ТАТАРЫ, АРАБЫ, КРЫМЧАНЕ И ХОЛОДНЫЙ ДОЖДЬ

Известно, что еще 11 июня председатель Духовного управления мусульман РТ Камиль Самигуллин обратился к имамам республики с просьбой ежедневно совершать специальные намазы в мечетях о ниспослании дождя. И Бог услышал эти молитвы. Весь день в субботу моросит, а порой и вовсе барабанит. Небо хмурится, с Камы — пронизывающий ветер. Тем не менее с самого утра в Болгар тянутся автобусы и машины. Тут и там аварии, на дороге мокрые колеи, автомобили в которых ведут себя как лодки, дорога идет волнами, особенно в Спасском районе, административным центром которого является Болгар

По номерам и опознавательным знакам авто можно попытаться определить географию гостей. Вот едет 104-й автобус прямиком из Зеленодольска. Рядом Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга. А далее Ульяновск, Самара, Чувашия, Башкортостан, Марий Эл, Пенза, Оренбург, Волгоград, Киров, Москва. На двери «Газели» написано «Шанхай».

— А где находится ваш Шанхай? — спрашиваем у водителя.

— Это район в Сызрани, — гордо отвечает он.

В Белой мечети продают бахилы по 5 рублей, но народу там немного. На скамеечке сидят два араба из Ирака и Кувейта. Им все очень интересно. Но их явно смущает озвученная цифра в 30 тыс. человек. «Вы в этом уверены? — спрашивает один из них. — Их столько будет снаружи? Мы хотим сделать эффектные фото». Рекомендуем гостям последовать, наконец, ближе к древним строениям.

В дороге туда у каждого своя тема для разговоров. Вот имам из села Старая Кулатка, что в Ульяновской области, рассказывает, как в хадже решил помолиться на парковке, повстречался с охранником с автоматом, но тот узнал, что он из России, сказал, что лицо у него доброе, молиться можно. Казанский и владивостокский хазраты доходят до первых рядов рынка, вглядываются в обилие брюк, платьев и игрушек и заявляют: «Нет, это еще не наши товары пошли». А неподалеку идет дед из Арского района в костюме эпохи НЭПа и жалуется, что вовсе не ожидал какого-либо дождя, а тут даже дождевики негде купить. Крымский хазрат цитирует хадис о том, что вместе быть хорошо, а порознь плохо. И заявляет: «Казанские татары — самые умные, интеллигентные и гостеприимные».

ПРЕЗИДЕНТ И МУЛЛЫ

Почетными гостями праздника стали президент РТ Рустам Минниханов, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, премьер-министр РТ Ильдар Халиков, мэр Казани Ильсур Метшин, председатель ДУМ РФ Талгат хазрат Таджуддин, председатель совета муфтиев России, председатель ДУМ Европейской части России Равиль хазрат Гайнутдин, председатель управления мусульман Кавказа, председатель консультативного совета мусульман Содружества Независимых Государств Паша-заде Аллахшукюр.

Для Минниханова это был третий день плотной работы с духовенством. В пятницу, напомним, он принял участие в пленарном заседании V Всероссийского форума татарских религиозных деятелей в Камаловском театре (все делегаты, а это 800 человек из 52 регионов России, потом поехали в Болгар). А в четверг осмотрел Галеевскую мечеть и призвал Самигуллина активно искать спонсоров — 23 млн. рублей по республиканской программе «Мирас» не хватает.

В субботу президент принял лидеров мусульманского духовенства в конференц-зале комплекса «Ак мэчет». В частности, председатель Духовного управления мусульман Украины муфтий Ахмед Тамим подарил Минниханову символ мечети на Украине, первый камень которой заложили татары, и исторические книги. Гости договорились о совместной работе над взаимопониманием друг с другом в непростое для религии время.

«ЗДЕСЬ ДУХ НАШЕГО НАРОДА»

Основные речи были произнесены у памятного знака принятия ислама, в котором гости посмотрели перед этим выставку коранов (и где хранится самый большой в мире печатный Коран).

