А ПОСЛЕ БАГГИ — ХАНИЯ ФАРХИ

Действо начинается в четыре часа дня, но за полтора часа до старта ничто не предвещает, что скоро тут будут тысячи людей. Хотя масштабы впечатляют: на большой холмистой местности пруды, река Меша, множество сцен и площадок. Аниматоры распевают в мегафон «Сайрый сандугач», рыцари в гигантских костюмах бьются надувными палками, на площадке экстрима заливают землю водой — здесь будет забег по грязи. Полиция ходит толпой, пока главный объясняет им задачи: надо, чтобы народ на мосту не толпился, конфликты надо пресекать. Позже драк мы не замечаем, но с моста публику не сгонишь — это же лучшая точка, чтобы смотреть на гонки багги и слушать Ханию Фархи!

Село Мингер примерно в 100 км от Казани, в Сабинском районе. Однако уже несколько лет сюда едут не только из соседних районов — Арского, Атнинского, Кукморского, Мамадышского, Тукаевского, но из столицы РТ, столицы РФ, Марий Эл, Башкортостана... Тем, кто приезжает впервые, даже завидуют — их ожидает мало похожее на обычный Сабантуй событие. Расписание устроено таким образом, что, умеренно повеселившись на районных праздниках рядом, гости едут отжигать по полной в Мингер.

— Мы из Казани, — говорит семейная пара (он — в рубашке навыпуск, она — в вычурной юбке). — Муж из этих мест, поэтому ездим регулярно. Лучше Сабантуя точно нет. Они каждый год что-нибудь да новое придумывают.

— Москвичей в прошлом году было больше, — рассуждает местный дед, попивая чай. — Но они, кажется, не смогли все шашлыки продать. Но все равно едут.

— Мы всей семьей едем из Челнов, — отвечает мужчина в бейсболке и деловых брюках. — Нам везде весело, а сын терпеть не может обычные сабантуи, а на этом всегда что-нибудь интересное находит.

Целая группа марийцев сначала радостно сообщает, что другой Сабантуй и представить не может. Потому что остальные скучные. Но потом пугается диктофона и делает вид, что им интереснее наблюдать за водой. Или за загорающими на лежаках девушками в купальниках. Диджей рядом между тем начинает играть совершенно неожиданный ремикс на ветерана рока 60-х Вэна Моррисона. А неподалеку уже звучит песня остромодного Фаррелла Уильямса. А мы ждали исключительно плясок под баян...

ДЛЯ ДОМА, ДЛЯ РОДНЫХ

Организует Сабантуй семейство Миннахметовых. Старший, Джаудат, — генеральный директор фонда газификации энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ. Ранее был главой Высокогорского района РТ. Один сын, Ирек, — руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», а до этого был заместителем генерального директора ОАО «Татспиртпром». Его брат Радик управляет «Kазань Ареной». Местные сообщают, что у Джаудата Миннахметова до сих пор живет в селе мать Шамсуна. И вообще, родственников и соседей он не забывает. А потому проводит частный Сабантуй уже более 10 лет. Делают Миннахметовы его, очевидно, так, чтобы было интересно самим себе. А не для галочки. Потому даже человек, у которого бег в мешках и корэш вызывают дрожь, получает занятия и зрелища по вкусу.

Встреченный по пути юмористический дуэт «Жомга киче» сообщает, что они здесь работают третий год подряд.

— Это что-то невероятное, — говорят они. — Люди отовсюду собираются. Кажется, тут 15 тысяч человек бывает.

— 40 тысяч, — позже уверенно говорит Ирек Миннахметов. Он сегодня выиграет заезд на багги в одном из самых зрелищных состязаний дня, а публика заприметила его, когда он снимал бои в надувных костюмах для сумо. — Это чисто меценатское мероприятие. Хотя мы в последний год начинали отбивать кое-какие расходы: сдаем в аренду места для торговли, игровые аттракционы, берем деньги за парковку. Я думаю, вы сможете оценить, что наш Сабантуй выше столичных по организации. И не только по уровню развлечений. К примеру, по количеству урн и туалетов. Здесь комфортно.

Логотипы на рекламных носителях, заметим, неслучайные: из группы миннахметовской компании MID — часовой салон «Империя», ресторан Kremlin, спортивный клуб «Чингисхан» (он же — сеть автосервисов). Также спутниковое телевидение «Телекарта», кабельный канал Sony Sci-Fi.

ХОЧЕШЬ — НЫРЯЙ В ВОДУ, ХОЧЕШЬ — В КАТЫК

И в самом деле, несмотря на обилие народа, толкучки до самого конца не чувствуешь. Разве что перед очередным шоу лучше занять место заранее. Но нигде нет лютых очередей за едой или WC. Цена на плов стартует со 150 рублей, наш видеооператор с трудом его доедает. Он впервые на Сабантуе и уже догадывается, что он не совсем традиционный. Разве что выезд с праздника превращается в многочасовой экспириенс — машины едут порой в четыре ряда, многие остаются на ночную дискотеку, чтобы это переждать. Наша редакция добирается до квартир в начале третьего часа ночи.

