому и Боровецкий бульвар, откуда мы сначала пьяниц выгоняем, а потом детей зовем на праздник — постоянно идет борьба за эту территорию. Буквально вчера выложили фотографии сквера на ГЭСе. Там уже ребята опоры освещения повытаскивали. Все урны забиты, и люди пишут, что это территория стала для алкоголиков и бомжей. Скамейки заняли уже пивники, а наша задача, чтобы пивников с каждым днем становилось меньше. Не только через пропаганду здорового образа жизни, но и через административные ресурсы. То есть надо не просто построить, а еще каждый день контролировать. Нужны будут еще года, чтобы люди поняли, что скверы, зоны отдыха сделаны для порядочных людей, алкоголикам там нечего делать. Но несмотря ни на что, мы строительство не останавливаем, идем вперед», — отметил Шайхразиев.
Он с удовольствием отметил, что в этом году на челнинском Сабантуе в отличие от предыдущих лет встречалось наименьшее количество пьяных. «Люди привыкают праздновать, не потребляя крепкие спиртные напитки. Просто сидеть и пить сегодня становится немодно. Сегодня модно вместе с семьей заниматься спортом, выходить на территорию города, встречаться, влюбляться, наслаждаться. Поэтому наша задача эту тему развивать и в том числе через некоторые архитектурные элементы. Имидж города должен быть во всем, в том числе и через здоровый образ жизни, через культуру, через уважение. Если сегодня кто-то будет оценивать культурность города количеством урн, то сегодня это правильно. Но завтра это должно быть стыдно, потому что чем больше урн, тем меньше культуры, потому что по ходу ни кушать, не пить не прилично. Для этого должны быть специально созданные кафе».
Заканчивая свое выступление, Шайхразиев продемонстрировал всем плакат, показывающий, что человек, выкуривающий в день одну пачку сигарет, может сэкономить за год 21,6 тыс. рублей, на которые можно купить 300 кг фруктов, ЖК-телевизор, турпутевку, годовой абонемент в фитнес-клуб, холодильник, смартфон и т.д. Только причем здесь архитектура города, осталось не вполне понятным...
Таким образом, что мы имеем в сухом остатке из разговора на деловом понедельнике про создание нового архитектурного имиджа Челнов? Для пополнения банка креативных идей среди школьников и студентов проведут конкурс, обновят фасады двух ДЮСШ, возможно, поставят пару скульптур в этническом булгарском стиле, построят пару скверов, а из имеющихся будут гнать алкоголиков и бомжей...
«У НАС НЕТ КРУПНЫХ ИНВЕСТОРОВ»
Эксперты, не понаслышке знакомые с архитектурой Челнов, считают, что проблем с идеями для внешнего облика города реально нет. Однако в конечном счете все определяет инвестор, которого вполне устраивает унифицированный объект, главное, чтобы работал. В этой ситуации необходима политическая воля властей города, а она отсутствует. По словам директора Института архитектуры и дизайна КГАСУ Евгения Прокофьева, попыток преобразовать внешний вид Челнов было достаточно.
«Лет 8 назад архитектор Валерий Манукян пытался изменить Челны, разрабатывал интересные объекты в центре города, пробовал даже менять застройку жилых кварталов, — рассказал Прокофьев «БИЗНЕС Online». — Затем года три назад к нам приезжала и Ольга Никитина, она перечисляла несколько точек в городе, над которыми следовало поработать. Этим вопросом занимались наши старшекурсники, которые ездили в Челны, разработали эксизы, потом с Никитиной их обсуждали. Работа велась под руководством Александра Дембича — завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест. Но кажется, они не были реализованы. Мы сейчас для Нижнекамска тоже проекты сделали, но никакого движения по ним нет. Словом, градостроительной политикой мы занимаемся, но чиновники не шевелятся. Дело, видимо, в деньгах. Экономия со стороны застройщиков есть, и ее надо ломать. Прежде всего разрабатывать подробную градостроительную концепцию со всеми будущими объектами и затем давать обременение застройщикам, заставлять их четко придерживаться плана. Это работа для администрации города».
По поводу упомянутых 9 точек Никитина пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что конкретной задачи создать и реализовать проекты по ним перед городом не стояло.
«Это были чисто концептуальные работы, — сказала Никитина. — В реализацию ни одна из них не пошла, мы особо и не рассчитывали. Тем же образом мы работаем и с нашими студентами — мы не ждем от них ответов, нам интересен свободный взгляд на архитектуру города, кроме того студенты общаются со мной как с потенциальным заказчиком, для них это практика. Какие-то идеи могут и выстрелить, но пока выдающихся работ мы не видели».
По словам Никитиной, проблема главенства инвестиций над дизайном присутствует, но рассматривать ее следует в несколько ином ракурсе.
«На самом деле у нас и нет инвесторов с большими проектами и серьезными инвестициями. Возможно, это эхо кризиса на них сказывается. Мы пытаемся обременять застройщиков по благоустройству в первую очередь, но масштабы все равно не те. Крупные проекты сегодня реализуются только на бюджетные деньги, и они достаточно интересные — это и IT-парк, и перинатальный центр... Так что остается надеяться на стабилизацию городской экономики. По словам наших экономистов, сейчас как будто намечается некоторый рост...»
«АРХИТЕКТОРЫ БЬЮТСЯ, НО ЗАСТРОЙЩИКУ НАДО ПОПРОЩЕ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что в архитектурном отношении городу гордиться сегодня нечем, но эту ситуацию можно переломить. Главное, чего не хватает, — это желание муниципальных властей.