— В 922 году здесь наши деды приняли ислам, — сказал Минниханов. — И ХІ веков спустя мы вновь собираемся здесь. Здесь дух нашего народа, здесь мы собираемся, совещаемся, наше будущее связано с этим местом.

— Спасибо, что вы приехали несмотря ни на что, — начал речь Шаймиев. — Спасибо, что принесли дождь, наш долгожданный дождь. Даже в самые засушливые годы, если мы собираемся на жыен, льет дождь. Значит, Бог принимает наши дела. Возрождение святого Болгара — сложная работа, она требует много денег, но с помощью народа, с помощью власти она проводилась, — продолжил первый президент Татарстана. — Как бы ни было сложно, это решаемо. Мы четыре года этим занимаемся, и вы видите, как все обновляется. Можно сказать, что большая часть уже сделана.

Также Шаймиев отметил, что на совещании в Доме правительства РТ обсуждался вопрос о том, как должны добираться туристы до Болгара и Свияжска: водным или другим транспортом (известно, что в планах авиаэкскурсии за 5 тыс. рублей на человека при 80% заполняемости рейса, взлетно-посадочная полоса в Болгаре есть).

Это требует многих вложений, но это тоже будет сделано в течение двух-трех лет, — сказал Шаймиев.

— Пообщавшись [с муфтиями], мы решили, что нужно прийти к общему мнению на земле Болгар, — закончил он свое выступление. — Надо определить направление. И в нынешнюю информационную эпоху нужно наладить работу с молодежью. Мы не должны отделяться от молодежи.

Таджуддин вручил Минниханову и Шаймиеву ордена «Аль-гыйззат». Президент успел сделать на сцене селфи с несколько удивленным Гайнутдином.

На сцене начался концерт в рамках фестиваля «Музыка веры». А часть гостей отправилась на экспозицию «Средневековое ремесло Болгара», где кузнец из Великого Устюга Виктор Мизгирев помог Шаймиеву и Метшину изготовить гвозди, потом — на речной вокзал, выставочные павильоны в башнях «Сувар» и «Биляр», комплекс «Святой источник «Габдрахман сахабэ коесы» и верблюжью ферму. Последняя открылась именно сейчас, но почему-то ее громко не презентовали, видимо, не тот уровень. Все-таки не мечеть. Отметим, что в этом году в Болгаре не было громких открытий. В прошлом году появился новый речной вокзал, в позапрошлом — памятный знак принятия ислама, музей хлеба, а главное — Белая мечеть ем не менее 100 тыс., как заявляли организаторы, и тогда не приехали).

Стоит отметить, что на встрече была развернута ярмарка, где продавались и мусульманские книги, и халяльное мясо, и украшения с каляпушами. Пришедшие могли угоститься пловом, шашлыком, пирожками и даже китайской лапшой и роллами. Многие явно приехали просто на экскурсию и не утруждали себя участием, к примеру, в обеденном намазе на Соборной площади, где также появилось руководство республики.

А Минниханов продолжил свою работу и после: он отбыл в Томскую область, где посетил концерт мастеров искусств РТ, а на следующий день федеральный Сабантуй.

УЧИТЬСЯ? В БОЛГАР!

Тем временем представители ДУМ и сочувствующие, пока чиновники осматривали музеи, подняли флаги и двинулись колонной к Ханской усыпальнице с малым минаретом. «Надо идти туда, куда все идут!» — сориентировались туристы и присоединились к ним.

Здесь Таджуддин произнес с тысячами пришедших молитву покаяния (тауба). Но перед этим вручил медали отличившимся муллам и помощникам. Кого там только не было! На сцену выходили люди из Хабаровска, из Ямало-Ненецкого округа, где мечети, как и прочие сооружения, строят на сваях. Стоит отметить, что почти каждого муфтий знал лично и рассказывал подробности из их жизни. Улыбку вызвало у пришедших награждение водителя Таджуддина. Оказывается, он возит его уже 32 года и за это время — очевидно, вместе с шефом — успел четырежды совершить хадж. Кроме духовенства чествовали, к примеру, работающего с ДУМ писателя Ямиля Мустафина. Он извинился за неумение красиво говорить по-татарски. И рассказал по-русски, как в 1989 году приезжал сюда и спросил у Таджуддина: неужели все тут возродится. «Обязательно», — ответили ему тогда. Также был награжден Марат Бибишев, который, будучи генеральным директором проектно-строительного объединения «Челныгорстрой», возводил первую челнинскую мечеть «Тауба».