Однако оно того стоит. Представьте: на главном входе вас встречают бразильские танцоры и баянисты с диджеем. В прудах можно кататься на катамаранах и участвовать в забеге на надувном аквапарке. «Как зовут? Камиль Биккинин? — спрашивает ведущий. — Друзья, с нами Камиль в бикини!» Вскоре его на лодке приедет доставать из воды спасательница, которая потом будет невозмутимо плавать на глазах у тысяч зрителей.

В Меше ловят рыбу голыми руками (и вот уже очередной школьник получает в подарок велосипед). На бревне над водой тут же бьются игрушечными гирями. Рядом — семейная эстафета. Идет конкурс «Царь горы» на залезание на берег по скользкой горке. Чуть правее — тарзанка, а далее сквозь полосу препятствий, созданную организаторами казанского «Грязного забега», пробираются отчаянные. А вот кто-то подобрался слишком близко — и его окатил водой багги. А потом на сцену, нависшую над оврагом, выходит Хания Фархи и исполняет все хиты. И начинается программа с Салаватом Миннехановым во главе. Впрочем, можно отойти к молодежной сцене, к артистам от «Барс Медиа».

Или потанцевать у гостевой сцены, где сначала споет Габдельфат Сафин, а потом начнут шутить для тех, кто все еще смотрит телевизор, обладатели кубка им. Аркадия Райкина Владимир Данилец и Владимир Моисеенко. Они прославились номером про то, что «кролики — это не только ценный мех». Украинцы пытаются сострить про водку, но что-то их темы не особо прокатывают в Татарстане.

Целая сцена — для детей. Рядом гигантские горки, тут же бегают в мешках и пытаются срезать подарки с завязанными глазами. Актеры шоу-группы «Дженази» ходят на ходулях, жонглируют, впечатляют акробатикой. И тут же сообщают, что, в общем-то, на сабантуи обычно не ездят. Но вот — пригласили.

На спортивном майдане — мужской и женский корэш, упомянутые сумоисты, электрический бык для родео, армрестлинг... А еще упущены из виду конные скачки и мотофристайл-шоу. Словом, ощущение, что находишься на мультиформатном open-air. Хочешь — поп-музыка и шоу из телека, хочешь — стильный экстрим, хочешь — татарская дискотека. Не хватает разве что площадки с живой музыкой, но уверены — в будущем появятся.

ПЕСНИ ПОЮТ — ГОРШКИ БЬЮТСЯ

В семь вечера начинается программа на основной сцене. Конкурсы проводят сплошь заслуженные юмористы: Жавит Шакиров, Алмаз Хамзин... Отработав номер, Сафин тут же начинает раздавать автографы.

— Я уж и не помню, который раз тут. Могу только сказать, что Сабантуй в Мингере — ни с чем не сравнимое явление, — говорит он.

Рядом ребятня пытается сесть на байк. Владелец «Харлея» сообщает, что все они прибыли из Москвы.

— Нас Джаудат пригласил, — отвечает он и подсаживает очередного мальчугана в седло. Как известно, старший Миннахметов любит двухколесные развлечения.

За мероприятием наблюдают другая сабинская семья — братья Миннихановы. Президент Рустам Минниханов, начальник управления ГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов, глава Сабинского района Раис Минниханов. Налицо высокий статус мероприятия. При этом никто не толкает речей, но все, кажется, получают удовольствие. Рядом с высоким руководством Салават, он живет в миннахметовском гостевом комплексе «Дубай», на Сабантуе у него есть своя сцена, где, в частности, выступает Рашит Шамкай и «Мунча Ташы».

Заслуженный мишарин РТ Шамкай активно фотографируется — ему даже шутить, по сути, не надо. Достаточно брови нахмурить.

— Я тут, кажется, уже пятый раз! — замечает артист.

Расим Низамов поет прямо во время очередной эстафеты — то это забег с коромыслами, то в гигантских поролоновых «лыжах». Во время финала по бою с мешками на бревно забираются артисты Камаловского театра, сплошь в театральных костюмах, от «Чарли Чаплина» до «армейского командира». Они здесь, похоже, выполняют роль селебрити с карт-бланшем.

В 11 вечера корреспондент стоит на берегу пруда с полицейским и медленно отходит назад, ибо салют оказался слишком крутым. Включается свет на местной башне Сююмбике, фейерверки шарашат со всех сторон. «Мда, такого я раньше не видел», — говорит представитель правопорядка. День города отдыхает. А музыка продолжает играть, глаз зацепляет качков, которые сгибают голыми руками железные пруты. Рядом группа Rocking Son, исполняют каверы песен дискоансамбля Dschinghis-Khan. В прошлые годы сюда приглашали Владимира Кузьмина (который перепутал Мингер с Казанью) и Boney-M.

Поутру — звонок родственникам. Они ездили на Сабантуй на северо-востоке республики. Говорят, что даже батутов для детей не было, организация ниже среднего. Что ж, дай Бог каждому району щедрого магната... Собственно, праздник плуга давно уже вышел за рамки представлений об этом татарском празднике. И, как выясняется, его можно расширять и модернизировать. Были бы средства и фантазия. При этом любой посетитель получает здесь не только удовольствие, но и полное представление о татарской массовой культуре. Вдохновляет ли этот пример другие видные династии Татарстана?