Татьяна Хайман — председатель правления набережночелнинского отделения союза дизайнеров России, директор школы архитектуры и дизайна «Да-Да»:
— Запоминающийся облик города формируется десятилетиями и общей градостроительной политикой. Сейчас ситуация такова, что заказчик минимизирует свои затраты, ставит каркас и остекляет его. В результате город чистенький, но весь одинаковый. Комплекс от комплекса отличить невозможно, торговые центры на одно лицо. Все упирается в стремление заказчика быстро отбить деньги, о городе как таковом никто не задумывается. Нужно напоминать заказчикам, что они граждане этого города. А если бы так, как в Челнах, строили в Екатеринбурге или новые районы Санкт-Петербурга?
Что касается IT-парка, то по нему было более интересное предложение. Опять-таки Ирина Шабашвили — архитектор IT-парка, что смогла в предложенных условиях, то и выжала из этого объекта. Точно так же было и с набережной: не было ничего, появилось кое-что. Наверное, это хорошо, но сравните набережную Челнов с тем же Питером. От этого «чего-то» до настоящей набережной еще очень далеко. Эта проблема отражается и в самом содержании объектов. Картинная галерея одна в городе, а магазинов миллион. Детской картинной галереи нет, театра человеческого нет, кукольного театра нет. Это не культура для города-полумиллионника с тысячами детей!
Если посмотреть на наследие, то что осталось от старых Челнов? Дворянскую улицу реставрировали так, что туда уже не зайти. Один банк остался более-менее приличный. Какая борьба шла за то, чтобы улицу реставрировали по старинным чертежам, но все равно все было отдано на откуп богатым инвесторам, и они сделали то, что им выгодно. Архитекторы не виноваты — они бьются, но им говорят: «нам надо попроще, с окупаемостью за три года». Да, все согласовывается с управлением архитектуры, но какими полномочиями сегодня реально обладает главный архитектор? Все что может она делает, но это должна быть политика города. БСМП же сделал Ильдар Шафкатович (Халиков — бывший мэр города — прим. ред.). И «Тюбетейку» тоже — вот очень достойное место. Когда задача ставится большая — пусть она будет выполнена на 70 процентов, но все-таки это будет масштаб.
«РЕШЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ»
Рашит Низамов — ректор КГАСУ:
— Знаковых архитектурных объектов в Челнах я бы назвать не смог, разве что «Тюбетейка». Город хороший, чистый, с правильной планировкой, но это город-спутник, и строительство нестандартных объектов ему, наверное, необходимо. Городу нужна концепция развития. Нужно понять, что мы хотим получить на выходе, избегать эклектики, несистемных решений. В мире есть много городов, которые не старше Набережных Челнов, но имеют свои особенности. Главное — это системность: даже если очень хочется, нельзя строить неправильно. Говоря о мировом опыте, нужно иметь в виду нестандартные строения, которые вписываются в общую архитектуру Челнов, парковые решения, смесь урбанизма и зеленых зон. Пеньялоса приезжал — он же как раз сторонник таких решений, и подобных направлений в градостроительстве много. Нужно решать задачи градостроительного развития с учетом ландшафтного дизайна и правильного технологического подхода к строительству.
У нас в Казани тоже ляпов хватает, к сожалению. Но у нас хаотичное состояние дел сохранялось до тех пор, пока не появились системные решения в результате президентских обходов, с того момента, как Олеся Балтусова достучалась до руководства. Она сейчас активно работает в этой области. До некоторого времени заниматься сохранением архитектурного наследия, правильной планировкой было не очень популярно, а сейчас стало трендом для Казани. Строим так, как надо: по общей концепции, по конкретным нормативам застройки центра, под пристальным вниманием руководства. Частные хотелки уже не проскакивают, потому что есть политическая воля руководства, и это самое главное. Понятно, что у девелоперов свои задачи, но мы хотим обитать в комфортной среде, и для этого нужна четкая позиция администрации. Всегда можно попросить бизнес-сообщество строить так, чтобы это было интересно всем. Я думаю, что инструментов для этого хватает.
Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов, председатель наблюдательного совета банка «Камский горизонт»:
— Мы в свое время хотели дополнить фасады зданий облегченными железобетонными конструкциями — своего рода карнизами, которые придавали бы зданиям завершенность. Они придали бы другой облик городу. Сейчас трудно говорить в цифрах, прошло больше 16 лет, но если бы это было слишком затратно, наверное, я бы на этот шаг не пошел. Сейчас с учетом появления разнообразных полимеров это сделать было бы еще проще — навесить всяческие колонны, фигуры и так далее.
Муниципалитет мог бы обратить внимание на этот проект. Люди устают много лет смотреть на прямоугольники, и обновление внешнего вида домов повлияло бы на психологию людей, ведь уют городских экстерьеров побуждает к новым действиям. Сегодня в Набережных Челнах я бы отметил здание казначейства. Есть некоторые здания, которые украшают город, даже дома более интересные. Раскраска панельных домов тоже как-то освежает, придает веселый вид городу.
С приоритетами застройщиков ситуация понятна, но все зависит от градостроительной политики. Привлекательный фасад обходится дороже, квадратный метр в доме дорожает. Конечно, это для людей не очень хорошо. Но ведь это все единоразовые затраты, а в городе потом жить. Существующие дома создавались по проектам тех времен, когда необходимо было максимально быстро решать проблему жилья для камазовцев. До конца эта проблема, естественно, не решена и сегодня, но дальше строить прямоугольные коробки вряд ли стоит. Объяснить это застройщикам силой административного убеждения вполне можно. Можно сказать, что пропустим только такой фасад и никакого другого! Я думаю, решение этого вопроса зависит от политической воли.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.