В резолюции исламского форума было предложено, в частности, поддержать инициативу создания на площадке комплекса «Ак мечеть» Болгарского исламского образовательного центра, а также выработать единую систему мусульманского образования. По словам Таджуддина, уже было решено, что три исламских университета — в Москве, Казани и Уфе — будут преподавать по единой программе. А в Болгаре, соответственно, создадут магистратуру.

— 90 процентов из тех, кто сейчас приходит в мечеть, — это молодые люди, — сказал муфтий. Тем самым он еще раз отметил одно из многократно проговоренных на форуме решений — активная работа с молодежью, которая, как известно, может уйти не только в светскую грешную жизнь, но и обычный лютый ваххабизм.

ПОХОД В ЮНЕСКО, ПОПЫТКА ПОСЛЕДНЯЯ

Напомним, традиционные собрания мусульман «Изге Болгар жыены» проходят в Спасском районе 25 лет. В 1989 году здесь отметили 1100-летие принятия своими предками ислама по Хиджре. Впрочем, долгие годы после этого никаких пышных торжеств здесь не проводилось. Громкие празднования начались четыре года назад, когда новая история Болгар началась с отставки Шаймиева в начале 2010 года, тогда он заявил о том, что намерен заняться развитием Болгарского и Свияжского музеев-заповедников.

Дело пошло быстро: пока решался вопрос о федеральном финансировании, республиканский бюджет выделил на проекты 400 млн. рублей. Желание профинансировать работы выразила «Татнефть» и «Бэхетле». На 21-м собрании были 24 тыс. гостей. Появились и другие мероприятия в Болгаре. К примеру, в январе 2014 года впервые во всероссийском масштабе здесь провели Мавлид — праздник в честь дня рождения пророка Мухаммада. Даже на самом событии собравшиеся обсуждали между собой, что о дозволенности праздника в честь дня рождения пророка Мухаммада среди исламских богословов существуют разногласия. В честь этого ДУМ РТ выпустило «Мавлид китабы» («Книгу Мавлида») о порядке проведения праздника и с 21 доказательством того, что праздник можно проводить.

Дело, однако, идет не без препонов. Был скандал с языческой «Хранительницей» бурятского скульптора Даши Намдакова, чья установка вызвала протесты общественности. Шаймиев тогда сказал: «Я не отказался и никогда не откажусь от этой работы». И отметил, что статуя обязательно будет установлена на территории Татарстана, однако так и не уточнил, будет ли это Болгар. Далее в Спасском районе так и не провели ремейк Куликовской битвы, которую многие назвали попросту провокацией, мол, нельзя реконструировать битву между русскими и татарами рядом с намоленным местом.

Наконец, с начала прошлого десятилетия тянется история с заявкой на включение в список всемирного наследия. ЮНЕСКО предъявило претензии к корректности работы по реставрации и реконструкции, также в уместности новых объектов на территории. В итоге комитет всемирного наследия уже трижды отвергал заявку России на включение Болгара в список...

Любопытно, что на следующий день после праздника в Дохе (Катар) началась работа 38-й сессии комитета. Татарстан твердо намерен добиться положительного результата. Ибо эта попытка последняя.

К тому же, в Болгаре работа продолжается. Открывается палаточный лагерь на 1,5 тыс. человек с душевыми кабинами, санузлом, столовой. Будет создан археологический парк и научно-исследовательская лаборатория, обсуждается вопрос о центре тюркской письменности. Похоже, несмотря ни на что, проект музея-заповедника будет закончен.